конспект образовательной ситуации "Испытание магнита"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе. Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispytanie_magnita.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной ситуации «Испытание магнита»
Ефимова Алла Петровна, воспитатель
Цель урока:
– способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Задачи:
– систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
– стимулировать самостоятельность и активность детей;
– воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки;
– обогащать словарь детей (магнетизм, магнетические, немагнетические предметы, притяжение).
Материалы:
– на каждого ребёнка: магнит, коробочка с магнетическими (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (картон, бумага, кусочки дерева, резины и пластмассы) предметами, коробка из-под обуви, заранее нарисованные бабочки, нитки, скрепки, скотч;
– таблица-схема для занесения результатов эксперимента ;
Техническое обеспечение: интерактивная доска, видеописьмо от Незнайки.
- Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила необычное видеописьмо. Давайте его посмотрим. Воспитатель включает интерактивную доску, дети смотрят видеосюжет про Незнайку (взрослый, переодетый в костюм Незнайки). Содержание видеописьма: “Привет, ребята! Это я, Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я хотел им помочь её отремонтировать. Но для ремонта нужны только железные детали, а я не знаю, как их определить. Помогите мне, пожалуйста”.
- Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
- Выявить свойства предметов
- Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь.
Воспитатель: как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь Незнайке? Как? (Нарисуем схему, напишем инструкцию, пошлём письмо, расскажем о железных деталях, отправим магнит, пригласим Незнайку в гости).
– Как мы сможем отличить железные детали от остальных? (Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит).
– Почему нужно использовать магнит? Что мы знаем о свойствах магнита? (Магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы). Как эти свойства можно проверить? (Взять магнит и провести эксперимент).
- Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
- Создать мотивационную ситуацию для определения металлических предметов ;
- Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины;
– Мы сейчас с вами отправимся в нашу мини-лабораторию и проведём эксперимент. На столах лежит множество предметов из разных материалов (магнетические и немагнетические). Вам нужно отобрать только железные. Полученные результаты занесём в таблицу.
Дети подходят к столам, проделывают эксперимент самостоятельно в парах. С отобранными предметами дети садятся на стульчики.
– А теперь результаты эксперимента мы занесём в таблицу при помощи знаков “+” и “-”.
Работа с таблицей.
резина | - |
дерево | - |
железо | + |
пластмасса | - |
бумага | - |
Дети по очереди выходят и знаками отмечают результаты эксперимента.
– Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу?
- Открытие нового знания.
Дидактические задачи.
- Формировать представление о свойствах предмета;
- Актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения - «если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает» или проверю опытным путем;
- Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление;
- Обогащать познавательный опыт детей:
Вывод: магнит притягивает железные предметы, поэтому, чтобы отделить их от остальных, надо использовать магнит.
– Как нам сообщить об этом Незнайке? (Предложения детей). Да, мы напишем письмо Незнайке, отправим ему нашу таблицу и магнит.
- Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: обогащать познавательный опыт детей: свойства предмета.
– А сейчас, я предлагаю отправиться в нашу “Школу волшебников”, где я вам покажу фокус.
Дети подходят к столам, где подготовлены коробки из-под обуви, бабочки, заранее изготовленные детьми, скрепки, нитки, скотч. Воспитатель показывает фокус “Летающая бабочка” (см. описание в приложении).
– Кто догадался, почему моя бабочка летает? (К ней прикреплена скрепка. С помощью магнита скрепка притягивается и передвигается и бабочка летает). Дети рассматривают конструкцию.
– Вы хотите быть фокусниками и проделать фокус со своими бабочками? Какие детали понадобятся вам для этого фокуса? Тогда берите своих бабочек, прикрепляйте их к скрепке и коробке, и попробуйте поднять сою бабочку в воздух.
Дети изготавливают конструкцию и проделывают фокус с бабочкой.
- Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
– Ребята, вам понравились эксперименты с магнитом? А какими экспериментами вы бы ещё хотели заняться? (Ответы детей) Отлично, в следующий раз так и сделаем.
Технологическая карта образовательной ситуации «Испытание магнита »
Образовательная область | Познавательное развитие | ||||||
Возраст детей, группа | 6-7 лет, подготовительная группа | ||||||
Тип НОД | Открытие нового знания | ||||||
Тема НОД | " Испытание магнита" | ||||||
Цель | Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции. | ||||||
Задачи | – систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; – стимулировать самостоятельность и активность детей; – воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки; – обогащать словарь детей (магнетизм, магнетические, немагнетические предметы, притяжение). | ||||||
Техническое обеспечение: Материалы: | – на каждого ребёнка: магнит, коробочка с магнетическими (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (картон, бумага, кусочки дерева, резины и пластмассы) предметами, коробка из-под обуви, заранее нарисованные бабочки, нитки, скрепки, скотч; – таблица-схема для занесения результатов эксперимента ; Техническое обеспечение: интерактивная доска, видеописьмо от Незнайки. | ||||||
Предполагаемый результат | Знать, как можно определить металлические предметы | ||||||
Этапы технологии «Ситуация» | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанников | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности | ||
I. Введение в ситуацию | - Мотивация на предстоящую деятельность детей Воспитатель: Ребята, я сегодня получила необычное видеописьмо. Давайте его посмотрим. Воспитатель включает интерактивную доску, дети смотрят видеосюжет про Незнайку (взрослый, переодетый в костюм Незнайки). ”. | Беседа, демонстрация на доске | Отвечают на вопросы воспитателя, | Умение слушать и понимать, сравнивать, предполагать | Психологическая готовность детей. Внутренняя мотивация на деятельность. Ответы детей. | ||
Этапные задачи. Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность. | |||||||
II. Актуализация знаний | Воспитатель: как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь Незнайке? Как? (Нарисуем схему, напишем инструкцию, пошлём письмо, расскажем о железных деталях, отправим магнит, пригласим Незнайку в гости). – Как мы сможем отличить железные детали от остальных? (Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит). – Почему нужно использовать магнит? Что мы знаем о свойствах магнита? (Магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы). Как эти свойства можно проверить? (Взять магнит и провести эксперимент). | Беседа с опорой на личный опыт детей | Ответы на вопросы | Умение слушать и понимать, предполагать. | Ответы детей | ||
Этапные задачи. | 1.Выявить свойства предметов 2.Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь. | ||||||
III Затруднение в ситуации | – Мы сейчас с вами отправимся в нашу мини-лабораторию и проведём эксперимент. На столах лежит множество предметов из разных материалов (магнетические и немагнетические). Вам нужно отобрать только железные. Полученные результаты занесём в таблицу. Дети подходят к столам, проделывают эксперимент самостоятельно в парах. С отобранными предметами дети садятся на стульчики. – А теперь результаты эксперимента мы занесём в таблицу при помощи знаков “+” и “-”. | Беседа Проблемные вопросы Фиксация результатов | Выполнение заданий опытным путем, работа с таблицей | Умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения | Ответы детей, работа с таблицей | ||
Этапные задачи | 1.Создать мотивационную ситуацию для определения металлических предметов ; 2.Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины; | ||||||
IV Открытие нового знания или способа действий | Магнит притягивает железные предметы, поэтому, чтобы отделить их от остальных, надо использовать магнит. – Как нам сообщить об этом Незнайке? (Предложения детей). Да, мы напишем письмо Незнайке, отправим ему нашу таблицу и магнит. | Объяснение | Восприятие полученной информации | Умение выбирать способы преодоления затруднения | Воспроизведение информации необходимой для успешного усвоения нового. | ||
Этапные задачи | Формировать представление о свойствах предмета; актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения - "если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает" или проверю опытным путем; тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление. | ||||||
V Включение новых знаний в систему знаний | – А сейчас, я предлагаю отправиться в нашу “Школу волшебников”, где я вам покажу фокус. – Кто догадался, почему моя бабочка летает? – Вы хотите быть фокусниками и проделать фокус со своими бабочками? Какие детали понадобятся вам для этого фокуса? Тогда берите своих бабочек, прикрепляйте их к скрепке и коробке, и попробуйте поднять сою бабочку в воздух. . | Практический | Дети подходят к столам, где подготовлены коробки из-под обуви, бабочки, заранее изготовленные детьми, скрепки, нитки, скотч. Воспитатель показывает фокус «Летающая бабочка» Дети рассматривают конструкцию. Дети изготавливают конструкцию и проделывают фокус с бабочкой | Выполнение задания; Самоконтроль; Корректировка. | Анализ индивидуальных достижений, фиксация результата.
| ||
Этапные задачи | обогащать познавательный опыт детей: свойства предмета. | ||||||
VI Осмысление (итог) | – Ребята, вам понравились эксперименты с магнитом? А какими экспериментами вы бы ещё хотели заняться? (Ответы детей) Отлично, в следующий раз так и сделаем. Хвалит детей. | Беседа | Ответы на вопросы | Умение оценивать свои действия | Ответы детей | ||
Этапные задачи | Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект. Использование свойств магнита в театральной деятельности «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области « Познавательное развитие» тема: «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» Цель: познакомить детей с физичес...
Конспект образовательной области «Познание» на тему: «Необыкновенный мир магнитов» для детей 6 - 7 лет
развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов....
Конспект образовательной деятельности "Знакомство с магнитом"
логика образовательной деятельности с поисково-образовательной деятельностью для детей подготовительной группы...
Конспект образовательной области «Познание» на тему: «Необыкновенный мир магнитов» для детей 6 - 7 лет
Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов....
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира. Тема: «Испытание магнита».
Конспект исследовательской деятельности для старших дошкольников...
Конспект образовательно-игровой ситуации "Волшебный мир магнитов"
Данный материал направлен на развитие познавательной активности у детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Свойства магнита и сила земного притяжения».
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста ...