«В гостях у гнома Тик-Така»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
«В гостях у гнома Тик-Така»
НОД по познавательному развитию в старшей группе.
Цель: Закрепление знаний о различных видах часов, принципе их работы и роли в жизни человека. Задачи: - знакомить с историей возникновения часов , их разновидностями. – развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение. – учить изготавливать простейшие водяные часы. – воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со сверстниками. – развивать мелкую моторику, глазомер. – совершенствовать умение регулировать свою деятельность по времени. – воспитывать потребность в здоровом образе жизни, здоровьесберегающем поведении. – снимать психоэмоциональное напряжение в процессе образовательной деятельности. – снижать утомление, статическое напряжение, зрительное напряжение при выполнении заданий. – соблюдать гигиенические требования к просмотру материала с использованием мультимедийной установки. Методы: наглядный, словесный, практический. Приемы: - наглядные (демонстрация часов, слайдов, показ изготовлений водяных часов, наблюдение, показ образца, показ способа действий). – практические (упражнение (подражательное), моделирование – изготовление водяных часов). – словесные (рассказ, комментирование наглядного материала, беседы (этические и познавательные), объяснение, поисковые вопросы, педагогическая оценка). Активизация словаря: сосуд, емкость, часы(водяные, цветочные, огненные, каминные). Предварительная работа: беседы: «Какие часы были давным-давно?», «Что мы делаем в различное время?», «Что случится, если часы будут идти по-разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки»; рисование часов; заучивание физкультминутки «А часы идут, идут…» ; чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», «Время». Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки), рекомендации по обучению детей узнаванию времени по будильнику, подготовка с детьми рассказов о водяных, цветочных, песочных часах, изготовление макета цветочных часов. Оборудование: телеграмма, разнообразные часы(цветочные, песочные, водяные, огненные, механические, электронные, кварцевые), презентация «История возникновения часов», пластиковые бутылки емкостью 1,5 л, емкости с водой, маркеры, конверт для рисунков, листы для рисование, цветные карандаши, физкультминутка (презентация).
Воспитатель сообщает детям, что к ним должен приехать гном Тик-Так и научить определять время по часам, но он опаздывает.
Ход занятия:
Воспитатель. Дети, нам пришла телеграмма от гнома Тик-Так: «Дорогие ребята! В моей волшебной стране Времени случилась беда. Налетел сильный ураган и сломал все часы. Теперь мы не можем определить время. Я не могу приехать к вам. А мне так хотелось рассказать, какими были первые часы и как они изменились в наше время». Что произойдет, если сломаются все часы? Дети. Мы везде бы опаздывал, пришли бы в магазин, а он закрыт. Воспитатель. Ребята, а мы можем что-нибудь сделать для гнома? Дети. Можем помочь. (Предлагают свои варианты.) Воспитатель. А как же мы теперь узнаем, какие часы были раньше?
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в прошлое.
Как же нам попасть в прошлое? Дети. Построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль… Воспитатель. А где еще можно увидеть предметы из прошлого? Где их выставляют? Дети. В музее. Воспитатель. Дети, в нашей группе открывается интересная выставка. А какие предметы на ней экспонируются, вы узнаете, отгадав загадку.
Мы днем не спим, Мы ночь не спим, И днем и ночью Стучим, стучим.
Дети. Это часы. Воспитатель. Я приглашаю вас посетить выставку часов в музее. Какие правила поведения существуют для посетителей музея?
Дети перечисляют, затем проходят в группу, где оформлена выставка часов.
Дети, посмотрите на часы. Чем они между собой похожи? Дети. У часов есть циферблат, стрелки. Воспитатель. Но стрелки у часов были не всегда. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое часов. Я расскажу вам историю их появления, какими они были раньше. Но у меня будут помощники: Катя, Даниил и Полина. Они для вас подготовили интересные рассказы. Дети, а что делает петух в музее?
Дети отвечают.
Посмотрите на экран.
Дети подходят к экрану.
Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку!» Как называются эти часы?
