Дополнительная образовательная программа "Познай себя"
рабочая программа (средняя группа)

Максакова Дарья Константиновна

Программа предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста, для развития у детей понимания собственных эмоций и окружающих, эмпатии, личностного развития, снижения тревожность и формирования адекватной самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznay_sebya.docx77.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №384 г. Челябинска»

Российская Федерация,454080, г.Челябинск, ул.Молодогвардейцев, 68-Б. Тел.: 8(351)742-24-21, E-mail:mdods384@mail.ru

Дополнительная

общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Познай себя»

Составила: педагог-психолог Максакова Дарья Константиновна

Челябинск, 2020

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.Пояснительная записка

3

1.1.1 Структура  программы дополнительного образования

5

1.1.2  Цели и задачи реализации  программы дополнительного образования

5

1.1.3  Принципы и подходы к формированию  программы дополнительного образования

5

1.1.4  Структура занятия

6

1.1.5 Методы и приемы, используемые при реализации  программы дополнительного образования

6

1.2 Характеристики особенностей развития детей средней  группы (4-5 лет)

7

1.3 Ожидаемые результаты (целевые ориентиры) освоения детьми  программы дополнительного образования

8

1.4 Психолого-педагогические условия реализации программы дополнительного образования

9

 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

10

2.1 Организация образовательного процесса

10

2.2 Особенности осуществления кружковой работы

10

2.3 Диагностическое направление

10

2.4 Коррекционно-развивающее направление

13

        2.4.1 Содержание и формы работы с детьми

13

2.4.2 Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе среднего возраста

16

2.5 Психологическое сопровождение участников образовательного процесса (родителей, педагогов, воспитанников) в рамках проведения кружковой работы

25

           2.5.1 Принцип взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса

25

          2.5.2 Формы работы с   участниками воспитательно-образовательного процесса

27

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

28

3.1 Программно-методическое обеспечение

28

3.2 Материально-техническое обеспечение

30

3.2.1. Условия для обеспечения психологического благополучия детей

30

Список литературы

31

Приложения

  1. Целевой раздел  программы

1.1  Пояснительная записка

В основу разработки   дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Познай себя»  по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 4-5 лет)     положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности для удовлетворения как возрастных потребностей ребенка, так и потребностей, связанных с индивидуальной траекторией развития дошкольника, что позволяет реализовывать права и свободы подрастающей личности.

           ФГОС ДО создает основу для реализации той глобальной задачи дошкольного образования, которую А.В.Запорожец определил так: дошкольное воспитание призвано заложить основы всего последующего формирования личности ребенка. Также глобальной идеей современных изменений в сфере дошкольного образования является психологизация системы дошкольного образования.

Главная задача дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС - охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка. Один из современных подходов в решении этой задачи - использование в работе педагогом-психологом возможностей комнаты психологической разгрузки.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки  они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Состояние детей во многом зависит от ритма их жизни, который в образовательной организации задается режимом дня.

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем ― эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по- другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка ― это телевизор или компьютер, а любимое занятие ― просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

 Программа разработана в соответствии с целями и задачами Образовательной программы МБДОУ «ДС №384 г.Челябинска»

Программа рассчитана на 1 год обучения. В 2020-2021 учебном году  программа дополнительного образования реализуется в средних группах.

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его гармоничного личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.  

   Программа  разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

  1. Федеральным  законом  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
  4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

   

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Познай себя» ориентирована на:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- обеспечение вариативности и разнообразия воспитания и развития с учетом образовательных потребностей и способностей детей;

- формирование развивающей и предметно-пространственной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Программа дополнительного образования  учитывает психологические, возрастные, индивидуальные особенности детей. Строится на принципах внимания к потребностям и возможностям воспитанников, создания атмосферы доверия и партнерства.

Подобранный музыкальный релаксационный репертуар позволяет предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на протяжении всего дня.

  В  программе учтены аспекты образовательной среды для детей дошкольного возраста:

- предметно – пространственная развивающая образовательная среда;

- условия для взаимодействия со взрослыми;

- условия для взаимодействия с другими детьми.

В программе определены:

- задачи психологического развития и благополучия детей средней  группы;

- результаты освоения программного содержания;

- рекомендуемый музыкальный и музыкально-игровой репертуар;

- рекомендации по взаимодействию с детьми на занятиях;

-структура каждого занятия с учетом возрастных и психофизиологических возможностей ребенка.

1.1.1 Структура программы дополнительного образования

В соответствии с ФГОС дошкольного образования программа дополнительного образования имеет следующую структуру:

-три раздела: целевой, содержательный, организационный;

-дана характеристика особенностей развития детей средней группы (4-5 лет);

-определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности;

-определено содержание методических материалов;

-раскрыты особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

1.1.2 Цели и задачи  программы дополнительного образования

Цель программы: охрана и укрепление психического здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Данная цель сформирована в  задачах программы: 

1) обучение навыкам расслабления и психомышечной тренировки;
2) снижение психоэмоционального и психомышечного напряжения;
3)     восстановление энергии для дальнейшей активной деятельности;

4)    устранение беспокойства, возбуждения, скованности, восстановление сил;

5)    способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;

1.1.3  Принципы и подходы к формированию  программы дополнительного образования

При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:

 -Деятельностный  подход  (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)

 -Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)

Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют  основу для:

  • сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • формирования   основ  социальной  и жизненной адаптации   ребенка;
  • развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
  • развития  потребности  в реализации  собственных  творческих способностей.

