Проект "Активизация речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, посредством нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики"
проект по логопедии на тему
В материале представлен проект по активизации речевой деятельности у детей с ОНР, посредством использования нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
«Активизация речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, посредством нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики»
Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев. Чем больше
уверенности в движениях детской руки,
тем тоньше взаимодействие руки с орудием
труда, сложнее движения, ярче творческая
стихия детского разума. А чем больше
мастерства в детской руке, тем ребенок
умнее…»
В.А. Сухомлинский
Актуальность.
Дети с общим недоразвитием речи – особая категории детей, которая характеризуется как системным нарушением речи, так и недоразвитием мелкой моторики.
Актуальность проекта заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием нетрадиционных приёмов будет способствовать формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.
Теоретическое обоснование.
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики рук.
Целью данного проекта является активизация речевой деятельности детей с ОНР посредством использования нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики.
Задачи:
- Организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционных приёмов.
- Сформировать у детей умение производить точные скоординированные движения пальцами рук.
- Развить речевую активность детей, обогатить словарь.
- Повысить компетентность родителей в области развития мелкой моторики через различные формы взаимодействия с семьёй.
Новизна проекта заключается в разработке комплекса нетрадиционных приемов развития мелкой моторики у детей с ОНР и его реализации во взаимосвязи учителя – логопеда, педагога – психолога, воспитателей и родителей.
Участники проекта:
- Руководитель проекта - учитель – логопед
- Рабочая группа:
учитель – логопед
педагог – психолог
воспитатели
родители.
- Благополучатели – воспитанники старшего дошкольного возраста.
Проект рассчитан на 1 учебный год и включает следующие этапы:
I этап – подготовительный - август – первая половина сентября.
II этап – основной - вторая половина сентября – первая половина мая
III этап – заключительный – вторая половина мая
Ожидаемые результаты:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук.
- Значительное повышение у детей уровня речевой деятельности.
- Появление активного интереса у детей и родителей к нетрадиционным приёмам развития мелкой моторики рук.
Подготовительный этап
- Изучение методической литературы и Интернет ресурсов по проблеме.
- Изучение опыта работы.
- Создание материально – технической базы.
- Разработка комплекса нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики.
- Разработка диагностического инструментария.
- Первичная диагностика уровня развития мелкой моторики и речевой деятельности.
Критерии эффективности проекта:
- Появление у детей и родителей активного интереса к выполнению нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики.
- Значительное повышение у детей уровня развития мелкой моторики и речевой деятельности.
Основной этап:
- Консультирование воспитателей.
- Консультирование родителей.
- Семинар – практикум «Развивая пальчики – развиваем речь»
- Оформление наглядной информации, буклетов по проблеме.
- Конкурс для родителей «Пособия для развития мелкой моторики своими руками».
- Реализация комплекса упражнений в работе с детьми с нестандартным использованием различных предметов:
- массажных мячиков;
- платочков;
- крупных бигуди;
- прищепок;
- счетных
- палочек;
- длинных
- бигуди;
- зубных щеток;
- бус;
- резинок для волос;
- щеток;
- камешек;
- грецких орехов;
- эспандеров;
- клубков;
- пробок;
- пуговиц;
- круп;
- ниток;
- кусочков ткани;
- решеток.
Заключительный этап
- Итоговая диагностика уровня развития мелкой моторики и речевой деятельности детей.
- Анализ результативности.
- Презентация проекта на методическом объединении учителей – логопедов.
- Размещение информации по проекту в Интернете.
Информационные ресурсы
- Цвынтарный В. «Играем с пальчиками и развиваем речь»
- Лопухина Е. «Речь. Ритм. Движение»
- Узорова О.В.,. Нефедова Е.А «Игры с пальчиками»
- Новиковская О. «Пальчиковая гимнастика»
- Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику»
- Ткаченко Т. А «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у детей с нарушениями речи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр
Данный материал можно использовать в качестве консультации для воспитателей или родителей....
Книга и творческая речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста
Уметь и знать, как «пользоваться» книгой должен каждый воспитатель. В статье предлагаются варианты совместной деятельности с детьми в образовательной области "Чтение художественной литературы"...
Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. &l...
Статья "Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО посредством цифровых технологий"
Научная статья "Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО посредством цифровых технологий"...
Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: "Театральная азбука маленького актёра" Театральная игра как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей старшего дошкольного возраста. Предложенный материал этого выпуска журнала поможет родителям познакомиться ...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Для ребят дошкольного возраста игры имеютаяДля ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форм...
Проектная деятельность «Развитие речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста»
АктуальностьНи один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Поэтому развитие всех компонентов речи, таких как: формирование словаря, грамма...