Календарное планирование по теме "Весна, весна на улице...".
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Материал разработан для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarnoe_planirovanie_po_teme_vesna_vesna_na_ulitse.docx87.64 КБ

Предварительный просмотр:

Календарное планирование

в старшей группе

по теме «Весна, весна на улице…»

        

Задачи.

Развивающие:

- обобщить знания детей о весне как времени года, характерных признаках весны, связи между явлениями живой и неживой природы (солнце светит ярко, бывают дожди; земля прогревается солнцем, тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах; прилетают птицы, начинают вить гнёзда и пр.);

- развивать интерес к явлениям живой и неживой природы,   наблюдательность;

- развивать связную речь и словесно – логическое мышление;

- формировать умение рассуждать, развивать творческое воображение, изобразительное творчество.

Воспитательные:

- формировать умение быть внимательными к явлениям природы;

- воспитывать стремление  сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

Образовательные:

- формировать представления о приметах весны в природе;

- учить выделять причинно – следственные связи в явлениях живой и  неживой природы;

- учить использовать образные выражения из стихотворений, музыкальных и художественных произведений при построении развёрнутого суждения.

Использованная литература:

Алябьева Е. А., Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты.

Гербова В. В., «Развитие речи в детском саду:  Старшая группа. – М.: Издательство Мозаика – Синтез, 2016.

Лыкова И. А., «Изобразительная деятельность в д/с». Ст.гр..

Нищева Н. В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2007.

В. П. Новикова, «Математика в д/с».

Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня. Старшая группа. Учебно-методическое пособие/Под. ред. Л. Л. Тимофеевой. – М.: Центр педагогического образования, 2011.

Скоролупова О. А., «Ранняя весна. Занятия с детьми ст. дошк. возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

                                                                                                                                 Понедельник

Утро

- Работа в центре природы: подкормка комнатных растений.

Задачи: предложить детям рассказать, что они знают о подкормке растений. Обобщить, уточнить и дополнить ответы детей. Рассказать о том, как по внешнему виду растений можно узнать о нехватке питательных веществ.

- Самостоятельная игровая деятельность.

Задачи: формировать коммуникативные компетенции; учить корректно вести диалог, находить компромиссы.

- Беседа «Почему снег и лёд весной тают».

Задачи: продолжать знакомить со сменой времён года, сезонными изменениями в природе, учить делать выводы.

- Утренняя гимнастика.

Беседа с Лукьяном о приметах весны (по картинкам) – развивать речевую активность, учить составлять предложения по картинкам.

Беседа об уступчивости: рассмотреть различные модели поведения, обсудить ситуации; развивать коммуникативные функции речи, обогащать словарь речевыми конструкциями.

Работа в литературном центре: рассматривание иллюстраций, картин художников.

Помощь в подборе материала по теме.

Кружок по экологии.

Беседы по запросам родителей.

Образовательная деятельность

  1. Работа психолога с детьми.
  1. ФЦКМ. Расширение кругозора. «К нам весна шагает».

Задачи: воспитывать любовь к природе, развивать интерес к познанию природы, поощрять любознательность и стремление к получению новых знаний; упражнять в составлении рассказов о природе; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Развивать связную речь.

(Скоролупова О. А., «Ранняя весна. Занятия с детьми ст. дошк. возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009; стр. 60)

  1. Физкультура (на воздухе).

Прогулка

- Наблюдение за птицами.

Задачи: уточнить представления детей о перелётных птицах; предложить рассказать, какие птицы весной возвращаются из тёплых краёв и что делают, вернувшись.

- Труд в природе: уборка на участке опавших веток.

Задачи: предложить осмотреть участок, рассказать, что необходимо сделать. Воспитывать в детях трудолюбие.

- Д/игра «Времена года».

Задачи: закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе.

- С/р игра «Следопыты».

Задачи: учить детей самостоятельно создавать игровой замысел, используя метод косвенного руководства; развивать познавательную активность.

- Самостоятельная деятельность детей.

- П/ игра «Быстрей по местам».

Задачи: развивать ловкость, умение действовать по сигналу, повышать интерес к игре.

Игр. упр.: бег со сменой направляющего (Дима, Виталик, Юра): учить производить смену ведущего по сигналу; развивать слуховое внимание, повышать двигательную активность.

- Игровое упр. «Отгадай, сколько шагов»

 Задачи: учить формулировать предположение, предлагать варианты проверки; развивать глазомер, закреплять навыки счёта.

- Разучивание физминутки «Клён».

Задачи: координация речи с движением, развитие речевых навыков.

Вынос атрибутов для игр.

Вечер

- Гимнастика после сна. Закаливающие процедуры.

-Чтение рассказа Г. Скребицкого «Счастливый жучок».

Задачи: продолжать знакомство с творчеством Г. Скребицкого, работу по развитию знаний о жанровых особенностях рассказа; учить понимать главную мысль рассказа, связно передавать его содержание.

(Скоролупова О. А., «Ранняя весна. Занятия с детьми ст. дошк. возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009; стр. 34).

- С/р игра  «Салон красоты».

Задачи: учить воплощать в игре свои идеи, использовать полученные знания и умения. Упражнять в самостоятельной организации игры, в использовании атрибутов.

- Настольно-печатная игра «Мозаика».

Задачи: учить детей договариваться о взаимодействии; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Инд. работа по ФЭМП (Дима Б., Юля Т.): закреплять умение сравнивать стоящие рядом числа, получать равенство путём добавления или удаления предметов.

