ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКО – ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «По страницам русских народных сказок»
методическая разработка (средняя группа) на тему
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКО – ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «По страницам русских народных сказок» информационная карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta_proekta_po_stranitsam_russkih_narodnyh_skazok.docx | 37.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №52
городского округа Красноуфимск Свердловской области
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКО – ИГРОВОЙ ПРОЕКТ
«По страницам русских народных сказок»
(информационная карта)
Автор-разработчик проекта:
воспитатель Барбарина О.А
Красноуфимск, 2015г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Актуальность: Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
ЦЕЛИ:
- Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через сказку.
- Научить определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное), сравнивать их между собой, объяснять специфику.
- Продолжать знакомство с народной культурой через сказку.
- Научить родителей видеть педагогическую ценность в русских народных сказках, привить интерес и желание к их чтению.
ЗАДАЧИ:
для детей:
Образовательные:
- расширить представление детей о сказках
- учить детей рассуждать,
- формировать у детей эмоционально – образное восприятие произведений через художественное описание образов;
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок;
Развивающие:
- учить чувствовать и понимать образный язык русских народных сказок;
- развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
- учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;
Воспитательные:
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма, желание быть похожими на положительных героев; воспитывать у детей добрые чувства, сопереживания и т. д.;
- воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней
- воспитывать культуру речи.
для родителей:
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- расширять представления родителей о детской литературе;
- приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- привлечь родителей к совместному творчеству в рамках проекта.
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
для педагога:
- развитие творческого потенциала ребенка;
- показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды группы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На уровне детей:
- Проявляют интерес и желание читать, слушать русские народные сказки.
- У детей развивается познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
- Дети овладевают способами внеситуативно-личностного общения.
- Умеют самостоятельно определять героев и цели их деятельности.
- Умют рассуждать о результатах взаимодействия героев, видеть жизненные правила.
- Умеют бережно относиться к книге.
На уровне родителей:
- повышение педагогической культуры;
- включенность в планирование, организацию и реализацию детско – родительских проектов;
- умение выстраивать конструктивные отношения с ребенком;
- налаживание партнерских отношений с педагогами ДОУ.
На уровне педагога:
- создание оптимальных психолого – педагогических условий для воспитания у детей положительных качеств на основе героев русских народных сказок;
- вовлечение родителей в образовательный процесс на основе партнерских отношений, повышение их педагогической культуры;
- накопление методических и дидактических материалов по данной тематике;
- использование наглядных материалов в интерьере группового помещения, обогащение развивающей среды.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Коммуникативные умения: инициирование взаимодействия со взрослыми и сверстниками, вступление с ними в диалог, стремление задавать вопросы, умение искать информацию, активно использовать полученную информацию в игровой, поисковой, трудовой, продуктивной деятельности, оказывать помощь друг другу.
Поисковые умения: манипулятивные действия с предметами, узнавание, рассматривание и название объектов проекта, посильное участие в создании книжки.
ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественно-эстетическое развитие: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; сопереживание персонажам художественных произведений; реализовать самостоятельную творческую деятельность детей (изобразительную, конструктивно-модельную, музыкальную и др.).
Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами.
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: средняя группа
УЧАСТНИКИ: воспитатель – Барбарина О.А., дети и родители группы, педагог – психолог, учитель- логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальный партнер - библиотека.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С РАБОЧИМИ ПРОГРАММАМИ, КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАНИРОВАНИЕМ:
Совместная самостоятельная деятельность:
- занятия по ознакомлению с окружающим миром
- изодеятельность (лепка, аппликация, конструирование);
- конструирование;
- музыкальное;
- театрализованное представление;
- спортивный развлечение «Играем в сказку»;
- посещение библиотеки.
Свободная самостоятельная деятельность:
- игровая;
- художественно - речевая;
- познавательная;
- художественно – творческая;
- театрализованная;
- трудовая.
МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА: семья, детский сад.
СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА: декабрь 2014г. – февраль2015г
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: воспитатель высшей квалификационной категории Барбарина О.А.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ:
- беседы, консультации, совместные мероприятия; буклеты, памятки, брошюры и др.
- подбор, чтение и обсуждение художественной литературы в библиотеке, использование материалов онлайн – режима.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА: подбор иллюстраций, литературных произведений, фотографий,
видеоматериалов, музыкальных произведений, создание электронных презентаций.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА: книжка «Заюшкина избушка» (для детей младшей группы), проведение спектакля «Здравствуй сказка» (для детей других групп), проведение викторины «Сказки читать – скуки не знать», спортивное развлечение «Играем в сказку», с участием родителей.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА: «По страницам русских народных сказок»
ВИД ПРОЕКТА: групповой, творческо-игровой
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
МОДЕЛЬ 3 ВОПРОСОВ:
Что мы знаем о книгах? | Что мы хотим узнать? | Где узнать ответы на ваши вопросы? |
|
|
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
Анализ программ и ФГОС в ДОУ для детей данного возраста;
Формирующее оценивание: беседы «Что ты знаешь о книгах?»
