Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников»
материал ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию
«Экологическое воспитание дошкольников» за 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка:
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. В нашем МБОУ функционировала одна разновозрастная группа. Количество детей составило 9 человек: ( от 1,5 года до 7 лет). Воспитательно - образовательный процесс с детьми, строится на основе Программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Методическая тема моей работы «Экологическое воспитание в детском саду».
Целью экологического воспитания является : Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду
Задачи:
-Осуществление систематической работы с детьми;
-Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
-Помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений человека и природы.
Пути реализации:
• Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение .
• Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
В результате проделанной работы:
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Большую помощь в работе по экологии оказывают книги:
Натальи Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» . Нравятся детям рассказы, стихи, сказки Г.Тукая, М. Джалиля, в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Вместе с детьми смотрим татарские мультфильмы, после просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет.
В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков : « Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Мы участвовали в районном конкурсе"Чудеса своими руками" для родителей . Семья Хабибуллиных заняли1 место. Также была проведена следующая работа: Я составила презентацию на тему «Мәктәпкәчә яшьтәге балаларга экологик тәрбия бирү”, “Чишмә”, “Су яшәү чыганагы”, “Кыргый хайваннар”, “Үсемлекләр дөньясы”.
Я и мои воспитанники участвовали в конкурсах:
Уровень мероприятия | Название конкурса | Ф.И.О. ребенка | Результат |
Муниципальный | Конкурс юных чтецов имени Г.Тукая. В номинации «Выразительное чтение » | Зарипов Рузиль Рашатович. | Диплом 2 место, Новошешминский детский сад « Ландыш » .2014г. |
Конкурс , чтецов стихотворений Г.Тукая. | Зарипов Рузиль Рашатович. | Диплом 1 место, Тубылгытауский детский сад «Тургай » 2014г. | |
"Чудеса своими руками" для родителей | Хабибуллина Лилия Табрисовна | Грамота отдел образования исполнительного комитета Новошешминского муниципального района РТ 1 место, 2015г. | |
Всероссийский | «Подводные фантазии» | Шайхутдинова Тансылу Ильшатовна. | Диплом 2015г. |
Помоги птицам зимой! | Ситдиков Рамазан Ильдарович. | Диплом2015г. | |
«Мир науки глазами детей». | Шайхутдинова Тансылу Ильшатовна. | Диплом, 2015г. |
Участие педагога в конкурсах, семинарах, конференциях различного уровня.
Виды деятельности | Уровень | Наименование мероприятий | Ф.И.О. педагога-участника | Достигнутые результаты |
Участие и выступления с опытом работы на семинарах, участие в работе КМО, открытые показы . | Районный | Районный семинар на тему : «Кыш көнендә кыргый хайваннарның тормышы». | Сабирова Р.Г. | Справка об участии на районном семинаре |
Участие педагога в конкурсах, мастер классах. | Районный Всероссий Ский | «Инновационные технологии в дошкольном образовании»,2014г. | Сабирова Р.Г. | Грамота отдел образования исполнительного комитета Новошешминского муниципального района РТ 3 место, 2014г.
|
«Воспитатель года РТ- 2015 г.» | Сабирова Р.Г. | Грамота отдел образования исполнительного комитета Новошешминского муниципального района РТ , 2 место , 2015г. | ||
«Рейтинг дошкольных образовательных учреждений» «Мой мастер- класс» | Педагогический коллектив детского сада Сабирова Р.Г. | Грамота отдел образования исполнительного комитета Новошешминского муниципального района РТ, 3 место , 2015г. Диплом | ||
Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в детском саду целью которой является развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы. Дети учатся понимать, что природа – это наш общий дом, закрепляют знания о животных: зверях, рыбах, птицах; закрепляют умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки; учатся устанавливать причинно-следственные связи.
Ребёнка окружают интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется воспитателем в зависимости от решаемых задач. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от возрастных особенностей детей. Методика работы в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, сочиняют свои сказки и рассказы.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Работа по экологическому воспитанию способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески, что является залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"
Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников" для работы в старшей группе...
Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"
Перспективный план самообразования по теме:«Экологическое воспитание дошкольников» Составила:...
Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"
Перспективный план самообразования по теме:«Экологическое воспитание дошкольников» Составила:...
Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"
Перспективный план самообразования по теме:«Экологическое воспитание дошкольников» Составила:...
Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание детей старшего возраста» за 2014-2015 год
отчет о проделанной работе по программе самообразования...
Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников» за 2017-2018 учебный год
Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников» за 2017-2018 учебный год...
Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников» в средней группе
Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников» в средней группе...