Программа для кружка "Юный художник"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Особое значение в современных условиях приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
В соответствие с требованиями ФГОС особое внимание уделяется организации кружковой деятельности по различным направлениям. Программа кружка «Юный художник» имеет художественно - эстетическую направленность и предназначена для дошкольников старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_hudozh.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»
Программа
Кружка
по изобразительному искусству
«Юный художник»
руководитель: Кожокарь Е.Ю.
на 2015-2016 уч. год.
Пояснительная записка.
Особое значение в современных условиях приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
В соответствие с требованиями ФГОС особое внимание уделяется организации кружковой деятельности по различным направлениям. Программа кружка «Юный художник» имеет художественно - эстетическую направленность и предназначена для дошкольников старшего возраста.
Программа кружка «Юный художник» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования к структуре программы воспитания дошкольников, определяет содержание и организацию кружковой деятельности и направлена на формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно - эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Актуальность программы
Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями, - восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, - не только значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности в целом.
Дошкольный возраст является сензитивным для формирования воображения, в начале, воссоздающего, а затем и творческого.
Вся творческая деятельность строится при активном участии воображения. Способность к воображению не дается человеку с рождения, ее можно и нужно развивать. Так как воображение начинает складываться в игре и переходит в другие виды деятельности (в т.ч. и изобразительную), то именно изобразительная деятельность дошкольника сможет стать одним из факторов формирования творческого воображения.
Изобразительная деятельность в дошкольных учреждениях строится на единстве и взаимосвязи рисования, лепки, аппликации, а также тесно связана с конструированием и ручным трудом.
Она имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка (нравственное, умственное, эстетическое развитие и воспитание), но особенно велика ее роль в развитии творческого воображения. Несмотря на различный подход в обучении рисованию, лепке и т.д., зарубежные и отечественные педагоги придают занятиям изобразительной деятельности важное значение в развитии личности ребенка. Можно также повысить и мотивацию детского творчества с помощью использование некоторых нетрадиционных техник изображения (кляксография, рисование мятой бумагой, аппликации из соленого теста и др.), что, безусловно, окажет развивающее влияние на творческое воображение старших дошкольников на занятиях изобразительной деятельности.
Как правило, процессу творчества предшествует длительный период накопления впечатлений, эмоций. Психологами давно установлена связь между фольклором (а точнее его красочными и загадочными образами) заложенным в виде архетипов в сознание человека и развитием воображения ребенка.
Образы фольклора, безусловно, являются тем благоприятным материалом для накопления таких впечатлений, эмоциональных переживаний, могут способствовать созданию оригинальных изображений, развитию творческого воображения дошкольников.
Таким образом, если на занятиях сочетать различные виды изобразительной деятельности (рисование, аппликацию лепку), использовать нетрадиционные способы и техники изображения, а также использовать систему творческих заданий, например изображение фольклорных персонажей, доступных пониманию детей дошкольного возраста (героев сказок, былин и т.д.), которые востребованы в современной отечественной культурной традиции, то это будет развивать воображения, восприятие и эмоциональную сферу дошкольников, а также окажет терапевтическое воздействие на психику ребенка, снимая нервное напряжение и обеспечивая положительное эмоциональное состояние.
Практическая значимость программы
- способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку или аппликацию, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы изображения;
- активизирует мыслительные процессы. В процессе создания изображения у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение нетрадиционных техник рисования, способов создания коллажа) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
- совершенствует изобразительные умения, формирует эстетическое отношение к окружающему;
- развивает конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.
- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Цель программы:
Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности;
Задачи:
Обучающие:
- сочетать в работе различные виды изобразительной деятельности (рисование, аппликацию лепку), знакомя с техникой коллажа;
- знакомить дошкольников с фольклорными героями с целью развития образного мышления;
- использовать в работе разнообразные материалы и техники, различные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разные материалы с целью создания выразительного образа;
- продолжать знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветовосприятия, декоративно – прикладного искусства;
- формировать пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
Развивающие
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
- развивать аналитические способности, образное и пространственное мышление; память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества; общую умелость, моторику рук, глазомер;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;
Воспитательные
- приобщать старших дошкольников к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
Принципы построения программы:
- Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
- Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением.
- Принцип обогащения сенсорного опыта.
- Последовательности и систематичности.