В соответствии с ФГОС ДО  программа  дополнительного образования опирается на научные принципы ее построения:

  • Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
  • Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
  • Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  • Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
  • Принцип сотрудничества с семьей.
  • Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  • Принцип возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

1.1.4 Структура занятия

1) вводная часть - приветствие;
2) основная часть - релаксационные игры и упражнения, элементы аутотренинга, самомассажа;
3) заключительная часть - анализ проделанной работы, ритуал прощания.

Программа включает  занятий, которые реализуются еженедельно в течение года.

Продолжительность занятия: 20 минут .

Занятия проводятся в игровой форме. При проведении релаксационных игр, упражнений используется музыкальное сопровождение: релаксационная и танцевальная музыка.

  1. Методы и приемы, используемые при реализации программы:
  • этюды;
  •  песочная терапия;
  •  чтение художественных произведений;
  •  рассказ психолога и рассказы детей;
  •  сочинение историй;
  •  беседы;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • слушание музыки;
  •  мини-конкурсы, игры-соревнования.
  • релаксация;
  • психогимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • игротерапия;
  • арт- и сказкотерапия.

1.2 Характеристики особенностей развития психических, психологических и психофизиологических функций детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам, как речь и общение с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики: личность и ее структурные элементы (характер, интересы), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций,  позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, происходит  включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.

Возраст 4-5 лет

В игровой деятельности детей среднего возраста появляются ролевые взаимодействия.  Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли.  В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Возникает и развивается новая форма общения со взрослым - общение на познавательные темы, которое сначала вплетено в совместную со взрослым познавательную деятельность (например, игру, экспериментирование с предметами и игрушками, конструирование из бумаги и природного материала и др.).

В группе начинают появляться лидеры. Появляются  конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Дети задают взрослым множество вопросов. При этом у детей четвертого года жизни они направлены на поддержание общения со взрослым. Ответ на них иногда очевиден. Но часто в их вопросах начинает проявляться желание получить новую информацию, интерес к познанию. Вопросы и сообщения детей нацелены на выявление и демонстрирование взрослому понимания связей между предметами и явлениями.

Дети 4-5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я – мальчик, я ношу брючки, у меня короткая прическа», «Я – девочка, у меня косички, я ношу платьице»). Проявляют стремление к взрослению в соответствии с  адекватной гендерной ролью: мальчик – сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера.

К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, видах отдыха, о специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. В этом возрасте умеют распознавать  и оценивать адекватно гендерной принадлежности  эмоциональные состояния и  поступки взрослых людей  разного пола.  

Складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но может выступать как релятивный; складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; начинают формироваться основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности.

1.3 Ожидаемые результаты (целевые ориентиры) освоения детьми программы дополнительного образования

  • Снижение психоэмоционального напряжения;
  • Нормализация психоэмоционального состояния;
  • Снятие скованности;
  • Снижение тревожности, агрессивности;
  • Пополнение запасов энергии для дальнейшей активной деятельности;
  • Создание положительного эмоционального настроя;
  • Развитие сенсорного восприятия, тактильной чувствительности, наблюдательности, внимания, артикуляционного аппарата, мелкой моторики;
  • Знать названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес); отличия человека от животного; как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками; ) состав своей семьи.
  • Уметь опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;
  • Правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
  • Оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;
  • Делиться с друзьями сладостями и игрушками;
  • Передавать заданное  эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;
  • Наблюдать за животными.

Через развитие способности ребенка к осознанию эмоциональных состояний, формируя умение переводить их в словесный план через называние, описание мы сможем благотворно повлиять на формирование интеллектуальной и речевой деятельности ребенка, его эмоционального мироощущения, поможем установить комфортные отношения с окружающими.

1.4 Психолого - педагогические условия реализации  программы дополнительного образования

Содержание деятельности педагога-психолога определяется ее направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий, определенных ФГОС ДО:

        - уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям;

- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

  - защита детей от всех форм физического и психического насилия (Закон РФ «Об образовании», ст. 34, п. 1.9);

- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО  (ч.III) в программе дополнительного образования «Познай себя»  по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 4-5 лет) 

 учитываются основные направления психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуализация образования;
  • реализация компетентностного подхода;
  • учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей воспитанников;
  • формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья;
  • мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
  • использование средств психолого-педагогической поддержки воспитанников;
  • обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей личностной перспективы развития;
  • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
  • учет специфики возрастного психофизического развития воспитанников.

2. Содержательный раздел программы

2.1 Организация образовательного процесса

Занятия по программе дополнительного образования «Познай себя»  по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 4-5 лет) проводятся 1 раз в неделю в соответствии с сеткой занятия детского сада.  

2.2 Особенности осуществления кружковой работы

-Образовательная деятельность в работе кружка «Познай себя» осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (коммуникативной, двигательной, игровой, познавательной, музыкальной, при восприятии художественной литературы).

