«По страницам русских народных сказок»
проект по художественной литературе (средняя группа) на тему

 Барбарина Ольга Александровна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКО – ИГРОВОЙ ПРОЕКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta_proekta_zhili-byli_skazki.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка  -  детский сад №52

городского округа Красноуфимск Свердловской области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКО – ИГРОВОЙ ПРОЕКТ

«По страницам русских народных сказок»

(информационная карта)

                                                                                                                                              Автор-разработчик  проекта:

                                                                                                                                                                        воспитатель Барбарина О.А

        

Красноуфимск, 2015г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

 

Актуальность: Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

ЦЕЛИ:

  • Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через сказку.
  • Научить определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное), сравнивать их между собой, объяснять специфику.
  • Продолжать знакомство с народной культурой через сказку.
  • Научить родителей видеть педагогическую ценность в русских народных сказках, привить интерес и желание к их чтению.

ЗАДАЧИ: 

для детей:

Образовательные:

  • расширить представление детей о сказках
  • учить детей рассуждать,
  • формировать у детей эмоционально – образное восприятие произведений через художественное описание образов;
  • формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
  • обогащать и расширять словарный запас детей.
  • прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок;

Развивающие:

  • учить чувствовать и понимать образный язык русских народных сказок;
  • развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
  • развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
  • развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
  • учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;

Воспитательные:

  • воспитывать чувства дружбы и коллективизма, желание быть похожими на положительных героев; воспитывать у детей добрые чувства, сопереживания и т. д.;  
  • воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней
  • воспитывать культуру речи.

для родителей:

  • развитие совместного творчества родителей и детей;
  • расширять представления родителей о детской литературе;
  • приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
  • развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
  • привлечь родителей к совместному творчеству в рамках проекта.
  • заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

для педагога:

  • развитие творческого потенциала ребенка;
  • показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта;
  • пополнение предметно-развивающей среды группы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 На уровне детей:

  • Проявляют интерес и желание читать, слушать русские народные сказки.
  • У детей развивается познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
  • Дети овладевают способами внеситуативно-личностного общения.
  • Умеют самостоятельно определять героев и цели их деятельности.
  • Умют рассуждать о результатах взаимодействия героев, видеть жизненные правила.
  • Умеют бережно относиться к книге.  

На уровне родителей:

  • повышение педагогической культуры;
  • включенность в планирование, организацию и реализацию детско – родительских проектов;
  • умение выстраивать конструктивные отношения с ребенком;
  • налаживание партнерских отношений с педагогами ДОУ.

На уровне педагога:

  • создание оптимальных психолого – педагогических условий для воспитания у детей положительных качеств на основе героев русских народных сказок;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс на основе партнерских отношений, повышение их педагогической культуры;
  • накопление методических и дидактических материалов по данной тематике;
  • использование наглядных материалов в интерьере группового помещения, обогащение развивающей среды.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Коммуникативные умения: инициирование взаимодействия со взрослыми и сверстниками, вступление с ними в диалог, стремление задавать вопросы, умение искать информацию, активно использовать полученную информацию в игровой, поисковой, трудовой, продуктивной деятельности, оказывать помощь друг другу.

Поисковые умения: манипулятивные действия с предметами, узнавание, рассматривание и название объектов проекта, посильное участие в создании книжки.

ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:

Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественно-эстетическое развитие: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; сопереживание персонажам художественных произведений; реализовать самостоятельную творческую деятельность детей (изобразительную, конструктивно-модельную, музыкальную и др.).

Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами.

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: средняя группа  

УЧАСТНИКИ: воспитатель – Барбарина О.А., дети и родители группы, педагог – психолог, учитель- логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальный партнер - библиотека.

ВЗАИМОСВЯЗЬ С РАБОЧИМИ ПРОГРАММАМИ, КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАНИРОВАНИЕМ:

Совместная самостоятельная деятельность:

- занятия по ознакомлению с окружающим миром

- изодеятельность (лепка, аппликация, конструирование);

- конструирование;

- музыкальное;

- театрализованное представление;  

- спортивный развлечение «Играем в сказку»;

- посещение библиотеки.