ХБТ: уборка в групповой комнате.

Задачи: учить соблюдать порядок в групповой комнате, самостоятельно поддерживать его.

Внесение атрибутов для с/р игры «Салон красоты».

Прогулка

- П/игра «Третий лишний».

Задачи: учить соблюдать правила игры, правильно выполнять игровые действия, учитывать интересы других игроков; повышать двигательную активность.

- Самостоятельная деятельность детей. Задачи: учить объединяться в группы по интересам, придумывать сюжет для игры, воспитывать чувство товарищества и коллективизма.

Физминутка «Клён».

За окном сосулька тает,       (дети стоят лицом в круг; 4 прыжка на носочках, руки на поясе)

Ветер тучи рвёт в клочки.    (руки вверх, наклоны туловища влево – вправо)

Разжимает, разжимает клён тугие кулачки. (руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку.  (4 прыжка)

И, едва растает снег, (наклоны)

Мне зелёную ладошку клён протянет раньше всех. (поворачиваются лицом друг к другу, протягивают правую руку – рукопожатие).    (С. Коган).

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

                                                                                                                                             Вторник

Утро

- Работа в центре природы: наблюдение за  развитием почек.

- Беседа о признаках весны, чтение стихотворения А. Барто «Весна идёт» (Н. В. Нищева, с. 338, «Система коррекционной работы…»).

Задачи: продолжать учить детей определять сезонные признаки явлений природы; свободно высказывать своё мнение.

- Разучивание пальчиковой гимнастики «Весна».

- Утренняя гимнастика.

- Дежурство по столовой (Юля, Виталик): учить ответственно относиться к поручению, доводить начатое дело до конца, воспитывать самостоятельность и ответственность.

Формирование навыков культурного поведения: учимся вежливо слушать. Задачи: учить внимательно слушать собеседника, не перебивать и не отвлекать его.

Внесение атрибутов для с/р игры, иллюстраций.

Беседы по запросам родителей.

Логоритмика.

Предложить развивающие игры «Найди ошибку», «Найди отличия» (знакомство с изменениями в природе).

Образовательная деятельность

  1. Работа логопеда с детьми.
  1. Физкультура (по плану физрука).
  1. ХТ. Аппликация «Нежные подснежники».

Задачи: учить воплощать в художественной форме представления о первоцветах; совершенствовать умение составлять цветок из отдельных элементов, стараясь передать особенности внешнего вида растения. (Лыкова И. А., «Изобразительная деятельность в д/с». Ст.гр., стр. 170).

Прогулка

- Наблюдение: деревья (ёлка и  сосна).

Задачи: расширять представления детей о хвойных деревьях, продолжать знакомить с их пользой для здоровья детей..

- Труд в природе: уборка участка, подкормка птиц.

- Д/игра «Перелётные птицы».

Задачи: учить узнавать птиц по описанию.

- П/ игра «Уголки».

Задачи: учить соблюдать правила игры, упражнять в свободном беге, воспитывать доброжелательность, дружеские взаимоотношения.

- С/р игра «Телерепортёр»: сюжет «Репортаж с весенних улиц».

Цель: учить составлять небольшие рассказы о весенних улицах, о прохожих, о погоде.

Д/и «Скажи наоборот» (Юра, Виталя, Маша): учить подбирать слова-антонимы (описание весенних признаков: тепло-холодно, ясно-пасмурно и пр.).

- Игр. упр. «Кто точнее?».

Задачи: упражнять в метании в вертикальную цель правой и левой рукой; развивать подвижность суставов, глазомер.

- Беседа «Какое доброе дело я сделал?»

Цель: учить детей находить место добрым делам.

Вынос атрибутов для игр.

Вечер

- Гимнастика после сна. Закаливающие процедуры.

- Чтение и заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья».

Задачи: учить воспринимать стихотворение эмоционально, рассказывать о своих впечатлениях, формировать умение чувствовать напевность стихотворения.

- С/р игра «Строители».

Задачи: учить понимать воображаемую ситуацию, действовать в соответствии с ней. Продолжать формировать умение самостоятельно распределять роли и действовать согласно им.

Д/и «Путаница» (Юля З., Маша): продолжать учить порядковому и количественному счёту, закреплять знания о последовательности чисел.

Д/и «Не сорока, не ворона». Задачи: продолжать учить узнавать птиц на картинках, развивать зрительное восприятие, внимание, связную речь.

Самостоятельная деятельность в центрах активности по интересам.

Задачи: понаблюдать за взаимоотношениями детей  в играх.

Прогулка

- Беседа «Ложь и фантазия». Задачи: учить различать обман и выдумку, обсудить их уместность.

- Наблюдение «Продолжительность дня». Задачи: обратить внимание на то, что на вечерней прогулке стало светло – дни становятся всё длиннее.

Игра с пальчиками «Весна».

Снова солнце в небе улыбается,

(соединять пальцы правой руки с большим)

Снег растаял, ручейки звенят.

(соединять пальцы левой руки с большим)

И подснежник первый распускается,

(ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отодвигая их друг от друга)

С юга птицы с песнями летят.

(ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения).

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

                                                                                                                                                 Среда

Утро

- Сюжетно-дид. игра «Тележурналисты»: «Весной в лесу».

Задачи: учить составлять короткие рассказы об изменениях в лесу весной.

- Работа в центре природы: наблюдение за ростом лука.

Задачи: предложить рассказать, с чего начинался опыт, какие произошли изменения.

- Беседа «Путешествие в мир весны».

Задачи: закреплять признаки весны, уметь строить в воображении образы, связанные с весенними явлениями, изображать их; отвечать на вопросы, грамматически правильно строя предложения.

(Источник: Алябьева Е. А., Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты).

- Утренняя гимнастика.

- Игра с пальчиками «Весна» (Катя, Дима): развивать мелкую моторику.

- Отгадывание загадок.

Задачи: продолжать знакомить с признаками весны, учить объяснять, по каким признакам угадали.

Беседа «Равенство прав всех людей». Задачи: продолжать формировать представления об индивидуальных различиях людей и о равенстве их прав, учить понимать других, проявлять уважение к их чувствам.

Рассматривание альбомов по теме.

Беседы по запросам родителей.

Образовательная деятельность

  1. Познание. ФЭМП. «Число 10».

Задачи: познакомить с образованием числа 10, учить считать в пределах 10, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счёте; упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счётных палочек; развивать воображение; закреплять названия дней недели. ( В. П. Новикова, «Математика в д/с», занятие № 21, стр.57).

Дежурство по занятиям. Задачи: продолжать учить работать в парах¸ распределять обязанности в соответствии с возможностями, формировать ответственность.

Материал для занятий.

  1. Музыка.
  1. ХТ. Рисование. «Солнышко, нарядись!».

Задачи: вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам). Обратить внимание на декоративные элементы. Развивать воображение. Воспитывать интерес к народному искусству.

(Лыкова И. А., «Изобразительная деятельность в д/с». Ст.гр., стр. 152).

Прогулка

- Наблюдение за небом.

Задачи: предложить рассмотреть небо, охарактеризовать, прослушать ст-е о весне и весенних явлениях, найти созвучные сегодняшнему состоянию неба; развивать любознательность, внимание, связную речь.

- Самостоятельная деятельность детей.

Задачи: учить объединяться в группы по интересам, придумывать сюжет для игр, воспитывать коллективизм и дружеские взаимоотношения.

- Трудовые поручения: уборка на групповом участке.

Задачи: формировать осознанное отношение к порядку, учить самостоятельно поддерживать порядок.

- П/и «Пустое место».

Задачи: совершенствовать умение правильно выполнять игровые действия, следить за осанкой; развивать быстроту, ловкость.

- Д/и «Задумай число» (Виталик, Юра): закреплять навыки нахождения чисел больше или меньше названного, ориентировки в числовом ряду в пределах 10.

- Игр. упр. «Цапли» (Катя, Маша): формировать правильную осанку, способствовать повышению двигательной активности.

- Д/и «Что бывает весной». Задачи: закреплять представления о весенних явлениях природы, активизировать словарь по теме.

-Самообслуживание: упр. «Мокрый – сухой».

Задачи: продолжать учить проявлять самостоятельность в уходе за вещами; воспитывать бережное отношение к одежде.

Выносной материал для самостоятельных игр.

Вечер

- Гимнастика после сна. Закаливающие процедуры.

- Чтение  Г. Скребицкого «На лесной полянке. Весна».

Задачи: развивать интерес к художественной литературе, умение слушать, вести беседу по содержанию; развивать связную речь. (Скоролупова О. А., «Ранняя весна. Занятия с детьми ст. дошк. возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009; стр. 60).

- С/р игра «Семья».

Задачи: обогащать игровой сюжет, расширять область самостоятельных действий в осуществлении замысла; способствовать включению детей в систему социальных отношений.

Упр. «Выложи столько же» [карточки с полосками, силуэты перелётных птиц] (Юля З., Катя): продолжать учить отсчитывать определённое количество предметов, отражать результат в речи.

Игры со строительным материалом (конструктором): продолжать учить выполнять конструкцию по рисунку, анализировать, определять этапы работы.

Внести раскраски по теме, атрибуты для с/р игры «Семья».

Прогулка

- Наблюдение за ручьями. Задачи: предложить рассказать, как образуются ручьи, где берут своё начало и куда текут.

- П/и «Уголки». Задачи: развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.

День  недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

                                                                                          Четверг

Утро

- Утренняя гимнастика.

- Разучивание пальчиковой гимнастики «Пришла весна».

Задачи: развивать мелкую моторику, активизировать речь.

- Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода».

Задачи: формировать умение чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже и уметь передавать его словом; развивать связную речь.

- С/р игра Больница».

Задачи: закреплять умения передавать в игре действия врача, м/с; учить применять в игре полученные  знания о правилах личной гигиены, охраны здоровья.

Д/и «Весенние месяцы» (Юра, Маша, Юля).

Задачи: продолжать знакомить с названиями и последовательностью весенних месяцев, закреплять характерные признаки весны.

Формирование КГН:

упр. «Салфеточки».

Задачи: воспитывать культуру поведения за столом, учить осознанно выполнять правила поведения за столом.

Внесение картин художников.

Консультация

«Дети и природа - прививаем любовь, заботу, уважение».

Образовательная деятельность

  1. Коммуникация «Весна» (занятие  логопеда с детьми по теме).

Задачи: учить составлять связный, последовательный рассказ, подбирать подходящие по смыслу определения (активизировать прилагательные); употреблять формы род. п. мн. ч. существительных; продолжать работу над чёткостью произнесения слов.