-Программа реализуется как в самостоятельной деятельности детей, так и в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.

-Деятельность руководителя кружка призвана создавать условия для сопровождения и развития субъектов образовательного процесса.

        -Целью деятельности руководителя кружка является обеспечение условий для развития психологически- и эмоционально благополучной личности воспитанников.

    -Руководитель кружка осуществляет коррекционно-развивающую деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.

-В  программе дополнительного образования «Познай себя» представлен как диагностический, так и развивающий инструментарий, который можно использовать с целью диагностики и формирования интегративных качеств ребенка  дошкольного возраста.

2.3  Диагностическое направление 

В контексте практического решения поставленных ФГОС ДО задач диагностика составляет важную часть образовательной деятельности, позволяя выявить особенности ребенка, ориентируясь на которые педагог будет проектировать образовательную деятельность.

Цель диагностической деятельности педагога дополнительного образования: 

- получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных маршрутов воспитанников;

- выявление индивидуальных особенностей и проблем воспитанников.

Психологическая диагностика в современной ДОО направлена на определение психологических причин возникновения трудностей в индивидуальном развитии детей  дошкольного возраста.

Проведение психологической диагностики способствует реализации личностно ориентированного подхода при проектировании деятельности, индивидуализации учебного процесса, учета специфики индивидуального развития ребенка.

Кроме того, результаты психологической диагностики позволяют сделать вывод об эффективности созданных в ДОО благоприятных условий для удовлетворения образовательных потребностей детей, обусловленных как их возрастными особенностями, так и спецификой индивидуального развития.

Оценка полученных диагностических данных производится следующими способами:

- Составляются таблицы, отражающие распределение воспитанников возрастной группы по уровням сформированности (развития) определенных психологических феноменов, таких как эмоциональное благополучие, стабильность, уравновешенность и т.д.

Диагностическое направление предполагает проведение диагностической работы по проблемам психологического развития дошкольников.

Цель: выявление проблем в развитии, факторов риска для психологического здоровья.

Результатом изучения является создание диагностической основы для разработки и реализации индивидуальных форм поддержки развития ребенка в процессе обучения в  кружке «Познай себя» с учетом его психологического статуса, социальной ситуации развития.

Психологическая диагностика детей, посещающих кружок «Познай себя», проводится руководителем кружка – педагогом-психологом и направлена на выявление и изучение их индивидуально-психологических особенностей. Результаты диагностики используются для обеспечения психологического сопровождения, а также для проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.

Диагностическая работа предполагает знание педагогом-психологом как современных теорий развития ребенка дошкольного возраста, так и содержания дошкольного образования и требований к организации образовательной деятельности с детьми, что является необходимым моментом на всех этапах проведения диагностического обследования.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны. Развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие созданы образовательные условия, насколько эти условия соответствуют образовательным потребностям ребенка. Следовательно, результаты диагностики демонстрируют не столько уровень развития той или иной психической функции, сколько уровень ее сформированности под влиянием образовательных условий.

При проведении диагностики педагог-психолог - руководитель кружка «Познай себя»  придерживается следующих принципов:

        - комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;

        - изучение детей в специфических для возраста видах деятельности и отношениях с окружающим.

        Для получения объективных данных о ребенке как на этапе сбора диагностических данных, так и на этапах их анализа, обобщения и интерпретации результатов педагог-психолог – руководитель кружка учитывает:

        - физическое и психическое состояние ребенка (работоспособность, утомляемость, истощаемость, напряжение и пр.);

- психофизиологические особенности его возраста;

      - особенности текущей социальной ситуации.

Психологическая диагностика

Наименование работы.

Диагностические методики, тесты.

Форма работы.

Условия проведения

Ответственный

Предполагаемый

результат

 Изучение эмоционально – личностной сферы и индивидуальных особенностей детей 

Рисуночные тесты:   1.Методика Р.Теммл,    М. Дорки  (уровень тревожности);

2.Графическая методика «Кактус»;                              

 3.« Рисунок семьи»; «Три дерева»  

                       

Индивидуальная и групповая.

Кабинет психолога

Педагог-психолог

Выявление трудностей в эмоционально - личностной сфере (тревожность, страхи, агрессивность, неуверенность, замкнутость).

Изучение психологического климата в группе. Общение.

1.Социометрическая проба «День рождения»,

2. «Социометрический опросник» М.А. Панфиловой.

Индивидуально.

Кабинет психолога.

Педагог-психолог

Выявление отношений между членами группы, факторов, влияющих на психологический климат, причины возникновения данного психологического климата.

2.4 Коррекционное направление

Осуществление коррекционной и развивающей работы проходит в пределах профессиональной компетентности педагога – психолога – руководителя кружка «Познай себя», работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме и проводится с учетом специфики детского коллектива и отдельного ребенка.

Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков у воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

Объектом коррекционной и развивающей кружковой работы в этом направлении  являются проблемы в эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.

В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога – руководителя кружка «Познай себя» предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников.

2.4.1 Содержание и формы психокоррекционной работы с детьми, посещающими кружок «Познай себя»

Раздел 1. «Я и Я» (темы: «Тайна моего имени», «Автопортрет»,

«Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения.

