Конспект подгруппового логопедического занятия для дошкольников 6 – 7 лет Тема: «Дифференциация [С] - [Ш] в слогах, словах» (с использованием нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Авторский конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_podgruppovogo_logopedicheskogo_zanyatiya.doc | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад «Солнышко»
Конспект
подгруппового логопедического занятия
для дошкольников 6 – 7 лет
Тема: «Дифференциация [С] - [Ш] в слогах, словах»
(с использованием нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики)
Составила:
учитель – логопед
О. А. Кустова
р. п. Мордово
2015 г
Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С] - [Ш] в слогах, словах.
Задачи:
коррекционно - образовательная: закрепить знания о звуках [С] - [Ш], их правильной артикуляции;
коррекционно - развивающая: развитие фонематического слуха, мелкой моторики, внимания и мышления.
коррекционно - воспитательная: формирование контроля за собственной речью, дружеских взаимоотношений между детьми.
Оборудование: зеркала (по количеству детей), игрушечные машинки (по количеству детей); игрушки: Маша, мишка, сова, лягушка, кошка, собака, петушок, мышка, сундучок, киндер сюрприз; макеты: ёлки, деревья, болото, речка, камыши, будка, домик, бугорок тропинки (узкая и широкая); предметы для развития мелкой моторики (по количеству детей): массажные шарики Су – Джок, камешки, шишки, носовые платочки; игра «На картинку посмотри, её верно назови ( плоскостные фигуры брёвен, на обратной стороне которых картинки, в названиях которых есть звуки [С] и [Ш]
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети заходят в зал, учитель – логопед предлагает им разместится за круглым столом.
- Ребята, давайте с вами повторим правила нашего занятия. (Логопед и дети хором повторяют правила)
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать,
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить.
- Скажи, вы любите ходить в гости? (ответы детей) И я тоже люблю. Ребята, нас пригласила в гости девочка Маша. Она живёт в домике за лесом и у неё много друзей. Кто из вас был в лесу? (ответы детей) Давайте, покажем какие большие деревья растут в лесу (дети поднимают руки вверх). Подул тёплый ветерок, закачались деревья: Ш- Ш- Ш… (дети длительно произносят звук и качают плавно руками). Подул холодный ветер, закачались сосны: С-С-С… (ребёнок произносит длительно звук, покачивается и машет руками)
2. Введение в тему занятия.
- Как шумели деревья от тёплого ветерка? (Ш- Ш- Ш) Как дул холодный ветер? (С - С -С). Ребята, мы сегодня не только отправимся в гости к Маше и узнаем с кем она дружит, но и вместе с Машей и её друзьями будет учиться различать, кто догадался какие звука? (ответы детей).Молодцы, да мы будем учится различать звуки [С] и [Ш].
3. Анализ артикуляции звуков [С] - [Ш].
- Где у нас находится язычок при произнесении звука [Ш]? (ответы детей).Какой он формы? (ответы детей). Как располагаются губы и зубы, какая воздушная струя при произнесении этого звука (ответы детей). При возникновении затруднений учитель – логопед предлагает воспользоваться зеркалами.
- Где у нас находится язычок при произнесении звука [С]? (ответы детей). Какой он формы? (ответы детей). Как располагаются губы и зубы, какая воздушная струя при произнесении этого звука (ответы детей). При возникновении затруднений учитель – логопед предлагает воспользоваться зеркалами.
- Что общего у этих звуков? (это глухие согласные звуки).
4. Основная часть
- Итак, дорога к её домику Маши далека и добираться мы будем, догадайтесь на чём?
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
И, что это? (машина)
Логопед подводит детей к столу, на котором расположен лес, на краю стола стоят маленькие машинки (фото1)
- Ребята, давай попробуем завести мотор машин, для этого нужно чётко проговорить волшебные слова.
Игра «Запомни и повтори». Логопед произносит цепочку из трёх слогов, а ребёнок повторяет (каждый ребёнок повторят по одной цепочки).
СА - СА – ША
СО – СО – ШО
ШИ – СЫ – ШИ
СУ – ШУ – СУ
АША – АСА – АША
АШИ – АСЫ – АСЫ
- Молодцы, волшебные слова сказали правильно, загудели моторы машин и мы отправляемся в путь. Смотрите бугорок, в нём норка, а живёт в ней необычный зверёк с которым дружит Маша.
Он столбиком стоит,
На закат глядит.
Вдруг он свистнул и присел,
Видно, в норку захотел (суслик).
- Суслик предлагает с ним поиграть.
Игра «Топни – хлопни».
- Будьте внимательными, когда услышите в слоге или слове звук [Ш] – «поймайте» его, хлопнув в ладоши, если услышите звук [С] – «прогоните» его, топнув ногой.
Логопед говорит слоги, затем слова: ША, СА, ШУ, СО, ШНО, ОШ, СУ, АШ, СПА, СНО, АША, АСА; ШТОРА, ССОРА, КАСКА, КАШКА, МАСКА, МИСКА ШНУРОК, СУРОК, ШИШКИ.
- Молодцы, справились, едем дальше (машинки едут и останавливаются у речки) Мы подъехали с вами к речке а живёт в нем ещё одна зверушка, с которой дружит Маша. Отгадать, кто это, нам поможет загадка
Скачет зверушка –
Не рот, а ловушка
Попадёт в ловушку
И комар и мушка.
Да это ведь… (лягушка).
- Как же нам быть, как перебраться через речку, что для этого нам нужно? (мостик). Правильно, чтобы машина переехала через речку, нам нужен мост. Лягушка нам может в этом помочь, у неё есть брёвнышки, но она отдаст нам их только тогда, когда мы выполним её задание.
Проводиться игра «На картинку посмотри, её верно назови». Дети по очереди берут по брёвнышку и называют, изображённые на обороте картинки, в названиях которых есть звуки [С] и [Ш]. Если ребёнок правильно называет картинку, то он «получает» брёвнышко для мостика. Назвав все картинки, дети выкладывают мостик через речку.
- Молодцы, вы построили крепкий мостик, и мы сможем отправляться дальше. Давайте посчитаем, сколько брёвен нам нужно было для моста, при этом будем называть количество и предмет, который считаем (одно брёвнышко, два брёвнышка, три брёвнышка...). Машинки переезжают через мостик и останавливаются.
- Наши машины проехали длинный путь давай – ка, подкачаем её колёса.
Физкультминутка «Насос»
Это очень просто,
Покачай насос ты: С - С – С
(ребёнок выполняет 2 – 3 наклона, изображая накачивание колёс насосом, вдох, наклон на выдохе длительно произносит С- С- С.)
- Подкачали, едем дальше (машины подъезжают к болоту, вокруг него камыши и камешки, фото 2). Ребята, как же быть не проехать, не пройти, здесь болото на пути. Логопед подводит детей и идее положить на болоте камешки и продолжить путь уже пешком (указательный и средний палец ведущей руки у детей превращаются в человечков). Пальчики переходят через болото и останавливаются у ели. Под ней засыпанные листьями лежат «Ёжики» (массажные шарики Су – Джок).
- Ой, ребята, да здесь целая ежиная семейка. Давайте с ёжиками поиграем.
Игра «Колючий ежик»
Катиться колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек
По ладошке бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(дети катают шарик по ладошке)
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(дети катают шарик по пальцам)
Бегает туда – сюда
Мне щекотно, да, да, да
Уходи колючий ёж в тёмный лес
Где ты живёшь! (дети катают шарик по всей руке)
Дети кладут «ежей» на место и движутся пальчиками дальше. Подходят ко второй ели, по шей шишки.
- Что же здесь такое? (шишки). А мы знаем интересную игру, давайте поиграем с шишками (фото 3) Игра «Шишки»
Дети катают шишку между ладонями и проговаривают слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать,
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре пять.
Еловая шишка колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко.
- Давайте, аккуратно сложим шишки на место, наверное, это лесные жители приготовили себе запасы и снова отправимся в путь. Пальчики идут дальше и подходят к развилке (одна тропинка узкая, а другая широкая)
- Ребята вот незадача, как быть по какой дорожке идти, в одну сторону ведёт узкая тропинка, а в другую - … (широкая), кто же нам поможет? Смотрите, на ели дупло. Думаю, в этом нам поможет, ещё одна Машина подружка, которая как раз живёт в этом дупле.
Всю ночь летает –
Пищу добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
Кто это? (сова)
- Сову, считают мудрой птицей, и она приготовила для нас задание (фото 4)
Игра «Назови ласково» Логопед называет слово и просит ребёнка произнести это слово ласково:
санки – саночки,
шишка – шишечка,
Саша – Сашенька,
Маша – Машенька,
Сушка – сушечка.
- Молодцы, сова подсказывает, что нужно идти не по узкой дороге, а по …. (широкой).
- Смотри, вон и домик Маши. Нас встречают, ещё друзья Маши. Кто это? (собака и кошка) Они хотят поиграть с нами.
Игра «Путаница».
- Внимательно послушайте, и замени звуки в словах на правильные.
Кошка ловит «миску» (мышку).
Пожарный носит «кашку» (каску).
Мама моет «мышку» (миску).
Саша ела «каску» (кашку).
Миша танцует в «машке» (маске).
«Крысу» (крышу) красят маляры.
Сладко спит в берлоге «миска» (мишка).
- У собачки и кошки для тебя есть ещё загадки про Машиных друзей (по мере отгадывания ребёнком загадок, логопед выставляет возле домика фигурки петушка и мышки, затем Маши и Мишки)
Птица ходит по двору,
Будит Машу по утру,
На макушке гребёшок,
Кто же это? (петушок)
Короткие ножки,
Живёт в норке,
Грызёт корки (мышка)
Я всю зиму в спячке сплю,
Летом с Машею дружу (Мишка).
- Ребята, Мишка, приготовил для вас сундучок. Хотите узнать, что там? (дети открывают сундучок, достают носовые платочки)
Игра с платочком «Медведь» (дети медленно засовывают платочек указательным пальцем ведущей руки в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
- Ребята, Маша и её друзья очень рады, что мы да них добрались, преодолели все трудности, справились со всеми заданиями
5. Итог занятия.
- Мы сегодня с вами попали в гости к Маше, познакомились с её друзьями. Назовите, с кем она дружит? (ответы детей). Что вам больше всего понравилось делать? (ответы детей) Зачем мы всё это делали? (учились различать звуки [С] - [Ш]).
- Молодцы, вы старался, были внимательным, и ещё больше подружиться со звуками [С] - [Ш]. Маша и Миша, всё слышали и приготовили для вас сюрприз (логопед вручает детям игрушку киндер сюрприз). Давайте посмотрим, что же там внутри (дети открывают игрушку и находят внутри конфеты «Маша и медведь», и сушки). Ну что ж ребята, поблагодарим за угощение и нам пора возвращаться в детский сад.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Активизация речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, посредством нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики"
В материале представлен проект по активизации речевой деятельности у детей с ОНР, посредством использования нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики....
Буклет "Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у старших дошкольников"
Б буклете представлены нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста...
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ
В статье представлен опытов работы по использованию нетрадиционных приём развития мелкой моторики у дошкольников снарушениями речи...
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях».
В конспекте представлены игры, загадки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, различные задания для автоматизации звука "Р"....
Консультация для воспитателей «Формирование у детей навыков выполнения звукового анализа слова с использованием нетрадиционных методов развития мелкой моторики»
В консультации предложены игры с использованием нетрадиционных методов развития мелкой моторики...
Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи
Консультация для родителей о нетрадиционных приёмах развития мелкой моторики....