- Личностно-ориентированный подход.
- Культурного обогащения в соответствии особенностями познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
- Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
- Принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.
Организационные условия реализации программы
Программа рассчитан на 1 год по 2 часа в неделю. Количество часов в год –66 .
Программа разработана для детей подготовительной к школе группы
Зачисление в кружок производится по желанию детей и родителей на добровольной основе.
Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10-15 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, длительность каждого занятия - 30 мин.
Численный состав группы определяется, исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям Сан ПиНа и составляет:
15 человек;
Ожидаемые результаты реализации программы.
По окончании курса дети должны знать:
- основы техники коллажа;
- фольклорных героев, доступных их возрасту;
- некоторые нетрадиционные техники и способы изображения (кляксография, рисование мятой бумагой, аппликации из соленого теста и др.);
- основы формообразования предметов, их композиционного расположения на плоскости листа, а также иметь представление о разнообразии цветов и оттенков;
По окончании курса дети должны УМЕТЬ:
- сочетать в работе различные виды изобразительной деятельности (рисование, аппликацию, лепку), создавая небольшие коллажные композиции;
- использовать в работе нетрадиционные изобразительные техники;
- использовать различный материал для аппликаций (в т.ч. соленое тесто), грамотно располагать изображение на плоскости листа, создавая групповые и коллективные работы;
- договариваться между собой о роли каждого в достижении общего результата, осознавая нужность своей работы, украшая ей интерьер детского сада;
Тематическое планирование
№ | Тема | Программное содержание | Кол-во часов |
1 | «Ковер из осенних листьев» | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном на печати. Сочетать рисование с музыкой П.И.Чайковского (альбом «Времена года»). | 1 |
2 | «Овощи» (лепка из соленого теста) | Учить детей лепить знакомые предметы округлой формы (овощи), передавая их особенности, создавая при этом плоскостное изображение. Знакомить детей с приёмами сплющивания и вдавливания. | 1 |
3 | «В гостях у Лесовичка» | Учить создавать образ сказочного существа – Старичка -Лесовичка, комбинируя различные техники изображения (тычок поролоном или сухой кисточкой, кляксография, обрывание бумаги), совмещать рисование с аппликацией (природный материал). | 1 |
4 | «Красивое панно «Осень» для украшения интерьера» | Вызвать у детей желание сделать сообща красивое панно для украшения группы. Научить их смешивать белила с краской основного тона для получения светлых оттенков. Тем детям, которые будут затрудняться сами нарисовать осенний лист или гриб, показать способы его изображения (примакивание, дугами, от пятна и т.п. ). | 1 |
5 | «Портрет змея Горыныча» | Развивать замысел сказочного образа. Использовать по выбору различные материалы и способы изображения (в т.ч. и нетрадиционные), рисование в сочетании с аппликацией. | 1 |
6 | «Художник и его картина» | Продолжать знакомить детей с натюрмортом как жанром живописи. Подвести детей к пониманию того, что создавая натюрморт, художник с помощью предметов быта передаёт своё отношение к окружающей жизни. | 1 |
7 - 8 | «Замок Змея Горыныча» | Учить создавать коллективное изображение (согласовывая свои действия) сказочного замка, соответствующего характеру Змея Горыныча (Острые высокие башни, мрачные окна, в которых горит свет). Использовать в работе природный материал, фольгу, оберточную бумагу, а также печатание кусочками пенопласта. | 2 |
9 - 10 | «Богатыри – Защитники Родины» | Учить создавать образ былинного воина, украшать его одежду и доспехи, используя заранее приготовленный силуэт из папье-маше и краску гуашь. Учить накладывать одну краску на другую по мере высыхания, использовать аппликацию для усиления выразительности образа. Воспитывать любовь к народной культуре, гордость за защитников Родины, умение доводить начатое дело до конца. | 2 |
11 | Лепка из соленого теста «Натюрморт» | Научить детей различать пропорции и пластику формы и вырабатывать навыки скульптурного восприятия предметов и передачи характерных особенностей формы, строения. | 1 |