Задачи

© Способствовать осознанию ребенком своего имени.

© Дать детям представление о том, для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, нос, рот, руки.

© Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол).

© Формировать адекватную самооценку.

Раздел 2. «Я и другие» (темы: «Мы так похожи», «Мы такие разные», «Язык жестов и движений», «Давайте жить дружно», «Мальчики и девочки»). В этом разделе представлены игры и упражнения, натравленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к фугу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

Задачи

© Предотвратить возможность возникновения у детей социальной дезадаптации.

© Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.

© Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

© Дать представление о внешности и манере держаться у представителей разных полов и необходимости оказания помощи друг другу в игре и совместной деятельности.

Раздел 3. «Я и мои эмоции» (темы: «Радость», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Горе», «Интерес», «Наши настроения»). Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Задачи:

© Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе, интересе.

© Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям.

© Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).

© Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).  

Раздел 4. «Я и животные» (темы: «Мой ласковый и нежный верь», «Общение с животным»). Здесь собраны игры и упражнения, направленные на развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой; умения изображать животных, используя различные выразительнее средства; умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми; на снятие страха перед животными.

Задачи:

© Дать знания о том, чем человек отличается от животных.

© Учить наблюдать за животными, играть с ними, заботиться о них.

© Учить изображать животных, используя различные выразительные средства.

© Помогать преодолевать возможный страх перед животными.

Раздел 5. «Я и моя семья» (темы: «С кем я живу», «Правила домашнего этикета»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полно- равного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.

В конце каждого годового курса проводятся итоговые занятия темы: «Путешествие в сказку», «Я знаю, я умею, я могу»). Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка.

Задачи

© Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку ― маме.

© Учить детей выражать внимание и сочувствие к маминой заботе обо всех членах семьи и ее труду.

© Учить детей понимать свою роль в семье.

© Учить детей ценить хорошие отношения, получать радость от об- щения со своими близкими и предлагать им посильную помощь.

2.4.2.Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе среднего возраста

Календарно - тематическое планирование образовательной деятельности

Месяц

Сроки

проведения

Тема

Задачи

Наглядный

материал

Октябрь

1 нед.

Тайна моего имени»

Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени; учить обращаться друг с другом по имени, запоминать имена товарищей

Две куклы, колокольчик, музыка «Звуки леса»,детские песни, альбом, цветные карандаши

2 нед.

«Автопортрет»

Учить детей различать свои индивидуальные   особенности (внешность, лицо, походка, пол

Большое зеркало,мел, картинки с изображением мальчиков и девочек,различающихся цветом и длинной волос,ростом, формой лица, одеждой,к упр «Выбери картинку»

3

нед.

«Мой внутренний мир»

Учить детей понимать себя, свои желания, чувства, видеть в себе положительные качества.

. Клубок ниток, альбомы, цветные карандаши

4

нед.

 «Мой любимый сказочный герой»

Способствовать самовыражению ребенка, учить его средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказок

Мяч-«колобок», заяц, альбом, цветные карандаши

Ноябрь

1 нед.

Я и другие

«Мы так похожи»

Обеспечить профилактику социальной дезадаптации детей; формировать чувство принадлежности к группе; помогать ребенку почувствовать себя более уверенно.

Клубок ниток, карточки с изображением различных движений зарядки к игре «Волшебник»

2 нед.

«Мы такие разные»

Учить различать индивидуальные особенности детей в группе; определять свои вкусы в еде; предпочтения по отношению к животным, играм и занятиям; сравнивать свой вкус со вкусами других.

Клубок ниток, бумажная тарелка, изображения различных продуктов.

3 нед.

«Язык жестов и движений»

Дать детям начальные знания о культуре жеста,возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки.

Карточки к игре «Покажи руками», театральные маски деда, бабки, курочки Рябы, яйца.

4 нед.

«Давайте жить дружно»

Формировать чувство принадлежности к группе; помогать каждому ребенку чувствовать себя более защищенно, преодолевать трудности в общении.

Мяч, вырезанные из бумаги пары рукавичек(по количеству детей)

Декабрь

1 нед.

«Мальчики и девочки»

Учить детей понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении, развивать навык общения мальчиков с девочками

Сюжетные картинки с изображением мальчиков и девочек; запись легкой музыки; принадлежности для ухода за волосами: расчестки, резинки, заколки,зеркало. Несколько игрушек(машинка,кукла, пирамида, кубики)

2 нед.

Я и мои эмоции

«Радость»

Познакомить детей с эмоцией «Радость»; учить передавать это эмоциональное состояние, используя выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку;учить эмоционально воспринимать веселое настроение людей.

Пиктограмма «Радость», картинка  с изображением веселой девочки,; зеркало; запись веселой музыки; воздушный шарик или мяч, альбомы, цветные карандаши.

3 нед.

«На лесной полянке.Радость»

Познакомить с понятием «настроение», развивать понимание эмоциональных состояний «радости», «удивления», их выразительное воспроизведение

Набор пикограмм, 9 основных  эмоциональных состояний, Плакат «Гномы Настроений», веселая музыка Двожак – Юмореска , запись пения птиц, Вивальди – времена годаю Весна ч.1, Свиридов «Дождик», Григ «Утро», и пр.

4 нед.

«Удивление»

Познакомить детей с эмоцией «Удивление» учить передавать данное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства: учить эмоционально воспринимать удивленное настроение людей; развивать  умение чувствовать чужое настроение и сопереживать окружающим.

Пиктограммы «Радость», «Удивление», картинка с изображением удивленной девочки, небольшое зеркало, альбомы, цветные карандаши.

Январь

2 нед.

«В гостях у сказки»

Продолжать знакомить с элементами выразительных движений. Развивать понимание эмоциональных состояний «печаль» и «удивление». Углублять понимание состояний «спокойствия»,»страх», «печали», «радости», в процессе воспроизведения в сюжетной игре.

Набор пикограмм, 9 основных  эмоциональных состояний, Плакат «Гномы Настроений», музыка:Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года», Прокофьев «Фея осени», Прокофьев «Фея зимы», Чайковский Танец феи Драже , Мусоргский «Картинки с выставки»

3 нед.

«Страх»

Познакомить детей с эмоцией страха, учить передавать эмоциональное состояние , используя эмоционально воспринимать это состояние у других людей; помогать детям осознавать и преодолевать страх.

Пиктограммы «Страх», «Радость», «Удивление», картинка с изображением испуганного мальчика, зеркало маски медведя, лисы, лисенка; альбомы, цветные карандаши.

4 нед.

«Гнев»

Познакомить детей с эмоцией гнева; учить передавать это эмоциональное состояние используя различные выразительные средства, социально-приемлемыми способами; знакомить со способами снятия негативных настроений

Пиктограмма «Гнев», картинка с изображением рассерженного мальчика, зеркало, маск  «Трех медведей», альбомы , цветные карандаши.

Февраль

1 нед.

 «Удивительные джунгли»

Развивать мимические и пантомимические способности детей, развивать понимание эмоциональных состояний «страха», «злости». Обучать детей приемам саморасслабления.

См. «На лесной полянке»+ музыка Сен-САнс «Карнавал животных», Глинка Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила», Кабалевский «Плакса», Григ «Бабочка», Шуман «Ночью»

2

нед.

«Шалости Карлсона»

Развивать пантомимические способности детей, Развивать понимание эмоциональных состояний  «Любопытство», «Отвращение», «Злость».Обучать детей приемам саморасслабления.

См. «На лесной полянке»+ музыка Шостакович «Лирический Вальс», Шостакович Вальс-шутка, Двожак Юмореска.

3

нед.

«Горе»

Познакомить детей с эмоцией горя; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, социально-приемлемыми способами; знакомить со способами снятия негативных настроений.

Пиктограмма «Горе»,  и «Радость», картинка с изображением грустной девочки, зеркало, альбомы, цветные карандаши.

4

нед.

«Цирковые артисты»

Побуждать детей к двигательной импровизации, Упражнять детей в определении эмоциональных состояний по мимике, жестам, позе. Обучать приемам саморасслабления.

Набор пиктограмм,9 основных эмоций, ширма для пиктограмм плакат «настроение в музыке»,Набор карточек с гномами. Музыка; Прокофьев- Вальс Тема «Песня, танец, марш», Шостакович Танец (Танцы кукол) Майкапар «Тревожная Минута», Чайковский «Утренняя молитва», Кабалевский «Лентяй»

Март

1 нед.

«Интерес»

Познакомить детей с эмоцией  «Интерес», учить передавать это эмоциональное состояние , используя  различные выразительные средства

Пиктограмма «Интерес», учить передавать это эмоциональное состояние, картинка с заинтересованным мальчиком, альбомы и цветные карандаши (по количеству детей)

2

нед.

«Волшебные превращения»

Развивать понимание эмоциональных состояний «самодовольство», «радость», Продолжать знакомить детей с терминами, означающими эмоциональные состояния

Набор пиктограмм, ширма с отверстиями для пиктограмм, плакат настроение в музыке.

Сен-Санс «Карнавал животных».Птичник, Фрагметнты муз сказки «Дюймовочка», «Песня майских жуков», Чайковский Вальс цветов из балета «Щелкунчик» Сен-САнс  «Карнавал животных» Лебедь, Роуланд  «утешение»

3

нед.

«Погода и настроение»

Развивать пантомимические способности детей ,упражнять в распознавании эмоциональных состояний по схематическим изображениям, углублять понимание состояний «страха», «радости», «любопытства», «злости», «удивления», «печали». Помочь осознать, какое настроение вызывает та или иная погода.

См. занятие «Волшебные превращения», музыка: Вивальди – Времена года. Весна 1ч.,Григ «Летний вечер, Вивальди – Времена года, «Осень» 2ч, Вивальди – Времена года «Лето» 3 ч, Вивальди – Времена года «Зима» 2ч, Майкапар – Полька, Роуланд – «Серебрянные крылья»

4 нед.

«Забавные истории»

Упражнять детей в двигательной импровизации, расширять представления детей о причинах возникновения эмоциональных состояний, развивать понимание эмоциональных состояний  «самодовольства», «удивление», «радости», «печали».

