Рабочая программа «Познай себя» для воспитанников 5-6 лет
методическая разработка (старшая группа) на тему

МАДОУ №2 Ленинск-Кузнецкий

Рабочая программа «Познай себя» направлена на формирования психологического здоровья дошкольников. Прежде всего следует рассмотреть понятие «психологическое здоровье».

Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье.

Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие:

-       поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;

-       социально приемлемые способы самоутвержде­ния и самовыражения;

-       положительный эмоциональный фон, оптими­стический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;

-       равномерное и своевременное развитие основ­ных психических процессов, устойчивая позна­вательная активность;

-       доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соот­ветствует возрастным нормам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_poznay_sebya.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением   деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников»

Рабочая программа

 «Познай себя»

                                   для воспитанников 5-6 лет

   ПРИНЯТО:

на заседании педагогического совета

протокол №___

   От «__» ______20___г.

     УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ №2

__________ О.Г. Иванова

     Приказ №___

От «__»____20___г.

                                  Ленинск-Кузнецкий, 2012г.

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………….3
  2. Содержание программы……………………………………………12
  3. Календарно-тематический план……………………………………20
  4. Требования к уровню подготовки воспитанников………………..21
  5. Перечень основных средств обучения……………………………..22
  6. Список литературы………………………………………………….23
  7. Приложение …………………………………………………………24

                                             

 

                                         Пояснительная записка

Рабочая программа «Познай себя» направлена на формирования психологического здоровья дошкольников. Прежде всего следует рассмотреть понятие «психологическое здоровье».

Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье.

Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие:

  • поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;
  • социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;
  • положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;
  • равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;
  • доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

В теории   и  практике дошкольного   воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие » можно определить как устойчивое эмоционально-положительное "самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных. Один из основных показателей эмоциональное благополучия детей — физическое здоровье.

Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее.

Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. В качестве иллюстрации можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им присущи оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Обобщенный портрет психологически здорового человека — это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.

Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим. А также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. По мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (добро, красота, истина). Таким образом, если у человека нет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье.

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.

Задачи психологической поддержки:

  1. обучать положительному взаимоотношению и принятию других людей;
  2. развивать рефлексивные умения;
  3. формировать потребность в саморазвитии.

Основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являются:

  1. проведение специально разработанных психологических занятий с детьми;
  2. упражнения;
  3. психологические игры;
  4. этюды;
  5. решение проблемно-практических ситуаций;
  6. элементы арттерапии;
  7. игры-драматизации;
  8. подвижные игры;
  9. чтение и анализ сказок;
  10. беседы и др.

В старшем дошкольном возрасте формируются нравственная сфера человека, воля, самосознание. В старшей группе детского сада межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей (М. Лисина). Поэтому в рабочую программу включены задачи по развитию коммуникативной сферы ребенка, преодолению конфликтности, формированию дружеских отношений. Тревожность, страхи также существенно препятствуют адекватному общению, развитию личности ребенка и являются предметом коррекции. Наблюдения за игровой и повседневной деятельностью детей показывают, что часто дети неадекватным образом выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть); имеют недостаточно развитую выразительность движений, что является существенным барьером в установлении контактов с другими людьми, доброжелательных взаимоотношений, умения конструктивно общаться. Поведение ребенка 6 лет еще не устойчиво: он умеет выражать некоторые эмоции, умеет выразить сочувствие своим товарищам и взрослым, однако не всегда делает это в общении и повседневной жизни. В связи с этим в программу включена работа по овладению детьми языком эмоций. Не все дети умеют конструктивно общаться со сверстниками, что является причиной возникновения нарушений во взаимоотношениях с товарищами. Хотя они хорошо знакомы с нравственными нормами поведения, но в общении забывают пользоваться правилами, бывают импульсивны, не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению друг к другу. Именно поэтому рабочая программа включает в себя раздел по преодолению конфликтности в общении детей через решение проблемных задач, практических ситуаций.

Анализ причин отвержения ребенка сверстниками наряду с импульсивностью позволяет назвать и присутствие вербальной агрессии, поэтому задача преодоления вербальной агрессии также включена в данную программу. Развитие произвольного поведения, преодоление импульсивности являются существенной предпосылкой формирования дружеских взаимоотношений в группе детского сада и отражены в программе.

В старшем дошкольном возрасте начинается становление самооценки, которое происходит под влиянием семьи, сверстников, личного опыта, взрослых. Соответственно, в программу включена работа по развитию уверенности в себе, веры в собственные силы.

Становлению адекватной самооценки у ребенка, развитию нормальных взаимоотношений со сверстниками способствует формирование эмпатии — способности эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В.А. Сухомлинский: «Глухой к другим людям останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков...» Таким образом, видна взаимосвязь между формированием чувства эмпатии и становлением адекватной самооценки у ребенка.