12 - 13 | «Волшебное дерево» | Учить рисовать дерево, передавая разную толщину ветвей и ствола, используя для изображения веток нетрадиционную технику – кляксографию. Развивать умение вносить в рисунок свои дополнения. Обогащая его содержание («золотые яблоки», волшебные цветы, птицы и др.). Побуждать детей передавать отличительные особенности образа сказочного дерева. | 2 |
14 | Знакомство с дымковской игрушкой | Дать детям представление о характере и особенностях дымковской народной глиняной игрушки, отметить пластичность, выразительность её формы, силуэта, обратить внимание на характер узора, его цветовую гамму. | 1 |
15 | «Сказочная птица» | Учить развивать замысел сказочного образа, развивая фантазию и творчество детей. Продолжать учить самостоятельно выбирать способы изображения, в т. ч. и нетрадиционные (печатание ладошкой), а также изобразительные материалы. | 1 |
16 - 17 | «Сказочный дом для Жар-птицы» | Развивать замысел сказочного образа, воображение, эстетическое отношение к окружающему. Учить создавать сюжетную композицию, согласовывая свои действия в коллективной работе, формировать художественные способности в условиях интеграции видов изобразительной деятельности. Продолжать самостоятельно находить способы изображения и материалы для создания сказочной композиции. | 2 |
18 | Лепка «Грибы» | Закрепить представление о грибах, которые растут в данной местности, научить передавать их изображение в лепке, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к дарам леса. Упражнять в раскатывании комка соленого теста круговыми движениями ладоней и сплющивание его пальцами (создание диска); учить соединять отдельные части, прижимая и примазывая их. Побуждать самостоятельно находить способы изображения грибов, творчески применяя знания, полученные в процессе объяснения педагога, и передавать в лепке характерные признаки различных видов грибов. | |
19 | «Забавные зверушки» | Знакомить детей с творчеством Е. И Чарушина. Формировать умение рисовать животных, используя схематичный эскиз, а также характерные выразительные средства (движение, фактура шерсти животных), использовать нетрадиционную живописную технику (оттиск мятой бумаги) в передаче своеобразия формы, цвета, характерных признаков животных. Воспитывать гуманное отношение к живой природе. | 1 |
20 | Декоративное рисование «Узор из осенних листьев, цветов и ягод» | Учить детей составлять узор из растительных форм, располагать узор на различных формах (квадрате, полосе), развивать чувство цвета. Воспитывать дружеские взаимоотношения. | 1 |
21 - 22 | «Теремок» | Продолжать учить составлять композицию из ранее нарисованных и вырезанных силуэтов животных, сказочных деревьев. Продолжать воспитывать навыки коллективной работы, формировать умение выполнять фрагмент общего изображения, стараясь сделать свою часть как можно лучше. Украшать силуэт теремка элементами народной росписи. | 2 |
23 | «Пейзаж» | Ознакомить детей с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Подвести к пониманию того, что художники не только изображают природу, но и передают своё отношение к написанному. | 1 |
24 | «Ночь в зимнем лесу» | Познакомить детей с приемом цветового контраста. Продолжать осваивать нетрадиционные способы изображения (свечка+акварель), изображая ночное зимнее небо. Развивать умение передавать в рисунке колорит лунной зимней ночи, располагая изображение по всему листу бумаги. Развивать фантазию и творческую инициативу. | 1 |
25 - 26 | «Корзина с подснежниками» | Формировать умение создавать коллективную работу на сказочную тему («Двенадцать месяцев»), красиво располагая цветы по всей плоскости листа (поляны) и нарисованном заранее силуэте корзины. Комбинировать знакомые нетрадиционные техники изображения (кляксография, восковые мелки, печатки). Подвести детей к пониманию необходимости осуществлению действий контроля (сравнение, сопоставление того, что сделано с заданной формой). | 2 |
27 | «Солнечный день в зимнем лесу» | Учить детей договариваться, кто из них изображает предмет, который не должен повторяться в рисунке другого. Учить рисовать ёлку разными приёмами. | 1 |
28 - 29 | «Подводное царство» | Совершенствовать умение создавать изображение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки+акварель, пальцеграфия). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать чувство композиции. | 2 |
30 | «Портрет Водяного» | Учить создавать в рисовании образ фольклорного персонажа путем активизации творческого мышления детей с помощью проблемных вопросов и творческих заданий. Учить самостоятельно выбирать материалы и способы изображения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, радоваться результату. | 1 |