Прокофьев -Шествие кузнечиков, Чайковский – Мазурка из «детского альбома», запись звуков текущей воды, шума волн.+ см. занятие «Волшебные превращения»

Апрель

1

нед.

«Угадай настроение»

Упражнять детей в распознавании и названии передаваемого музыкой эмоционального состояния, развивать интонационную выразительность речи, обучать приемам саморасслабления.

Чайковский «Камаринская», Чайковский  - Вступление к балету «Спящая красавица» 1 ч, (злость), Чайковский «Болезнь куклы» из «Детского альбома» (печаль), Свиридов «Колдун» (страх), Чайковский «Новая кукла» из «Детского альбома»(радость), Запись звуков текущей воды, пения лесных птиц, шума деревьев.

2

нед.

«Наши эмоции» (итоговое занятие по разделу)

Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширить представления детей об эмоциях; продолжить развивать эмпатию, воображение.

Изображения гномов радостного и грустного,  кубик эмоций(средний кубик с приклеенными пиктограммами изученных эмоций), запись шума моря, две голубые атласные ленты длинной 1-1,5 м , карточки с изображением облаков с разным настроением, карточки к упражнению «Выбери такое же настроение», альбомы, цветные карандаши.

3

нед.

Я и

животные

«Мой ласковый и нежный зверь»

Дать детям знания о том, чем человек отличается от животных; учить изображать животных; используя различные выразительные средства; учить детей общаться с животными.

Картинки с изображением различных животных и людей; альбомы и цветные карандаши.

4 нед.

«Общение с животным»

Способствовать адекватному ролевому развитию детей, то есть обучать детей принимать роли, адекватные новым ситуациям, и развивать творчество; оптимизировать общение со сверстниками; способствовать снижению страха перед животными.

Сказка «Маша и медведь», с картинками; маска медведя, веселая музыка; альбомы, цветные карандаши.

Май

1 нед.

Я и моя семья

«С кем я живу»

Вызвать у детей интерес к собственной личности; дать детям представление о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук, брат), показать отличие конкретного человека от других людей (по имени, возрасту, полу и др.)воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме; учить выражать внимание к маминой заботе обо всех членах семьи.

Сюжетная картинка «Семья», кукла «Маша», веселая музыка, альбомы, цветные карандаши.

2 нед.

«Правила домашнего этикета»

Учить детей ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими; создавать положительное эмоциональное настроение у детей

Запись звуков леса, альбом, цветные карандаши.

3 нед

Итоговые годовые занятия

«Путешествие в сказку»

Повторить пройденное и закрепить знания, умения детей;создавать положительный эмоциональный фон; развивать навыки общения ребенка со сверстниками; способствовать уменьшению чувства страха у детей; формировать представление о взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей

Запись шума леса, фигурки:муравей,гусеница,паук,кузнечик,водомерка,майский жук,береза,муравейник; отрезки шнупа диной от 20 см до 1 м; несколько пуговиц, платок для завязывания глаз, мяч, альбомы, цветные карандаши.

4

нед.

«Я знаю, я умею, я могу!»

Повторить пройденный материал и закрепить знания, умения детей, развивать представление детей о себе и своем отличии от других; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками.

Игрушка Лесовичок, маски зайца и лисы, веселая музыка, альбомы и цвет карандаши

Итого: 32 занятия

2.5. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса (родителей, педагогов, воспитанников) в рамках проведения кружковой работы

2.5.1 Принцип взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

Совместная деятельность педагога дополнительного образования с детьми по развитию и коррекции психических процессов и эмоционально-волевой сферы организуется на основе следующих принципов:

  • учета возрастных и индивидуальных особенностей (на основании диагностических данных об особенностях развития ребенка);
  • комплексности (занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя использование сложных многофункциональных упражнений, позволяющих
  • ведущей деятельности (игры, игровые упражнения и творческие игровые задания). Все они условно делятся:        дидактические, развивающие, воспитывающие, социализирующие, двигательные и релаксационные;
  • доступности (изучаемый материал направлен на зону ближайшего развития, от известного к неизвестному, от легкого к трудному);
  • наглядности обучения (привлечение различных органов чувств к восприятию, использование наглядного материала, стимулирующего мыслительную деятельность детей);
  • системности подачи материала (логичность, взаимосвязь всех его частей, целостность);
  • проблемности (создание проблемных ситуаций, активной познавательной детской деятельности состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон);
  • сознательности и активности (знай поставленную педагогом задачу и будь активен в выполнении команд);
  • доброжелательности (существует правило-девиз «Не критикуй!». Оно учит видеть в высказывании, рисунке или поделке крупицу оригинального ребенок постоянно чувствует удовлетворение от сделанного и может высказывать свои мысли вслух, не боясь, что его осмеют или подвергнут критике).

Психолого-педагогического сопровождение - это система психолого-педагогической деятельности, направленная на создание оптимальных условий для развития личности и успешного обучения ребенка в ситуациях образовательного взаимодействия с участием всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: дети, родители, педагоги.

Ситуации образовательного взаимодействия

Субъекты – участники воспитательно-образовательных отношений

1.