Свободная самостоятельная деятельность:

- игровая;

- художественно - речевая;

- познавательная;

- художественно – творческая;

- театрализованная;

- трудовая.

МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА: семья, детский сад.

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА: декабрь 2014г. – февраль2015г

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: воспитатель высшей квалификационной категории Барбарина О.А.

                                                     

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ:   

  • беседы, консультации, совместные мероприятия; буклеты, памятки, брошюры и др.
  • подбор, чтение и обсуждение художественной литературы в библиотеке, использование материалов онлайн – режима.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА: подбор иллюстраций, литературных произведений, фотографий,

видеоматериалов, музыкальных произведений, создание электронных презентаций.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА: книжка «Заюшкина избушка» (для детей младшей группы), проведение спектакля «Здравствуй сказка» (для детей других групп), проведение викторины «Сказки читать – скуки не знать», спортивное развлечение «Играем в сказку», с участием родителей.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА:  «По страницам русских народных сказок»

ВИД ПРОЕКТА: групповой, творческо-игровой

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 ЭТАП   ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

МОДЕЛЬ 3 ВОПРОСОВ:

Что мы знаем о    книгах?

Что мы хотим узнать?

Где узнать ответы на ваши вопросы?

  • Бывают книги разных размеров: большие и маленькие, толстые и тонкие.  
  • Книги пишут писатели.
  •  В книгах есть картинки.
  • Есть книги для детей, есть для взрослых.
  • Как появилась книга?
  • Откуда берутся картинки в книгах?
  • Кто такие художники-иллюстраторы?
  • Какие бывают книги?
  • Кто пишет сказки?

  • Спрошу у мамы и папы.
  • Расскажет воспитатель.
  • Нужно посмотреть в книжке.
  • Есть все в компьютере.
  • Посмотреть в журнале.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

Анализ программ и ФГОС в ДОУ для детей данного возраста;

Формирующее оценивание: беседы «Что ты знаешь о книгах?»

Подбор наглядного-дидактического материала по изучаемой теме (книги, иллюстрации, песни; пословицы и поговорки, стихотворения, загадки о книгах и чтении, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Книжный магазин», костюмы к театрализованной деятельности, наглядность для родителей (статьи, брошюры по данной проблеме), физминутки, оборудование и учебные пособия). Словестные игры.

Создание презентаций: для детей и родителей- сказка «Как человек изобрел книгу», «Художники - иллюстраторы»;

Создание электронных дидактических игр для детей.

Анкетирование родителей: по теме «Семейное чтение»

Подготовка печатных материалов: буклет для родителей «Как организовать домашнее чтение», «Правила чтения книг ребенку», «Почему надо читать детям», «Речь взрослых – образец для подражания», анкета «Семейное чтение», картотека для игры, статьи по данной теме (в родительский уголок), домашние задания.

Подготовить для родителей сайты для чтения детям «Читайте - онлайн»

Подготовить материал для создания театра на магнитах

Подготовка по созданию подарка для детей младшей группы -  книга «Заюшкина избушка»

Создание условий для детского творчества - пополнение уголка творчества.

Создание мотивации участия в проекте, обсуждение проблемных, учебных вопросов; составление плана исследования.

Сотрудники ДОУ:

Инструктор по физической культуре:

  • Подбор подвижных игр по теме
  • Информации для буклета родителям «Мы играем в сказку»
  • Разработка сценария спортивного развлечения по сказкам.