31 | Лепка из соленого теста «Утица – крылатка» | Воспитывать интерес к народной игрушке, учить видеть выразительность её форм, учить лепить утку с утятами. Побуждать плоскостное изображение декоративной птицы, стекой намечать пёрышки, крылья, глаза, украшать крылья налепами. | 1 |
32 | «Первые весенние цветы» | Продолжать осваивать нетрадиционную технику изображения, рисуя цветы (восковые мелки, клей, свечка, акварель), а также совершенствовать технику рисования краской. Продолжать использовать прием цветового контраста для создания выразительного изображения, Развивать чувство цветового ритма, композиции. | 1 |
33 | Лепка «Птицы» | Научить детей лепить птиц, создавая плоскостное изображение, передавая птиц в движении. | 1 |
34 | «Золотая рыбка» | Вызывать у детей интерес к изображению сказочной рыбки, передавая при этом своё настроение. | 1 |
35 | Рисование по мотивам русской народной сказки «Колобок» | Учить детей, рисующих общую картину, изображать на обоих рисунках один общий предмет (дорожку), развивать воображение. Учить детей выразительно передавать образ Колобка и образы животных по их выбору. | 1 |
36 | «Букет для мамы к празднику 8 Марта» | Закреплять умение детей самостоятельно передавать форму вазы, а также изображать весенние цветы, используя нетрадиционные способы рисования. | 1 |
37 | «Зима уходит» | Продолжать знакомить детей с пейзажем. Показать им, что образы природы прекрасны в любое время года и охватывают очень многие состояния, соответствующие переживаниям людей, - от тихой радости до хмурой бесприютности и потемневшего снега уходящей зимы. | 1 |
38 | «Морской пейзаж» | Ознакомить детей с морским пейзажем. Показать, что изображение изменчивой стихии моря – труднейший мотив живописи. Художник-маринист И.К.Айвазовский отлично знал море, искренне и верно его любил. Наверное, потому написанные им морские пейзажи остались в истории искусства как произведения весьма значительные | 1 |
39 | « Космос» | Учить сочетать аппликацию и рисование, создавая изображение на тонированной бумаге. Использовать для аппликации различный материал. Развивать фантазию и творческое воображение. | 1 |
40 | «Каким должен быть портрет?» | Рассказать детям об особенностях портрета – жанра изобразительного искусства. Объяснить им, что портрет – это воспроизведение индивидуальности и неповторимости внешности человека. Отражение его внутреннего мира, воссоздание через детали портрета особенной исторической эпохи. | 1 |
41 - 42 | «Портрет Весны» | Познакомить детей с жанром портрета. Учить создавать необычный портрет-образ девушки Весны в технике Коллажа, используя как знакомые приемы рисования кистью, так и элементы аппликации, в том числе и из природного материала. Продолжать расширять представления детей о весне как о героине древних языческих обрядов, связанных с пробуждением природы, используя в изображении светлые оттенки цветов. Развивать образное восприятие, чувство цвета, творческую инициативу. | 2 |
43 | «Цветущая весна» | Создавать у детей эмоциональный отклик к явлениям природы, передавать своё отношение средствами музыки, поэзии, изобразительной деятельности. | 1 |
44 | «Насекомые» лепка | Расширять представление детей о богатом мире насекомых. Создавая изображение, использовать нетрадиционные изобразительные техники (рисование пластилином). | 1 |
45 | «Кот, который гуляет сам по себе» | Научить передавать в рисунке образ кота – героя сказок (веселого, озорного, ученого). Продолжать осваивать нетрадиционную технику изображения (оттиск мятой бумаги, рисование полусухим поролоном дл передачи мягкости, пушистости кошачьей шерстки). | 1 |
46 | «Сказочный лес» | Продолжать создавать декоративную композицию на тонированной бумаге, совершенствуя технику коллажа (использование природного материала, обрывной аппликации в сочетании с рисованием). | 1 |
47 | «Портрет Домового» | Учить создавать по представлению образ героя народных суеверий, активизируя творческое мышление детей. Использовать на выбор материалы и способы изображения не исключая технику коллажа для создания выразительного образа. | 1 |
48 | «Белочка» | Учить лепить животных, используя знакомые приемы лепки. Познакомить с творчеством художников-анималистов. | 1 |
