Формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире через использование метода моделирования.
материал (старшая группа) на тему
При правильном руководстве к старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, обобщать их и на этой основе строить познание окружающего мира, что очень важно для подготовки детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predstavleniy_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_o.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о о животном мире через использование метода моделирования.
Проблемой экологического воспитания старших дошкольников средствами моделирования занимались многие педагоги – Кондратьева Н.Н. , Маневцова Л.М., Белоусова Р.Ю.
При правильном руководстве к старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, обобщать их и на этой основе строить познание окружающего мира, что очень важно для подготовки детей к школе.
Одним из основных методов в нашей работе мы выбрали моделирование, помогающее объяснить и составить целостное представление о предмете, явлении. Моделирование как деятельность и действия с моделями в психическом отношении развивает ребенка, формирует у него познавательное отношение к окружающему.
В процессе использования моделирования происходит развитие следующих психических феноменов:
- Происходит переход от наглядно – образного мышления к схематическому мышлению (Н.Н. Подъяков, Л.А. Венгер)
- Развивается знаково-символическая опосредованная психическая сфера (А.В.Запорожец и ученики).
- Развиваются мыслительные процессы. (Н.Н.Подъяков, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Н.Н. Кондратьева, Николаева, Л.С.Выготский и др.)
- Развивается внутренний план самоконтроля, благодаря наличию в начале наглядно представленных опор для контроля своей деятельности. (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец и др.)
Таким образом, складывается новый уровень психической сферы, характерной для младшего школьника. Именно данные процессы согласно исследованиям Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.А.Венгера и др. являются необходимым условием успешного обучения ребенка в школе.
Ведущая идея: использование моделирования улучшит формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире.
Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста с животным миром относится к областям «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
В соответствии с ФЗ-273 и ФГОС дошкольного образования обследование развития воспитанников может проходить только при письменном разрешении родителей, и мы это разрешение в прошлом учебном году получили.
Проведенные нами наблюдения сформированности представлений о животном мире показала некоторую озабоченность: были выявлены проблемы в понимании детей взаимосвязей и взаимозависимости, лежащих в основе родовых и видовых классификаций животного мира, в понимании места и роли, животных в мире природы. В области ценностных отношений наблюдалось наличие у детей неправильного отношения к миру животных.
Параллельно проводилось обследование познавательного развития детей педагогом – психологом. Использовались методики «Назови слова», «представления об окружающем мире», «Лабиринт», «Обведи контур», «Воспроизведи рисунок», «Что лишнее», «Раздели на группы».
Вывод: были выявлены существенные проблемы в понимании детей взаимосвязей и взаимозависимости, лежащих в основе родовых и видовых классификаций животного мира, в понимании места и роли, животных в мире природы. В области ценностных отношений наблюдается наличие у детей неправильного отношения к животным: потребительское, агрессивное, безразличное. Поэтому мы пришли к выводу, что моделирование поможет сгруппировать, выделить особенности животного мира, развить познавательные навыки у детей.
На основании выделенных проблем, мы ставим следующие цели и задачи работы. Цель: формировать представления старших дошкольников о животном мире через использование метода моделирования.
Задачи:
- формировать обобщенные представления об общих и существенных признаках животных на примере представителей родного края;
- развить представления о взаимосвязи и взаимодействиях лежащих в основе родовых и видовых классификаций природного мира;
- развивать знаково-символическую функцию сознания посредством метода моделирования;
- формировать системы правил поведения в местах обитания диких животных (лес, водоем), развитие природоохранной деятельности.
Работа будет строиться по следующим этапам в соответствии с этапами введения моделей.
- Знакомство детей с объектами природы и животного мира, выделение особенностей
- Составление моделей и работа с ними: (перевод характерных особенностей объектов и явлений на знаково-символический язык)
- Введение моделей и знаков в повседневную жизнь и другие виды деятельности: (игра, развитие речи и т.д.)
Сначала была поставлена задача: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды.
При её создании мы опирались:
- на особенности развития детей 7- ого года жизни;
- ООП и ФГОС ДО;
- принципы создания РППО среды.
Развивающая предметно пространственная образовательная среда в подготовительной группе по экологическому воспитанию представлена большим разнообразием дидактических игр, альбомами, моделями, много книг о животных. В группе также есть живой уголок, зона экспериментирования, мини огород
Развивающую предметно пространственную образовательную среду уголка природы группы можно представить в виде схемы:
Материалы и оборудование уголка природы в группе, условно мы разделили на: книги, дидактические игры, демонстрационные пособия, модели объектов природы, экспериментальное оборудование. Предметно – развивающая среда мобильна, динамична, многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для интеллектуального развития ребенка, развития мыслительной активности, познавательного интереса, все это помогает формировать критерии готовности к школьному обучению.
В содержание всех занятий по природному миру мы постепенно вводили модели в соответствии с этапами обучения детей моделированию.
Вначале на первом этапе своей работы с детьми мы организовали коллективные экскурсии (поляну, в частный сектор), где дети знакомились с многообразием животных. Рассматривали иллюстрации, картины, показывали мультимедийные презентации, читали книги. В природе проводились наблюдения за птицами, насекомыми, их приспособление к среде обитания, передвижение, питание.
На занятиях дети работают с демонстрационным материалом, раздаточным материалом, выделяя конкретные признаки животных, в процессе работы детям задавались вопросы причинно – следственного характера: (Зачем? Почему? Что было бы ,если… и др.). Так же на занятиях мы использовали дидактические игры: «Третий лишний», «Кто, где живет», «Зоологическое лото», «Угадай какой наш дом», «Докажи, что это животное», «Чем похожи, в чем отличие», «Лабиринт» и т.д. Данная работа позволяет познакомить детей с животными, их местом обитания, питания, способом передвижения, приспособления к среде.
На втором этапе, по мере знакомства с моделями животных в занятия, вводились знаки, отражающие признаки животных.
В нашей работе были использованы следующие модели животных: звери, птицы, насекомые, рыбы, где в определенной последовательности описываются, а затем с помощью знака отражается: внешний вид, приспособление к среде обитания, питание, размножение, потребности животных, защита. С помощью этих моделей, дети учились: - правильно называть части тела животных, для чего они нужны (функции и назначение). Также моделирование позволяет детям в определенной последовательности составлять описательные, а затем и сравнительные рассказы о животных.
Дети учатся классифицировать животных (звери, птицы, насекомые, рыбы) по определенным признакам – строение тела, покров, способ передвижения, место обитания.
При организации занятий стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также выполнять дифференцированные задания, работа в парах. С агрессивно настроенными к животному миру детьми, мы работаем индивидуально. С этими детьми мы проводим беседы, подбираем игры так, чтобы ребенок не только принимал участие, но и сопереживал и осознавал всю значимость природы.
Проводимые занятия формируют у детей представления о животном мире, гуманное отношение к животным, желание научиться чему – либо и быть полезным.
На третьем этапе данные модели вошли в разные виды деятельности и в повседневную жизнь детей.
В повседневной жизни мы также используем метод моделирования и другие методы, и приемы по ознакомлению с животным миром, опираясь на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений, навыков, полученных на занятиях.
Совместно с детьми изготовили альбом, где ребята рассказывали от лица какого – либо животного о своих проблемах. Также в содержании занятий вводились такие игры, как: «Хорошо – плохо», «Что было бы, если…», которые помогают развить творчество, мышление, выказывать свое отношение к животным с разных точек зрения. Дети спорят, рассуждают, высказывают свое мнение. Эти игры учат детей лучше понимать животных и природу, в общем, приучают к тому, что мы все несем ответственность за все живое, и в наших силах сохранить все то, что нас окружает. В конце занятия мы проводили итог деятельности групп и отдельных детей, привлекая детей к взаимооценке и самооценке. (Как ты думаешь? Что тебе больше понравилось? Какие трудности тебе встретились?).
На прогулке дети наблюдают за насекомыми, птицами, а затем фиксируют все это в дневнике наблюдений. В живом уголке, ухаживая за растениями совместно с детьми, составляем паспорт ухода.
Дети с большим интересом используют модели и в других видах деятельности: развитие речи, сюжетно – ролевые игры, изодеятельность, конструирование. Дети изготовляли модели животных, а потом обыгрывали ситуации, придумывали целые истории, ставили спектакли.
В группе создана целая библиотека книг о природе, о животных, где дети не только рассматривают иллюстрации, но и прочитывают небольшие рассказы, затем они делятся впечатлением друг с другом о прочитанном.
Организуя различную деятельность детей с использованием метода моделирования, мы имеем возможность обогатить их практический опыт, углубить знания, привить гуманное отношение ко всему живому.
