Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира. Тема: «Испытание магнита».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Иванникова Татьяна Геннадьевна

Конспект исследовательской деятельности для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispytanie_magnita.docx114.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 города Ельца

Конспект

Образовательная область: познание.

Вид образовательной деятельности: ФЦКМ.

На тему: «Испытание магнита».http://900igr.net/datai/fizika/Magnitne-pole/0014-015-Djakuju-za-uvagu.jpg

Старшая  группа.

Воспитатель: Иванникова Т.Г.

(первая квалификационная категория)

Елец

2016

Программные задачи:

  • Познакомить детей с удивительной   способностью магнита, притягивать  к себе железные предметы, передавать свою силу через разные среды: воду, дерево, пластмассу
  •  Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.
  • Упражнять в умении приобретать знания посредством проведения опытов, делать выводы, обобщения.

  • Пробудить у детей интерес к устройству мира, развивать воображение научными «волшебными» экспериментами.
  •  Воспитывать самостоятельность, инициативность, развитию коммуникативные качества.

Предварительная работа:

Дидактическое обеспечение : магниты, подносы с магнетическими  (монетки,гайки, скрепки, шурупы, детали конструктора и др. ) и немагнетическими (бумага, картон, пластик, ткань, деревянные шпатели) предметами. Пластиковые стаканы с водой. Рукавичка с магнитом внутри и конверт с письмом и металлической пластиной внутри.  

Виды применяемых ИКТ: интерактивная доска, презентация.

Обогащение словаря: магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, магнетит.

Активизация словаря:  притяжение, магнитная сила.

Ход ОД:

Организационная  часть:

В.- Ребята, у нас сегодня   гости. Давайте поприветствуем их!

 - Сегодняшний день мне хочется начать  с добрых слов:

Спасибо солнышку за свет,

Спасибо няне за обед.

Спасибо всем моим друзьям,

Спасибо вам, и вам, и вам.

Воспитатель: 

-Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка.

- К нам из волшебной сказки пришло письмо от сказочного героя. Хотите узнать, что в нем? Волшебное письмо можно взять волшебной рукавичкой.

-Ой, что же такое произошло с письмом? Посмотрите, оно не отстает от рукавички.

-Вы разгадали мое волшебство? Догадайтесь, за счет чего держится письмо?

Основная часть.

-Как с точки зрения науки  можно объяснить мое волшебство?/Догадки детей/

- Скажите, что такое магнит? (предмет, притягивающий металлические предметы)

- Если в варежке находится магнит, то он должен притягивать какой-нибудь металлический предмет?

 Я не буду сразу раскрывать свой секрет.

 Послушайте, я расскажу вам, откуда появился магнит.

Презентация

— Я расскажу вам одну старинную легенду. В старину был пастух; звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошёл в горы искать. Пришёл на одно место, где одни голые камни. Он пошёл по этим камням и чувствует, что сапоги на нём прилипают к этим камням. Он потрогал рукой — камни сухие и к рукам не липнут. Пошёл опять, — опять сапоги прилипают. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни.
Тронет кожей и подошвой — не прилипают, а как тронет гвоздями, так прилипнет.
Была у Магниса палка с железным наконечником. Он тронул камень деревом — не прилипает; тронул железом — прилипло так, что отрывать надо.
Магнис рассмотрел камень, видит, что похож на железо, и принёс куски камня домой. С тех пор узнали этот камень и прозвали его магнитом.
Магнит находят в земле с железной рудой. Там, где есть магнит в руде, и железо самое лучшее. Из себя магнит похож на железо.

Люди делали из магнита украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже, считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает людей и придает  им силы.

- Итак, кусочки камня - магнетита, которые находят в горах, называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.

 -Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит?

- Есть ли у вас дома магнит?

Еще магниты используют в магнитофонных колонках - динамиках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит.

 Вот как много мы теперь знаем о свойствах магнита и о его происхождении. Но я открою вам секрет, что это ещё не всё.

Сделаем гимнастику для глаз.     

«У компьютера».

 Мы с компьютером играли.                 (Сидя, потереть ладонями лицо) Ох, глаза наши устали,                 (Слегка прикрыть глаза веками)

  Что бы глазки отдохнули

 Мы зарядку делать стали

   Раз- два- три, раз- два- три,

     Ты в окошко посмотри.

