«По страницам русских народных сказок»
проект по художественной литературе (средняя группа) на тему
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКО – ИГРОВОЙ ПРОЕКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta_proekta_zhili-byli_skazki.docx | 37.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №52
городского округа Красноуфимск Свердловской области
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКО – ИГРОВОЙ ПРОЕКТ
«По страницам русских народных сказок»
(информационная карта)
Автор-разработчик проекта:
воспитатель Барбарина О.А
Красноуфимск, 2015г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Актуальность: Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
ЦЕЛИ:
- Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через сказку.
- Научить определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное), сравнивать их между собой, объяснять специфику.
- Продолжать знакомство с народной культурой через сказку.
- Научить родителей видеть педагогическую ценность в русских народных сказках, привить интерес и желание к их чтению.
ЗАДАЧИ:
для детей:
Образовательные:
- расширить представление детей о сказках
- учить детей рассуждать,
- формировать у детей эмоционально – образное восприятие произведений через художественное описание образов;
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок;
Развивающие:
- учить чувствовать и понимать образный язык русских народных сказок;
- развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
- учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;
Воспитательные:
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма, желание быть похожими на положительных героев; воспитывать у детей добрые чувства, сопереживания и т. д.;
- воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней
- воспитывать культуру речи.
для родителей:
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- расширять представления родителей о детской литературе;
- приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- привлечь родителей к совместному творчеству в рамках проекта.
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
для педагога:
- развитие творческого потенциала ребенка;
- показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды группы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На уровне детей:
- Проявляют интерес и желание читать, слушать русские народные сказки.
- У детей развивается познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
- Дети овладевают способами внеситуативно-личностного общения.
- Умеют самостоятельно определять героев и цели их деятельности.
- Умют рассуждать о результатах взаимодействия героев, видеть жизненные правила.
- Умеют бережно относиться к книге.
На уровне родителей:
- повышение педагогической культуры;
- включенность в планирование, организацию и реализацию детско – родительских проектов;
- умение выстраивать конструктивные отношения с ребенком;
- налаживание партнерских отношений с педагогами ДОУ.
На уровне педагога:
- создание оптимальных психолого – педагогических условий для воспитания у детей положительных качеств на основе героев русских народных сказок;
- вовлечение родителей в образовательный процесс на основе партнерских отношений, повышение их педагогической культуры;
- накопление методических и дидактических материалов по данной тематике;
- использование наглядных материалов в интерьере группового помещения, обогащение развивающей среды.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Коммуникативные умения: инициирование взаимодействия со взрослыми и сверстниками, вступление с ними в диалог, стремление задавать вопросы, умение искать информацию, активно использовать полученную информацию в игровой, поисковой, трудовой, продуктивной деятельности, оказывать помощь друг другу.
Поисковые умения: манипулятивные действия с предметами, узнавание, рассматривание и название объектов проекта, посильное участие в создании книжки.
ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественно-эстетическое развитие: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; сопереживание персонажам художественных произведений; реализовать самостоятельную творческую деятельность детей (изобразительную, конструктивно-модельную, музыкальную и др.).
Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами.
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: средняя группа
УЧАСТНИКИ: воспитатель – Барбарина О.А., дети и родители группы, педагог – психолог, учитель- логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальный партнер - библиотека.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С РАБОЧИМИ ПРОГРАММАМИ, КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАНИРОВАНИЕМ:
Совместная самостоятельная деятельность:
- занятия по ознакомлению с окружающим миром
- изодеятельность (лепка, аппликация, конструирование);
- конструирование;
- музыкальное;
- театрализованное представление;
- спортивный развлечение «Играем в сказку»;
- посещение библиотеки.
Свободная самостоятельная деятельность:
- игровая;
- художественно - речевая;
- познавательная;
- художественно – творческая;
- театрализованная;
- трудовая.
МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА: семья, детский сад.
СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА: декабрь 2014г. – февраль2015г
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: воспитатель высшей квалификационной категории Барбарина О.А.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ:
- беседы, консультации, совместные мероприятия; буклеты, памятки, брошюры и др.
- подбор, чтение и обсуждение художественной литературы в библиотеке, использование материалов онлайн – режима.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА: подбор иллюстраций, литературных произведений, фотографий,
видеоматериалов, музыкальных произведений, создание электронных презентаций.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА: книжка «Заюшкина избушка» (для детей младшей группы), проведение спектакля «Здравствуй сказка» (для детей других групп), проведение викторины «Сказки читать – скуки не знать», спортивное развлечение «Играем в сказку», с участием родителей.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА: «По страницам русских народных сказок»
ВИД ПРОЕКТА: групповой, творческо-игровой
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
МОДЕЛЬ 3 ВОПРОСОВ:
Что мы знаем о книгах? | Что мы хотим узнать? | Где узнать ответы на ваши вопросы? |
|
|
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
Анализ программ и ФГОС в ДОУ для детей данного возраста;
Формирующее оценивание: беседы «Что ты знаешь о книгах?»
