Фольклорные игры в патриотическом воспитании дошкольников.
консультация по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Доклад для работы районного методического обьединения музыкальных руководителей ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_doklad.docx | 39.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
С. Михалков
Патрио́т. Через французский язык, где это слово получило особое хождение и вес в дни революции 1789—1793 годов; пришло оно из поздней латыни. Там «patriota» имело значение: «тот, кто любит родину, отечество» («patria» — от «pater», «отец»). Вот почему нельзя говорить «патриот своей родины»: получается «масло масленое».
Уважаемые коллеги! Я считаю, что русская народная игра - одно из средств воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. И вот почему!
Современный мир сложен и многообразен. Сегодняшние дошкольники совсем не похожи на детей, которые ходили в детские сады 20-30 лет назад. Может быть поэтому в мире информатики, робототехники, гаджетов не нашлось места такому традиционному средству педагогики, как народные игры. И напрасно!
В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место, посвящены они языческим праздникам. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Суть патриотического воспитания детей состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому и семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
В дошкольном возрасте начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, т.к. воспитание ребёнка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны, и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Это необходимо использовать в воспитании патриотических чувств.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки - открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в доброе будущее. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. В слове – душа народа.
Потешки – особый фольклорный жанр, который приносит настроение веселья, праздничности, ярмарочности и балагурства, отражает духовно – нравственную сторону жизни народа. Потешки – элементарная ролевая игра, в которую охотно включается ребенок.
Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся и к народной игре. В ней ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Передовые представители культуры: К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Г.А.Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Особенность игры как воспитательного средства в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый фольклор. Многие считалки и зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствует ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Это позволяет использовать их при организации различных видов двигательной деятельности детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показываем иллюстрации, предметы быта и искусства. Использование в работе с детьми таких игр способствует формированию у них чувства любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
Народная игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка: подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирует умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям, заботливого отношения к малышам, пожилым людям, умения помогать им.
В игре происходит и развитие волевых качеств, таких как:
- умение ограничивать свои желания;
- преодолевать препятствия;
- подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения;
- в своих поступках следовать положительному примеру.
Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов – это тоже критерии нравственного воспитания.
Поэтому можно отметить, что одним из важных средств патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа через народные игры.
Именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания. Это и сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, пальчиковые, хороводные, подвижные. Ведь народная игра — это наше детство, забавы старшего поколения — наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности. Ведь именно игра — деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Игра является способом познания окружающего мира. Через нее дети знакомятся с животными, птицами, их движениями, звуками, местом обитания.
Например, в таких играх как «Кошки-мышки», «Сова», «Горячая картошка», отображается быт народа. При объяснении правил игры я рассказывала детям о том, что русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубины веков, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Используя в своей практике дошкольного воспитания народные игры, я закрепляю знания детей о народных традициях. Ведь народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Подвижные народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Подвижная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости. Знакомство детей с народной подвижной игрой начинается уже с младшего дошкольного возраста. Важно заострить внимание детей к народной игре, привить желание играть. Для этого я использовала простые игры типа: «Догоните меня», «Лиса и зайцы», «У медведя во бору», «Мишка по лесу гулял», «Прятки», «Жмурки». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. В ходе народных подвижных игр я привлекаю внимание ребят к её содержанию, слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делаю краткие указания, поддерживаю и регулирую эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучаю их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации. В конце игры обращаю внимание на тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Во время игры произносятся рифмовки вместе с детьми, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру. Я предлагаю детям способы выбора водящего, с понятиями: зазывалки, считалки, жеребьевки, угады.
Через народные игры, речевки, упражнения, считалки я формирую у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Подвижные народные игры можно использовать и на физминутках и на прогулках, и на вечерах досуга и т. д.
Уважаемые коллеги! Завершить свое выступление хочется известным изречением: если вы хотите узнать душу народа, - приглядитесь, как и чем играют дети. К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни. Поэтому наша задача, как педагогов, сделать этот вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции.
Народные считалки
Считалками пользовались дети как в далёкие времена, так и сейчас. Самое главное её назначение: она является любимым помощником в распределении ролей в прятках, в пятнашках, в «волках и овцах» и в других играх. Иногда играющие, которые хотят начать игру первыми, кричат: «Чур, я –первый!». Но многие из детей хотят быть первыми или наоборот.
Что так нравится детям в считалках? Их предназначение сохранилось, ведь на кого падёт выбор, тому и повезёт. Любая считалка учит детей следовать правилам игры, ведь водящий выбирает по воле случая. Детские считалки вырабатывают в характере такие качества, как чувство товарищества и честность.
Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку. Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим.
Считалка не повторяется.
Раз, два, три, четыре, пять, | Раз, и два, и три, и десять, |
Лиса по лесу ходила. Лиса голосом вопила, Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела - Мужу двое, себе трое И детишкам по лаптишкам! Кто лаптишки найдет, Тот водить пойдет. | Цынцы-брынцы, балалайка, Цынцы-брынцы, поиграй-ка, Цынцы-брынцы, не хочу, Цынцы-брынцы, спать хочу. Цынцы-брынцы, куда едешь? Цынцы-брынцы, в городок, Цынцы-брынцы, чего купишь? Цынцы-брынцы, балычок |
За морями, за горами, За высокими лесами На полянке теремок, На дверях висит замок. Ты за ключиком сходи И замочек отопри. | Раз, два - в лесу трава, Три, четыре - круг пошире, Пять, шесть - сушки есть, Семь, восемь - в гости просим, Девять, десять - земляника… Ну-ка, Даша, поводи-ка! |
Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять. Выплывает новый месяц. Кто до месяца достанет, тот и прятаться не станет. | Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц! Кто до месяца дойдет, Тот и прятаться пойдет! |
Аты-баты — шли солдаты Аты-баты — на базар, Аты-баты — что купили? Аты-баты — самовар, Аты-баты — сколько стоит? Аты-баты — три рубля. Аты-баты — кто выходит? Аты-баты — это я. | Дора, Дора, помидора, Мы в саду поймали вора. Стали думать и гадать, Как же вора наказать. Мы связали руки, ноги И пустили по дороге. Вор шел, шел, шел И корзиночку нашел. В этой маленькой корзинке Есть рисунки и картинки. Раз, два, три, кому хочешь, - дари! |
Сива, ива, Дуба, клен, Шуга-юга, Вышел вон! | Мы собрались поиграть, Ну, кому же начинать? Раз, два, три, Начинаешь ты |
Раз, два, три, четыре, пять, Негде зайчику скакать, Всюду ходит волк, волк, Он зубами- щелк, щелк! А мы спрячемся в кусты, Прячься, заинька, и ты. Ты, волчище, погоди, Как попрячемся-иди! | Конь ретивый, Долгогривый Скачет полем, Скачет нивой. Кто коня Того поймает, С нами в салочки Играет |
Раз, два, голова; Три, четыре, прицепили; Пять, шесть, сено везть; Семь, восемь, сено косим; Девять, десять, деньги весить; | Катилось яблоко Мимо сада, Мимо сада, Мимо града. Кто поднимет, Тот и выйдет. |
Трынцы, брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы, Диги, диги, диги, дон, Выходи скорее вон! | Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу, Да работы не нашел, Сам заплакал и пошел |
Эники-беники ели вареники Эники-беники - клёц! Вышел российский матрос. | Плыл по морю чемодан, В чемодане был диван, На диване ехал слон . Кто не верит - выйди вон! |
Сидел король на лавочке, Считал свои булавочки: Раз - два - три, Королевой будешь ты! | Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела. |
Шишел — вышел, вон пошел, На боярский двор зашел, Там бояре шапки шьют, За окошко их кладут. | Ходит свинка по борý, Рвет траву-мураву. Она рвет и берет И в корзиночки кладет. Этот выйдет, вон пойдет! |
Раз, два, три - Огонь пли! | Тани, Вани, что за вами, - Вы стоите все столбами? Там за вами лавка есть, На нее надо присесть: Поскорее все беги, А ты, мальчик, поводи! |
Конь ретивый С длинной гривой Скачет, Скачет По полям Тут и там! Тут и там! Где проскачет он – Выходи из круга вон! | Под горою у реки Живут гномы-старики. У них колокол висит, Позолоченный звонит: Диги-диги-диги-дон, Выходи скорее вон! |
Бубенчики, бубенчики, Летели голубенчики По утренней росе, По зеленой полосе. Сели на сарай.Беги, догоняй! | |
Ахи, ахи, ахи, ох, Маша сеяла горох. Уродился он густой, Мы помчимся, ты постой! | Эй, Ванюша, посмотри – Мы пускаем пузыри: Красный, синий, голубой, Выбирай себе любой! |
Летела кукушка мимо сада, Поклевала всю рассаду. И кричала: «Ку-ку-мак, Раскрывай один кулак!» | Шла кукушка мимо леса – За каким-то интересом, Инти, инти, интерес, Выходи на букву «с». |
Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепила за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит — это он, Выходи из круга вон! | Курочка-потатурочка, Кукушка-рябушка Сели, горели, За море летели. За морем горка, На горе дубровка, В дубровке царица, Красная девица, Медок, сахарок, - Поди вон, королёк! |
Таря-Маря в лес ходила, Шишки ела —нам велела. А мы шишки не едим, Таре-Маре отдадим! | В поле сеяли бобы, В саду выросли грибы. Раз, два, три, четыре, пять - Мы пришли сюда играть. В саду деревья и кусты, А найти нас сможешь ты? |
-Заяц белый, Куда бегал? -В лес дубовый. -Что там делал? -Лыки драл. -Куда клал? -Под колоду. -Кто украл? -Родион. Выйди вон. | Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, десять, десять, Выплыл ясный (круглый) месяц, А за месяцем луна, Мальчик девочке слуга. Ты, слуга, подай карету, А я сяду да поеду. Ты, слуга, подай метлу, А я в карете подмету. |
Ой ты, зоренька-заря, Заря вечерняя, А кто зореньку найдет, Тот и вон пойдет. | Ой ты, зоренька-заря, Заря утренняя, Кто до зореньки дойдет, Первый в хоровод войдет. |
Раз, два, три, Четыре, пять, Будем в прятки Мы играть. Небо, звезды, Луг, цветы – Ты пойди-ка Поводи! | Обруч, круж, Обруч, круж. Кто играет Будет уж. Кто не хочет Быть ужом, Выходи Из круга вон! |
Начинается считалка: На березу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. | Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы, Диги, диги, диги, дон, Выходи скорее вон! |
Шалуны-балуны, Выбегайте во дворы. Становитесь-ка играть, Воеводу выбирать. Воевода – из народа, Выходи из хоровода. А ты, добрый молодец, Становись в самый конец! | Ягодка – Малинка, Медок – Сахарок. Вышел Иванушка – Сам Королек. |
Катилась торба С высокого горба. В этой торбе Хлеб, соль, пшеница. С кем поделиться? | За стеклянными горами Стоит Ваня с пирогами. Здравствуй, Ванечка-дружок, Сколько стоит пирожок? Пирожок-то стоит три, А водить-то будешь ты! |
Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала. Оказалась впереди. Кто не верит – выходи. | Эй! Иван, Полезай в стакан, Отрежь лимон И выйди вон! |
Чтобы дом построить новый, Запасают тёс дубовый, Кирпичи, железо, Краску, гвозди, Паклю И замазку. А потом, потом, потом Начинают строить дом. | Шла бабка с заморья, Несла кузовок. В том кузовочке Лежали грибочки, Кому – гриб, Кому – два, А тебе, дитятко, Весь кузовок. |
Серый зайка вырвал травку. Положил ее на лавку. Кто травку возьмет, Тот и вон пойдет. | Шел баран по крутым горам, Вырвал травку, положил на лавку. Кто ее возьмет, Тот и водить пойдет |
Первинчики, Другинчики, Летали голубинчики По утренней росе, По зеленой полосе. Здесь яблоки, орешки, Медок, сахарок, Поди вон в уголок! | На златом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной - Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай Добрых людей! |