Развитие эмпатии также включено в задачи работы по формированию психологического здоровья старших дошкольников. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка.

Этот феномен приобретает особое значение на седьмом году жизни ребенка в связи с проблемой формирования школьной зрелости детей. Ребенок, готовый к школе, должен уметь произвольно управлять своими эмоциями, иметь развитые способности к самоконтролю. Поэтому в программе формирования психологического здоровья детей седьмого года жизни выделяется отдельная задача управления собственными эмоциональными состояниями. В исследовании Я.З. Неверович (1955) было обнаружено, что эмоции не только выражают особенности мотивов поведения ребенка, но и играют существенную роль в реализации этих мотивов. Полученные в этом исследовании данные свидетельствуют о том, что внутренняя детерминация детской деятельности мотивами осуществляется не непосредственно, а с помощью особого психологического механизма регулирования, названного механизмом «эмоциональной коррекции» поведения.

Эмоции, носящие негативный характер, при определенных условиях способствуют возникновению отрицательных смысловых установок, перестройка которых, по мнению А.Н. Леонтьева и Л.В. Запорожца, возможна лишь при изменении места человека в системе общественной деятельности. Будучи даже не всегда осознаваемыми, эти установки тормозят готовность человека действовать активно и в нужном направлении, подавляют его творческий потенциал.

Так, свойственные ребенку положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость, восхищение, симпатия, сострадание) способствуют развитию таких черт характера, как оптимизм, доброжелательность, жизнерадостность, великодушие. Если же закрепляются отрицательные переживания (раздражение, недовольство, отчаяние, разочарование, страх), Это может способствовать появлению таких черт личности, как агрессивность, боязливость, малодушие, пессимизм и т. д.

В связи с этим, на седьмом году жизни продолжается работа над закреплением в эмоциональной сфере детей положительных эмоций, а также по коррекции негативных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность.

Закрепившись, негативные состояния начинают регулировать психическую деятельность и поведение ребенка нежелательным образом, приводят к заниженной самооценке, негативизму, упрямству. Дети подготовительной к школе группы продолжают нуждаться в адекватизации самооценки, поэтому выработка положительной самооценки ребенка продолжает оставаться одной из центральных задач программы/

Проблема повышенной тревожности детей старшего дошкольного возраста также крайне актуальна. По данным исследований, у некоторых детей подготовительной группы тревожность не снижается, а даже повышается, особенно учебная тревожность. Это связано в первую очередь, с психотравмирующим характером познавательного общения в ДОУ и в семье при подготовке к школе.

Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастают беспомощность, страх, скованность, робость, ощущение неуверенности в себе. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а также готовностью соглашаться с мнениями других.

Следовательно, необходимо продолжать работу по формированию у детей уверенности в собственных силах.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Следовательно, огромное значение на седьмом году жизни приобретают умение детей конструктивно общаться, развитие дружеских взаимоотношений. Решению этой проблемы посвящен четвертый блок программы — тренинг социальных навыков ребенка.

Особое значение на седьмом году жизни приобретает работа по формированию нравственного сознания и самосознания личности. Это одно из важнейших новообразований данного возраста. Данная работа, ввиду ее особой важности, выделена в программе в специальный раздел — развитие нравственного сознания и поведения детей.

Поскольку не всегда созданы оптимальные условия для поддержания благоприятного эмоционального самочувствия детей в их ближайшем окружении (нарушения внутрисемейных отношений, межличностных отношений ребенка со сверстниками и др.), для более эффективного формирования психологического здоровья дошкольников была разработана и представлена система работы психолого-педагогической службы ДОУ с родителями и с педагогами.

Данная программа рассчитана на 8 месяцев, предусматривает организацию работы с детьми в количестве 64 учебных часов непосредственно образовательной деятельности (НОД) с режимом проведения 2 раза в неделю с октября по май включительно. Деятельность НОД составляет 30 минут.

Мониторинг осуществляется 2 раза в год (вводный в сентябре, итоговый в мае).

Цель: сохранение психологического здоровья детей, воспитание личностных и  индивидуальных особенностей ребёнка.                                                                                                 Задачи:

  1. Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями;
  2. Развивать дружеские взаимоотношения через игру, общение детей в повседневной жизни.
  3. Корректировать эмоциональные трудности детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).
  4. Обучать детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.
  5. Расширять знания педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.
  6. Формировать навыки правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

                           Содержание программы

Рабочая программа по формированию психологического здоровья детей дошкольного возраста состоит из пяти блоков работы. Каждый блок программы в свою очередь включает в себя четыре раздела, объединенных общей тематикой.

1-й блок. Овладение детьми языком эмоций

1-й раздел. Мимика.