Дежурство по занятиям. Задачи: продолжать воспитывать желание оказывать помощь взрослым, ответственность за порученное дело.

Материал для занятий: настольная лампа, глобус; иллюстрации

  1. Познавательно-исследовательская/конструктивная деятельность. Эксперимент «Смена времён года».

Задачи: показать детям на наглядной модели причину смены времён года; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; формировать у детей знание о том, что эксперимент - один из способов познания окружающего мира; воспитывать культуру экспериментальной работы. (см. Скоролупова О. А., «Занятия с детьми ст. дошк. возраста по теме «Ранняя весна»).

  1. Физкультура.

Прогулка

- Наблюдение «Весенний ветер».

Задачи: предложить определить силу ветра; обсудить, какие качества ветра изменились.

- Д/и «Весенние заклички».

Задачи: познакомить детей с весенними закличками, которые использовал народ, обращаясь к силам природы; уметь произносить заклички выразительно, эмоционально.

- Пальчиковая гимнастика «Весна пришла».

Цель: развивать мелкую моторику.

- П/и «Жмурки».

Задачи: предложить детям рассказать правила игры, пояснить, как действовать игрокам. Продолжать работу по укреплению здоровья детей.

- Самообслуживание: бережное отношение к одежде (Дима Б., Виталик).

Задачи: продолжать учить аккуратно складывать одежду в шкаф, просушивать.

 - Игр. упр. «Следопыты» (Ваня, Серёжа).

Задачи: развивать чувство равновесия(следовать строго след в след по проложенному маршруту).

- Беседа «Пешеходы». Задачи: учить соблюдать правила перехода улицы, пояснить значимость выполнения правил всеми участниками движения.

- Игр. упр. «Баскетболисты». Задачи: учить выполнять броски, перебрасывая мяч друг другу из-за головы; развивать мышцы рук, ловкость, координацию движений.

Вечер

- Гимнастика после сна. Закаливающие процедуры.

- Чтение рассказа Н. Сладкова «Весенние радости».

Задачи: продолжать воспитывать желание слушать чтение, развивать интерес к художественной литературе; закреплять приметы весны.

- Прослушивание П. И. Чайковского «Времена года»: «Март. Песнь жаворонка».

Задачи: воспитывать эстетическое восприятие музыкальных произведений.

Инд. работа по р/р с Машей, Юлей.

Задачи: упражнять в составлении предложений со словами на весеннюю тематику, учить строить развёрнутые предложения.

Беседа «Какие опасности подстерегают на улице весной» (сосульки, скользкая дорога и пр.).  Задачи: продолжать воспитывать навыки безопасного поведения, внимательность.

Самостоятельные игры детей в центрах активности.

Прогулка

- Наблюдение за птицами: грачи. Задачи: предложить понаблюдать, соблюдая правила поведения во время наблюдения за пернатыми, рассказать о результатах наблюдений.

- игр. упр. «Догони мяч». Задачи: упражнять в беге, развивать ловкость, учить ориентироваться в ситуации.

Пальчиковая гимнастика «Пришла весна…»

Пришла весна, сосульки тают, (соединять все пальцы правой руки по очереди с большим, начиная с указательного)

запели первые ручьи, (соединять пальцы левой руки)

Медведь берлогу покидает, (все пальцы, кроме среднего, стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх – «голова медведя». Движение поочерёдно большим и указательным пальцами, безымянным и мизинцем – имитация походки медведя).

а на полях кричат грачи.

(ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения).

Весенние заклички

Ay, ау, аукаем,

Весну приаукиваем:

Март, март

Солнцу рад;

Апрель, апрель

 Откроет дверь;

Май, май

Сколько хошь гуляй!

Ау, ау, аукаем!

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

                                                                                                             Пятница

Утро

- Работа в центре природы.

Задачи: учить детей самостоятельно определять необходимость полива растений, воспитывать желание ухаживать за растениями.

- С/р игра «Магазин».

Задачи: продолжать учить детей самостоятельно организовывать игру, распределять роли; воспитывать культуру общения.

- Чтение. Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце». Цель: формировать умение понимать характеры героев, интерес к литературе.  (Скоролупова О. А., «Ранняя весна. Занятия с детьми ст. дошк. возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009; стр. 20).

- Утренняя гимнастика.

- Воспитание КГН(Катя, Маша): продолжать учить аккуратно пользоваться приборами во время еды, не сорить.

- Понаблюдать в центре природы, какие изменения произошли с луком, отметить результат в дневнике наблюдений.

Формировать у детей умение находить себе занятие по интересам, избегать конфликтных ситуаций.

Презентация «В гостях у Весны».

Образовательная деятельность

  1. Минутки здоровья.

  1. ХТ. Рисование. «Пришла весна, прилетели птицы».

Задачи: развивать у детей наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

 Учить передавать на бумаге характерные особенности весны (высокое голубое небо, земля освобождается от снега, прилетают птицы).

 Учить гармонично располагать сюжет на листе бумаги, развивать чувство композиции.

  1. Музыка.

Прогулка

- Наблюдение за погодой.

Задачи: закрепить признаки весны, уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

- Д/и «Возвратим весне память».

Задачи: закреплять признаки весны, уметь их называть и описывать. Источник: Алябьева Е. А., Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты).

- Подвижная игра «Птицы — гнезда — птенцы».

Задачи: учить детей  быть внимательными к командам педагога; быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве.

- Самостоятельная игровая деятельность детей.

