Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста у детей с ДЦП.
статья по логопедии (старшая группа)
Основой коррекционной работы в логоритмике является взаимодействие движения, музыки, речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста у детей с ДЦП
Основой коррекционной работы в логоритмике является взаимодействие движения, музыки, речи.
Задачи логопедической ритмики подразделяются на:
- оздоровительные, включающие в себя укрепление непосредственно костно - мышечного аппарата, достаточное развитие физиологического дыхания, артикуляционной моторики, улучшение соматического здоровья;
- образовательные, формирующие пространственное представление, а также расширяющие знания о фонетической, лексической, грамматической стороны речи и совершенствование, в основном, двигательных умений и навыков;
- воспитательные, основанные на воспитании личностных качеств детей;
- коррекционные, включающие изменения и компенсацию нарушенных функций, а именно, речевых и моторных.
Основателем зарождения логопедической ритмики был Э. Жак-Далькроз. Она широко стала реализовываться в разных реабилитационных методиках как одно из самостоятельных средств коррекционного воздействия. Как показала практика, использование логопедической ритмики, дало положительные результаты при коррекции нарушений речи.
В каждой игре есть текст и правила, отвечающие нормам логопедической работы, с учетом речевого нарушения и отклонений в двигательной сфере. Немаловажна игра на:
- музыкальных инструментах, которая способствует развитию действий кисти руки, например, молоточком на ксилофоне, металлофоне;
- дудочках, кларнетах, развитию голоса и артикуляции при исполнении песен, развитию слуха, считалок, частушек для исполнения на музыкальных инструментах;
- импровизации распевок, при игре в ансамбле и при соблюдении общей динамики, темпа.
Нужно учитывать, что нужно отбирать музыкально-ритмический материал в зависимости от характера речи и двигательных нарушений.
Проводя логоритмические занятия, группы детей целесообразно комплектовать по сходству двигательных нарушений. Для детей с явлениями парезов, неловкими, скоординированными музыкальное сопровождение должно быть ритмичным, стимулирующим движение. Музыкальные произведения в данном случае должны быть с короткими, но вместе с тем четко выраженными фразами. Музыкальные песни с плавным рисунком, с акцентирующими движение фразами предназначены для детей с тиками, гиперкинезами, следует подбирать. Подбираются песни с плавным запевом и ритмичным припевом. Подбирается мелодичная мелодия для детей со спастическими явлениями. Нельзя не отметить музыку, передающую звуки явлений природы: шум ветерка в листве, журчание воды, шум ливня, пение птиц и т. д.
Логопедическая ритмика в совокупности с музыкально-ритмическими действиями улучшает психологическое состояние детей, при этом уменьшаются отрицательные комплексы, благодаря чему легче преодолеваются речевые задержки развития.
Занятия по логоритмике можно разделить на несколько компонентов.
Рассмотрим первый компонент – движение.
При ДЦП непосредственно нарушение двигательных функций представляет собой своеобразное отклонение моторного развития. Без соответствующей коррекции, данное отклонение оказывает неблагополучное влияние на ход организации нервно-психических функций. Искажение ЦНР при ДЦП разрушает деятельность мышечных схем произвольных движений, что определяет одну из главных трудностей развития двигательных навыков, затрудняет выполнение самых простых упражнений.
Второй компонент – музыка.
Музыка организует чувство прекрасного, возвышает эмоциональный настрой, повышает мотивацию обучения. Главными выразительными атрибутами музыки являются темп и ритм, соблюдение которых достаточно трудно дается детям с ДЦП. Разнообразные нарушения мышечного тонуса (дистония, спастичность, ригидность, гипотония), наличие тремора, гиперкинезов, синкинезии не дают реализации детям возможности выполнения движений в заданном ритме и в заданном темпе.
Третий компонент – речь.
При ДЦП также есть разные речевые нарушения, а именно, - дизартрия, заикание, анартрия. Обнаруженные расстройства ДЦП позволяют определить не только актуализацию их исследования, но и потребность изменения ряда требований к формам логоритмической деятельности с такими детьми.
Для детей с ДЦП характерны разнообразные виды речевого дизонтогенеза, проходившие в виде как обратимых нарушений, например, задержка доречевого и речевого развития, так и более стойких структурных расстройств (ОНР). В связи с этим, задания, включающие речевой материал, должны быть индивидуальными. На практике логопеды используют прием под названием «речь с движением», т. е. ритм производимых движений способствует нормализации речи.
