Мастер - класс для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками"
методическая разработка по физкультуре
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи - все это не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым.
В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно- оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Одним из путей решения - является комплексный подход к оздоровлению детей через использование инновационных оздоровительных технологий и совместную работу с родителями, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel.docx | 57.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
«Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей.
Задачи:
- Внедрить инновационные формы по физическому направлению.
- Познакомить педагогов с новыми технологиями по физическому развитию.
- Поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников.
Ход мастер – класса
«Здоровью научить нельзя – надо воспитывать потребность быть здоровым. Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо.
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи - все это не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым.
В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно- оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Одним из путей решения - является комплексный подход к оздоровлению детей через использование инновационных оздоровительных технологий и совместную работу с родителями, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Цель моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; оптимальную реализацию оздоровительных, воспитательных и образовательных задач физического воспитания, с учетом индивидуальных возможностей развития ребенка.
Навыки самооценки физического здоровья и напрямую связанных с ним показателей физического развития и физической подготовленности являются предпосылками приобретения детьми дошкольного возраста навыков самооценки своего психического состояния в старшем возрасте. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно- оздоровительной деятельности.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно- развивающей работы:
-приобщение детей к физической культуре;
-использование развивающих форм оздоровительной работы.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
• медико-профилактические;
• физкультурно- оздоровительные;
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
• здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
• валеологического просвещения родителей;
• здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
• физкультурные занятия
• самостоятельная деятельность детей
• подвижные игры
• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная)
• оздоровительные физкультминутки
• физические упражнения после дневного сна
• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
• физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
• физкультурные досуги
• спортивные праздники
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг – это система упражнений, основная цель которых – растяжка связок и мышц, а также повышение гибкости тела.
Жила в одной деревне девочка, которая не любила ходить ножками. (Ходьба обычная 1 круг). Звали эту ленивую девочку Машенька. И была у неё бабушка (Ходьба пригнувшись 1 круг, старенькая и седая. Вот однажды пошли бабушка с внучкой на лужок, цветы собирать.
«Цветок» - и. п. сидя на ягодицах, ноги в стороны, правая нога согнута в колене, колено лежит на полу, стопа развёрнута наружу. Выпрямить спину, поднять руки вверх, потянуться. То же с левой ногой. (по 4 р.)
Нарвали они большой букет ромашек и одуванчиков.
«Сорванный цветок» - и. п. сидя на ягодицах, ноги в стороны, правая нога согнута в колене, колено лежит на полу, стопа развёрнута наружу, руки подняты вверх. 1- потянуться вверх, вытянув позвоночник (вдох); 2- наклониться вперёд к прямой ноге, коснуться лбом колена, руками тянуться вперёд (выдох). (по 4 раза).
И не спеша отправились домой. (Ходьба семенящим шагом). Но очень скоро Машенька надоело идти самой, она остановилась и захныкала:
-Хочу на ручки! (Поднятие рук к плечам и вверх - 6 раз).
Стала бабушка ей выговаривать:
-И не стыдно тебе! Ведь ты уже совсем большая! Не возьму тебя на ручки! (Наклоны головы вправо – влево) - повернулась и ушла.
Машенька осталась одна и заплакала. Прибежала цапля.
«Цапля» - и. п. ноги вместе, руки вдоль туловища. 1- согнуть правую ногу и, помогая одной рукой, поставить правую стопу на внутреннюю поверхность левого бедра, руки в стороны. То же с левой ногой. (по 3 раза).
-Садись, я тебя отнесу.
Уселась Машенька цапле на спину, и цапля взмахнула крыльями (поза та же, делать маховые движения руками вверх вниз) и полетела. Но Машенька была уже большая девочка (Ходьба на носках 1 круг) и поэтому цапля часто останавливалась и садилась отдыхать, то на кустик,
«Кустик» - и. п. сидя на ягодицах, ноги выпрямлены перед собой. 1- взяться за стопу правой ноги обеими руками и положить на левое бедро, колено на пол; 2- то с левой ногой; 3- руки в упоре сзади. 1-2 – распрямлять ноги; 3- руки на пояс. (5 раз)
то на пенёк.
«Пенёк» - и. п. то же. 1-2 – то же; 3- лечь на колени вперёд, руки выпрямить вперёд. (5 раз)
Надоело Машеньке ждать, пока цапля отдохнёт, прислонилась она к деревцу.
«Деревце» - и. п. ноги вместе, руки вдоль туловища. 1- медленно подняться на носки, руки вверх (вдох); 2- опуститься (выдох) (5 раз)
и пригорюнилась. Подбежал жеребёнок
«Весёлый Жеребёнок» - и. п. стоя в упоре на ладонях и коленях. 1- поднять вперёд правую руку; 2- отвести назад правую ногу. То же с левой рукой и ногой. (по 4 раза)
-Садись, я тебя отнесу.
Села Машенька на спину, и жеребёнок поскакал вперёд.
-Ой, сейчас упаду! – испугалась Машенька.
И только она об этом подумала, как и вправду свалилась на землю. (Лечь на спину и расслабиться).
Встала она, отряхнулась, смотрит – а жеребёнка и след простыл. (Встать, приложить руку ко лбу, повороты в стороны).
Закричала Машенька:
-Кто меня домой отнесёт?
Подошёл к ней верблюд
«Верблюд» - и. п. стоя на коленях. 1 - вытянуть руки вверх; 2 – положить руки на бёдра и продолжать тянуться вверх; 3 – прогнуться назад и коснуться руками пяток; 4 – наклонить голову назад (5 раз)
-Я тебя отнесу!
Машенька забралась верблюду на спину. (Ходьба с опорой на стопы и ладони – 1 круг). И верблюд зашагал вперёд. Машенька обеими руками уцепилась за его горб, но не удержалась и упала в траву. (Лежа на спине, трясти поднятыми руками и ногами). Лежит и плачет:
-Кто меня домой отнесёт?
Мимо пролетал журавль
«Журавль» - и. п. ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 – поднять вверх согнутую правую ногу, обхватить колено руками; 2 – и. п. То же с левой ногой (по 4 раза)
-Попробуй лучше идти ножками – посоветовал он Машеньке. И улетел.
Никто больше не захотел помочь ленивой девочке. Пришлось ей самой добираться до дома.
«Домик» - и. п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1– вытянуть руки над головой, ладонями друг к другу (вдох); 2 - руки опустить (выдох) (5 раз).
Сначала она шла медленно (Ходьба с высоким подниманием колен – 1 круг, а потом всё быстрее и быстрее (Бег с высоким подниманием колен – 1 круг)
Когда Машенька вбежала в дом, бабушка ничего не сказала внучке, а стояла и улыбалась. (Ходьба обычная – 1 круг с дыхательными упражнениями).
Степ аэробика- это интенсивная ритмическая гимнастика с использованием подставки (степ-платформы, которая имитирует ступеньку.
Степ – гимнастика под музыкальное сопровождение «Делайте зарядку»
Подготовительная часть.
1. Наклон головы вправо-влево
2. Поднимание плеч вверх-вниз.
3. Ходьба на месте , на степе.
4. Приставной шаг вперёд со степа и обратно на степ.
5. Приставной шаг назад.
6. Приставной шаг вправо (влево) со степа.
Основная часть
1. Правой ногой шаг в сторону за степ; правую руку выпрямить в сторону. Повторить в левую сторону.
2. Правой ногой шаг вперёд, поставить ногу перед степом на носок. Правую руку резко вытянуть вперёд. Вернуться на степ, повторить упражнения в левую сторону.
3. Правой ногой шаг со степа вперёд, вправо, назад, вернуться на степ. То же левой ногой.
4. Нарисовать правой ногой полукруг вокруг степа, вернуться на степ. То же левой ногой.
5 Приставной шаг на степе с полуприседанием.
Подвижная игра на степах
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МОСКВУ» Дети сидят (стоят) на степах по кругу, имитирующим аэродром. Ведущий произносит: «Я лечу в Москву, всех с собой возьму». Дети, оставив степы, становятся за ведущим, который, используя основные движения (бег, ходьбу, подскоки), водит детей за собой в различных направлениях и по всевозможным траекториям. По команде «Посадка» дети и ведущий должны как можно быстрее занять свой степ. Ребенок, который остался без степа, в последующей игре будет ведущим.
Динамические паузы –упражнения для профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Упражнение «Любопытная Варвара» на снятие напряжения с шеи и мышц плечевого пояса.
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена».
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена».
А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена».
Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.
Релаксация – миорелаксация (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры.
Пальчиковая гимнастика -это, как правило, инсценировка детских стихов. Однако пальчиковые игры - это, прежде всего весёлые занятия, а уж потом развитие и обучение. Пальчиковые игры незаменимы: есть много шансов, что малыши научатся связно говорить, а затем читать и писать раньше сверстников, будут чувствовать себя уверенно, соответственно станут успешнее. Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезны всем детям без исключения, особенно тем, у кого речевые проблемы. Проводится в любой удобный отрезок времени.
«Соки». Загибаем пальчик при произнесении названия каждого сока на одной, а затем на другой, начиная с мизинца:
На здоровье соки пейте,
Но ни капли не пролейте:
Апельсиновый, вишнёвый,
Виноградный, грушевый,
Абрикосовый, клубничный,
Вкус у каждого отличный!
Можно выпить сок томатный,
Он особенно приятный.
Сок моркови и граната
Так полезен вам, ребята!
(Показываем большой палец.)
«Медведь». Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
Теперь можно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала
Я смотрю, вам уже не терпится придумать или показать что-то самим.
Задание для педагогов
У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.
1 команде
Сбил, сколотил –
вот колесо.
Сел да поехал.
Ах, хорошо!
Оглянулся назад –
одни спицы лежат.
2 команде
Жил-был зайчик длинные ушки.
Отморозил зайчик носик на опушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо, волка нет,
И дают морковку на обед
Гимнастика для глаз – это комплекс специальных упражнений, направленных на сохранение зрения и снятие усталости. (на экране)
Дыхательная гимнастика – это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания, сердечно-сосудистых болезнях и др.
Динамическая гимнастика – комплекс несложных (и нестрашных) упражнений, которые (в отличие от традиционной гимнастики) предполагают активное включение вестибулярного аппарата ребёнка. Проводится она сразу после снаю
Гимнастика корригирующая – представляет собой систему специальных физических упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника; оказывает и общеукрепляющее действие на организм (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет определённые мышечные группы; восстанавливает равновесие между кривизной позвоночника, вырабатывает правильную осанку).
Гимнастика ортопедическая – это комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц свода стопы у детей через комплекс специальных упражнений.
Креативная гимнастика – предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим упражнениям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и расрепощенности. Педагог должен внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении ролей своими друзьями и стремились находить оригинальные движения и мимику.
- «Магазин игрушек».
- Дети идут по кругу со словами:
- Дин-дин, дин-дин,
- Открываем магазин!
- Заходите, заходите,
- Выбирайте, что хотите.
- Руководитель (продавец) спрашивает покупателя (ребенка), что он хочет купить. Покупатель отвечает: «куклу». Продавец говорит: «Заходите, заходите, выбирайте что хотите!». В это время все дети изображают кукол. Покупатель выбирает ту куклу, которая ему больше всех понравилась. Кого выбрали, тот становится покупателем, и прежний продавец встает в круг. Игра продолжается.
Для развития детского двигательного творчества:
Упражнения: - «выразительная ходьба» (ходьба с закрытыми глазами; с концентрацией внимания на телесных ощущениях при вхождении в образ: «усталость», «бодрость», «напряженность», «страх», «расслабленность»).
- «создай образ предмета» (имитация движения неодушевленных предметов (паровоз, башенный кран, ножницы, циркуль).
- «пробеги как…» (вхождение в образ различных животных).
- «придумай свой прыжок».
- игровое упражнение «нарисуй свой бросок».
- «проползи как …» (змея, жук, следопыт).
- «придумай упражнение с мячом».
- игровые задания: «сад скульптур», «театр поз».
Музыкально – подвижные игры
Музыка и движения занимают особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется психологическими особенностями дошкольников. Музыкально - ритмическое развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, двигательная активность полезна для здоровья, а также ребёнок становится чутким к красоте движений в искусстве и жизни.
Большая роль в воспитании здорового ребёнка принадлежит организации его двигательной деятельности, обеспечению возможности реализовать его естественную потребность в движении. Подвижные игры – это один из любимых видов двигательной деятельности дошкольников. Включая в подвижную игру соответствующую музыку – интересный приём, обеспечивающий образность, эмоциональность, формирование умения координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, чёткий сигнал к началу действия.
Данные игры могут использоваться как утренней гимнастике , на физкультурных занятиях, , так и спортивных праздниках и развлечениях.
«Шапочка» или «На высоком не ловить»
Дети стоят в кругу и под музыку передают шапочку. После слов в песне «….нужно шапочку надеть» , ребенок, у которого осталась шапочка, одевает ее и догоняет всех детей, которые стараются запрыгнуть или залезть, или встать на какой-нибудь предмет: кубик, доску н др. ...
Музыкально-подвижная игра с подражанием «Делай как я, делай лучше меня».
Играющие стоят по кругу лицом к центру. В центре стоит ведущий и выполняет движения со словами. За ним все повторяют:
«Шаг вперед. Хлопок.
Шаг назад. Хлопок.
Шаг вправо. Два хлопка.
Шаг влево. Два хлопка.
Идем вперед. Раз-два-три, хлопок.
Идем назад. Раз-два-три, хлопок.
А теперь, друзья, танцевать пора!»
Звучит танцевальная мелодия. Все танцуют вместе с ведущим. Мелодия затихает и ведущий назначает вместо себя нового ведущего, который ему больше всех понравился в танце. Игра продолжается.
Партерная гимнастика - упражнения на полу в разных позах, сидя, лежа на животе и спине, направленные на растяжку всех мышц тела, их укрепление, на развитие гибкости в суставах.
Благодаря тому, что ребенок находится сидя или лежа на полу снижается нагрузка на позвоночник. В партерной гимнастике используются пассивные упражнения, которые могут быть пружинного или статического характера (с удержанием позы). Такая система растяжки самая безопасная, исключающая травматичное растяжение мышц.
Что касается подбора репертуара – девизом должно стать «Воображение в полную силу!» Детям очень интересно, когда работает их фантазия. Поэтому, для детей дошкольного возраста при любых видах упражнений на гибкость следует использовать образные названия.
И конечно, партерную гимнастику проводят только после разминки, дав возможность мышцам как следует разогреться.
«Сказка про принцессу»
И. п. : Сидя на ковре, ноги вместе, носки натянуты.
Принцесса по саду гуляла одна,
На слово «принцесса» левую ладонь с широко раскрытыми пальцами приставить к голове – показать корону. Далее перебирая пальчиками по ногам «дойти» до носочков.
Тюльпаны и розы срывала она.
Движение правой и левой рукой, имитирующее срывание цветка. Выполнить от носка с возвращением в исходное положение.
Дракон прилетел и принцессу схватил.
Показать соединенными ладонями крылья дракона. Дотянуться до носочков.
И в замок бедняжку к себе утащил.
Соединить ладони, выпрямиться поднимая руки над головой – показать крышу замка.
Два рыцаря храбрых надели перчатки,
Попеременно ударить кулаком одной руки о ладонь другой. Растопырив пальцы одной руки поглаживать ее ладонью другой, имитируя одевание перчаток.
Надели перчатки и взяли копье.
Сжать пальцы в кулаки выставив только указательные.
- Король, не волнуйся, все будет в порядке.
Ладонью левой руки показать «корону», жест «не волнуйся» показываем правой рукой выставляя указательный палец вверх.
Все будет в порядке: спасем мы ее!
Сжать пальцы в кулаки, большие выставлены.
Вот каждый собрался, вскочил на коня,
Развести ноги в стороны, руки опустить вдоль тела опираясь на пальцы.
Скакали три ночи, скакали три дня.
Постукивая пальцами об пол наклониться вперед – «кони скачут», так дотянуться до носочков.
Два рыцаря храбрых с драконом сражались,
Максимально далеко от себя ударить двумя кулаками об пол на слова «два рыцаря» и «сражались». Ударить об пол раскрытыми ладонями на слова «с драконом».
С драконом сражались, дракону - конец!
Повторить действие, ударяя попеременно кулаками и ладонями. На слово «конец» громко хлопнуть в ладони перед грудью.
От страха они никогда не дрожали.
Потрясти расслабленными кистями из стороны в сторону.
Принцессу вернули домой во дворец.
Показать левой ладонью «корону». На слово «вернули» ноги соединить вместе, носки натянуть. Показать дворец, сложив руки над головой лодочкой. Задержаться в этом положении.
Удивительно, но факт: взрослые знают – дети любят бегать, прыгать, кувыркаться, и в то же время самые расхожие замечания, которые они им адресуют: «Не бегай!», «Сядь, посиди!», «Успокойся, сколько можно прыгать!»
А сегодня давайте отменим эти замечания и предложим ребенку гимнастический мяч – фитобол. Это очень эффективный, доступный и эмоциональный тренажер.
Во – первых, это нестабильная опора, постоянно вынуждающая ребенка, в целях сохранения равновесия уже в простом седее на мяче включать в работу те или иные группы мышц. Сознательно включать в работу нужные мышцы ребенок, в силу своих возрастных особенностей, пока не может. Работа на подвижном, постоянно «желающих его уронить» мяче усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играя с мячом, пытаясь на нем удержаться. Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент: мяч – это игрушка, он партнер, он красив и, главное, подвижен, т. е. взаимодействует с ребенком. Упражнение с использованием фитоболов также позволяют добиться хорошего мышечного расслабления и могут быть использованы для тренировки сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
Основная часть
1. И. п.: сидя на фитболе, руки за головой. 6 раз
1-2 - поднять руки в стороны, вверх над годовой - хлопок;
3-4 – и. п.
2. И. п.: сидя, на фитболе, колени разведены, руки к плечам. 6 раз
1-2 – поворот туловища вправо, руки в стороны; 3-4 – и. п.
То же влево.
3. И. п. – стойка лицом к фитболу, руки на поясе. 6-8 раз
1-2 – наклониться вперед, ладони положить на фитбол; 3-4 – и. п.
4. И. п. ; сидя на фитболе, руки внизу. 4-5 раз
1 – поднять правое плечо вверх; 2 – и. п. то же левым плечом.
5. И. п.: стоя лицом к фитболу. 2 раза
Прокатить фитбол вокруг себя. 1-4 – в одну сторону; 5-8 – в другую.
6. И. п.: стоя, мяч в руках – отбивать мяч об пол одной, двумя руками.
(повторить по 2 раза разным способами)
7. И. п.: лежа (на животе) на мяче, ноги и руки упереть в пол. положение можно считать правильным. Когда поясничный изгиб выпрямлен. Сделать 4 шага руками вперед и 4 шага назад, не слезая с мяча. Следить за тем, чтобы спина не провисала. 5 раз
8. И. п.: - стойка лицом к фитболу. Прыжки вокруг фитбола.
1-4 – в одну сторону; 4-8 – в другую. (Повторить 3 раза в чередовании
с ходьбой на месте с хлопками перед собой).
9. Упражнение на восстановление дыхания «Высоко»
И. п.: стоя рядом с фитболом. Выполнение:
1–2 – подняться на носки, руки вверх – вдох;
3–4 – вернуться в исходное положение - выдох (повторить 4-5 раз).
А давайте мы сейчас сыграем в игру «Горячий мяч».
Заключительная часть
Малоподвижная игра «Горячий мяч»
Задачи: Формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.
Описание игры: Дети сидят в кругу в и. п. – сед на пятках, приняв правильную осанку. По команде начинают передавать 3-4 фитбола из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мячи останавливаются на каких-либо игроках, который выбывает из игры или выполняют различные задания инструктора.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурное занятие – это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.
Игротерапия и игротералия – это метод психотерапевтического воздействия с использованием игры.
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях
Занятия из серии «Здоровье» - занятия для детей и родителей в качестве познавательного развития.
Массаж, самомассаж - основа закаливания и оздоровления детского организма в ДОУ.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Спасибо, молодцы, у вас получилось.
«Путешествие по телу». А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!
Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
Комплекс Хатха-йоги
I. Вводная часть. Разминка.
Ребята, прежде чем приступить к выполнению поз, давайте подготовим связки к напряжению, сделаем более подвижными суставы и позвоночник.
1. Стоя, расслабьте мышцы шеи и сделайте повороты головой вправо и влево. Сначала медленно, затем быстрее, по 10 раз.
2. Потрясите кистями рук, словно хотите встряхнуть с них капельки воды.
3. Стоя, носки и пятки вместе, руки опущены, спина прямая. Поднимая поочередно ноги назад, ударяйте пяткой по ягодицам.
4. Присядьте, обхватите руками лодыжки. Голову прижмите к коленям. Выполните перекат вперед-назад по позвоночнику, как кресло-качалка.