Педагог – психолог:

  • Подбор загадок для дидактической игры (с помощью мимики и жестов передать особенности характера героя сказки).
  • Подбор консультации для родителей.
  • Информации для буклета родителям «Книги», «Памятки»
  • Ширма «Ребенок и книга»

Учитель-логопед:

  • Подбор игр, загадок про диких животных.
  • Рекомендации для родителей:

«Сказка как развитие речи детей»: «Составление описательных загадок про героев сказок»; «Придумай новый конец для сказки»

  • Информации для буклета родителям «Русские народные сказки в развитии речи детей»
  • Ширма «Значение сказки в дошкольном возрасте»

Музыкальный руководитель:

  • Буклет «Театр дома – учите общаться»
  • Ширма «Кукольный театр для взрослых и детей»
  • Кукольный театр «Где живут звери?»
  • Разработка сценария сказки «Колобок - наоборот»

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Отгадывание загадок: о книге, о героях сказок

Презентации: «Как человек изобрел книгу», «Художники - иллюстраторы».

Словесные и дидактические игры: «Угадай из какой сказки?» (иллюстрации), «Назови сказку» (отрывок, цитата), «Кто написал?».

Игры на прогулке: «Я знаю 5 названий», «Покажи, отгадай, повтори».

Художественное слово

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Рассматривание фотографий, книг и иллюстраций с изображением происхождения книги.

Просмотр мультфильмов: «Как делают бумагу», «Топтыжка», художник Е. Чарушин, «Терем-теремок», Ю. Васнецов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

«Круглый стол» для родителей «Метод проектов в работе с дошкольниками»:

  • анкетирование «Семейное чтение»
  • знакомство родителей с проектной деятельностью;
  • постановка поисковой задачи    
  • роль родителей в реализации поисковой задачи и оформлении результатов исследований.
  • просмотр  презентации «Художники-иллюстраторы»

2 ЭТАП  ОСНОВНОЙ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

Организованная образовательная деятельность (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, чтение художественной литературы, конструирование, рисование, театрализованная деятельность);

Показ презентации «Художники-иллюстраторы», сказка «Как человек изобрел книгу»

Постановка поисковой задачи для исследования родителям и детям.

Создание условий для детского творчества.

Организация и проведение игр: дидактических, электронных, подвижных, сюжетно-ролевых, с привлечением специалистов ДОУ.

Консультации, буклеты, рекомендации для родителей: «Как организовать домашнее чтение», «Правила чтения книг ребенку», «Почему надо читать детям», «Речь взрослых – образец для подражания», «Читайте - онлайн»

Проведение выставок: «Русская народная сказка», «Художники-иллюстраторы», «Моя любимая книга».

Организация экскурсии в библиотеку.

Подготовка ширмы для детей «Правила обращения с книгой»

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Знакомство с художниками – иллюстраторами: Е. Рачев и Е. Чарушин (презентации)

Чтение книг- онлайн художников – иллюстраторов Е. Рачев и Е. Чарушин

Рисование: «Портрет любимого героя»

Раскраска: «Заюшкина избушка»

Просмотр презентации и беседа: сказка «Как человек изобрел книгу»

Фольклор: пословицы и поговорки, загадки о книгах и чтении; стихи о книге.

Русские народные сказки согласно программе и желанию детей.

Беседы по прочитанным книгам. 

Просмотр мультфильма «Гришкины книжки»

Книжкина больница

Выработка правил с детьми «Обращение с книгой».

Словестные игры: «От каждого по словечку», «Задай вопрос герою», развивающие игры «А если бы…», «Хорошо-плохо, «Придумывание нового названия сказки», «Придумывание нового конца сказки».

Электронные дидактические игры: «Русские народные сказки», «3 лишний»,

Просмотр электронные сказки: «Лиса и журавль», «Теремок», «Бобовое зернышко»

Педагог-психолог:

  • дидактическая игра «Угадай сказочного героя», с помощью мимики и жестов передать особенности характера героя сказки.
  • интервью детей «Чтение дома»

Учитель-логопед:

  • игры «Загадки про диких животных», «Угадай по признакам»

Музыкальный руководитель:

  • кукольный театр «Где живут звери?»

Инструктор по физической культуре:

  • проведение подвижных игр по теме: «Я знаю пять названий» «Покажи, отгадай и повтори» «Зайцы и волк», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Лиса на охоте» и др.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Рассматривание книг, рисунков к сказкам.

Придумывание сказок на новый лад.

Настольные игры: «Сказочные пазлы», «Назови сказку», «Собери сказку» (разрезные картинки), «Кубики», «Сказочное лото», «Теремок», «Колобок»; дидактические игры: «Расскажи сказку», «Отгадай сказку» - из серии размытые картинки

Конструктор «Лего»: домик для сказки «Зимовье зверей»

Сюжетно-ролевые игры: «Книжный магазин»

Просмотр электронных мультфильмов: «Бобовое зернышко», «Лиса и журавль», «Теремок», мультфильма «Гришкины книжки»

Подвижные игры со сказочными персонажами.

Лепка: «Герои любимых сказок»

Театры: масочный, кукольный, пальчиковый, ложечный, «на лопатках», магнитный.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, С СОТРУДНИКАМИ ДОУ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ

Педагог – психолог: (с родителями)

  • Буклет: «Роль книги в жизни ребенка», «Книга - Памятки»
  • Мастер-класс для родителей «Милее книги в мире друга нет»
  • Ширма «Ребенок и книга»

 Учитель-логопед: (с родителями)

  • Рекомендации:

«Сказка как развитие речи детей»: «Составление описательных загадок про героев сказок»; «Придумай новый конец для сказки»

  • Буклет «Русские народные сказки в развитии речи детей»
  • Ширма «Значение сказки в дошкольном возрасте»

 Инструктор по физической культуре:

  • Буклет «Мы играем в сказку» 

 Музыкальный руководитель:

  • Буклет «Театр дома – учите общаться»
  • Ширма «Кукольный театр для взрослых и детей»

Посещение библиотеки: «Где живут книжки» 

Организация выставки «Моя любимая книжка»

Создание мини-библиотеки «Русские народные сказки»

Оказывать посильную помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках.

Рекомендовать родителям семейное чтение, создание страницы из книги «Заюшкина избушка» -  работа совместно с ребенком.

Создание пальчикового театра «Колобок», «Репка».

Театра ложек «Три медведя», «Заюшкина избушка»

Театр «на лопатках»

Перчаточного театра

3 ЭТАП  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

Подготовка и проведение сказки «Колобок - наоборот», для детей младших групп.

Подготовка и проведение игры «Сказки читать – скуки не знать»

 Организация подарка для детей младшей группы книга «Заюшкина избушка»

 Подготовка и проведение спортивного развлечения «Мы играем в сказку»

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Подготовка группы к проведению праздника.

Пальчиковые, артикуляционные гимнастики, физминутки по желанию детей.

 Перечитывание понравившихся детям книг.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Участие в игре «Сказки читать – скуки не знать».

Участие в сказке «Колобок - наоборот»

Подарить детям младшей группы книгу «Заюшкина избушка».

Участие в спортивном развлечении «Мы играем в сказку»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, С СОТРУДНИКАМИ ДОУ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ

Участие родителей в спортивном развлечении «Мы играем в сказку» - итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКО – ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «По страницам русских народных сказок»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКО – ИГРОВОЙ ПРОЕКТ  «По страницам русских народных сказок» информационная карта...

КВН «По страницам русских народных сказок»

Цель: выявить знание русских народных сказок; закрепить знание жанровых особенностей сказок; развивать речевую активность, актуализировать словарь, углублять интерес к художественной литературе.Предва...

«По страницам русских народных сказок»

Занятие для подготовительной группы...

По страницам русских народных сказок

Русские народные сказкиВид проекта: групповой, творческо-игровой.Тип проекта –Краткосрочный /4 недели/,декабрь....

Литературный вечер "По страницам русских народных сказок"

Литературный вечер представлял собой завершение работы над проектом "Книги-наши друзья"....

Развлечение с детьми и родителями «По страницам русских народных сказок!» (Старшая группа)

Развлечение с детьми и родителями «По страницам русских народных сказок!»(Старшая группа) Цель: Создание атмосферы эмоционально – творческой активности у род...