Задачи:

  • Развивать умение детей произвольно регулировать движения мышц лица.
  • Формировать представление дошкольников об изображении эмоциональных состояний (по фотографиям, рисункам, схемам).
  • Расширять представления детей об эмоциях (радость, грусть, удивление, страх, злость, стыд).
  • Учить детей передавать эмоциональные состояния, используя различные мимические средства.
  • Учить детей по мимике понимать чувства других людей.
  • Учить детей помогать сверстникам преодолевать негативные эмоциональные состояния, возникающие в повседневной жизни.

2-й раздел. Пантомимика.

Задачи:

  • Развивать выразительность движений в пантомимике.
  • Учить распознавать эмоциональные состояния человека по его пантомимике (жестам, позе).
  • Учить с помощью пантомимики передавать эмоциональное состояние (радости, грусти, гнева, злости, страха, стыда, удивления).
  • Учить выражать в жестах определенные физические состояния (жарко, холодно, тяжело и т. д.).
  • Учить детей выражать средствами пантомимики внутренние переживания.

3-й раздел. Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций

Задачи:

  • Знакомить детей с различными способами повышения настроения (изодеятельность, игровая деятельность).
  • Учить старших дошкольников приемам релаксации.
  • Учить детей понимать взаимосвязь изменений в природе и настроении человека.
  • Учить детей передавать положительные эмоции, полученные в результате общения с близкими людьми.
  • Развивать положительные эмоции и учить преодолевать конфликтность в общении со сверстниками.
  • Учить детей поднимать настроение своим сверстникам и себе в повседневной жизни.

4-й раздел. Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации).

 Задачи:

  • Развивать умение детей адекватно выражать свое отношение к партнеру.
  • Формировать навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях.
  • Учить детей помогать сверстникам преодолевать чувства, мешающие конструктивно общаться.
  • Развивать умение детей адекватно выражать негативные чувства.
  • Развивать у детей умение осознавать собственные чувства,
  • Формировать умение принимать помощь взрослого и положительно ее оценивать.

2-й блок. Коррекция агрессивности

1-й раздел. Коррекция драчливости у дошкольников.

Задачи:

  • Учить детей открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами.
  • Учить детей находить альтернативу физическим воздействиям в речи.
  • Помогать детям осознавать зависимость отношения к ним окружающих от их собственного поведения.
  • Учить снимать эмоциональное напряжение физическими действиями с неодушевленными предметами (с помощью боксерской груши, подушки).

2-й раздел. Снятие конфликтности в общении детей.

Задачи:

  • Формировать у дошкольников представление о важности контакта глаз при общении. -   Способствовать выражению в рисунке положительного отношения к сверстникам.
  • Учить детей преодолевать конфликтность при разделе сладостей, игрушек.
  • Способствовать осознанию детьми важности выбора адекватных форм общения.

3-й раздел. Снятие вербальной агрессии.

Задачи:

  • Учить детей доброжелательно обращаться друг к другу в процессе общения и игры.
  • Учить детей выделять особенности других людей, быть внимательными к ним.
  • Показывать значение использования имени в обращении к человеку в различных ситуациях.
  • Учить детей пользоваться различными формами приветствия в повседневной жизни.
  • Учить детей выражать социально приемлемыми способами вербальную агрессию.

4-й раздел. Преодоление импульсивности.

Задачи:

  • Развивать произвольное поведение в двигательной деятельности, общении, проявлении эмоций.
  • Учить детей находить альтернативу конфликтному поведению.
  • Способствовать преодолению импульсивности в повседневной жизни.
  • Учить детей оценивать и (в случае необходимости) изменять свое поведение в процессе общения с окружающими людьми.

3-й блок. Формирование у дошкольников уверенности в себе.

1-й раздел. Снятие тревожности.

Задачи:

  • Учить детей снимать психоэмоциональное напряжение.
  • Формировать чувство доверия к окружающим. Развивать чувство юмора, оптимистический взгляд на мир.
  • Способствовать двигательному раскрепощению. Оказывать ребенку психологическую поддержку во всех видах деятельности.

2-й раздел. Коррекция страхов.

Задачи:

  • Способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.
  • Формировать у дошкольников уверенность в себе через преодоление ситуаций, связанных с чувством страха.
  • Развивать умение преодолевать страх общения с незнакомыми людьми.
  • Учить выражать в рисунке собственные страхи и преодолевать их.

3-й раздел. Формирование адекватной положительной самооценки.      Задачи:

  • Способствовать осознанию детьми особенностей своей внешности.
  • Помогать детям осознавать собственные интересы, вкусы и желания.
  • Способствовать осознанию детьми необходимости самовоспитания для овладения положительными качествами личности.
  • Помогать каждому ребенку осознавать свои «сильные стороны».
  • Учить детей отмечать и признавать достоинства своих товарищей.
  • Способствовать формированию положительной самооценки у детей.