Подбор наглядного-дидактического материала по изучаемой теме (книги, иллюстрации, песни; пословицы и поговорки, стихотворения, загадки о книгах и чтении, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Книжный магазин», костюмы к театрализованной деятельности, наглядность для родителей (статьи, брошюры по данной проблеме), физминутки, оборудование и учебные пособия). Словестные игры.
Создание презентаций: для детей и родителей- сказка «Как человек изобрел книгу», «Художники - иллюстраторы»;
Создание электронных дидактических игр для детей.
Анкетирование родителей: по теме «Семейное чтение»
Подготовка печатных материалов: буклет для родителей «Как организовать домашнее чтение», «Правила чтения книг ребенку», «Почему надо читать детям», «Речь взрослых – образец для подражания», анкета «Семейное чтение», картотека для игры, статьи по данной теме (в родительский уголок), домашние задания.
Подготовить для родителей сайты для чтения детям «Читайте - онлайн»
Подготовить материал для создания театра на магнитах
Подготовка по созданию подарка для детей младшей группы - книга «Заюшкина избушка»
Создание условий для детского творчества - пополнение уголка творчества.
Создание мотивации участия в проекте, обсуждение проблемных, учебных вопросов; составление плана исследования.
Сотрудники ДОУ:
Инструктор по физической культуре:
- Подбор подвижных игр по теме
- Информации для буклета родителям «Мы играем в сказку»
- Разработка сценария спортивного развлечения по сказкам.
Педагог – психолог:
- Подбор загадок для дидактической игры (с помощью мимики и жестов передать особенности характера героя сказки).
- Подбор консультации для родителей.
- Информации для буклета родителям «Книги», «Памятки»
- Ширма «Книга»
Учитель-логопед:
- Подбор игр, загадок про диких животных.
- Рекомендации для родителей:
«Сказка как развитие речи детей»: «Составление описательных загадок про героев сказок»; «Придумай новый конец для сказки»
- Информации для буклета родителям «Русские народные сказки в развитии речи детей»
- Ширма «Значение сказки в дошкольном возрасте»
Музыкальный руководитель:
- Буклет «Театр дома – учите общаться»
- Ширма «Кукольный театр для взрослых и детей»
- Кукольный театр «Где живут звери?»
- Разработка сценария сказки «Колобок - наоборот»
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
Отгадывание загадок: о книге, о героях сказок
Презентации: «Как человек изобрел книгу», «Художники - иллюстраторы».
Словесные и дидактические игры: «Угадай из какой сказки?» (иллюстрации), «Назови сказку» (отрывок, цитата), «Кто написал?».
Игры на прогулке: «Я знаю 5 названий», «Покажи, отгадай, повтори».
Художественное слово
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Рассматривание фотографий, книг и иллюстраций с изображением происхождения книги.
Просмотр мультфильмов: «Как делают бумагу», «Топтыжка», художник Е. Чарушин, «Терем-теремок», Ю. Васнецов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
«Круглый стол» для родителей «Метод проектов в работе с дошкольниками»:
- анкетирование «Семейное чтение»
- знакомство родителей с проектной деятельностью;
- постановка поисковой задачи
- роль родителей в реализации поисковой задачи и оформлении результатов исследований.
- просмотр презентации «Художники-иллюстраторы»
2 ЭТАП ОСНОВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
Организованная образовательная деятельность (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, чтение художественной литературы, конструирование, рисование, театрализованная деятельность);
Показ презентации «Художники-иллюстраторы», сказка «Как человек изобрел книгу»
Постановка поисковой задачи для исследования родителям и детям.
Создание условий для детского творчества.
Организация и проведение игр: дидактических, электронных, подвижных, сюжетно-ролевых, с привлечением специалистов ДОУ.
Консультации, буклеты, рекомендации для родителей: «Как организовать домашнее чтение», «Правила чтения книг ребенку», «Почему надо читать детям», «Речь взрослых – образец для подражания», «Читайте - онлайн»
Проведение выставок: «Русская народная сказка», «Художники-иллюстраторы», «Моя любимая книга».
Организация экскурсии в библиотеку.
Подготовка ширмы для детей «Правила обращения с книгой»
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
Знакомство с художниками – иллюстраторами: Е. Рачев и Е. Чарушин (презентации)
Чтение книг- онлайн художников – иллюстраторов Е. Рачев и Е. Чарушин
Рисование: «Портрет любимого героя»
Раскраска: «Заюшкина избушка»
Просмотр презентации и беседа: сказка «Как человек изобрел книгу»
Фольклор: пословицы и поговорки, загадки о книгах и чтении; стихи о книге.
Русские народные сказки согласно программе и желанию детей.
Беседы по прочитанным книгам.
Просмотр мультфильма «Гришкины книжки»
Книжкина больница
Выработка правил с детьми «Обращение с книгой».
