Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников» за 2017-2018 учебный год
методическая разработка (старшая группа)
Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников» за 2017-2018 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию
«Экологическое воспитание дошкольников»
за 2017-2018 учебный год
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Пояснительная записка:
Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
- прививать любовь к природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;
- формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее;
- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;
- развивать эмоционально-ценностное восприятие произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
- совершенствовать умения и навыки наблюдений за живыми и
неживыми объектами природы;
- расширять представления о растениях и животных ближайшего окружения;
- развивать экологическое мышление и творческое воображение в
процессе исследования объектов и экспериментирования с ними.
Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:
- План мероприятий по экологии.
- Создан уголок природы и экспериментирования с необходимым
оборудованием.
- Создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и
стихотворений о природе.
- Подобран демонстрационный материал.
- Создана картотека прогулок.
- Создана картотека «Наблюдения на прогулке».
С целью повышения эффективности НОД с детьми создана серия презентаций, которая помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию.
По данному направлению разработала ряд занятий по экологии:
«Деревья в цвету», «Знакомство с животными родного края», «Комнатные цветы», «Красная книга», «Знакомьтесь - лягушка», «Перелетные птицы»,
«Муравьи – санитары леса», «Чудо вода» и т.д.
Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Для реализации этой цели разработала картотеку наблюдений за объектами и явлениями природы. Наблюдения дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности
природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества
предмета использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.
Большую помощь в работе по экологии оказывают книги:
Натальи Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» . Нравятся детям рассказы, стихи, сказки Г.Тукая, М. Джалиля, в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Вместе с детьми смотрим мультфильмы, презентации, после просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств
экологического воспитания являются игры. Игры экологического
содержания использую, прежде всего, с целью уточнения,
закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше
усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать
взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления
живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене
сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в процесс НОД,
целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников.
С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней,
создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую
работу в уголке природы, где содержатся комнатные растения, за
которыми дети ежедневно ухаживают. Труд в уголке природы имеет
большое воспитательное значение. У детей формируется бережное,
заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное
отношение к своим обязанностям.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического
воспитания - это организация проектной деятельности. Мною разработан и реализован экологический проект «Берегите природу».
Также в течение года провела:
1. Беседы с детьми: «Люди – друзья природы», «Удивительное вокруг», «Лес: любить, беречь и не бояться», «Птицы и звери зимой», «Аптека на лугу», «Есть ли домики у зверят?», «Как мы можем помочь природе», «Насекомые – часть природы», «Мусор – болезнь планеты», «Не загрязняй природу!», «Наши помощники – птицы»;
2. Просмотр презентаций, видеороликов «Как люди охраняют природу», иллюстраций, плакатов;
3. Создали Красную книгу.
Ребята вместе с родителями собрали материал растений и животных, которые занесены в красную книгу. Они рисовали, делали вырезки с разных журналов и старых детских книг, это помогло лучше познакомиться с редкими растениями и животными, занесёнными в красную книгу.
4.Выставка рисунков «Земля – наш общий дом»;
5. Провели акции «Очистим участок от снега», «Покормим птиц зимой», «Очистим планету от мусора»;
6. Выпустили стенгазету «Чистая планета»;
7. Провели развлечение «День Земли».
9. Пополнили уголок природы, экспериментирования.
В результате проделанной работы у детей:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и
явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые
проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать
выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои
впечатления через различные виды деятельности.
В следующем году планирую организовать кружок по экспериментированию
« Почемучка», что позволит удовлетворить индивидуальные запросы и
потребности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"
Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников" для работы в старшей группе...
План самообразования на тему: "Экологическое воспитание дошкольников" на 2015-2020 учебный год
Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей посредством экологического воспитания детей....
Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников на 2017 - 2018 уч. год
С целью вовлечения родителей в процесс патриотического воспитания дошкольников через активное использование информационно-коммуникационных технологий и разнообразных форм работы с...
Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание детей старшего возраста» за 2014-2015 год
отчет о проделанной работе по программе самообразования...
Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2017-2018 учебный год
Работа творческой группы носит продуктивный характер деятельности: теоретические доклады, сообщения, семинары-практикумы, диспуты, дискуссии, открытый просмотр деятельности, изготовление инвентаря, ра...
Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников» в средней группе
Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников» в средней группе...