4-й раздел. Формирование у детей уверенности в собственных силах. Задачи:

  • Формировать у дошкольников адекватное отношение к ошибкам, неудачам.
  • Учить детей адекватно оценивать свои действия.
  • Развивать у дошкольников способность говорить о себе, оценивать свои лучшие стороны.
  • Учить детей планировать свою деятельность для достижения поставленной цели.
  • Способствовать осознанию важности приложенных усилий для достижения результата.

4-й блок. Формирование социальных навыков у ребенка

1-й раздел. Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека. Задачи:

  • Дать представление о существовании и значении индивидуальных особенностей своих сверстников.
  • Дать представление о возможности переживать положительные эмоции от общения с другими людьми.
  • Развивать умение понимать чувства и переживания другого человека.
  • Развивать наблюдательность, внимание по отношению к своим товарищам.
  • Учить детей посредством мимики и пантомимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.
  • Развивать чувство сопереживания, желание прийти на помощь.
  • Формировать чувство сопереживания взрослому, умение связать его состояние со своим поведением.

2-й раздел. Овладение коммуникативными навыками. Задачи:

  • Способствовать развитию чувства уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.
  • Способствовать преодолению застенчивости в общении. >
  • Учить детей договариваться о совместных действиях.
  • Формировать чувство ответственности за своих товарищей.

3-й раздел. Развитие эмпатии.

Задачи:

  • Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.
  • Воспитывать чуткое отношение к окружающим.
  • Побуждать к проявлению сочувствия к окружающим, переживающим трудные ситуации.
  • Формировать в сознании детей важность проявления сочувствия к заболевшему товарищу.
  • Учить детей радоваться самим и разделять чувство радости с другими людьми.

  4-й раздел. Развитие дружеских взаимоотношений.

Задачи:

  • Учить детей различать хорошие и плохие поступки.
  • Способствовать развитию умения избегать конфликтных ситуаций, придерживаясь определенных правил поведения.
  • Способствовать развитию умений налаживать отношения с товарищем после ссоры.
  • Учить детей сотрудничать со сверстниками в процессе деятельности.
  • Формировать у детей потребность в конструктивном поведении в конфликтной ситуации.
  • Учить выражать дружеские чувства по отношению к сверстникам.

5-й блок. Формирование у дошкольников нравственного сознания

1-й раздел. Формирование нравственного сознания

Задачи:

  • Обучать детей общению со взрослыми в духе добра и взаимопонимания.  
  • Развивать у дошкольников саморегуляцию поведения.
  • Формировать у детей оценочное отношение к поступкам.
  • Формировать у детей представления о важности и полезности совместного воспитания мальчиков и девочек.

2-й раздел. Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.

Задачи:

  • Развивать умения оценивать свои поступки и поступки товарищей.
  • Способствовать стремлению детей избавиться от вредных, недостойных привычек.
  • Обучать пониманию относительности в оценке чувства.

3-й раздел. Формирование умений детей конструктивно общаться со сверстниками.

Задачи:

  • Подвести детей к тому, что непонимание людьми чувств друг друга может быть причиной конфликтов.
  • Развивать умение детей конструктивно общаться со сверстниками при недостатке пособий для деятельности.
  • Формировать навыки конструктивного общения в конфликтных ситуациях.

4-й раздел. Развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.

Задачи:

  • Способствовать преодолению трудностей в отношениях с близкими.
  • Побуждать детей к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.
  • Формировать осознанное отношение к соблюдению культуры отношений с близкими людьми,

Тематика осуществляемых мероприятий с детьми, воспитателями и родителями логично взаимосвязана. Соответственно, в работе психологической службы ДОУ выделяются три основных направления: организация коррекционно-развивающей работы с детьми; занятия с родителями с элементами тренинга и консультирование воспитателей.

                   

                 Календарно-тематический план

                      Тема

    Количество часов

1.

 Овладение  языком эмоций

                 6

2.

 Коррекция агрессивности

6

3.

          Формирование уверенности в себе

6

4.

          Формирование социальных навыков

6

5.

          Формирование нравственного          сознания

6

Итого

30

                 Требования к уровню подготовки воспитанников

Критерием эффективности работы со старшими дошкольниками по программе формирования психологического здоровья является овладение детьми следующими нормами поведения:

  • Умение по выражению глаз определять с человека, его настроение.
  • Умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения.
  • Умение положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку.
  • Умение радоваться самим и разделять чувство радости других людей.
  • Умение словесно выражать свои желания, чувства.
  • Умение посредством пантомимики выражать свои эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, вина).
  • Умение понимать собеседника по выражению лица, жестам, эмоциям,
  • Умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта.

       

Перечень основных средств обучения

  1. Технические средства обучения:

Магнитофон

          2.Развивающие игры

                   

                        Список литературы

1.Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного  возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003

2. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006

3. Жучкова Г.Н.  Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002

4. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990

5.Н.Д.Денисова Диагностика эмоционально-личночтного развития дошкольников 3-7 лет Волгоград: Учитель, 2012

6. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко Коррекционно-развивающие занятия Волгоград : Учитель 2011

7.Ю.У. Веприцкая Развитие внимания и Эмоционально волевой сферы детей 4-6 лет Волгоград : Учитель, 2011

Приложение 1

  1. Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

Цель: изучение понимания и осознания ребенком эмоционального состояния других людей и своего собственного, способа выражения своих эмоций.

Для этого используются картинки из журналов, фотографии с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражены эмоциональные состояния, а также сюжетные картинки и графическое изображение эмоций. С их помощью демонстрируются основные эмоции: радость, грусть, удивление, страх, гнев. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет в два этапа.

Первый этап. Сначала ребенку предлагается рассмотреть сюжетные картинки и фотографии с изображением детей и взрослых, затем задаются вопросы:

  1. Кто изображен на картинке?
  2. Что он делает?
  3. Как он себя чувствует?
  4. Как ты догадался об этом?
  5. Опиши картинку.
  6. Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
  7. Что произойдет с человеком, если он увидит на березе яблоки?
  8. Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
  9. Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
  10. Что почувствует мальчик, если ему подарят красивую машинку?

11.Что почувствует ребенок, если потеряет любимую игрушку?

При обработке результатов подсчитывается число верных ответов по данной серии картинок и выявляется, доступно ли детям понимание эмоционального состояния взрослых и сверстников; на какие признаки они опираются, кого лучше понимают - взрослого или сверстника, и отмечается зависимость этих показателей от возраста детей.

Второй этап. Детям предлагаются карточки с графическим изображением на стилизованном лице базовых эмоций: радости, грусти, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?». Ответы детей записываются в таблицу:

Фамилия, имя ребенка

Радость

Грусть

Страх

Гнев

Удивление

На этом этапе выявляется восприятие детьми графических изображений эмоциональных состояний и сравниваются графические изображения по сложности восприятия их детьми.

Для изучения осознания детьми своих собственных эмоций с ними проводится беседа по следующим вопросам:

      1.Что ты любишь?

2.Что ты не любишь?

3.Когда тебе весело?

4.Что ты делаешь, когда тебе весело?

5.Когда тебе грустно?

6.Что ты делаешь, когда тебе грустно?

7.Когда тебе страшно?

8.Что ты делаешь, когда тебе страшно?

9.Когда ты злишься?

10.Что ты делаешь, когда злишься?

11Когда ты удивляешься?

В беседе необходимо побуждать ребенка отвечать как можно более полно и развернуто. Объяснения детей анализируются по схеме, с определением того, что они понимают под тем или иным эмоциональным переживанием, и насколько полно их осознают.

Ситуации, объекты и действия, которые вызывают переживания детей:

  • природные явления («Люблю, когда тепло на улице, светит солнышко», «Люблю, когда наступает лето»);
  • предметы, удовлетворяющие бытовые потребности («Люблю вкусные конфеты», «Люблю пирожные», «Не люблю геркулесовую кашу», «Не люблю пить лекарства», «Люблю, когда много игрушек», «Люблю красивые платья»);
  • взаимоотношения со взрослыми и сверстниками («Люблю, когда рядом мама», «Люблю играть с мальчиками, мне с ними весело»);
  • нарушение или соблюдение правил поведения и моральных норм («Не люблю, когда обзываются, дразнятся», «Не люблю, когда дерутся»);

- ситуации из литературы, кинофильмов, книг («Боюсь оставаться одна дома», «Боюсь привидений», «Я люблю ужастики»);

- деятельность или действия, совершаемые самим ребенком («Люблю играть», «Люблю рисовать»);

- недифференцированные представления об эмоции («Я люблю, когда люблю», «Я веселый, когда веселый»).

Действия, которые ребенок связывает с определенной эмоцией:

- адекватность действий переживанию («Когда мне грустно, то я плачу», «Когда мне весело, я пою песни или смеюсь»);

- несоответствие указанных действий эмоциям, называние одних и тех же эмоций как соответствующих разным переживаниям («Когда мне весело, я играю. Когда мне грустно, я играю»);

- неумение установить взаимосвязь между действием и эмоцией.

Показатель степени осознанности переживания характеризуется развернутостью ответов:

- ответ краткий («Я люблю играть»);

- ответ краткий, но становится более развернутым при дополнительных вопросах взрослого;

- ответ развернутый и подробный.

При подведении итогов исследования подсчитываются предметы, ситуации, действия, которые чаще пугают дошкольников, радуют или заставляют грустить. Делается вывод о том, какие эмоции дети лучше осознают на разных возрастных этапах.

                                  2. Графическая методика «Кактус»

Цель: определение эмоционального состояния ребенка, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности.

Графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше трех лет.

Материал: при проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги стандартного размера и простой карандаш. Возможно и использование восьмицветных карандашей «люшеров- ских» цветов. В этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус такой, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов во внимание принимаются указанные выше данные, которые свойственны всем графическим методам.

В этой методике также учитываются специфические показатели - такие, как характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества ребенка:

Агрессия - наличие сильно торчащих иголок. Длинные, близко расположенные друг от друга- иглы показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположение внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - использование ярких цветов, «радостные «кактусы».

Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированностъ - на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества - дикорастущие, «пустынные» кактусы.

Еще раз хочется обратить внимание на осторожность в выводах после обработки данного теста. Ведь кроме учета изобразительных навыков, детских стереотипов, возрастных особенностей, на образ рисунка может повлиять ситуация, например: наличие дома кактуса определенной формы, недавно прочитанная книга о кактусах пустыни и прочее. Не забывайте, что этот тест, как и другие графические методики, эффективен только в комплексе с основными, классическими методами.

Графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь), подтвердить данные других тестов (уточняющая помощь).

                     Тест «Страхи в домиках»

В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т. д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др.

Цель: диагностика страхов у детей дошкольного возраста. Из 29 типов страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов, у городских современных детей эта норма доходит до 15. Метод А. И. Захарова по диагностике страхов целесообразно использовать в соединении с тестом «Красный дом - черный дом».

Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами нарисуют, а ключ - выбросить или потерять (это несколько успокаивает актуализированные страхи). Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Тест А. И. Захарова прост в применении, но при использовании могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на поставленный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься?..» - постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!». Безусловно, физиологические и другие реакции подсказывают психологу о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опытному профессионалу.

В практике встречаются дети, которые могут при перечислении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» - говорят они. И как здесь отследить истинное количество страхов?

Инструкция: «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком - нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома» (дошкольники показывают соответствующий дом).

Страхи:

  1. дома один;
  2. нападение бандитов;
  3. заболеть, заразиться; когда остаешься один;
  4. умереть;
  5. того, что умрут твои родители;
  6. боязнь каких-то людей;
  7. мамы или папы;
  8. того, что они тебя накажут;
  9. сказочных персонажей: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
  10. опоздать в детский сад;
  11. перед тем, как заснуть;

      12.страшных снов;

  1. темноты;
  2. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
  3. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
  4. бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
  5. когда очень высоко (страх высоты);
  6. когда очень глубоко (страх глубины);
  7. в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
  8. воды;
  9. огня;
  10. пожара;
  11. войны;
  12. больших улиц, площадей;
  13. врачей (кроме зубных);
  14. крови (когда идет кровь);
  15. уколов;
  16. боли (когда больно);
  17. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту), являющееся нормативным (по А. И. Захарову), показывает следующая

таблица:

Возраст

Число страхов

Мальчики

Девочки

3

9

7

4

7

9

5

8

11

6

9

11

7 (дошкольники)

9

12

7 (школьники)

6

9

Возрастные особенности проявления страхов:

  1. 8 месяцев - боязнь незнакомых людей;
  2. 1,5 года - беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье; боязнь врачей, боли, уколов;
  3. после 1 года - страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины;
  4. 2 года - страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст - могут присутствовать страхи: боязнь сказочных персонажей; уколов, боли; крови; высоты; неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст - могут присутствовать страхи: смерти, смерти родителей; животных; сказочных персонажей; глубины; страшных снов; огня, пожара; нападения, войны; у девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, боязнь сказочных персонажей.

3.Методика «Сюжетные картинки»

Инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие».

Ребёнок должен дать моральную оценку изображённым на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребёнка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение) - на нравственный поступок и отрицательная (осуждение, негодование) - на безнравственный.

Обработка результатов:

  1. баллов - ребёнок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
  2. балл - ребёнок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
  3. балла - правильно раскладывая картинки, ребёнок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
  4. балла - ребёнок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции.

         4. Выявление тревожности у дошкольников. Методика "Паровозик"

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.

Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

 

 

 

Инструкция: "Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.".

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.

Оценка результатов

4 балла - позитивное психическое состояние

3 балла - негативное психическое состояние низкой степени

2 балла - негативное психическое состояние средней степени

1 балл - негативное психическое состояние высокой степени

Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.

Оценка результатов:

70 % и выше - высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);

42 - 69 % - средняя сБПК;

26 - 41,9 % - незначительная сБПК;

0 - 25 % - начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);

-1 до - 25% -средняя сНПК;

- 26 % и ниже - сильная сНПК.

Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы работы с дошкольниками: психогимнастические, творческие, сюжетноролевые игры, игры-драматизации, различные этюды и коррекционно-развивающие упражнения. Особая роль отводится индивидуальным, подгрупповым занятиям с детьми, проведение которых не влияет на изменение сетки обязательных занятий и не ведет к нарушению санитарных норм.

Представленный ниже перспективный план раскрывает работу с детьми старшего дошкольного возраста, но формированию психологического здоровья в течение учебного года.


перспективный план работы

с дошкольниками по формированию

психологического здоровья

Месяц

Неделя

Формы работы с детьми

1

2

3

ОКТЯБРЬ

1

Занятие «Учимся владеть языком эмоций» Упражнение «Повторяй за мной» Игра «Лото

настроений» Игра «Кубик»

2

Игра «Расколдуй девочку»

Решение проблемно-практической ситуации «Подними настроение сверстнику»

3

Этюды «Я так устал», «Остров плакс», «Гневная гиена», «Два сердитых мальчика», «Король-боровик» Игра «Пиктограмма» Упражнение «Покажи, как»

4

Этюды «Страх», «На улице», «Ваське стыдно», «Круглые глаза» Решение проблемно-практической задачи «На качели» Решение проблемно-практической ситуации «Встреча с другом»

НОЯБРЬ

1

Занятие - Сделаем страх смешным» Беседа «Как можно поднять себе настроение» Решение проблемно-практической задачи «Как можно поднять себе настроение»*

2

Релаксационное упражнение «Цветок» Игра - Поварята-Этюды «Хорошее настроение», «Первый снег»

3

Этюд «Поссорились и помирились» Решение проблемно-практической ситуации «Умей попросить о помощи»'

4

Решение проблемно-практических задач «Потерялась».

«Знакомство», «У тебя сломали дом»   -

Решение проблемно-практической задачи «Не взяли в

игру»*

ДЕКАБРЬ

1

Занятие «Поможем себе победить злость» Упражнения «Выбиваем пыль», «Кулачок» Игры «Взаимоотношения», «Улитка» Решение проблемно-практических ситуаций «Испортился рисунок», «Не досталась игрушка» Решение проблемно-практических задач «Не будем драться», «Помири товарища», «Поприветствуем гостей»"

2

Упражнения - Спина к спине», «Разговор»

Решение проблемно-практических ситуаций «Как поделить

сладости», - Самая важная профессия-

3

Рисование «Мои друзья»

Упражнение «Опиши своих маму, папу, бабушку, дедушку,

сестру, брата-..»   .

Игра «Я и друзья»

4

Занятие «Доставим радость близким!» Игры «Карлики и великаны». «Возьми себя в руки». «Замри»

Игра «Да» и «нет» не говори» (с различными усложнениями, в разных вариантах)"

ЯНВАРЬ

1

Беседа «Как можно назвать человека по имени» Упражнения «Стойкий солдатик», «Знакомство»

2

Беседа «Как можно поздороваться» Решение проблемно-практической ситуации «Поприветствуем гостей»

   3

Решение проблемно-практических ситуаций «Я разозлился», «На прогулке» Игра «Я — другой. Мы разные»

Февраль

1

Занятие «Как стать уверенным в себе» Игры «Воробьиная семья», «Брыкающаяся лошадка». «Пчелкины песни» Арттерапия по А.И. Захарову"

Решение проблемно-практической ситуации - Помоги взрослому

2

Упражнения «Ладонь в ладонь», «Доверительное падение». «Слепой и поводырь»

3

Этюд «Один дома»

Подвижные игры «Медвежонок», «Мышь и мышеловка»

4

Игра-драматизация «0 храбрых зайчатах, которые думали, что они трусливые» Занятие « - Я такой!»

МАРТ

1

Занятие «Воспитай уверенность в себе» Игры «Имя». «Зеркало» Упражнение «Нарисуй себя»

Решение проблемно-практической ситуации «А вдруг не получится»*

2

Упражнения «Назови свои сильные стороны», "Скажи по-другому» Рисование «Я в будущем»

3

Сочинение сказки о ребенке, не похожем на него. Решение проблемно-практической ситуации «Мои рисунки*

4

Упражнение «Закончи предложение» Рисование «Как мы боремся с трудностями» Решение проблемно-практической ситуации «Я расту»

АПРЕЛЬ

1

Занятие «Как понять другого»

Чтение и анализ сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» -

Творческая игра «Угадай, кто это?»

Игра-драматизация «Кто здесь кто»

Этюд «Уходи»

Упражнения «Отдай!», «Тише!»

2

Игры «Прорви круг». «Нарисуй узор» Решение проблемно-практической ситуации «Упал» Решение проблемно-практической задачи «Почему огорчился папа?»

3

Игры «Слепой и поводырь», «Липучки». «Клеевой дождик»,

«Только вместе»

Беседа «Ты обиду не держи, поскорее расскажи»

4

Упражнения «Сделаем по кругу друг другу подарок», «Вежливые слова»

Решение проблемно-практической ситуации «Присоединись к товарищу», «Присоединись к общему веселью»

МАЙ

1

Занятие «Почему мы обижаем близких нам людей* Игра «Подарок для любимой мамы» Решение проблемно-практических ситуаций «Помоги товарищу», «Помирись с другом»"

2

Занятие «Учимся общаться друг с другом»

Беседа «Как вести себя, если поссорился?»