49 | «Портрет Русалочки» | Учить детей создавать в рисунке фантастический образ Русалки (девушки – рыбы, героини народных суеверий). Продолжать использовать прием цветового контраста, разнообразие приемов и способов изображения для создания оригинальной композиции. Развивать творческую инициативу. | 1 |
50 | «Мотыльки» рисование | Продолжать использовать для создания изображения нетрадиционные способы изображения – монотипию. Учить сочетать аппликацию и рисование, создавая изображение на тонированной бумаге. Использовать для аппликации различный материал. Развивать фантазию и творческое воображение. | 1 |
51 | «Волшебный узор» | Учить детей составлять несложный узор по мотивам городецкой росписи, закреплять знание элементов росписи, называть основные цвета. Продолжать знакомить детей с приемами цветового контраста и на примерах показать, как один цвет усиливает другой, находясь рядом с ним. | 1 |
52 | Беседа о творчестве Ю.Васнецова | Дать детям представление о творчестве известного художника-иллюстратора Ю.Васнецова. (Показ иллюстраций или слайдов). Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству. | 1 |
53 | «Герои сказок» | Продолжать лепить предметы сложной формы по представлению, используя знакомые приемы и способы лепки. Учить передавать в работе эмоциональное отношение к образам сказочных героев и свое настроение. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру. | 1 |
54 - 55 | «Сказочные истории» | Продолжать создавать композицию в технике коллажа, используя ранее приобретенные технические умения и навыки, учить создавать коллективную работу, поощрять творческую инициативу и самостоятельность. | 2 |
56 | «Портрет Бабы Яги» | Учить детей создавать в рисунке фантастический образ Бабы Яги, героини народных сказок. Продолжать использовать прием цветового контраста, разнообразие приемов и способов изображения для создания оригинальной композиции. Развивать творческую инициативу. | 1 |
57 | «Баба Яга в космосе» | Учить создавать по представлению приключения сказочного героя в творческой работе, активизируя воображение детей. Использовать на выбор материалы и способы изображения, не исключая технику коллажа для создания выразительной композиции. | 1 |
58 - 59 | «Медведи проснулись» | Поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинировании между собой для создания выразительной и оригинальной композиции. | 2 |
60 | «Листочки распустились» | Учить передавать весеннее настроение в творческой работе, используя полученные ранее умения и навыки. | 1 |
61 | «Хохломские узоры» | Продолжать знакомить детей с народными промыслами России, учить создавать несложную композицию из элементов хохломской росписи. Воспитывать любовь и бережное отношение к народной культуре. | 1 |
62 | «Гжельское чудо» | Продолжать воспитывать интерес к народному искусству, расширяя представление детей о Гжельском промысле. Учить называть элементы росписи, цвет узора, а также материал, на который он наносится. | 1 |
63 | «Бабочки и стрекозы» | Закреплять с детьми технику монотипии. Развивать творческое воображение. | 1 |
64 | «Радуга» | Знакомить детей с нетрадиционной техникой – «по мокрому слою». | 1 |
65 | «Дождь» | Совершенствовать технику рисования акварельными красками, а также использовать изученные ранее нетрадиционные способы рисования. Знакомить детей с понятием «колорит». | 1 |
66 | «Здравствуй, лето!» | Создавать творческую композицию по представлению, используя полеченные ранее умения и навыки. Развивать фантазию и творческую инициативу. | 1 |
Итого: 66 часов (33 недели)
В работе используются различные методы и приёмы:
- игровой;
- наглядный (рассматривание репродукций картин, подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов, наглядных пособий и др.);
- словесный (беседа, использование художественного слова, вопросы, указание, пояснение);
- практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- проблемно-мотивационный;
- сотворчество;
- мотивационный (убеждение, поощрение).
Для снятия мышечного и эмоционального напряжения детей проводятся физкультурные минутки, для развития мелкой моторики рук – пальчиковые игры.
Мониторинг
Достижения детей, приобретаемые в результате кружковой работы отслеживаются по педагогической диагностике Комаровой Т.С. (Приложение № 1) а также тесту креативности П.Торреса.
В соответствии с календарным учебным графиком диагностика освоения программы кружка пройдет в период с 25.05. по 31.05.2014.
Список средств обучения
1.Наглядные пособия.
Произведения изобразительного искусства:
Айвазовский И. Волна. Девятый вал; Лунная ночь.