Игр. Упр. «Попади в цель» (Серёжа, Юля Т.): развивать ловкость, глазомер.

Д/упр. «Назови действия, которые происходят весной».

Задачи: знать признаки весны, уметь заканчивать предложение, называя соответствующее действие.

(Источник: Алябьева Е. А., Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты).

Самостоятельная деятельность детей, игры с выносным материалом.

Вечер

- Гимнастика после сна. Закаливающие процедуры.

- Чтение Э. Шим «Солнечная капля».

Задачи: воспитывать усидчивость, формировать интерес к художественной литературе, умение отвечать на вопросы по содержанию; развивать связную речь.

- Самостоятельная деятельность детей по интересам.

Инд. работа по ФЭМП с Юлей З., Димой, Юрой.

Цель: продолжать учить определять и называть местоположение предмета (слева, справа и пр.).

Отгадывание загадок о весне.

Цель: знать признаки весны; уметь отгадывать загадки, объясняя, по каким признакам угадан объект.

ХБТ: уборка в игровых центрах.

Задачи: формировать осознанное отношение к порядку, стремление поддерживать его в группе.

Прогулка

- Наблюдение за погодой вечером, сравнить её с утренней.

- Д/и «Когда это бывает?». Задачи: закрепить знания о признаках ранней весны.

Подвижная игра «Птицы — гнезда — птенцы»

Цели: уметь быть внимательным к командам педагога; быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве.

Правила. По команде педагога «Птицы» дети передвигаются по всей площадке легко на носочках, взмахивая руками-крыльями (можно называть конкретную птицу с изображением ее повадок, звукоподражанием). По команде «Гнезда» — собираются в центре (приносят веточки), встают в тесный круг, обхватив талию друг друга. По команде «Птенцы» — находят каждый свой круг (начерченный на асфальте или обруч), часто взмахивают руками, чуть отрывая их от бедра, пищат. Проигрывает тот, кто запаздывает с выполнением команд, ошибается.

РАССКАЗ  Г. СКРЕБИЦКОГО «СЧАСТЛИВЫЙ ЖУЧОК»

         Был теплый весенний вечер. Бабушка Дарья вышла из дома и уселась на крылечко. Этого только и ждали ребята. Будто воробьи, слетелись они с разных концов деревни.

— Бабушка, расскажи что-нибудь поинтереснее, — затараторили они.

         Старушка поглядела на ребят своими ласковыми глазами, подумала и сказала:

— Хорошо, я расскажу вам сказку про счастливого жучка-червячка. А вы сидите и слушайте. Вот как это было.

        Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы все кругом выглядело нарядно и празднично.

      Попросила Весна Красное Солнышко:

— Согрей получше землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном долгую зиму. Пусть выбираются из своих норок, трещинок и щелок.

       Пригрело Солнышко землю. Вылезли разные насекомые: кто из щели, кто из земляной норки, кто из-под древесной коры — и все поползли, полетели на просторную лесную поляну.

Там их ждала Весна со своими подарками: разноцветными шелками,

золотыми, серебряными нитями и другим убранством.

         Явились бабочки и жуки на полянку. Увидела их Весна и говорит:

— Вот я к вам прилетела с теплого юга. Какие хотите вы получить от меня подарки, чтобы они доставили вам радость, чтобы вы могли весело летать и бегать по полям и лесам?

         Тут все бабочки и жуки сразу заговорили:

— Видишь, Весна, как потерлись, испачкались за осень и  зиму наши крылышки, какие мы некрасивые. Дай нам яркие, нарядные одёжки.

— Хорошо, — ответила Весна и начала их наряжать.

Бабочке-белянке дала ярко-белое платье. Лимоннице - нежно-желтое, как осенний листок. Бабочку-траурницу убрала в  наряд из черного бархата с белой каемкой. Мотыльков, что кружатся возле весенних луж, одела в голубую легкую кисею. А вот веселая бабочка-крапивница выбрала себе пестренькое платье, красновато-рыжее с темными и голубыми крапинками.

Решили принарядиться и важные степенные жуки. Майский жук оделся в костюм шоколадного цвета, жук-носорог — в коричневый. Да еще присадил себе в виде украшения на голову длинный рог. Навозный жук выбрал темно-синий костюм. Кузнечики оделись в зеленые фраки под цвет травы. А сердитые шмели и осы нарядились в желтые курточки с черными поясками.    Дольше всех не мог подыскать себе подходящую одежку жучок-бронзовка. Наконец надел на себя золотисто-зеленый кафтан, такой нарядный, что  только выбрался в нем на солнце, так и заблестел.

       Много еще красивых одежд раздала Весна разным бабочкам, жукам, проворным стрекозам и веселым скакунам-кузнечикам.

— Ну, кажется, всем угодила, — сказала Весна.

        В это время налетел ветерок, зашелестел в ветках деревьев, приподнял с земли прошлогодний завядший лист. Заглянула Весна под листок и увидела там маленького невзрачного жучка. Он и на жучка-то не был похож, скорее на какого-то бурого червячка.

— Кто ты такой? — спросила его Весна. — Как тебя звать?

— Меня зовут Ивановым червячком, — ответил ей незнакомец.

— Почему же ты сидишь под листом, не вылезаешь оттуда? Разве не хочешь получить от меня красивый наряд? Разве не хочешь быть довольным и счастливым?

Жучок-червячок посмотрел на Весну. Подумал и ответил:

— Мне не надо нарядного платья: я ведь ночной жучок, вылезаю из-под листвы, когда уже стемнеет. Я и так счастлив. Счастлив тем, что живу в родном лесу. Спасибо тебе, Весна, что ты так красиво его одела. Больше мне от тебя ничего не нужно.

         Удивилась Весна, что этот скромный жучок ничего для себя не просит. А потом подумала и поняла: да ведь он-то и есть самый счастливый. Он радуется не за себя одного, а за всех.

         И тут же решила Весна: «Подарю ему крохотный голубой фонарик. Пусть зажигает его каждый вечер и светит всю ночь. Пусть этот фонарик горит, как яркая путеводная звездочка, в темной ночной траве и никогда не меркнет, даже в самую непроглядную ночь».

— Вот и сказке конец, — улыбнулась бабушка Дарья.

         Она замолчала, глядя вдаль, за околицу. Там, за рекой, над синим простором лугов уже загорались первые звезды. Ребята тоже притихли.

        О чем они думали? Может быть, о счастливом Ивановом червячке, который, наверное, уже выбрался из- под листвы и зажигает в ночном лесу свой яркий голубой огонек. А может, о том, как хорошо уметь в жизни радоваться не только за себя, но и за других.

Вопросы.

• Кто и как помог Весне всех разбудить?

• Кто проснулся и пришел на лесную полянку после зимнего сна?

• Кто пришел за подарками первым?

• Что спросила Весна у бабочек и жуков? Что они ей ответили?

• Какие одежды подарила Весна бабочкам?

• А что выбрали для себя степенные жуки?

• Кто остался без одежки?

• Почему Весна решила подарить голубой фонарик жучку-червячку?

• Почему притихли ребята?

• О чем они думали?

• Если бы вы оказались на месте этих детей, то о чем бы вы подумали?

• Какой вам представляется бабушка Дарья?

• Как вы думаете, в чем главная мысль, мораль этой сказки?

Скоролупова О.А. Ранняя весна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009; стр.34.

Беседа  «Путешествие в мир весны»

Задачи: знать признаки весны; уметь строить в воображении образы, связанные с весенними явлениями, изображать их, используя пантомимическую и речевую выразительность; отвечать на вопросы педагога, опираясь на знания, полученные при изучении темы, грамматически правильно строя предложения; ритмично выполнять движения сообразно тексту стихотворения, ориентироваться в пространстве.

Ход беседы.

В. Дети, сегодня мы отправимся в гости к такому времени года, которое нравится всем. Оно приходит после зимы. Как оно называется? Чем весна отличается от других времен года? Хотите встретиться с весной? Тогда мы отправимся в самое начало весны. Как называется период весны, наступающий сразу после зимы? – (Дети отвечают).

В. Давайте сначала прогоним зиму. Как мы это будем делать? Скажем все вместе:

Уходи скорей, зима!

Ведь весне прийти пора.

Перестань скорее злиться,

Мы устали холодиться.

- Зима ушла, но солнце еще греет слабо, нередко по утрам еще мороз, а днем начинает звенеть веселая капель. Покажите, как звенит капель. Сначала медленно, а потом все быстрее. Вы будете говорить «кап-кап-кап», а ритм я буду задавать рукой. (Дети выполняют упражнение):

«Кап-кап-кап», — капель звенит,  (Ритмично хлопают в ладоши)

Словно с нами говорит.  (Ритмично хлопают ладонями по ногам)

Плачут от тепла сосульки  (Собирают  «слезы» в ладошку)

И на крышах талый снег. (Ритмично гладят себя по голове)

А у всех людей весною

Это вызывает смех.        (Поворачиваются вокруг себя)

В. Потекли веселые ручейки. Они повсюду. Бегут, поют, всех видят. Беритесь за руки, а я встану в самом начале ручейка. Бежим и внимательно смотрим вокруг. Расскажете мне потом, что вы увидели ранней весной.

(Дети изменяют направление, темп движения).

- Я буду читать стихотворение, а вы все представляйте и вместе со мной произносите слова, которые повторяются.

Улыбаются все люди —                                         

Весна, весна, весна!                                         

Она везде, она повсюду                                         

Красна, красна, красна.

По лугу, лесу и полянке                                                                        

Идет, идет, идет.                                 

На солнышке скорей погреться                         

Зовет, зовет, зовет.                                         

И в ручейке лесном, задорно

Звенит, звенит, звенит.

По камушкам в реке широкой

Журчит, журчит, журчит.

Разносит запахи повсюду

Цветов, цветов, цветов.

И все живое сразу слышит

Весенний зов!

В-ль  предлагает детям рассказать, что они увидели в своем воображении, когда бегали вместе с ручейком. Какие признаки ранней весны они отметили.

- Солнце пригревает все сильнее, появились первые проталины. Что-то я забыла, что такое проталины. Объясните мне. (Дети отвечают).

- На проталинах из-под снега стали появляться цветы-первоцветы. Какие вы знаете первоцветы? (Дети отвечают).

- Давайте превратимся в подснежники. Представьте, что мы находимся под землей. Мы — корни растения. Землю пригрело солнышко, появляются нежные росточки подснежника. Ночью холодно, а днем тепло. Подснежники подросли, появились листочки и бутоны цветков. Пока они закрыты. Но вот раскрываются бутоны. Какой смелый подснежник! Самый первый появился после зимы! Покажите, какие вы смелые. Вот подул ветерок, и подснежник закачался на тонкой ножке. Все любуются подснежников. Он вестник весны. (Дети выполняют действия по ходу повествования).