Решение проблемно-практической ситуации «Не помог

маме»

3

Занятие «Я считаю тебя хорошим»

Прослушивание и обсуждение рассказа Л.Н.Толстого «Два

товарища»

Беседа «Как правильно дружить?»

Коллективное рисование

4

Занятие «С кем я дружу»

Рисование с ограниченным количеством карандашей Беседа «Чуткое и внимательное отношение друг к другу» Решение проблемно практической ситуации «Посылка со

сладостями-

* обозначенные данным значком формы работы, проводятся на протяжении всего месяца

; 

Для формирования психологического здоровья очень важно влияние ближайшего окружения, поскольку чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми, стилем, характером и качеством общения в семье, коллективе, детском саду.

Поэтому в рабочей программе представлен материал работы с родителями, который включает в себя как традиционные, так и нетрадиционные формы, такие как игры- тренинги, деловые игры, «круглые столы», заседания клуба с элементами тренинга и др.


Планирование работы с педагогами и родителями по формированию психологического здоровья дошкольников

Блок программы

Месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

1

2

3

4

5

6

Овладение языком эмоций

Октябрь

Заседание клуба родителей с элементами тренинга «Влияние психологического микроклимата

Семинар для педагогов «Система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольника (Развивающее - коррекционная работа воспитателя)

Консультация для родителей «Что такое «принятие» в воспитании детей?»

Стендовая консультация для педагогов «Овладение детьми языком эмоций»

Ноябрь

Заседание клуба родителей с элементами тренинга «Формирование у дошкольников положительных эмоций»

ПДС «Создание благоприятной эмоциональной атмосферы (среды) в ДОУ для формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Роль сказки в формировании эмоциональной сферы дошкольника»

Консультация для педагогов «Коррекция проявлений эмоциональных  трудностей у детей»

Коррекция агрессивности у дошкольников

Декабрь

Беседа для родителей «Бранные слова»

Консультация для педагогов «Расторможенные и агрессивные дети»

Стендовая консультация для родителей «Маленькие задиры, или в чем причина драчливости дошкольников»

Консультация для педагогов «Работа дошкольного учреждения с семьями «трудных» воспитанников»

Январь

Игра - тренинг для родителей «Снятие конфликтности в общении»

Круглый стол для педагогов «Работа педагогов ДОУ по коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста»

Заседание клуба родителей с элементами тренинга «Снятие вербальной агрессии у дошкольников»

Игра-тренинг для педагогов «Снятие конфликтов в общении»

Формирование у детей уверенности в себе

Февраль

Заседание клуба родителей с элементами тренингами «Что и как и мы говорим нашим детям»

Библиоконсультиро-вание педагогов по теме «Формирование у детей уверенности в себе»

Деловая игра с родителями «Особенности общения со старшими дошкольниками в семье»

Консультация для педагогов «Коррекция страхов и опасений у дошкольников»

Март

Заседание клуба родителей с элементами тренинга «Формирование положительной оценки

Брифинг для педагогов «Как предупредить отклонения в поведении ребенка

Консультация для родителей «Дисциплинарные воздействия на дошкольника»

Круглый стол для педагогов «Система работы ДОУ по снятию тревожности у дошкольников»

Формирование социальных навыков у дошкольников

Апрель

Консультация для родителей с элементами тренинга «Роль родителей в развитии у ребенка социальной компетентности»

Игра - тренинг для педагогов «Формирование социальных навыков у дошкольников»

Игра - тренинг для родителей

«Формирование социальных навыков у дошкольников»

Консультация для педагогов «Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста»

Май

Консультация для родителей с элементами тренинга «Развитие эмпатии у дошкольников»

Круглый стол для педагогов «Овладение коммуникативными навыками»

Консультация для родителей «Формирование у дошкольников дружеских взаимоотношений»

Консультация для педагогов

«Определение особенностей межличностных отношений ребенка со взрослым и сверстниками"



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Познай себя»

Практический курс для детей 5 – 7 лет, направленный на формирование у них коммуникативных навыков....

Модифицированная программа "Познай себя"

Эта программа расчитана для детей старшего дошкольного возраста. Программа осуществлялась во время кружковой деятельности с детьми по развитию психических процессов посредством дидактической игры....

Развивающая психолого-педагогическая программа "Познаю себя и мир"

Программа «Познаю себя и мир» создана на основе комплексных занятий для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста «Чувствуем, познаем, размышляем...

Программа "Познаешь себя - познаешь других"

России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка ег...

Итоги работы по рабочей программе "Познаю мир" за 2018-2019 учебный год.

Презентация работы за год по программе "Познаю мир"....

Дополнительная образовательная программа "Познай себя"

Программа предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста, для развития у детей понимания собственных эмоций и окружающих, эмпатии, личностного развития, снижения тревожность и формир...