В экологическом развитии также формируются предпосылки к учебной деятельности: умение детей осознанно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение внимательно слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительному воспринимаемому образу и наиболее эффективным методом с нашей точки зрения развития предпосылок является моделирование, которое позволяет последовательно, самостоятельно применять его в свободной деятельности: составлять рассказы, играть, рисовать, лепить, конструировать, выделяя характерные особенности животных. Полученные знания, умения и навыки помогут детям при обучении в начальной школе.
Родители являются участниками в образовательном процессе. Поэтому очень важно установление сотрудничества. Для эффективности взаимодействия с родителями мы выбрали такие формы работы: консультации, беседы, анкетирование, рекомендации. После каждого занятия на родительскую доску в группе выносились материалы по ознакомлению с миром природы: дидактические игры, наблюдения, рассказы детей о животных.
Вносились рекомендации для родителей, чтобы они в процессе бесед и игр закрепляли знания, полученные на занятиях. Проводились консультации по вопросам, которые интересовали родителей. В основном как использовать метод моделирования в ознакомлении с природным миром.
На родительском собрании мы провели консультации – семинары по обучению методам и приемам ознакомления детей с животным миром и использованием моделей.
Были внесены модели животных Нижегородской области. Рассказали, что модели используются при описании не только животных, но и других объектов природного мира.
Интерес родителей к процессу экологического воспитания детей значительно увеличился.
Можно сделать вывод о том, что проведенная система работы благоприятно сказалась на развитии детей.
- Использование моделей позволило стать переходным этапом от оперирования ребёнком наглядно-образного мышления к словесно-логическому, что существенно повысило возможности детей в плане восприятия и собственного произнесения речи,
- они лучше стали понимать и принимать устные задачи.
- Формирование системных знаний о животном мире позволило закрепить, обобщить данные умения необходимые для подготовки детей к школе.
- У детей сформировались представления о роли животных в мире природы.
- Повысились практические навыки по уходу за животными.
Перспективы работы следующие
- Продолжать работу по развитию экологического сознания детей.
- Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по экологическому воспитанию.
Литература.
- Белоусова Р.Ю. Пономарёва. Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического воспитания старшего дошкольника. Н.Н. 2006 г.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С.П.б 2001 г.
- Венгер Л.А. «Развитие способности к наглядному пространственному моделированию» Д.в. 3, 82 г.
- Готовность детей к школе: развивающие программы. Под редакцией Дубровиной И.В. Д в Екатеринбург 1998 г.
- Кондратьева Н.Н. Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста. Л. 1987 г.
- Маневцова Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности как средства формирования познавательной активности Д.в. 4, 73 г..
- Маневцова Л.М. Формирование системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных у детей старшего дошкольного возраста. Ленинград. 1985 г.
- Николаева С.Н. Использование моделей. Д.в. 4, 82 г.
- Подъяков Н. И. Мышление дошкольника М. 1977.
- Посылкина Р.Ю. Николаева Л.И. Использования метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Н.Н.2002 г.
- Посылкина Р.Ю. Сказка в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. М. 2000 г.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания под редакцией Л.А. Венгера. 1986 г.
- Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников под редакцией А.В. Запорожца, Л.З. Неверовича. М. 1965 г.
- Сапогова Е.Е Моделирование, как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников. В.П. 5-6, 1999 г.
- Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. Н.Н. 2004 г.
- Серебрякова Н.Г. Абоимова И.Е. Использование моделей и деятельности моделирования в работе по формированию основ экологического сознания. Н.Н. 2005 г.
- Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении М. 1984 г.
- Психология под редакцией Немова Р.С. 3 том. М., 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алексеева Е.А. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Эксперименты с водой, песком, воздухом. Изучение их свойств....
Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность
Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в мат...
Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром через наблюдение.
Знакомя с раннего возраста детей с доступными их пониманию явлениями природы, мы, взрослые воспитываем любовь ко всему живому....
«Формирование представлений детей раннего возраста об окружающем мире посредством игровой деятельности»
В материалах представлено перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста по формированию представлений об окружающем мире через игровую деятельность....
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»...
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения посредством использования ИКТ
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения посредством использования ИКТ...
Презентация на тему:«Формирование у детей старшего возраста позиции активного слушателя через использование технологии продуктивного чтения»
Актуальность данной темы, заключается в том, что современные дети не читают, книгами не интересуются!Проблема детского чтения – одна из самых актуальных и острых проблем современного общес...