Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками"
консультация

клещикова  маргарита  николаевна

В помощь педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

« Здоровьесберегающие  технологии

в работе с дошкольниками»

     Фундаментом здоровья взрослого человека является здоровье ребенка, от состояния которого будет зависеть выполнение им в дальнейшем присущих ему социальных задач, и, в конечном итоге, благополучие всего общества.

Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать укреплению здоровья детей. Эта задача решается  в следующих направлениях:

 - привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

  - формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

 - формирование представлений о том, что полезно, и что вредно для организма;

  - выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения;

 

         Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одним из средств решения задач по сохранению, поддержанию и обогащению здоровья детей становятся здоровьесберегающие педагогические технологии. В воспитательно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста  используются  разнообразные здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и повышение резервов детского здоровья:  


Технологии сохранения и стимулирования здоровья:


Пальчиковая гимнастика
                Пальчиковую гимнастику провят ежедневно индивидуально или с подгруппой, в любой удобный отрезок времени в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Особенно важно проводить гимнастику с детьми, имеющими речевые проблемы.

Продуктивно использовать в работе пальчиковую гимнастику стихотворного ритма, которая помогает поставить правильное дыхание, развить речевой слух. Больше всего детям понравятся упражнения под названием «Семья», «Салат капустный», «Мы делили апельсин», «Пальчик-пальчик где ты был?» и пр.

Пальчиковые игры

Представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т. е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной, формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- помогает развивать речь;

- развивает эмоциональную выразительность;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает внимание, память, воображение;

- способствует развитию пространственного мышления;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети будут с удовольствием принимать участие в таких играх. Необходимо помнить три важных правила:

• Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;

• Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);

• Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех образовательных деятельностях в ДОУ

Правила выполнения упражнений:

1. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

2. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

3. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

4. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

5. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Подвижные игры
Игра помогает:
1) обеспечить эмоциональную разрядку, снять накопившееся нервное напряжение;

 2) освоить групповые правила поведения;
3) наладить контакт между взрослыми и детьми;
4) развить ловкость и координацию движений.
Игры с ходьбой: «Принеси предмет», «Поезд», «Найди флажок!»
Игры с бегом: «Самолеты», «Курочка-хохлатка».

Динамическая пауза

Динамическая пауза и физкультурная минутка предупреждают утомление и помогают сохранить работоспособность в течение дня. Комплексы упражнений подбираются в зависимости от интенсивности нагрузки и состоят из 2—3 упражнений (физкультурная минутка) или 6—8 упражнений (динамическая пауза). Применяются простые, наиболее доступные упражнения, проводятся они  в начале, середине или конце занятия, по мере утомляемости детей.

Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой, их основная задача - позволить ребёнку сменить позу, расслабиться. А короткая, но интенсивная нагрузка приведёт лишь к обратному эффекту. Эти упражнения  проводятся для детей в качестве профилактики утомления плавные «растягивающие» движения, которые снимают мышечное напряжение, повышают уровень работоспособности, именно поэтому в начале разминки надо уделить большое внимание дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями тела. Это способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

В практических занятиях рекомендуется использовать физминутки по стихотворному тексту, но обращать внимание на следующие правила при подборе стихотворений к конкретному занятию:

содержание текста должно сочетаться с темой занятия, его программными задачами стихи должны быть с чётким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения

сам воспитатель произносит текст, так как при произношении текста с детьми у них может сбиться дыхание.

Пробуждающая гимнастика

Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояние в другое, чему способствует несформированность нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна  проводятся с детьми специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.

Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп. Гимнастику пробуждения выполняем лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения. После гимнастики дети проходят босиком по массажным дорожкам, что усиливает оздоровительный эффект и является профилактикой плоскостопия.

Важно помнить, что темп пробуждения у детей разный, разная и степень выраженности эмоционального реагирования. Поэтому необходимо  уловить настроение детей, подбодрить тех, у кого фон настроения после сна снижен. Слова упражнения проговариваются взрослым  в спокойном темпе, с радостными интонациями.

Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает кровообращение в легких, деятельность сердечно - сосудистой системы, укрепляет мышцы спины, стопы, повышает концентрацию внимания.


Дыхательная гимнастика

Дышать нужно правильно! Поэтому необходимо  научить детей  глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом. Надо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребёнка, профилактическое средство против респираторных заболеваний. Не менее важно в обучении правильному дыханию, является научить ребёнка сморкаться не через обе ноздри, а поочерёдно. Во время прогулок полезно учить ребёнка медленно вдыхать и ещё медленней выдыхать носом, а также при быстрой ходьбе и медленном беге.

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. Для успешного овладения этой гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:

  • дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
  • необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие
  • дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом
  • выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие

дышать надо носом

  • все упражнения выполнять естественно, без усилий и напряжения.


Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма при помощи упражнений таких, как «Надуваем воздушный шар» (имитация надувания воздушного шара), «Подуй на ленточки» (дуем перед собой на привязанные к палочке ленточки).

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Гимнастика применяется  для глаз, с использованием заданий в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

Игровой массаж и самомассаж.

В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга.

С детьми выполняются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, пощипывание, похлопывание. Различные упражнения: катание одного шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ.

Технологии обучения здоровому образу жизни    
Утренняя гимнастика.  

Утренняя гимнастика,  является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Гимнастика, осуществляемая после ночного сна, выводит организм ребенка из состояния заторможенности физиологических процессов, усиливая деятельность всех органов и систем. В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Рекомендуется применять не только традиционную форму проведения утренней гимнастики, но и сюжетную гимнастику, а так же  с использованием элементов ритмической гимнастики, хороводов.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.

Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, после любой работы, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку именно через руки в ротовую полость попадает подавляющее большинство болезнетворных микроорганизмов.

Ребёнок должен:

- открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

- Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «два».

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «три».

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

После каждого приема пищи дети полоскают рот кипяченой водой комнатной температуры.

Технология музыкального воздействия.
 Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы. Музыка используется  в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, для сопровождения образовательной деятельности, также перед сном, чтобы помочь, с трудом засыпающим, детям успокоиться и расслабиться.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»

В своей работе я использовала разные технологии, и пришла к выводу, что одними из самых эффективных являются "кейс-технологии".  Хочу познакомить педагогов дошкольного образования с технологией "...

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Инновационная педагогическая технология в работе с дошкольниками на тему «Лэпбук – развивающая книга»

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятель...

Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в работе с дошкольниками. Квест-приключенческая игра для детей""

     Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в работе с дошкольниками.                       ...

Консультация "Социо-игровая технология в работе с дошкольниками"

В данной консультации представлена современная социо-игровая технология, авторами которой являются педагоги новаторы: Е.Е.Шулешко, В.М.Букатов и А.П.Ершова. Социо-игровые подходы основываются на форми...

консультация на тему "Геокешинг как форма здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

презентация на тему: "Испольконсультация на тему "Геокешинг как форма здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"зование синквейн технологии в развитии речи старших дошколь...

Консультация для педагогов «Использование компьютерных технологий в работе с дошкольниками».

Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе, и в сфере дошкольного образования.            Мно...