II. Позы:
А теперь улыбнитесь, постройтесь на пары.
а) «Поза дерева»
И. п. стоя, ноги вместе, разведите руки в стороны, ладонями вниз; расправьте плечи; тянитесь за руками влево и вправо. Представьте, что ваши руки - ветки дерева, которые тянутся в стороны (1-ый раз, каждая ветка старается быть сильнее другой (2-ой раз, хочет наклониться дерево, но ствол у дерева крепкий, он не двигается с места (3-ий раз).
Эта поза укрепляет руки, улучшает осанку.
б) «Совершенная поза»
Сидя на полу, вытяните ноги вперед, разведите их на небольшое расстояние друг от друга. Спину выпрямите. Левую ногу согните, приставьте стопой к правой, а правую к икре левой ноги. Указательный и большой пальцы соединить, остальные три пальца вместе, положить на колени ладонями вверх.
Эта поза хорошо влияет на внутренние органы.
в) «Поза ласковой кошки»
И. п. стоя на коленях. Медленно наклоняя корпус, положите предплечья на пол, локтями в стороны, подбородок опустите на кисти рук. Грудную клетку прижмите к полу, спину плавно прогните. Второй раз можно выполнить с вытянутыми вперед руками, лбом касайтесь пола. Отдохните лежа на животе.
Поза придает гибкость и силу позвоночнику.
г) «Поза зародыша»
И. п. лежа на спине, прижмите обе ноги, обхватив руками, стараясь подбородком (лбом) коснуться коленей. Спокойно опустите ноги, расслабьтесь.
Поза помогает наладить пищеварение, укрепить мышцы живота, спины.
д) «Божественная поза» 38 (позу зародыша - можно упустить)
И. п. сидя между стоп, заведя руки за спину, соедините их ладонями вместе, затем пальцами вверх, расположите кисти как можно выше. Дыхание спокойное.
Эта поза красива. Она дает возможность дышать полной грудью, вызывает чувство легкости. Если вы, сидя за партой, замените складывание рук на эту позу, то ваша спина всегда будет прямой. Примите удобную позу и выполните дыхательное упражнение с помощью звука "Ху". Сложите губы как при произношении звука "У". "Ху" - вдох, "У" - выдох. И последняя поза.
е) «Поза льва»
Встать на колени, таз опустите на пятки. Спина прямая, ладони положите на колени, пальцы рук разведите в стороны. Откройте рот, высунете язык, как бы пытаясь лизнуть грудную клетку, глаза широко раскройте. Эта поза способствует лечению заболеваний горла.
Спокойно легли на спину. Расслабляются мышцы губ, щек. Веки плотно слипаются, они стали тяжелыми, тяжелыми. Вы отдыхаете. Полный покой овладел вами. Каждая клеточка вашего организма наливается здоровьем. Просыпаемся, встали. Закройте глаза и настройте себя только на хорошее. Про себя повторяйте за мной; я спокоен, я выдержан, я могу быть добрым, я верю в свои силы. Ребята, пусть этот настрой поможет вам преодолеть препятствия пережить огорчение. И пусть в грустные минуты помогут вам эти строки. Учитесь управлять собой, не радуйтесь чужой беде, ищите лишь добро везде особенно упорно в тех, кто рядом, поверьте, беды все уйдут, несчастья тоже устают, и завтра будет день счастливый. Закрепите настрой улыбкой.
Суставная гимнастика для младшей и средней групп
1.«Лучики» (Руки верх, затем поочерёдно левая - верх, правая - верх). Встали, потянулись хорошо на носочках. Листочки потянулись к солнышку и поймали лучики. Натянули на себя рубашку из лучиков до самых пальчиков. (Наклоняемся вперёд и делаем движения одевания рубашки). Ещё потянулись, поймали лучики, и надели рубашечку на себя. Теперь одной ручкой потянулись и поймали лучики, другой потянулись и поймали лучики, (повторить 3-4 раза).
2.«Ёжики» Разминаем ручки. (Пальчики сжимаем и разжимаем). Пальчики ёжики, спрятались. Где ёжики? Вот они (3-4 раза).