- Не забудьте, дети, что подснежники рвать нельзя, можно только любоваться ими. А кто мне скажет почему? (ответы). Педагог предлагает детям вспомнить, что происходит с растениями весной, чем отличаются растения поздней весной.

- С юга возвращаются птицы. Какие птицы улетали на юг? Вставайте клином. Мы будем птицами, которые возвращаются на родину. Вот летят журавли и курлычут: «Курлы-курлы-курлы», а теперь — дикие гуси: «Га-га-га», а за ними дикие утки: «Кря- кря-кря». А теперь превратимся в лебедей. Они плавно взмахивают крыльями, красиво выгибают шею. Белоснежные, гордые, прекрасные птицы! Какие птицы прилетели еще?

Дети. Грачи, скворцы и.т.д.

В-ль. Превратитесь в какую хотите птичку, полетайте. (Предлагает рассказать, что делают птицы, возвратившись на родину.)

- Ребята, мне кажется, что мы прекрасно попутешествовали по весне. Пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с весной: «Прощай, весна, прощай, красна. Ты в гости приходи сама». Что вам больше всего запомнилось? Нарисуйте это.

(Источник: Алябьева Е.А.,  Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты)

НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ. Весна. (Г. Скребицкий)

Цель: развивать интерес к художественной литературе.

      Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. А прошел еще день, другой — и его уж вовсе не осталось.

      С пригорка по ложбинке побежал веселый ручеек, наполнил до краев большую глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.     Опустели зимние квартиры в старом пне. Выбрались из-под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто куда.

       Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали к луже — и бултых прямо в воду.

       Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ёжик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках — сухая трава, листья. Выбрался ежик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и

принялся языком брюшко вылизывать. Помылся. Почистился ёжик и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки и лягушки,  лучше не попадайтесь: теперь ёжик голодный, сразу поймает и съест.

        Ожил под теплым весенним солнцем и огромный лесной дом — муравейник. С рассвета и дотемна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголочку. Вместо зимних квартир теперь на полянке появились новые — весенние.

        Прилетели к старому пню две маленькие серые птички. Стали всё кругом оглядывать. Потом одна из них слетела вниз на землю. Схватила в клюв сухую травинку и положила в ямочку возле пня. И другая птичка тоже к ней подлетела, и стали они вместе строить гнездо.

(Скоролупова О.А., Ранняя весна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009; стр. 60.)

Конспект занятия-эксперимента «СМЕНА ВРЕМЕН ГОДА»

Задачи:

- Показать детям на наглядной модели причину смены времён года.

- Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

-  Формировать у детей знание о том, что эксперимент—один из способов познания окружающего мира.

- Воспитывать культуру экспериментальной работы.

МАТЕРИАЛЫ д л я ЗАНЯТИЯ:

 настольная лампа, глобус, большой круг, вырезанный из бумаги или обозначенный цветным шнуром на поверхности стола.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

     Воспитатель. Ребята, мы с вами говорили о приметах ранней весны и выяснили, что все изменения в природе весной происходят оттого, что на Землю падает больше солнечных лучей и она получает больше солнечного тепла и света. Хотите увидеть, как это происходит?

     Вот это глобус — уменьшенная во много раз модель нашей планеты. Давайте найдем на нем нашу страну Россию. Быть может, сумеем найти и наш город. Наша Земля расположена в космическом пространстве так, что северный конец ее оси постоянно нацелен на Полярную звезду.

     Представьте, что вот здесь, на потолке, у нас находится Полярная звезда. Глобус должен стоять так, чтобы его стержень— или земная ось — все время был направлен на эту звезду.

      А вот здесь, на столе, стоит лампа. Она будет изображать наше Солнце. Сейчас мы ее включим, пусть наше Солнышко освещает Землю.

      Вы видите, что лампа стоит в центре большого круга. Этот круг изображает орбиту, то есть путь нашей планеты вокруг Солнца. По краю этого круга мы будем двигать глобус справа налево (против часовой стрелки) - именно так движется Земля вокруг Солнца.

     Положение зимнего солнцестояния— 22 декабря. Посмотрите, в этот день большая часть Северного полушария находится в тени или освещена косыми лучами солнца. Как вы думаете, много ли тепла и света получает в это время то место на Земле, где находится наша страна?

      - Если она получает мало света и тепла, как вы думаете, тепло сейчас в нашей стране или холодно?

    - Если холодно, то какие осадки падают с неба?

  -   Длинный сейчас день или короткий? Теперь вы поняли, почему к нам приходит зима?

А самая длинная ночь и самый короткий день бывают 22 декабря.

     Теперь передвинем глобус в другое положение. Проследите, чтобы ось Земли была по-прежнему направлена на Полярную звезду.

Как вы считаете, освещение Земли изменилось?

Посмотрите, граница света и тени делит земной шар пополам. Итак, Земля стала получать больше света и тепла. Длиннее или короче стал день? А температура повысилась или понизилась? Если температура повысилась, что происходит со снегом? Какое время года наступило? Это положение глобуса соответствует дню весеннего равноденствия — 21 марта. Такая же картина наблюдается и в день осеннего равноденствия.

А теперь давайте повторим, почему на Земле происходит смена времен года.

Воспитатель помогает детям сделать выводы о  причинах смены времен года.