Подбор наглядного-дидактического материала по изучаемой теме (книги, иллюстрации, песни; пословицы и поговорки, стихотворения, загадки о книгах и чтении, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Книжный магазин», костюмы к театрализованной деятельности, наглядность для родителей (статьи, брошюры по данной проблеме), физминутки, оборудование и учебные пособия). Словестные игры.
Создание презентаций: для детей и родителей- сказка «Как человек изобрел книгу», «Художники - иллюстраторы»;
Создание электронных дидактических игр для детей.
Анкетирование родителей: по теме «Семейное чтение»
Подготовка печатных материалов: буклет для родителей «Как организовать домашнее чтение», «Правила чтения книг ребенку», «Почему надо читать детям», «Речь взрослых – образец для подражания», анкета «Семейное чтение», картотека для игры, статьи по данной теме (в родительский уголок), домашние задания.
Подготовить для родителей сайты для чтения детям «Читайте - онлайн»
Подготовить материал для создания театра на магнитах
Подготовка по созданию подарка для детей младшей группы - книга «Заюшкина избушка»
Создание условий для детского творчества - пополнение уголка творчества.
Создание мотивации участия в проекте, обсуждение проблемных, учебных вопросов; составление плана исследования.
Сотрудники ДОУ:
Инструктор по физической культуре:
- Подбор подвижных игр по теме
- Информации для буклета родителям «Мы играем в сказку»
- Разработка сценария спортивного развлечения по сказкам.
Педагог – психолог:
- Подбор загадок для дидактической игры (с помощью мимики и жестов передать особенности характера героя сказки).
- Подбор консультации для родителей.
- Информации для буклета родителям «Книги», «Памятки»
- Ширма «Ребенок и книга»
Учитель-логопед:
- Подбор игр, загадок про диких животных.
- Рекомендации для родителей:
«Сказка как развитие речи детей»: «Составление описательных загадок про героев сказок»; «Придумай новый конец для сказки»
- Информации для буклета родителям «Русские народные сказки в развитии речи детей»
- Ширма «Значение сказки в дошкольном возрасте»
Музыкальный руководитель:
- Буклет «Театр дома – учите общаться»
- Ширма «Кукольный театр для взрослых и детей»
- Кукольный театр «Где живут звери?»
- Разработка сценария сказки «Колобок - наоборот»
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
Отгадывание загадок: о книге, о героях сказок
Презентации: «Как человек изобрел книгу», «Художники - иллюстраторы».
Словесные и дидактические игры: «Угадай из какой сказки?» (иллюстрации), «Назови сказку» (отрывок, цитата), «Кто написал?».
Игры на прогулке: «Я знаю 5 названий», «Покажи, отгадай, повтори».
Художественное слово
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Рассматривание фотографий, книг и иллюстраций с изображением происхождения книги.
Просмотр мультфильмов: «Как делают бумагу», «Топтыжка», художник Е. Чарушин, «Терем-теремок», Ю. Васнецов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
«Круглый стол» для родителей «Метод проектов в работе с дошкольниками»:
- анкетирование «Семейное чтение»
- знакомство родителей с проектной деятельностью;
- постановка поисковой задачи
- роль родителей в реализации поисковой задачи и оформлении результатов исследований.
- просмотр презентации «Художники-иллюстраторы»
2 ЭТАП ОСНОВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
Организованная образовательная деятельность (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, чтение художественной литературы, конструирование, рисование, театрализованная деятельность);
Показ презентации «Художники-иллюстраторы», сказка «Как человек изобрел книгу»
Постановка поисковой задачи для исследования родителям и детям.
Создание условий для детского творчества.
Организация и проведение игр: дидактических, электронных, подвижных, сюжетно-ролевых, с привлечением специалистов ДОУ.
Консультации, буклеты, рекомендации для родителей: «Как организовать домашнее чтение», «Правила чтения книг ребенку», «Почему надо читать детям», «Речь взрослых – образец для подражания», «Читайте - онлайн»
Проведение выставок: «Русская народная сказка», «Художники-иллюстраторы», «Моя любимая книга».
Организация экскурсии в библиотеку.
Подготовка ширмы для детей «Правила обращения с книгой»
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
Знакомство с художниками – иллюстраторами: Е. Рачев и Е. Чарушин (презентации)
Чтение книг- онлайн художников – иллюстраторов Е. Рачев и Е. Чарушин
Рисование: «Портрет любимого героя»
Раскраска: «Заюшкина избушка»
Просмотр презентации и беседа: сказка «Как человек изобрел книгу»
Фольклор: пословицы и поговорки, загадки о книгах и чтении; стихи о книге.
Русские народные сказки согласно программе и желанию детей.
Беседы по прочитанным книгам.
Просмотр мультфильма «Гришкины книжки»
Книжкина больница
Выработка правил с детьми «Обращение с книгой».