Принцип структуры логоритмических занятий для детей с нарушениями звукопроизношения при детском церебральном параличе:
- Логоритмические занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии, и теоретической концепции о структуре дефекта.
- Логоритмические занятия – это интегрированная деятельность, объединяющая задачи развития детской личности. Междисциплинарный подход к разработке системы логоритмических занятий позволяет собрать в коррекционно-развивающих целях лучшие практические и теоретические знания.
- Содержание и дидактические приемы логоритмики подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу нарушенных функций. Отмечаются различные расстройства двигательной системы и речи, в зависимости от локализации нарушения мозга при разных формах ДЦП.
- Принцип доступности предполагает правильный подбор задания, инструкции, чередование упражнений, их повторяемость и т.д.
- Принцип дозированности играет важную роль в организации и проведении логоритмики. Он имеет прямое отношение с подбору упражнений и игр Волкова Г. А. отмечает, что играющие дети эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости, поэтому игры следует включать в занятие осторожно. Им полезно предлагать упражнения и игры с умеренной психофизической нагрузкой общефизиологического воздействия.
- Логоритмические занятия должны иметь коммуникативную направленность. У детей с ДЦП функция общения развивается неравномерно, в отличие от их здоровых сверстников. Занятия по логоритмике должны быть насыщены ситуациями, которые побуждают детей к речевой деятельности и общению. Соответствующий материал (слова, словосочетания, стихи, песенки, диалоги и др.) отбирается с учетом уровня речевого развития.
- Логоритмика проводится в тесной совокупности с обучением и воспитанием, что характеризует выгодные условия для разностороннего развития детей и обеспечения возможности наиболее эффективного усвоения учебного материала, исходя из этого следует придерживаться правила тематического планирования.
- Комплексный характер коррекционных логоритмических занятий дает уникальную возможность для мобилизации деятельности сохранных анализаторов, повышения остроты восприятия практически всех модальностей, развития познавательной деятельности.
Упражнения, на развитие и активизацию различных функций общей моторики, координации движений, способствуют четкому произнесению звуков речи, внятности речи, развитию артикуляционной моторики. Вначале проводятся упражнения на имитацию артикуляции гласных звуков без голоса, затем подключается голос и, вслед за гласными, медленно и четко проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Затем подключаются руки, где каждое движение рук является двигательным образом проговариваемого звука. При этом внимание обращается на точную координацию речи и движений.
Упражнения на развитие артикуляции.
Способствуют четкому произнесению звуков речи, внятности речи, развитию артикуляционной моторики. Вначале проводятся упражнения на имитацию артикуляции гласных звуков без голоса, затем подключается голос. Вслед за гласными проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Затем подключаются движения рук, где каждое движение является двигательным образом проговариваемого звука.
Внимание обращается на точную координацию речи и движений. Медленно и четко проговариваются звуки, а затем подключаются движения.
Упражнение 1. «Нарисуй круг». Исходное положение - стоя в кругу, руки опущены. Поднимание вытянутых рук через стороны вверх с произнесением звука [О].
Упражнение 2. «Раздвинь стены». Исходное положение, стоя в кругу, руки согнуты в локтях, ладони в стороны. Выпрямление рук с проговариванием звука [И].
Упражнение 3. «Пловцы». Исходное положение - стоя в кругу, руки перед грудью, ладони вперед. Руки вперед, в стороны, вниз с произнесением звука [Э].
Упражнение 4. «Баскетбол». Исходное положение - сидя по-турецки на полу, ведущая рука у плеча. Вытягивание руки вперед и вверх с проговариванием слогов [ба – ба], [бо - бо], [бу - бу], [бо - бо], [бы - бы].
Упражнение 5. «Бокс». Исходное положение - стоя, руки согнуты в локтях, ладони в кулак. Поочередное выбрасывание рук вперед с произнесением слогов [да - до], [ба - бо –бу], [на - но].
Упражнения для развития координации движений и речи.
Эти упражнения представляют интерес для логопедов, не владеющих музыкальным инструментом. Их можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения физкультминуток во время логопедических занятий. Речевой материал необходимо применять, руководствуясь коррекционной направленностью логоритмических занятий:
- для нормализации темпа и ритма речи;
-для развития словаря и грамматического строя речи;
- для автоматизации звукопроизношения.
Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног и туловища. При подборе речевого материала надо учитывать возраст детей, их речевые и двигательные возможности.
