Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира. Тема: «Испытание магнита».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект исследовательской деятельности для старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispytanie_magnita.docx | 114.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 города Ельца
Конспект
Образовательная область: познание.
Вид образовательной деятельности: ФЦКМ.
На тему: «Испытание магнита».
Старшая группа.
Воспитатель: Иванникова Т.Г.
(первая квалификационная категория)
Елец
2016
Программные задачи:
- Познакомить детей с удивительной способностью магнита, притягивать к себе железные предметы, передавать свою силу через разные среды: воду, дерево, пластмассу
- Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.
- Упражнять в умении приобретать знания посредством проведения опытов, делать выводы, обобщения.
- Пробудить у детей интерес к устройству мира, развивать воображение научными «волшебными» экспериментами.
- Воспитывать самостоятельность, инициативность, развитию коммуникативные качества.
Предварительная работа:
Дидактическое обеспечение : магниты, подносы с магнетическими (монетки,гайки, скрепки, шурупы, детали конструктора и др. ) и немагнетическими (бумага, картон, пластик, ткань, деревянные шпатели) предметами. Пластиковые стаканы с водой. Рукавичка с магнитом внутри и конверт с письмом и металлической пластиной внутри.
Виды применяемых ИКТ: интерактивная доска, презентация.
Обогащение словаря: магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, магнетит.
Активизация словаря: притяжение, магнитная сила.
Ход ОД:
Организационная часть:
В.- Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их!
- Сегодняшний день мне хочется начать с добрых слов:
Спасибо солнышку за свет,
Спасибо няне за обед.
Спасибо всем моим друзьям,
Спасибо вам, и вам, и вам.
Воспитатель:
-Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка.
- К нам из волшебной сказки пришло письмо от сказочного героя. Хотите узнать, что в нем? Волшебное письмо можно взять волшебной рукавичкой.
-Ой, что же такое произошло с письмом? Посмотрите, оно не отстает от рукавички.
-Вы разгадали мое волшебство? Догадайтесь, за счет чего держится письмо?
Основная часть.
-Как с точки зрения науки можно объяснить мое волшебство?/Догадки детей/
- Скажите, что такое магнит? (предмет, притягивающий металлические предметы)
- Если в варежке находится магнит, то он должен притягивать какой-нибудь металлический предмет?
Я не буду сразу раскрывать свой секрет.
Послушайте, я расскажу вам, откуда появился магнит.
Презентация
— Я расскажу вам одну старинную легенду. В старину был пастух; звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошёл в горы искать. Пришёл на одно место, где одни голые камни. Он пошёл по этим камням и чувствует, что сапоги на нём прилипают к этим камням. Он потрогал рукой — камни сухие и к рукам не липнут. Пошёл опять, — опять сапоги прилипают. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни.
Тронет кожей и подошвой — не прилипают, а как тронет гвоздями, так прилипнет.
Была у Магниса палка с железным наконечником. Он тронул камень деревом — не прилипает; тронул железом — прилипло так, что отрывать надо.
Магнис рассмотрел камень, видит, что похож на железо, и принёс куски камня домой. С тех пор узнали этот камень и прозвали его магнитом.
Магнит находят в земле с железной рудой. Там, где есть магнит в руде, и железо самое лучшее. Из себя магнит похож на железо.
Люди делали из магнита украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже, считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает людей и придает им силы.
- Итак, кусочки камня - магнетита, которые находят в горах, называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.
-Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит?
- Есть ли у вас дома магнит?
Еще магниты используют в магнитофонных колонках - динамиках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит.
Вот как много мы теперь знаем о свойствах магнита и о его происхождении. Но я открою вам секрет, что это ещё не всё.
Сделаем гимнастику для глаз.
«У компьютера».
Мы с компьютером играли. (Сидя, потереть ладонями лицо) Ох, глаза наши устали, (Слегка прикрыть глаза веками)
Что бы глазки отдохнули
Мы зарядку делать стали
Раз- два- три, раз- два- три,
Ты в окошко посмотри.
Раз-два-три, раз-два-три,
Ты на стенку посмотри.
Мы зарядку делать стали
И кружок нарисовали.
Поморгали, поморгали,
Всю усталость разогнали.
- Мы с вами установили, что магнит способен притягивать металлические предметы.
-Давайте проведем эксперимент, и проверим это.
А как вы думаете где проводят эксперименты?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: сегодня вы отправляетесь в лабораторию, для того чтоб исследовать магнит.
Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3.Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
4.Советоваться друг с другом.
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
Обязательно во время проведения опытов необходимо надеть фартуки.
- Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места (дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов).
Воспитатель. Давайте приготовим наши пальчики.
Дети. Этот пальчик мой танцует
Этот вот – кружок рисует.
Этот пальчик ловко скачет,
Будто лѐгкий-лѐгкий мячик.
А мизинчик мой, малышка,
Ноготком скребѐт, как мышка.
А большой мой толстячок,
Тот улѐгся на бочок.
А теперь все по порядку
Пальцы делают зарядку.