Диагностика эмоционально-личностного развития детей

Дети, родители, педагоги

2.

Диагностика развития психических процессов у детей

Дети, родители, педагоги

3.

Совместное проведение адаптационного блока программы

Дети, родители, педагоги

4.

Разработка и корректировка программы эмоционально-личностного развития детей и плана взаимодействия специалистов и педагогов (на основе результатов диагностики)

Специалисты

5.

Ознакомление педагогов с программой и планом взаимодействия специалистов и педагогов. Отработка методов психолого-педагогического взаимодействия с детьми

Дети, педагоги

6.

Консультационно-профилактическая работа с педагогами и родителями, направленная на организацию эффективного взаимодействия с детьми

Родители, педагоги

2.5.2 Формы работы педагога-психолога  

Возраст

Количество детей в группе

Длительность

Мероприятий

Количество мероприятий в неделю

4-5 лет

7-8 человек

20 минут

1

Мероприятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения мероприятий, порядок упражнений можно менять.

Релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой и затемнением помещения. Для успешного проведения мероприятий необходимо предварительно подготовить весь инструментарий, включая и музыкальное сопровождение.

Мероприятия проводятся в игровой форме. Каждое мероприятие состоит из нескольких частей и занимает не более 20 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.

- Индивидуальная работа.

Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях кружка «Познай себя», в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

- Работа с родителями.

Родители — это «профессия» педагогическая, но очень часто родителям не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, они не знают, как себя вести в той или иной ситуации. Приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка. Поэтому важно знать, насколько готовы родители говорить с другими взрослыми, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать.

При анализе контингента семей выявлено, что дети МБДОУ «ДС №384 г.Челябинск»  воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия руководителя кружка с родителями воспитанников, которое  направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы на занятиях, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

Уже на начальном этапе работы с родителями прогнозируется возможность и степень включенности их в работу, объем работы, на который способны родители с учетом различных факторов (профессиональной занятости, материального положения, уровня образования, и т.д.).

Формы работы с родителями: 

- Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.

- Информирование родителей о ходе работы кружка дополнительного образования: индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, создание памяток.

- Домашние задания после каждого занятие у детей в группе с целью улучшения эмоционального климата в семье, а также повышения качества взаимодействия членов;

- Консультирование о путях и способах решения конкретной проблемы ребенка.

- Привлечение к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях кружка, и реализации их в повседневной жизни.

- Участие в родительских собраниях и «Днях открытых дверей»

- Работа с педагогами

Еще одним направлением работы педагога-психолога – руководителя кружка дополнительного образования является:

  • повышение психологической компетентности педагогов через организацию семинаров, «круглых столов», дискуссий, педагогических мастерских;
  • раскрытие «секретов» общения с большой и малой группой детей- дошкольников «Стратегия работы с детьми групп риска»;
  • помощь правильного выбора коммуникативной позиции в общении с ребенком и его родителями; индивидуализации педагогических воздействий и в решении его проблем.
  • проведение психологических тренингов направленных на обучение педагогов приемов саморегуляции, релаксации.  
  • проведение индивидуальных консультаций по запросу педагога и др.

3.Организационный раздел.

3.1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Перечень используемых программ, технологий, пособий для коррекционно – развивающей работы с воспитанниками:

- Крюкова С.В., Донскова Н.И.: «Удивляюсь, злюсь, боюсь...». Программы групповой психологической работы с дошкольниками. Изд-во Генезис, 2014г.

- Карелина И.О.: «Эмоциональное развитие детей 5-10 лет». Ярославль: Академия развития, 2006.- 144с.

- Пазухина И.А.: «Развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет» Пособие для практических работников детских садов СПб.: «Детство-Пресс», 2004

-Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»» М., 2003г.

-О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников». М.:Генезис, 2005г.

-Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». СП.: Речь, 2005

- Лютова Е.К., Монина Г.Б.Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми». СПб.: Речь, 2005

-Трясорукова Т.П. «Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения». Ростов-на-Дону: Феникс, 2015г.-29с.

- Трясорукова Т.П. «Психомоторика. Коррекционно-развивающие игры для детей дошкольного возраста». Ростов-на-Дону: «Март», 2014г.-27с.

- Кокорева  А.В. «Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении». Журнал «Психолог в детском саду».- 2008 №4.

-Колос Г.Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении. М.: АРКТИ, 2006г.

 - Л.М. Костина «Игровая терапия с тревожными детьми».

 - Е.А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду» (Методические материалы в помощь психологам и педагогам).

 - Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе «В мире детских эмоций» (Пособие для практических работников ДОУ).

 - О.А. Шорохова «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников».

- Грабенко Т.М. «Основы сказкотерапии». СПб.: Детство-Пресс, 2011г.

- Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии». СПб.: Детство-Пресс, 2007г.

-Смирнова Т.П. «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей». –Ростов н/Д.: Феникс, 2005г.

- Епанчинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста». – СПб.:Детство-Пресс, 2011г.

- Чистякова М.И. «Психогимнастика». М.: Просвещение. ВЛАДОС, 1995.-160с.

-Захаров А.И. «Предупреждение отклонений в поведении ребенка» СПб., 1997г.