Дети. Петух. Воспитатель. Петушок какой? Дети. Голосистый, горластый, веселый. Воспитатель. Часы-петух были удобными часами? Почему ? Дети. Неудобными, их нельзя было взять с собой, можно было только вставать по ним. Воспитатель. Также давным-давно люди заметили, что некоторые цветы раскрываются в одно и то же время, например - утром, а другие – днем, вечером.
В 5ч. открывается шиповник и мак. В 6ч. расцветает одуванчик. В 8ч. раскрывается венчик вьюнок. В 9ч. просыпается полевая гвоздика. В 10ч. раскрывается цикорий. В 13ч. засыпают полевая гвоздика и одуванчик . В 14ч. закрывается мак. В 17ч. закрывается незабудка. В 17-18ч. вновь раскрывается цикорий. В 18ч. опускаются под воду кувшинки. В 19-20 ч. закрывается шиповник. В 21ч. «засыпает» кислица.
Но пользоваться такими часами человек мог не всегда. Почему?
Дети. Они работали только в солнечную погоду, днем, в теплое время года.
Воспитатель. А знаете ли вы, что по солнцу можно достаточно точно определить время ? Когда солнце светит, то от деревьев отходит тень. (показывает картинку - тень от деревьев утром и вечером). Человек захотел узнать утро сейчас или вечер. Как он это определит по тени.
Дети. Утром тень в одной стороне, а вечером – в другой.
Воспитатель. Правильно. Когда человек заметил это свойство тени, он придумал вот такие солнечные часы. (И показывает картинку с изображением солнечных часов). Но они тоже работали только в солнечную погоду.
О солнечных часах нам расскажет Аня.
Рассказ Ани: Солнце совершает свой путь по небосклону от восхода до заката. Повинуясь движению солнца, передвигается и тень от столбика, которые выполняет роль стрелки. Такие часы использовались не одну сотню лет в странах, где много солнечных дней – Греции и Египте. Ночью же время определяли по звездам. Звёздное небо изменяется каждый час. Созвездие меняют свое положение, как бы передвигаются по кругу .
Проводится физкультминутка «Часы» (наклоны туловища вправо, влево). Дети садятся на стулья.
Воспитатель. В это же время люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день.
Демонстрируется слайд.
О водяных часах нам расскажет Настя.
Дети садятся вокруг Насти.
Рассказ Насти: Водяные часы выглядели следующим образом: на внутреннюю сторону чаши наносили деления. На ее дне проделывали небольшую дырочку, через которую по капле вытекала вод. Вытекая, вода постепенно прикрывала деления, что и позволяло определить, сколько времени прошло. Такие часы использовались в Древней Греции в судах. Эти часы отмеряли время, за которое участник спора мог произнести свою речь. Если решался простой вопрос, например, кому принадлежала коза, судья наливал в чашу воду («заводил часы») и предлагал одному из спорящих произнести речь в свою защиту. Фраза «ваше время истекло» означала конец речи. Она существует в нашей речи до сих пор.
Я предлагают сделать такие часы.
Воспитатель объясняет, как изготавливать часы. Дети разбиваются на группы и походят к столам с приготовленным оборудованием.
Изготовление водяных часов.
Воспитатель. Разрежьте бутылку на две части пополам. Верхняя – часть с горлышком и крышкой. Нижняя – «мисочка» - резервуар для воды. В завинчивающейся крышке верхней части бутылки надо сделать небольшое отверстие, чтобы из него потихоньку выливалась вода. Переверните верхнюю часть горлышком вниз и вставьте ее в нижнюю часть. Вода будет выливаться в нижнюю часть бутылки, как в мисочку. Как вы думаете, удобны ли эти часы? Дети. Нет, так как в них надо постоянно подливать воду. Воспитатель. Не случайно говорят с тех пор о времени: «Сколько воды утекло!» Воспитатель. Похоже устроены и песочные часы. О них нам расскажет Даниил.
Дети садятся на стулья.