Словестные игры: «От каждого по словечку», «Задай вопрос герою», развивающие игры «А если бы…», «Хорошо-плохо, «Придумывание нового названия сказки», «Придумывание нового конца сказки».
Электронные дидактические игры: «Русские народные сказки», «3 лишний»,
Просмотр электронные сказки: «Лиса и журавль», «Теремок», «Бобовое зернышко»
Педагог-психолог:
- дидактическая игра «Угадай сказочного героя», с помощью мимики и жестов передать особенности характера героя сказки.
- интервью детей «Чтение дома»
Учитель-логопед:
- игры «Загадки про диких животных», «Угадай по признакам»
Музыкальный руководитель:
- кукольный театр «Где живут звери?»
Инструктор по физической культуре:
- проведение подвижных игр по теме: «Я знаю пять названий» «Покажи, отгадай и повтори» «Зайцы и волк», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Лиса на охоте»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Рассматривание книг, рисунков к сказкам.
Придумывание сказок на новый лад.
Настольные игры: «Сказочные пазлы», «Назови сказку», «Собери сказку» (разрезные картинки), «Кубики», «Сказочное лото», «Теремок», «Колобок»; дидактические игры: «Расскажи сказку», «Отгадай сказку» - из серии размытые картинки
Конструктор «Лего»: домик для сказки «Зимовье»
Сюжетно-ролевые игры: «Книжный магазин»
Просмотр электронных мультфильмов: «Бобовое зернышко», «Лиса и журавль», «Теремок», мультфильма «Гришкины книжки»
Подвижные игры со сказочными персонажами.
Лепка: «Герои любимых сказок»
Театры: масочный, кукольный, пальчиковый, ложечный, «на лопатках», магнитный.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, С СОТРУДНИКАМИ ДОУ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ
Педагог – психолог: (с родителями)
- Буклет: «Роль книги в жизни ребенка», «Книга - Памятки»
- Мастер-класс для родителей «Милее книги в мире друга нет»
- Ширма «Книга»
Учитель-логопед: (с родителями)
- Рекомендации:
«Сказка как развитие речи детей»: «Составление описательных загадок про героев сказок»; «Придумай новый конец для сказки»
- Буклет «Русские народные сказки в развитии речи детей»
- Ширма «Значение сказки в дошкольном возрасте»
Инструктор по физической культуре:
- Буклет «Мы играем в сказку»
Музыкальный руководитель:
- Буклет «Театр дома – учите общаться»
- Ширма «Кукольный театр для взрослых и детей»
Посещение библиотеки: «Где живут книжки»
Организация выставки «Моя любимая книжка»
Создание мини-библиотеки «Русские народные сказки»
Оказывать посильную помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках.
Рекомендовать родителям семейное чтение, создание страницы из книги «Заюшкина избушка» - работа совместно с ребенком.
Создание пальчикового театра «Колобок», «Репка».
Театра ложек «Три медведя», «Заюшкина избушка»
Театр «на лопатках»
Перчаточного театра
3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
Подготовка и проведение сказки «Колобок - наоборот», для детей младших групп.
Подготовка и проведение игры «Сказки читать – скуки не знать»
Организация подарка для детей младшей группы книга «Заюшкина избушка»
Подготовка и проведение спортивного развлечения «Мы играем в сказку»
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
Подготовка группы к проведению праздника.
Пальчиковые, артикуляционные гимнастики, физминутки по желанию детей.
Перечитывание понравившихся детям книг.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Участие в игре «Сказки читать – скуки не знать».
Участие в сказке «Колобок - наоборот»
Подарить детям младшей группы книгу «Заюшкина избушка».
Участие в спортивном развлечении «Мы играем в сказку»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, С СОТРУДНИКАМИ ДОУ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ
Участие родителей в спортивном развлечении «Мы играем в сказку» - итог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН «По страницам русских народных сказок»
Цель: выявить знание русских народных сказок; закрепить знание жанровых особенностей сказок; развивать речевую активность, актуализировать словарь, углублять интерес к художественной литературе.Предва...
«По страницам русских народных сказок»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКО – ИГРОВОЙ ПРОЕКТ...
Проект "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством театрально-игровой деятельности по мотивам русских народных сказок"
Материалы для педагогов (творческая группа)...
Краткосрочный проект «По страницам русских народных сказок» в подготовительной к школе группе.
Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Пока ребенок маленький родители читают ему книги, а как только малыш научится чи...
Проект "По страницам русских народных сказок"
Увлекательное путешествие в мир сказок!...
Творческо- игровой проект " По страницам любимых сказок"
Творческо- игровой проект "По страницам любимых сказок" способствует формированию интереса к устному народному творчеству. Развивает познавательные и творческие способности детей....
«Заюшкина избушка» Конспект-сценарий театрализованной постановки. Проект: «По страницам русских народных сказок»
laquo;Заюшкина избушка»Конспект-сценарий театрализованной постановки. Проект: «По страницам русских народных сказок»...