На каждого ребенка металлические предметы (скрепка, шуруп, болт, гайка, монетка, маленький магнит), детали пластмассового конструктора, шпатель, ткань,картон.
- Поднести магниты по очереди ко всем предметам. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в левую сторону, а те, которые не притягиваются, — в правую.
- Какой мы можем сделать вывод? Какие предметы притягивает магнит? Назовите? Из чего сделаны эти предметы? (из железа, из металла, магнит притягивает металлические предметы)
-Такие предметы называются магнетическими.
- Какие предметы не притягивает? (дерево, пластмассу, бумагу, алюминий)
- Такие предметы называются немагнетическими.
Свойство магнитов, притягивать предметы, называется магнитной силой.
- Мы с вами установили, что магнит способен притягивать металлические предметы через воздух. Давайте проведем эксперимент, и узнаем, может ли он притягивать через какую-либо преграду?
Воспитатель: У нас имеется бумага, деревянные пластины, пластик, ткань, железные предметы и магниты.
(проводим эксперименты)
-двигать металлические предметы по поверхности деревянного шпателя, расположив магнит под палочкой;
-двигать монетку по альбомному листу бумаги, картону при помощи магнита, находящегося внизу листа;
-двигать металлические гайки, шурупы по поверхности пластмассовой крышки с помощью магнита, расположенного снизу крышки.
- Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?
(Я провел магнитом под картоном, и железные предметы на нем стали двигаться за магнитом. Значит, магнитные силы действуют и через картон, через дерево, ткань).
Вывод:- Магнитная сила может проходить через предметы - преграды: картон, дерево, ткань.
- Как вы думаете, где человек может использовать это свойство магнита?
- Что ж, давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предложения.
(в рукавичке и в конверте находим магнит).Значит магнит с помощью магнитной силы притянул к себе магнетический предмет.
Воспитатель: «Пришло время отдохнуть!»
(физминутка)
«На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш - метров через двести!
Хватит, хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Руки вверх, руки вниз,
На носочки потянись.
Руки ставим на бочок,
На носочках скок, скок, скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли пятки.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс наклонились.»
-Пора узнать содержимое письма.
Воспитатель зачитывает детям письмо от Ивана Царевича.
«Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту Василису Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Чтобы вызволить ее и победить Кощея, нужен меч - кладенец, который хранится на дне глубокого колодца, наполненного водой. Я не знаю, как достать меч и прошу вашего совета, помогите!»
(дети высказывают свои предложения)
-Как вы думаете, с помощью чего можно достать меч - кладенец из колодца?/с помощью магнита/.
-Меч сделан из чего?/из металла/
Воспитатель: « Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде»
(в стакан с водой опускаем скрепку, привязываем магнит к нитке, опускаем, достаем) - Что получилось? Какой мы сделаем вывод? Вывод: (магнит сохраняет свои свойства в воде).
- Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.
- Пошлем Иванушке посылку с магнитом.
Воспитатель: «А вот вам задачка посложнее.
- Как достать скрепку из стакана с водой не замочив ни рук, ни магнита?»
(проводим опыты)
-Давайте опустим скрепку в стакан с водой, а магнит приложим к стенке стакана и будем поднимать вверх.
-Достали? У вас получилось! Молодцы!
Вывод: магнит воздействует через стенку стакана.
Заключительная часть
Ну, вот, ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным камнем – магнитом.
Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами, в календаре природы, магнитная доска для рисования).
Воспитатель: Обсудить с детьми ситуацию: «Как вы сможете помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки? Что нам поможет их быстро собрать?»
Заключительная часть
Итог: Сегодня мы с вами говорили о магните, его свойствах и значении.
Помогли Ивану Царевичу спасти Василису. Молодцы.
На доске прикреплён круг от солнышка, на столе лежат лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – я получил много интересной информации; голубого цвета – не было никакой полезной информации.
Я рада, что работа в лаборатории сегодня оказалась полезной для вас.
Дома поэкспериментируйте с магнитом: что можно еще сделать с помощью его магнитной силы? Потом с нами поделитесь.
Попрощаемся с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Познание" (формирование целостной картины мира). Тема: "Ушки, ручки, нос - друзья, нам без них никак нельзя".
1 Использование здоровье зберегающих технологий2 Организация предметно-развивающей среды в групповом помещении, обеспечивающая физическое, психическое и нравственное благополучие воспитанников в групп...
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: «Путешествие в прошлое одежды»
Программное содержание занятия:Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежд...
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Хлеб-наше богатство!»
Программное содержание: Образовательные задачи:-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;-дать представление, как хлеб пришёл на наш стол;-обратить внимание на содержание труд...
Конспект интегративной непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, тема: "Хлеб-всему голова"
Конспект интегративного занятия по формированию целостной картины мира, тема: "Хлеб-всему голова"...
конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира. Тема: «Мой Город»
конспект обучающей деятельности по формированию целостной картины мира Тема: "Мой город"...
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира. Тема: «Школа».
Конспект занятия по познавательному развитию. Подготовительная к школе группа....
Конспект Образовательной деятельности по формированию целостной картины мира Тема: «Путешествие на озеро Байкал»
Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал....