Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье представлен опытов работы по использованию нетрадиционных приём развития мелкой моторики у дошкольников снарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_priyomy_razvitiya_melkoy_motoriki.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме:
«Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ».
В настоящее время, в сфере образования стало уделяться большое внимание работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» лицом с ОВЗ признаётся человек, имеющий физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;
В дошкольных учреждения, среди тех категорий детей, которые были отнесены к детям с ОВЗ. У детей логопатов отмечаются не только различные нарушения речевого развития, но так же может быть низкий уровень развития памяти, внимания, мышления и воображения, значительное снижен уровень развития мелкой моторики рук.
Научно доказано, что уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то и нарушено речевое развитие.
Почему же эти два понятия – речь и мелкая моторика так тесно связаны?
Ответ на этот вопрос нам дают исследования ученых-нейрофизиологов, которые занимались проблемами нарушения речи. Они установили, что
в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев анатомически расположены очень близко, точнее сказать речевая область является частью двигательной. На слайде речевые зоны обозначены как центр Брока (речедвигательный) и центр Вернике (речеслуховой). Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Из этого следует, что развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики рук.
Проблема развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи является достаточно актуальной. Её значимость определяется:
- во – первых, прямой зависимостью уровня развития речи ребёнка от степени развития тонких движений пальцев его рук;
- во – вторых, тесной связью речевых и двигательных зон в коре головного мозга;
- в третьих, потребностью ребёнка в реализации двигательной активности.
Значимость развития мелкой моторики, подчёркивали философы, физиологи и педагоги.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И.Кант
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И.П. Павлов
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».
В.А. Сухомлинский
«Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию детской руки, тем быстрее и легче овладевает маленький человек речью и навыками письма. Но даже упущенные моменты поддаются коррекции при умело спланированной системе упражнений направленной на формирование мелкой моторики руки» К. А. Одинец
Исходя из всего выше сказанного, целью моёй работы в данном направлении стало использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики для преодоления отклонений в речевом развитии детей.
Работа в данном направлении предполагает решение ряда задач:
коррекционно – образовательные:
- формировать познавательную активность и творческое воображение детей;
коррекционно – развивающие:
- развивать тонкие движения пальцев рук;
- развивать тактильную чувствительность;
- активизировать речевую деятельность;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятие;
- воспитывать внимание к обращённой речи;
- развивать самоконтроль за речью.
Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики, которые я использую на логопедических занятиях основаны: на применении малораспространенных приёмов развития мелкой моторики, а так же на нестандартном использовании различных предметов, которые можно объединить в три группы:
- Природный материал: шишки, орехи, косточки, каштаны, камешки, жёлуди.
- Бытовые предметы: носовые платочки, бигуди, бусы, пуговицы, пробки, различные крупы, решётки для раковины, резинки для волос, бельевые прищепки, канцелярские скрепки, шестигранные карандаши
- группу составляют – шарики Су – Джок и эспандеры.
Игры с этими предметами, очень нравятся детям. Дошкольники по своей природе любознательны. Всё новое и необычное привлекает детей, поэтому нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики, способствуют повышению у детей внимания и интереса к играм с различными предметами, поддерживают положительный настрой, желание выполнять упражнения и задания в течение всего занятия и, следовательно, способствуют преодолению речевых нарушений.
Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики, которые я использую в работе с детьми разбиты на два основных комплекса:
- игры и упражнения без стихотворного сопровождения;
- игры и упражнения со стихотворным сопровождением.
Так как устранение речевых нарушений является коррекционным процессом, который предполагает активное участие и взаимодействие всех педагогов работающих с детьми. Это взаимодействие реализуется через коррекционно – развивающую службу нашего дошкольного учреждения, которая представлена учителем – логопедом, педагогом – психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем и конечно воспитателями. Во главе системы взаимодействия специалистов стоит учитель – логопед, который выступает организатором и координатором процесса развития речи и моторики детей.
Взаимодействие специалистов осуществляется через такие формы как:
- совместная разработка комплексов нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики;
- взаимопосещение занятий, ведение Журнала взаимодействия;
- методические объединения, семинары – практикумы, круглый стол, деловые игры, консультации.
- работа психолого – медико – педагогического консилиума, работа мини – групп.
Коррекционный процесс сам по себе сложен и его трудно осуществлять без участия родителей воспитанников, имеющих нарушения речи. Активное участие родителей позволяет значительно повысить эффективность работы по развитию мелкой моторики, создать единое пространство речевого развития ребёнка. В процессе взаимодействия с родителями использую три основные формы:
- индивидуальную (беседы, консультации, приглашение родителей на индивидуальные занятия);
- коллективную ( в данную форму входят родительские собрания, круглый стол, семинары – практикумы, групповые консультации);
- наглядную (папки – передвижки, стендовая консультация, размещений информации на сайте детского сада в рубрике «Логопед и я»).
Само по себе понятие взаимодействие подразумевает наличие обратной связи. В качестве такой связи между учителя – логопеда и родителей выступают индивидуальные логопедические дневники детей.
В ходе коррекционных логопедических занятий используются не только различные предметы, но и изготовленные мной игры на развитие мелкой моторики.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по использованию нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики у детей с нарушениями речевой деятельности способствует: - развитию координированных движений кистей и пальцев рук; - преодолению различных речевых нарушений; - развитию внимания, мышления, памяти; - снятию психоэмоционального напряжения; - подготавливают руку к овладению процессом письма.
развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи через нетрадиционное применение различных предметов способствует улучшению произношения многих звуков, развитию коммуникативных навыков и развитию общей сенсомоторной и речедвигательной моторики.
Мне, как практикующему логопеду, хотелось бы начать с констатации факта, по ряду объективных причин медицинского и социального характера с каждым годом число детей, имеющих недостатки развития речи, возрастает
что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка. У которого нарушение формирования речи обязательно сопровождается слабым развитием мелкой моторики, а именно двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что
многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние
пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.
Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы.
Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
преодоление отклонений в речевом развитии детей
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Активизация речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, посредством нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики"
В материале представлен проект по активизации речевой деятельности у детей с ОНР, посредством использования нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики....
Буклет "Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у старших дошкольников"
Б буклете представлены нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста...
Приёмы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи
Данная консультация будет полезна не только педагогическим работникам, но и родителям детей с нарушениями речи....
Консультация для педагогов «Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у дошкольников
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольниковДля формирования мелкой моторики используются:упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождениемигры с различным материаломхуд...
Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи
Консультация для родителей о нетрадиционных приёмах развития мелкой моторики....
Доклад на тему «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду»
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду»-консультация для родителей...