Билибин И. Иллюстрации и обложки к русским народным сказкам.
Васильев Ф. Мокрый луг.
Васнецов В. Снегурочка; Алёнушка; Богатыри.
Васнецов Ю. Иллюстрации к русским народным сказкам и песням.
Врубель М. Царевна-Лебедь.
Волков Е. Октябрь.
Грабарь И. Рябинка; Февральская лазурь; Сказка инея и восходящего солнца; Хризантемы; Дельфиниум; Неприбранный стол.
Кончаловский П. Сирень в корзине; Сухие краски.
Куинджи А. Берёзовая роща; Вечер на Украине; Закат.
Кустодиев Б. Ярмарка.
Лебедев В. Иллюстрации к «Разноцветной книге» С. Маршака.
Левитан И. Золотая осень; Вечерний звон; Золотая осень. Слободка; Осенний день. Сокольники; Летний вечер. Околица; Сумерки. Стога; Весна. Большая вода; Берёзовая роща.
Маврина Т. Иллюстрации к «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина.
Машков И. Две тёмные розы и тарелка с клубникой; Натюрморт с самоваром; Натюрморт. Синие сливы; Снедь московская: Хлебы.
Остроухов И. Золотая осень.
Петров-Водкин. Яблоки на красном фоне; натюрморт с черёмухой.
Пластов А. Первый снег; Летом.
Поленов В. Заросший пруд; Золотая осень; Московский дворик.
Рерих Н. Гималаи.
Рылов А. Закат; Зелёный шум; В голубом просторе.
Саврасов А. Грачи прилетели.
Сарьян М. Осенние цветы.
Серебрякова З. За обедом.
Серов В. Девочка с персиками; Мика Морозов.
Соколов А. На Луне.
Стожаров В. Лён; Натюрморт. Квас.
Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птица.
Тропинин В. Портрет Арсения – сына художника.
Хруцкий И. Цветы и плоды; Натюрморт со свечой.
Шишкин И. Лесные дали; Зима; Полдень. В окрестностях Москвы.
Юон К. Мартовское солнце.
Чарушин Е. Иллюстрации к книгам «Тюпа, Томка и сорока», «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Детки в клетке», «Вот они какие» и др.
Якобсон А. Цветы.
Юфа Т. Иллюстрации к русским народным сказкам, к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
2. Печатные пособия.
Список демонстрационного материала для детей:
- Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста «Дымковская игрушка». М.: «Айрис-Пресс», 2006. ил.
- Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста «Филимоновская игрушка». М.: «Айрис-Пресс», 2007. ил.
- Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста «Гжель». М.: «Айрис-Пресс», 2007. ил.
- Наглядно-дидактические пособия: Дымка. – М.: Мир в картинках. Издательство «Мозаика-Синтез» 2005 . ил.
- Наглядно-дидактические пособия: Каргополь. – М.: Мир в картинках. Издательство «Мозаика-Синтез» 2005 . ил.
- Наглядно-дидактические пособия: Хохлома. – М.: Мир в картинках. Издательство «Мозаика-Синтез» 2005 . ил.
- Наглядно-дидактические пособия: Городецкая роспись по дереву. – М.: Мир в картинках. Издательство «Мозаика-Синтез» 2005 . ил.
- Наглядно-дидактические пособия: Гжель. – М.: Мир в картинках. Издательство «Мозаика-Синтез» 2003 . ил.
- Наглядно-дидактические пособия: Дымковская игрушка. – М.: Мир в картинках. Издательство «Мозаика-Синтез» 2003 . ил.
- Лункевич Л.В. М.: «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. Альбом из серии «Страна Чудес» для обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста.
- Репродукции картин русских художников: И.И. Шишкин, И.И. Левитан. – М.: «Айрис-пресс», 2004.
- Репродукции картин русских художников: Н.Н. Ге, А.К. Саврасов, В.И. Суриков. – М.: «Айрис-пресс», 2004.
- Репродукции картин русских художников: В.Г. Перов, А.Г. Венецианов. – М.: «Айрис-пресс», 2004.
- Репродукции картин русских художников: И.Е. Репин, В.М. Васнецов. – М.: «Айрис-пресс», 2004.
- Репродукции картин русских художников: К.П. Брюллов, п.А. Федотов. – М.: «Айрис-пресс», 2004.