Если эксперимент желает повторить кто-нибудь из детей, он проводит его под руководством воспитателя.

(Источник: Скоролупова О.А.,  Ранняя весна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009)

Рассказ  «ВЕСЕННИЕ РАДОСТИ»  (Н. Сладков)

Первые сосульки! Первые лужи! А первый дождик! А первая радуга! Весенние первоцветы: желтые мать-и-мачехи, розовое волчье лыко, голубые перелески. А вестники весны птицы! Грачи прилетели, запели первые жаворонки, скворцы чистят скворечники.  И конечно же, веселые весенние ручейки! Хочешь — смотри, как вода играет, хочешь — слушай, как вода журчит, а хочешь — брось в ручей щепку, и она сразу превратится в корабль. И начнется увлекательное путешествие по неизведанной реке.

«СОЛНЕЧНАЯ КАПЛЯ» ( Э. Шим)

— Дон!.. Динь!.. День!..

С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли. Они вспыхивают под солнцем, переливаются красными, синими, желтыми огоньками. Кажется, что не холодная вода капает, а летят горячие солнечные брызги.

Воробьи искупались в этих брызгах и затрещали, заголосили по-весеннему радостно.

Белый петух напился из солнечной лужицы, тряхнул гребнем, крыльями зачертил, как лесной забияка тетерев.

Я выбежал из дому, и капля упала мне на лицо. Хотел я вытереть глаз и вдруг замер.

На какой-то миг, пока я смотрел сквозь каплю, всё кругом изменилось: засияло, засверкало, затрепетало радужными огнями. И небо, и землю, и снежные поля — весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

Физминутка

Как-то раннею весной

(Дети стоят в кругу.)

На опушке на лесной

Появилась стая птиц:

(Дети бегут на цыпочках, чуть подняв согнутые в локтях руки.)

Не скворцы и не синицы,

А большущие грачи

Цвета черного, как ночь.

Разбежались по опушке,

(Приседают.)

Прыг-скок, крак-крак!

Там жучок, там червячок!

(Бегут в разные стороны, наклоняются вперед, вниз.)

Крак-крак-крак!

Дидактические игры

Дидактическое упражнение «Весенние месяцы»

Задачи: знать названия и последовательность весенних месяцев, характерные признаки весны; уметь внимательно слушать педагога, выделять признаки и обозначать их в речи.

Педагог предлагает детям выложить названия месяцев весны по порядку из букв или картинок по первому звуку. Затем внима¬тельно прослушать зарифмованный текст, выделить признаки каж¬дого месяца, запомнить их и назвать.

Март — начало весны,

Пробужденье природы,

Звон капели

И таянье белых снегов,

Женский праздник прекрасный,

Запах желтой мимозы,

Гомон птиц на деревьях

И ручьёв первых зов.

Лед вскрывает апрель,

Ледоходом грохочет,

Половодьем накроет

Заливные луга.

Первоцветами нежными

Землю украсит,

Унесет за собой

Холод, лед и снега.

Май — с цветеньем садов,

Одуванчиков желтых,

С молодою травою,

Первой майской грозой,

С днем Победы народным,

Первомайским салютом,

С посевною на пашнях

И нежной листвой.

Дидактическое упражнение «Назови действия, которые происходят весной»

Цели: знать признаки весны; уметь заканчивать предложение, называя соответствующее действие.

(Педагог начинает предложение, дети его заканчивают).

Сосульки под солнцем... (тают).

Сугробы от солнечного тепла... (оседают).

На деревьях почки... (набухают, лопаются).

Весной птицы гнезда... (строят, вьют).

Весной медведь от спячки... (пробуждается).

Весной птицы птенцов... (выводят, выкармливают).

Весной лед на реке... (тает, трещит, ломается).

На проталинах первые цветы... (расцветают).

Весной насекомые после зимы... (оживают).

Весной на полях люди рожь... (сеют).

Из-под земли первая травка... (пробивается).

Дидактическая игра «Возвратим Весне память»

Цели: знать признаки весны как времени года; уметь называть и описывать признак весны; связывать явления живой и неживой природы; объяснять взаимозависимость в изменении погоды и одежды людей, их труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарное планирование по теме«Весна шагает по планете»старшая группа

Старшая  группа тема: «Весна шагает по планете»Программное содержание: 1.             Обобщение знаний детей о весне как времени года, ...

Календарное планирование по теме: «Весна шагает по планете» по ФГОС в подготовительной группе

Подготовительная   группа тема: «Весна шагает по планете» Программное содержание: 1.Продолжать обобщать и систематизировать представления детей  о времени года «Весна...

Календарное планирование по теме "Весна"

Тема недели: «Травка зеленеет, солнышко блестит»Задачи: Расширять представления о весне; развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные н...

Календарное планирование на неделю (весна)

Примерное календарное планирование на неделю -весна...

Календарное планирование тематической недели «Весна» в 1 младшей группе.

Тема недели: «Весна» Цель: Развитие познавательной активности детей, обогащение их представления о весенних явлениях природы.Задачи:Образовательные: формировать у детей представл...

Календарное планирование тематической недели "Весна" в 1 младшей группе.

Тема недели: "Весна" Цель: Развитие познавательной активности детей, обогащение их представлений о весенних явлениях природы.Задачи: Образовательные: формировать у детей представле...

Календарное планирование на тему "Транспорт на улицах города"

Календарное планирование на тему "Транспорт". Февраль....