3. «Вертолётики» (Круговые движения кистями рук). Сели ёжики в маленькие вертолётики и полетели. В маленьких вертолётиках стало им тесно, они сели в средние вертолётики и полетели (круговые движения в локтевых суставах). Сели в большие вертолёты и полетели наши вертолёты (круговые движения руками, плечевые суставы). Развернулись и полетели в обратную сторону.
4. «Ёжики спят» (Наклоны головы в стороны). Устали летать заснули. Голова на плечико упала. А мы говорим просыпайся. Она опять заснуло, упало на плечико. Просыпайся.
5. «Кто нас разбудил?» (Повороты головы в разные стороны). Смотрим по сторонам. Кто же разбудил нас. Нет никого, а в другой стороне? Нет никого (повторить 4-5 раз).
6. «Карусели» (Круговые движения тела в поясе). Решила колючая голова покататься на карусели. Ручки на пояс поставили и покатали колючую голову на карусели (в одну и в другую стороны).
7. «Лыжи». (Круговые движения коленями). Катался, катался ёжик на карусели, устал и решил покататься на лыжах. В одну сторону. А теперь в другую сторону. Молодцы!
8. «Часики». (Движения ступнями верх – вниз).Сели на пол, ножки вытянули и заводим часики: «Чик- чик».Завели часики, и пошли стрелки по кругу.
9. «Кран». (Руки на пояс, ногу согнули в колене и отвели в сторону). А что строит дома у нас? Кран. Кран поднимает кирпичики, а теперь бетон, а теперь доски подняли. Молодцы! Теперь в другую сторону подняли кирпичики, бетон, доски. Молодцы!
10. «Домой» (Ходьба, на выпрямленных ногах опираясь на всю ступню). Устал ёжик и решил пойти домой, пошли по дорожке домой.
Этот комплекс можно использовать перед физической активностью или как самостоятельный комплекс после пробуждения. Детям очень нравится.
3. Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Через образовательную область «Физическое развитие» можно обогащать познавательную, социальную, речевую сферу дошкольников. Вот некоторые задачи, которые органично интегрируются в образовательную деятельность по физическому развитию:
1. Формирование посредством движений пространственных, временных представлений: (слева – справа, вверх – вниз, длинный – короткий, медленный – быстрый, сильный – слабый) и изучение в процессе двигательной деятельности физических свойств и фактуры предметов (тяжелый – легкий, мягкий – твердый, гладкий – шершавый, тонкий – толстый).
2. Расширение и активизация словарного запаса детей, предметного, глагольного, слов-определений, наречий (ловить, бросать, пинать, катать, толкать, забрасывать, упругий, прыгучий и др).
4. Развитие посредством двигательных заданий, подвижных игр, эстафет математических представлений, а также психических процессов: памяти, внимания, воображения, наблюдательности.
5. Воспитание личностных качеств: смелости, справедливости, настойчивости, честности, целенаправленности.
6. Формирование необходимых этических норм, например, таких как: женственности, мягкости, аккуратности у девочек, мужественности, лидерства у мальчиков; дружеских взаимоотношений друг с другом, чувства товарищества и взаимопомощи.
7. Коррекция эмоционального состояния детей: формирование положительных эмоций в процессе игры, выработка адекватных эмоциональных реакций на те или иные двигательные игровые ситуации.
Конечным результатом такого единого процесса интеграции должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.
Итог мастер- класса
- Уважаемые коллеги, я поделилась с вами вариативностью использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для сохранения и укрепления здоровья младших дошкольников. Я могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на здоровье моих воспитанников во всех смыслах этого слова, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для меня самое главное.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам релаксацию (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и за работу.
Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы Вы и я желаю здоровья вашим воспитанникам и детям! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников».
Цель мастер класса Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер–класс «Использование кейс-технологии в работе с дошкольниками»
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...
МАСТЕР-КЛАСС«Использование квест-технологии в работе с дошкольниками»
Цель:•поделиться с педагогами опытом использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Использование игровых технологий в работе с младшими дошкольниками»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных технологий и форм...
Мастер-класс "Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме"
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них....
Мастер-класс «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками» «Спасатели леса».
Цель: мастер - класса- поделиться имеющимся опытом использования квест – технологии в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:- конкретизировать принципы организации и содержание квест &nda...
Мастер – класс «Использование нейропсихологических технологий в работе с дошкольниками»
Цель мастер-класса:Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиц...