«Роль развивающей предметно-пространственной среды для нравственного и патриотического воспитания дошкольников»
консультация (подготовительная группа)
Реализовать работу по нравственному и патриотическому воспитанию помогает развивающая предметно-пространственная среда в группах, создаваемая педагогами детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ № 123 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Подготовила Воспитатель Шипулина Н.В.
Консультация для воспитателей
«Роль развивающей
предметно-пространственной среды
для нравственного и патриотического воспитания дошкольников»
В наше время большое внимание уделено нравственно - патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с раннего детства. Без знаний своих корней, традиции своего народа нельзя воспитывать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относится к другим народам.
Реализовать работу по нравственному и патриотическому воспитанию помогает развивающая предметно-пространственная среда в группах, создаваемая педагогами детского сада.
Нравственное воспитание это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской федерации.
Патриотическое воспитание это длительный процесс, в котором детский сад является важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме.
Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Содержание развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек (гендерный принцип), а так же возрастным особенностям детей, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития» детей. Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В группах младшего и среднего возраста – центры нравственного воспитания, старшего и подготовительного к школе возраста созданы центры нравственно-патриотического воспитания. В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных центров. Так же при создании предметно-игровой среды следует соблюдать санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей.
Дидактические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей: план города, на котором дети без труда узнают свой детский сад; различные виды театра по русским народным сказкам; макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны.
Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурные центры кроме привычного спортивного оборудования содержат атрибуты для подвижных народных игр.
Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе организованы музыкально-театральные центры, в которых подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные. Беседы о работах народных мастеров помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.
Необходимо накапливать методический материал по патриотическому воспитанию дошкольников: перспективные планы, картотеки, циклы бесед и занятий, материал по работе с семьёй. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Направления, которые должны реализовываться систематически и планомерно во всех возрастных группах: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
Еженедельно необходимо организовывать прогулки и экскурсии по ближайшим к детскому саду улицам, которые сопровождаются рассказами родителей о происхождении названий улиц, о труде взрослых. Для того чтобы экскурсии стали безопасными в группе должен располагаться центр безопасности, где воспитатели совместно с детьми изучают правила дорожного движения, макет микрорайона, где находится сад. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с определенной тематикой, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях. Это способствует приобщению родителей и детей воспитанию у детей нравственных качеств.
Таким образом предметно - развивающая среда является неотъемлемой частью в воспитании нравственно-патриотических качеств воспитанников детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: "Роль развивающей предметно-пространственной среды в духовно-нравственном воспитании"
Презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию...
Консультация "Роль развивающей предметно-пространственной среды в сенсорном развитии дошкольников с нарушением зрения"
Консультация для воспитателей работающих с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья...
Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии инициативы и самостоятельности дошкольников.
В статье рассмотрены понятия «инициативность», «самостоятельность», «среда». Раскрыта роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии самостоятельности и инициативы ребенка в условиях. Ра...
Роль развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
Одним из важнейших факторов художественно-эстетического развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения является предметно-пространственная развивающая среда. Она имеет важное знач...
Доклад из опыта работы на городском совещании педагогических работников "Роль развивающей предметно - пространственной среды в образовании дошкольника"
Особое внимание в дошкольном образовании уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, актив...
«Роль развивающей предметно – пространственной среды для развития нравственно – патриотического воспитания»
В наше время большое внимание уделено нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с детства.Нельзя воспитать полноценног...