РОЛЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН И ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья ( группа) на тему
Статья о роли фольклора в патриотическом воспитании дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2012-2013.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль русских народных песен и фольклорных праздников в патриотическом воспитании дошкольников.
Воспитание любви к своей Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Уважение к историческому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знание достижений в области науки и искусства является основой для развития чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Дошкольный период в жизни ребёнка, является началом формирования у него представлений о доме, родителях, городе или селе, где родился ребёнок, обо всем, что его окружает и что именуется малой Родиной.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В дошкольном детстве воспитание любви к своей Родине связано с эстетическим, в частности, с музыкальным воспитанием.
Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к народному музыкальному творчеству. Последовательное ознакомление детей с произведениями народного музыкального творчества лучше помогает понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу.
Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно. Народное музыкальное творчество - фольклор, является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
Овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку. Творческая природа народного музыкального творчества велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные песни («Баю, баюшки, баю»), пестушки и потешки («Ладушки») — это своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев слова и поэтические образы.
«Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав народного музыкального творчества. Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики» - отмечает Мельников М.Н. [60,c.1].
Интересно отметить, что целый пласт песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры — это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы просто сеяли»).
Педагог Покровский Е. А. рассматривал детские игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания. Кроме того, считалки, скороговорки, дразнилки — это песни и стихи, иногда не имеющие смысла, но благодаря рифме используемые в детских играх [67,c.39].
В детском фольклоре есть, наконец, жанры, имеющие полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые песни.
Яркая образность музыкального языка народных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.
Знакомство детей с народным музыкальным творчеством, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.
Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык народных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху — превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.
Народное творчество является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они — участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе дошкольника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности [44,c.13].
Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства.
Если раньше чувство коллективизма воспитывалось в пионерских и комсомольских организациях, то теперь его, возможно, формировать только в групповых методах деятельности. В этом плане народное творчество неоценимо.
Народное музыкальное творчество как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух диалектических взаимосвязанных начал - индивидуального и коллективного. Коллективность в этом творчестве выступает
как форма проявления традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией [44,c.15].
Для педагогики это имеет принципиальное значение с точки зрения воспитания чувства коллективизма через вживание в традиции своего народа, путем приобщения к коллективным формам песнетворческих занятий. Коллективность в фольклоре как эстетическая категория реализуется в полном слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности».
В обучении народному музыкальному творчеству принцип диалектического единства индивидуального и коллективного является основополагающим. Поэтому развитие индивидуальных черт личности и ее (личности) способностей должно быть сопряжено с коллективными формами исполнения: пение в хороводе, пение с танцем, с постановкой и так далее.
Народное искусство, запечатленное в нотах, книгах, видеокассетах, оказывает, безусловно, эстетическое воздействие на восприятие личности. Однако это несравнимо с тем чувством наслаждения, которое, естественно, возникает у ребенка (да и взрослого) в момент участия в творческо-исполнительском акте. Народное музыкальное творчество уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей, помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. Поэтому обучение народному музыкальному творчеству должно носить живой, неформальный характер.
В народном музыкальном творчестве традиционны не только стиль и форма, но и содержание, система образов, сам принцип отражения окружающей жизни. До сих пор некоторые народные традиции живут и развиваются, особенно в ряде регионов в сельской местности, хотя и не столь широко, как в прошлые века; иные традиции претерпели качественные изменения в силу изменения социальных условий жизни русского народа.
Народное музыкальное искусство - это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями. Необходимо тонкое проникновение в саму сущность народного музыкального материала, в глубинные слои народного художественного мышления [44,c.15].
Устойчивость традиций вовсе не отметает вариативность и импровизационность его исполнителей. Обучение музыкальному народному творчеству при соблюдении устойчивости традиций (например, в обрядах «Святки» или «Масленица») предполагает многовариативность, импровизационность при исполнении.
Мудрость народа заложена в русском народном земледельческом календаре и сегодня заинтересованное и внимательное ознакомление с Народным земледельческим календарем станет доверительным диалогом нынешнего, вступающего в жизнь молодого поколения с их далекими и близкими предками, станет той духовной осью, которая соединяет время минувшее и будущее, обеспечит органичное вхождение малыша в мир природы и культуры родного края.
На основе русского народного земледельческого календаря составляется детский народный календарь, в котором обозначаются календарные праздники и праздничные дни, тематические недели.
Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов, игр. Праздники позволяют в увлекательном, захватывающем действии овладеть большим репертуаром народных песен, закличек, считалок.
«Народность» праздника, т.е. участие всего народа – от мала до велика, позволяет естественным путем освоить духовный опыт своего народа: дети старшего возраста, взрослые передают усвоенное малышам, заботятся о них переходя постепенно от зрелища к активным действиям, малыши осваивают все более сложный материал, подражая старшим, обретают навыки общения.
К проживанию календарного праздника детей готовили в течение определенного времени: разучивали песни, заклички, играли хороводы, знакомили с обрядами, их значением в жизни человека, предметами быта и т.д.
Важным условием постижения народной культуры является связь с современностью, с сегодняшней жизнью ребенка.
Календарные праздники – это не только своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению народного музыкального творчества, мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, но и возможность проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство любви к своей Родине, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - воспитание любви к Родине, уважительного и терпимого отношения к людям - одна из важнейших задач воспитания. Вся сложность ситуации заключается в в...
Педагогический проект на тему: "Русский народный фольклор - одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Реализованный педагогический проект в старшей группе ДОУ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НАРОДНЫЕ ИГРЫ ТАМБОВСКОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ»
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному,в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о ...
Проект Русские народные подвижные игры как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников
Проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшей группы...
Рабочая программа «Народная педагогика как одно из средств патриотического воспитания дошкольников»
Для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста...
«Роль развивающей предметно-пространственной среды для нравственного и патриотического воспитания дошкольников»
Реализовать работу по нравственному и патриотическому воспитанию помогает развивающая предметно-пространственная среда в группах, создаваемая педагогами детского сада....
Фольклорные игры в патриотическом воспитании дошкольников.
Доклад для работы районного методического обьединения музыкальных руководителей ДОУ....