Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников» за 2017-2018 учебный год
методическая разработка (старшая группа)

Абдулкеримова Гюльнара Кадашевна

Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников»  за 2017-2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

«Экологическое воспитание дошкольников»

за 2017-2018 учебный год

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Пояснительная записка:

Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

    

Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является  формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), бережно распоряжаться её богатствами.

   Задачи:

- прививать любовь к природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;

- формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее;

- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;

- развивать эмоционально-ценностное восприятие произведений

искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

- совершенствовать умения и навыки наблюдений за живыми и

неживыми объектами природы;

- расширять представления о растениях и животных ближайшего окружения;

- развивать экологическое мышление и творческое воображение в

процессе исследования объектов и экспериментирования с ними.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

- План мероприятий по экологии.

- Создан уголок природы и экспериментирования с необходимым

оборудованием.

- Создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и

стихотворений о природе.

- Подобран демонстрационный материал.

- Создана картотека прогулок.

- Создана картотека «Наблюдения на прогулке».

С целью повышения эффективности НОД с детьми создана серия презентаций, которая помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию.

По данному направлению разработала ряд занятий по экологии:

«Деревья в цвету», «Знакомство с животными родного края», «Комнатные цветы», «Красная книга», «Знакомьтесь - лягушка», «Перелетные птицы»,

«Муравьи – санитары леса», «Чудо вода» и т.д.

Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Для реализации этой цели разработала картотеку наблюдений за объектами и явлениями природы. Наблюдения дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности

природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества

предмета использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.

Большую помощь в работе по экологии оказывают книги:

Натальи Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» . Нравятся детям рассказы, стихи, сказки  Г.Тукая, М. Джалиля, в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Вместе с детьми смотрим мультфильмы, презентации,  после просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств

экологического воспитания являются игры. Игры экологического

содержания использую, прежде всего, с целью уточнения,

закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше

усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать

взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления

живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене

сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.  Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в процесс НОД,

целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников.

С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней,

создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую

работу в уголке природы, где содержатся комнатные растения, за

которыми дети ежедневно ухаживают. Труд в уголке природы имеет

большое воспитательное значение. У детей формируется бережное,

заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное

отношение к своим обязанностям.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического

воспитания - это организация проектной деятельности. Мною разработан и реализован экологический проект  «Берегите природу».

Также в течение года провела:

1. Беседы с детьми: «Люди – друзья природы», «Удивительное вокруг», «Лес: любить, беречь и не бояться», «Птицы и звери зимой», «Аптека на лугу», «Есть ли домики у зверят?», «Как мы можем помочь природе», «Насекомые – часть природы», «Мусор – болезнь планеты», «Не загрязняй природу!», «Наши помощники – птицы»;

2. Просмотр презентаций, видеороликов «Как люди охраняют природу», иллюстраций, плакатов;

3. Создали Красную книгу.

Ребята вместе с родителями собрали материал растений и животных, которые занесены в красную книгу. Они рисовали, делали вырезки с разных журналов и старых детских книг, это помогло лучше познакомиться с редкими растениями и животными, занесёнными в красную книгу.

4.Выставка рисунков «Земля – наш общий дом»;

5. Провели акции «Очистим участок от снега», «Покормим птиц зимой», «Очистим планету от мусора»;

6. Выпустили стенгазету «Чистая планета»;

7. Провели развлечение «День Земли».

9. Пополнили уголок природы, экспериментирования.

 

В результате проделанной работы у детей:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и

явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые

проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать

выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои

впечатления через различные виды деятельности.

В следующем году планирую организовать кружок по экспериментированию

« Почемучка», что позволит удовлетворить индивидуальные запросы и

потребности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему: "Экологическое воспитание дошкольников" на 2015-2020 учебный год

Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей  посредством экологического воспитания детей....

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников на 2017 - 2018 уч. год

С целью вовлечения родителей в процесс патриотического воспитания дошкольников через активное использование информационно-коммуникационных технологий и разнообразных форм работы с...

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2017-2018 учебный год

Работа творческой группы носит продуктивный характер деятельности: теоретические доклады, сообщения, семинары-практикумы, диспуты, дискуссии, открытый просмотр деятельности, изготовление инвентаря, ра...

Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников» в средней группе

Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников» в средней группе...

ПЛАН работы по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» на 2020-2021 учебный год

План самообразования составлен на 2020-2021 учебный год.Возраст детей: 5-6 лет.Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»Актуальность темы: Вз...