Упражнение 1. «Снежинки». Мы снежинки, мы пушинки и. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон головы вправо и влево. Покружиться мы не прочь. Мы снежинки - балеринки (наклоны туловища вправо и влево). Мы танцуем день и ночь (Приставной шаг вправо и влево). Мы деревья побелили. ( Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и. п.). Землю бархатом укрыли (Приседание с разведением рук). И от стужи сберегли, возврат в и.п. (С разведением рук в стороны и вниз).
Упражнение 2. «Метели». Метели, метели летели, летели И. п. - основная стойка, руки опущены. Покачивание над головой прямыми руками. Стелили в долинах из снега постели (Приседание, руки внизу плавно двигаются из стороны в сторону). Кружились метели, звенели метели (Наклоны вправо и влево). Над лесом, над полем гудели и пели. (Поочередное поднимание и опускание рук перед собой).
Упражнения для развития речевого внимания.
Помогают детям вслушиваться в инструкцию, понимать и удерживать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию. Четко и точно действовать в соответствии с инструкцией. Добиваться быстрого выполнения движений.
Упражнение 1. «Птицы». Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу - Птицы летают дети свободно двигаются по площадке, имитируя полет птиц. По сигналу Птицы прилетели в свои гнезда дети останавливаются, выбирая свободное место в зале. Птицы чистят свои перышки - дети каждый по- своему изображают движения птиц. Птицы собирают зернышки - дети двигаются по залу, наклоняются и поднимают воображаемые зерна. Птицы пьют воду - дети останавливаются, поднимают и опускают голову. Птицы засыпают - дети приседают и закрывают глаза.
Упражнение 2. «Жуки и шмели». Дети делятся на две подгруппы. Одна из них - жуки, другая - шмели. По команде жуки летают, шмели гудят - первая подгруппа свободно двигается по залу, размахивая руками, другая протяжно произносит звук [Ш]. По команде шмели летают, жуки жужжат - первая подгруппа произносит звук [Ж], вторая свободно двигается по залу, поднимая и опуская руки. Упражнение повторяется несколько раз.
Развитие мышечной системы, координации движений.
Упражнение с мячом. Упражнение выполняется под музыку, сигналом к началу выполнения движения является аккорд. Дети должны передать мяч соседу и назвать его имя.
Мячик я в руках несу.
Ой, боюсь не удержу.
Мой сосед мне помогал,
И другому передал.
Упражнение с кубиками.
Дети сидят на стульчиках, каждому выдаются кубики. Упражнение выполняется несколько раз под музыкальное сопровождение, смена его отрывков и аккорд служат сигналом к началу различных движений. Дети должны поднять кубики вперед, вверх и покачать руками из стороны в сторону. Речь с одновременным движением.
Упражнение с платочком.
Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение. Дети должны передать платочек соседу и при этом пропеть.
Обращается внимание на то, чтобы каждый ребенок пропел фразу в силу своих возможностей. В качестве предмета можно использовать цветок, букетик.Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Логопед предлагает детям досказать стишок и одновременно выполнить движения.
Заключительные упражнения: Цель этих упражнений — переключить их внимание на другие занятия.
Активизация речи.
Логопед читает стихотворение, дети должны закончить его.
Водят пчелы хоровод - Тум, тум.
В барабан ударил кот - Бум, бум.
Стали мышки танцевать - Та, та, та.
Так, что начала дрожать - Вся земля.
Таким образом: После курса логоритмических занятий в конце учебного года проводится открытое заключительное занятие с целью демонстрации двигательных и речевых возможностей детей. Упражнения подбираются с учетом сформированности моторных навыков и умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Данная здоровьесберегающая технология, которая носит коррекционный характер направлена на развитие у детей речевой активности....
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией
Характеристика состояния речи у дошкольников со стертой формой дизартрииПонятие логопедической ритмикиСтруктура и содержание занятий по логопедической ритмикеИспользование логопедической ритмики...
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию
ВВЕДЕНИЕ Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженног...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР И ФФНР» (5 — 7 ЛЕТ)
Одной из основных задач Рабочей программы учителя-логопеда является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой р...
Использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
В материале представлены:задачи логопедической ритмикиметодологическая база логопедической ритмикиметоды логопедической ритмикисредства логопедической ритмики...
Здоровьесберегающая технология «Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста»
Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразны отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья детей, к снижению физического и у...
"Логопедическая ритмика-как оздоровительная, образовательная, воспитательная, коррекционная работа с детьми дошкольного возраста"
Дошкольный возраст- это важный период в становлении личности ребёнка....