Словестные игры: «От каждого по словечку», «Задай вопрос герою», развивающие игры «А если бы…», «Хорошо-плохо, «Придумывание нового названия сказки», «Придумывание нового конца сказки».
Электронные дидактические игры: «Русские народные сказки», «3 лишний»,
Просмотр электронные сказки: «Лиса и журавль», «Теремок», «Бобовое зернышко»
Педагог-психолог:
- дидактическая игра «Угадай сказочного героя», с помощью мимики и жестов передать особенности характера героя сказки.
- интервью детей «Чтение дома»
Учитель-логопед:
- игры «Загадки про диких животных», «Угадай по признакам»
Музыкальный руководитель:
- кукольный театр «Где живут звери?»
Инструктор по физической культуре:
- проведение подвижных игр по теме: «Я знаю пять названий» «Покажи, отгадай и повтори» «Зайцы и волк», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Лиса на охоте» и др.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Рассматривание книг, рисунков к сказкам.
Придумывание сказок на новый лад.
Настольные игры: «Сказочные пазлы», «Назови сказку», «Собери сказку» (разрезные картинки), «Кубики», «Сказочное лото», «Теремок», «Колобок»; дидактические игры: «Расскажи сказку», «Отгадай сказку» - из серии размытые картинки
Конструктор «Лего»: домик для сказки «Зимовье зверей»
Сюжетно-ролевые игры: «Книжный магазин»
Просмотр электронных мультфильмов: «Бобовое зернышко», «Лиса и журавль», «Теремок», мультфильма «Гришкины книжки»
Подвижные игры со сказочными персонажами.
Лепка: «Герои любимых сказок»
Театры: масочный, кукольный, пальчиковый, ложечный, «на лопатках», магнитный.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, С СОТРУДНИКАМИ ДОУ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ
Педагог – психолог: (с родителями)
- Буклет: «Роль книги в жизни ребенка», «Книга - Памятки»
- Мастер-класс для родителей «Милее книги в мире друга нет»
- Ширма «Ребенок и книга»
Учитель-логопед: (с родителями)
- Рекомендации:
«Сказка как развитие речи детей»: «Составление описательных загадок про героев сказок»; «Придумай новый конец для сказки»
- Буклет «Русские народные сказки в развитии речи детей»
- Ширма «Значение сказки в дошкольном возрасте»
Инструктор по физической культуре:
- Буклет «Мы играем в сказку»
Музыкальный руководитель:
- Буклет «Театр дома – учите общаться»
- Ширма «Кукольный театр для взрослых и детей»
Посещение библиотеки: «Где живут книжки»
Организация выставки «Моя любимая книжка»
Создание мини-библиотеки «Русские народные сказки»
Оказывать посильную помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках.
Рекомендовать родителям семейное чтение, создание страницы из книги «Заюшкина избушка» - работа совместно с ребенком.
Создание пальчикового театра «Колобок», «Репка».
Театра ложек «Три медведя», «Заюшкина избушка»
Театр «на лопатках»
Перчаточного театра
3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
Подготовка и проведение сказки «Колобок - наоборот», для детей младших групп.
Подготовка и проведение игры «Сказки читать – скуки не знать»
Организация подарка для детей младшей группы книга «Заюшкина избушка»
Подготовка и проведение спортивного развлечения «Мы играем в сказку»
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
Подготовка группы к проведению праздника.
Пальчиковые, артикуляционные гимнастики, физминутки по желанию детей.
Перечитывание понравившихся детям книг.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Участие в игре «Сказки читать – скуки не знать».
Участие в сказке «Колобок - наоборот»
Подарить детям младшей группы книгу «Заюшкина избушка».
Участие в спортивном развлечении «Мы играем в сказку»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, С СОТРУДНИКАМИ ДОУ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ
Участие родителей в спортивном развлечении «Мы играем в сказку» - итог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКО – ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «По страницам русских народных сказок»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКО – ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «По страницам русских народных сказок» информационная карта...
КВН «По страницам русских народных сказок»
Цель: выявить знание русских народных сказок; закрепить знание жанровых особенностей сказок; развивать речевую активность, актуализировать словарь, углублять интерес к художественной литературе.Предва...
«По страницам русских народных сказок»
Занятие для подготовительной группы...
Сценарий новогоднего праздника "По страницам русских народных сказок".
Сценарий для детей подготовительной группы....
По страницам русских народных сказок
Русские народные сказкиВид проекта: групповой, творческо-игровой.Тип проекта –Краткосрочный /4 недели/,декабрь....
Литературный вечер "По страницам русских народных сказок"
Литературный вечер представлял собой завершение работы над проектом "Книги-наши друзья"....
Развлечение с детьми и родителями «По страницам русских народных сказок!» (Старшая группа)
Развлечение с детьми и родителями «По страницам русских народных сказок!»(Старшая группа) Цель: Создание атмосферы эмоционально – творческой активности у род...