Рассказ Дани: первые песочные часы появились в Западной Европе в 12 веке, когда люди научились изготовлять прозрачное стекло. В такие часы насыпали определенное количество песка, например на 1 минуту, на 5 минут, на 1 час. Когда песок из верхней части пересыпался в нижнюю, часы переворачивались.
Воспитатель. А эти часы были удобны? Дети. Нет, их надо было постоянно переворачивать. Воспитатель. А еще люди когда-то придумали огненные часы. К такому типу часов относятся свечные и огненные часы. Особую свечу придумали в Испании во времена Карла 5. По всей ее длине наносили 24 деления (по количеству часов в сутках ). Сгорая, свеча за 1 час уменьшалась на 1 деление. Слуга, следивший за часами – свечой, докладывал королю «Ваше величество, один час прошел!» Давайте пройдем на ковер, я покажу вам эти часы.
Дети садятся на ковер.
Воспитатель. А эти часы были удобны? Дети. Нет, они работали только в помещении, где нет ветра.
Упражнения на релаксацию
с сосредоточением на дыхании
«Задуй свечу»
Задача: снять психическое напряжение. Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук [у]. Воспитатель. Время шло. Люди придумывали все новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. Сначала они имели одну стрелку. Позже появилась минутная стрелка. А еще позже – секундная . Механические часы нужно каждый день заводить. Забыл завести часы- они встали .
Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут, Но немножко отстают. Мы смотрели с вами вместе: А часы стоят на месте.
Воспитатель. Часы стоят, а двигаются только стрелочки. А какие часы не надо заводить?
Дети отвечают.
Правильно. Не нуждаются в заводе электронные часы. Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок на экране светятся цифры. Время показывают точное и не «капризничают». Шли годы. Жизнь становилась торопливее, люди начали дорожить временем. Часы стали необходимы для каждого человека. Каких только часов не придумали.
Дидактическая игра «Дай название часам»
Задача: развивать внимание, мышление, восприятие.
Детям показывают слайды с разными видами часов, необходимо дать им название.
Воспитатель. Наша экскурсия подошла к концу. А как же гном Тик-Так узнает, что мы были в музее часов? Дети. Мы нарисуем часы, о которых сегодня узнали, и отправим их гному. Воспитатель. О каких часах вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что вызвало затруднение? Почему?
Дети отвечают.
Я вам выдам специальные листы бумаги с печатью гнома. После того как вы нарисуете часы, о которых узнавали во время нашей экскурсии, изобразите настроение гнома, которое будет у него после получения письма рисунком.
Дети рисуют часы. Во время работы воспитатель интересуется, какие часы изображают дети. Затем дети дорисовывают гнома, его настроение. Рисунки складываются в конверт для гнома.
Давайте пополним наш музей часами из прошлого.
Дети расставляют в музее цветочные, водяные, песочные, огненные часы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В гостях у гномов»
Программное содержание: Продолжать учить детей: - взаимодействовать с камнями в игре; - группировать их по сенсорным признакам: величине (большой, маленький), форме (круглый, ...
Осенний праздник "В гостях у гнома"
Праздник проводиться с детьми среднего возраста массовой группы и старшего возраста логопедической группы....
"В гостях у гномов"
продолжать формирование пространственных представлений (выше, ниже).формировать умение сравнивать предметы по ширине и по толщине, производить операцию сериации по этим признакам.закреплять прямой и о...
Конспект интегрированного занятия с детьми 6-го года жизни (ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Гномов»
Конспект интегрированного занятия с детьми 6-го года жизни (ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Гномов»....
Конспект физк. досуга "В гости к гномам"
Физкультурный досуг для детей младшего дошкольного возраста...
Музыкальное доминантное занятие по движениям "В гостях у гнома" для подг. гр.
Особенностью работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста в тесной взаимосвязи с различными дисциплинами как эстетического цикла, так и других, яляется стимулирование ...
Музыкальное доминантное занятие по движениям "В гостях у гнома" для подг. гр.
Особенностью работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного возраста в тесной взаимосвязи с различными дисциплинами как эстетического цикла, так и других, яляется стимулирование ...