-Кэмпбелл Р. «Как справляться с гневом ребенка». СПб., 1997г.

-Мак-Кей М., Роджерс П. «Укрощение гнева». СПб., 2015г.

-Эберлейн Г. «Страхи здоровых детей». М., 1991г.

-Титарь А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: практическое пособие для ДОУ». М.: АРКТИ, 2008

-О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации, конспекты бесед о музыке, комплект аудиокассет.

-М.Л. Лазарев «Здравствуй!». Физкультурно - оздоровительная программа.

- Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович «Театр- творчество - дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства.

http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html - Федеральный государственный образовательный стандарт ДО.

3.2. Материально-техническое  обеспечение

3.2.1. Условия для обеспечения психологического благополучия детей.

  В МБДОУ «ДС №384 г.Челябинска» созданы хорошие условия для проведения кружковой работы и обеспечения психологического благополучия детей. Функционирует кабинет педагога- психолога. Зоны, на которые разделены эти помещения, несут различные функциональные назначения:

-Зона коррекционно - развивающих занятий: (столы для занятий, доска, технические средства обучения).

Здесь проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия. Дети с проблемами в общении и обучении приобретают уверенность, смелость, а при целенаправленной работе у них формируется мотивация на преодоление страхов.  

Здесь же проводятся занятия с детьми с использованием развивающих и диагностических, а также обучающих и развивающих компьютерных игр. Игровая форма заданий, яркие красочные изображения, динамичность, достигаемая посредством использования современных компьютерных технологий, делают занятия не только поучительными, но и увлекательными для детей.

-Зона недирективной терапии:

 «Центр воды и песка», спортивный  уголок (в музыкальном зале) – для снятия психо- эмоционального и физического напряжения, агрессии. Импульсивные и агрессивные дети, попадая в эти условия, с наслаждением просеивают песок, перемывают камешки и ракушки, перебирают и раскладывают по ячейкам желуди, шишечки.

-Зона игровой терапии :

служит для устранения возможного психоэмоционального напряжения  ребенка при контакте с психологом.

-Зона организационно - планирующей  деятельности:

- письменный стол, компьютер, стеллажи для хранения вспомогательного материала и методической литературы.

Кабинет  соответствуют требованиям СанПиНа, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.

Список литературы 

1.Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»» М., 2003г

2.Грабенко Т.М. «Основы сказкотерапии». СПб.: Детство-Пресс, 2011г.

3.Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии». СПб.: Детство-Пресс, 2007г.

4.Епанчинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста». – СПб.:Детство-Пресс, 2011г

5.Захаров А.И. «Предупреждение отклонений в поведении ребенка» СПб., 1997г.

6. Карелина И.О.: «Эмоциональное развитие детей 5-10 лет». Ярославль: Академия развития, 2006.- 144с.

7.Крюкова С.В., Донскова Н.И.: «Удивляюсь, злюсь, боюсь...». Программы групповой психологической работы с дошкольниками. Изд-во Генезис, 2014г.

8. Кокорева  А.В. «Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении». Журнал «Психолог в детском саду».- 2008 №4.

9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». СП.: Речь, 2005

10.Лютова Е.К., Монина Г.Б.Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми». СПб.: Речь, 2005

11.Мак-Кей М., Роджерс П. «Укрощение гнева». СПб., 2015г.

12. Кэмпбелл Р. «Как справляться с гневом ребенка». СПб., 1997г.

13. Пазухина И.А.: «Развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет» Пособие для практических работников детских садов СПб.: «Детство-Пресс», 2004

14. Смирнова Т.П. «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей». –Ростов н/Д.: Феникс, 2005г

15. Трясорукова Т.П. «Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения». Ростов-на-Дону: Феникс, 2015г.-29с.

16. Трясорукова Т.П. «Психомоторика. Коррекционно-развивающие игры для детей дошкольного возраста». Ростов-на-Дону: «Март», 2014г.-27с.

17. Чистякова М.И. «Психогимнастика». М.: Просвещение. ВЛАДОС, 1995.-160с.

18. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников». М.:Генезис, 2005г.

19. Эберлейн Г. «Страхи здоровых детей». М., 1991г.

20. Титарь А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: практическое пособие для ДОУ». М.: АРКТИ, 2008

21. http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html - Федеральный государственный образовательный стандарт ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна - страна, в которой я познаю себя и мир»

Осуществление работы педагога-психолога с детьми в нашем ДОУ осуществляется в пространстве сенсорной комнаты, которая предоставляет огромные возможности для реализации различных программ и  метод...

Дополнительная образовательная программа Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. «Береги себя» для детей от 3 до 7 лет

Совершенствование дошкольного воспитания в области безопасности жизнедеятельности является весьма актуальным. Что подтверждается:-социальным заказом семьи и школы, государства на формирование личности...

Дополнительная услуга "Открываю себя"

Пояснительная записка.  В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность: становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные ...

Дополнительная образовательная программа по социально-коммуникативному развитию кружка "Береги себя"

Программа «Береги себя» (далее программа) является программой дополнительного образования детей от 5 до 6 лет. Программа направлена на формирование навыков безопасного поведения у детей до...