Изделия декоративно-прикладного искусства, народные игрушки:
- дымковская барышня;
- дымковский кавалер;
- дымковский конь;
- дымковский петух;
-посуда и игрушки гжельских мастеров;
-матрёшки полхов-майдановские, семёновские, загорские;
-посуда хохломских мастеров;
- жостовские подносы;
- шкатулки мастеров Палеха;
- тверская глиняная птичка-свистулька;
- игрушки и изделия ханты и манси.
Технические средства:
- ноутбук;
- проектор;
- музыкальный центр;
- телевизор.
- видеомагнитофон.
Художественный материал:
- гуашевые краски;
- акварельные краски;
- цветные и простые карандаши;
- цветные школьные мелки;
- пластилин;
- фломастеры;
- восковые мелки;
- пастель;
- угольные карандаши;
- картон (белый и цветной);
- цветная бумага.
Оборудование:
- мольберты;
- кисти круглые мягкие для рисования №1, №2, №3, №8;
- кисти плоские №8;
- подставки для кистей;
- доски для лепки;
- стеки;
- стаканчики под карандаши;
- клеёнки;
- палитра;
- клеящий карандаш;
- салфетки;
- ножницы;
- природный и бросовый материал.
Материал для индивидуальной работы, работы на образовательных мероприятиях:
1. Дидактические игры:
- Три воздушных шара.
- Спрячь мышку.
- Воздушные шары.
- Пирамидка.
- Орнамент.
- Знакомство с цветом.
- Превращение Цвета.
- Логика, форма, цвет.
- Радуга.
- Как радуга наряд себе искала.
- Как краски друг к другу ходили.
- Цветик-семицветик.
- Жанр живописи.
- Составь натюрморт.
- Собери пейзаж.
- Перспектива.
- Составь портрет.
- Найди недостаток в портрете.
- Узнай по профилю.
- Какое выражение лица бывает у людей.
- Заколдованные картинки.
- Мозаика.
- Чудо-узоры.
2. Штампы «Цветы», «Сказочные герои».
3.Трафареты (животные, изделия декоративно-прикладного творчества).
Список литературы
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга». Подготовительная к школе группа. Под редакцией Т.Н.Дороновой, «На пороге школы»
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Развитие +». Часть 2. Старший дошкольный возраст. Подготовительная к школе группа. Под редакцией А.И. Булычёвой, М.: 2012г., с.251.
- Комарова Т.С. Программа «Изобразительная деятельность в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Пропп В.Я. «Морфологические сказки. Исторические корни волшебной сказки». (Собрание трудов В.Я.Проппа. М.: «лабиринт». 1998 г.
- Гаспаров М.Л. «Метр и смысл. Об одном из механизмов русской памяти». М. РТГУ. 2000. «Былины»
- «Древнерусские повести» М.: «Детская литература» 1989 г.
- «Славянская мифология». «Энциклопедический словарь». М.: Эллис Лак. 1995 г. Статьи.
- «Письменный фольклор» В.Бахтин.
- «Сказители и собиратели» А.Мороз.
- «О страшном и смешном» А.Мороз.
- «Иван Дурак» В.Бахтин.
- «Народные баллады». А. Мороз.
Приложение 1
Диагностика
Группа | Цель диагностики | Уровень | ||
высокий | средний | низкий | ||
Подготови- тельная к школе | Создание многофигурной живописной композиции, раскрывающей отношение ребёнка к изображаемой действительности. | Создают выразительную многофигурную живописную композицию, прорабатывая художественные образы персонажей с точки зрения выразительности образа и динамики изображения. | Испытывают затруднения в проработке художественного образа (динамика изображения или использования цветовых характеристик персонажей). | Не могут создать выразительной многофигурной композиции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Юный художник»
развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественных способностей, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник,сформиров...
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...
Программа кружка "Веселый художник"
Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния детей через нетрадиционные техники рисования...
Рабочая программа кружка "Юный художник"
АКТУАЛЬНОСТЬ. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами тех...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Рабочая программа кружка «Весёлый художник»
Программа кружка «Весёлый художник», знакомит детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по из...
Дополнительная образовательная программа "Каждый ребёнок художник" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет
В данной программе представлены содержание и методические рекомендации по развитию творческих способностей детей 5-7 лет, средствами изобр...