Конь ретивый С длинной гривой Скачет по полям Тут и там. Где проскачет он, Выходи вон. | Ехала телега, Сломалось колесо. Сколько гвоздей На починку пошло? (….) (ответ) При ответе считают. Выходит тот, на кого пришлось названное число. |
Катилось яблочко по огороду И упало прямо в воду, - бульк! | Тара — бара домой пора Коров доить, тебе водить. |
Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он, Кто не верит - выйди вон! | Эни, бэни, рики, таки, Буль, буль, буль, кораки, шмаки. Эус, бэус, краснадэус - батц! |
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле, Гляди в поле – Едут там трубачи Да едят калачи. Погляди на небо – Звезды горят, Журавли кричат. Раз, два, не воронь, Беги, как огонь! | Ежик, ежик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Встал в кружок и ну считать – Нам водилку выбирать! |
Тара-тара-тарара, Вышли в поле трактора, Стали пашню боронить, Нам бежать, тебе водить! | |
Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит, Если веришь, стой и жди, А не веришь - выходи! | Мы собрались поиграть, Ну, кому же начинать? Раз, два, три, Начинаешь ты. |
Зайчишка - трусишка По полю бежал, В огород забежал, Морковку нашел, Капустку нашел, Сидит, грызет, Иди прочь - хозяин идет! | За морями, за горами, За железными столбами, На пригорке теремок, На дверях висит замок, Ты за ключиком иди И замочек отопри. |
Кады, бады, налей воды. Корове пить, тебе водить. | Раз, два, три - Полетели комары! |
Раз, два, три, четыре, пять, Мы выходим поиграть. Надо воду выбирать, Будем мы тогда считать. Топ, топ, топоты, Водой точно будешь ты. | Я играю с вами в прятки, Я считаю до пяти. На кого я попадаю, Выходи, давай води. |
Раз, два, три. На полянку выходи, Хороводы заводи, Кто остался, Тот води. | Говорят на заре, Собирались на горе Голубь, гусь и галка Вот и вся считалка. |
В синем море-океане Золотой корабль плывет. А на острове Буяне Темный лес растет. Станем думать да гадать, Как нам сосны сосчитать. Ты не думай, не гадай, Только нас ты догоняй. | Раз, два, три, четыре, пять, Негде зайчику скакать, Всюду ходит волк, волк, Он зубами- щелк, щелк! А мы спрячемся в кусты, Прячься, заинька, и ты. Ты, волчище, погоди, Как попрячемся-иди! |
Шли бараны по дороге Промочили в луже ноги Стали ноги вытирать: Кто платочком, Кто тряпицей, Кто дырявой рукавицей! | Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети. Все кричали:"Кукумак!" Убирай один кулак! (В начале все выставляют оба кулака) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по патриотическому воспитанию дошкольников
Сборник дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников, помогающий формировать представление о государственной символике, окружающем мире, малой родине....
РОЛЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН И ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья о роли фольклора в патриотическом воспитании дошкольников....
Народная подвижная игра в патриотическом воспитании дошкольников
Воспитание у подрастающего поколения нравственно – моральных качеств и, прежде всего, чувства любви к Родине всегда было и остается актуальным. Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в т...
Интерактивная игра по патриотическому воспитанию дошкольников
Игра для закрепления знания государственной смиволики России и Республики Коми...
Презентация на тему: "Квест игра по патриотическому воспитанию дошкольников"
Презентация на тему: "Квест игра по патриотическому воспитанию дошкольников"...
Деловая игра «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»
Цель: расширить уровень знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работ...