      Раз-два-три, раз-два-три,

                             Ты на стенку посмотри.

                              Мы зарядку делать стали

                                И кружок нарисовали.

                        Поморгали, поморгали,

                     Всю усталость разогнали.

- Мы с вами установили, что магнит способен  притягивать металлические предметы.

 -Давайте проведем эксперимент, и проверим это.

А как вы думаете где проводят эксперименты?

Дети: В лаборатории.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель: сегодня вы отправляетесь в лабораторию, для того чтоб исследовать магнит.

Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.

2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.

3.Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.

4.Советоваться друг с другом.

5. Поддерживать порядок на рабочем столе.

Обязательно во время проведения опытов необходимо надеть фартуки.

- Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места (дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов).

Воспитатель. Давайте приготовим наши пальчики.
Дети. Этот пальчик мой танцует

Этот вот – кружок рисует.

Этот пальчик ловко скачет,

Будто лѐгкий-лѐгкий мячик.

А мизинчик мой, малышка,

Ноготком скребѐт, как мышка.

А большой мой толстячок,

Тот улѐгся на бочок.

А теперь все по порядку

Пальцы делают зарядку.

На каждого ребенка металлические предметы (скрепка,  шуруп, болт, гайка, монетка, маленький магнит), детали пластмассового конструктора, шпатель, ткань,картон.

- Поднести магниты по очереди ко всем предметам. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в левую сторону, а те, которые не притягиваются, — в правую.

- Какой мы можем сделать вывод? Какие предметы притягивает магнит? Назовите? Из чего сделаны эти предметы? (из железа, из металла, магнит притягивает металлические предметы)

-Такие предметы называются магнетическими.

- Какие предметы не притягивает? (дерево, пластмассу, бумагу, алюминий)

- Такие предметы называются немагнетическими. 

Свойство магнитов, притягивать предметы, называется магнитной силой.

- Мы с вами установили, что магнит способен  притягивать металлические предметы через воздух. Давайте проведем эксперимент, и узнаем, может ли он притягивать через какую-либо преграду?

Воспитатель: У нас имеется бумага, деревянные пластины, пластик, ткань, железные предметы и магниты.

(проводим эксперименты)

-двигать металлические предметы по поверхности деревянного шпателя, расположив магнит под палочкой;

-двигать монетку по альбомному листу бумаги, картону при помощи магнита, находящегося внизу листа;

-двигать металлические гайки, шурупы по поверхности пластмассовой крышки с помощью магнита, расположенного снизу крышки.

- Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?

(Я провел магнитом под картоном, и железные предметы на нем стали двигаться за магнитом. Значит, магнитные силы действуют и через картон, через дерево, ткань).

Вывод:- Магнитная сила может проходить через предметы - преграды: картон, дерево, ткань.

- Как вы думаете, где человек может использовать это свойство магнита?

- Что ж, давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предложения.

(в рукавичке и в конверте находим магнит).Значит магнит с помощью магнитной силы притянул к себе магнетический предмет.

Воспитатель: «Пришло время отдохнуть!»

(физминутка)

«На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш - метров через двести!

Хватит, хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Руки вверх, руки вниз,

На носочки потянись.

Руки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли пятки.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс наклонились.»

-Пора узнать содержимое письма.

Воспитатель зачитывает детям письмо от Ивана Царевича.

«Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту Василису Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей   Бессмертный. Чтобы вызволить ее и победить Кощея, нужен меч - кладенец, который хранится на дне глубокого колодца, наполненного водой. Я не знаю, как достать меч и прошу вашего совета, помогите!»

(дети высказывают свои предложения)

-Как вы думаете, с помощью чего можно достать меч - кладенец из колодца?/с помощью магнита/.

-Меч сделан из чего?/из металла/

Воспитатель: « Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде»

 (в стакан с водой опускаем скрепку, привязываем магнит к нитке, опускаем, достаем)   - Что получилось? Какой мы сделаем вывод? Вывод: (магнит сохраняет свои свойства в воде).

- Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

- Пошлем Иванушке посылку с магнитом.

Воспитатель: «А вот вам задачка посложнее.

- Как достать скрепку из стакана с водой не замочив ни рук, ни магнита?»

(проводим опыты)

-Давайте опустим скрепку в стакан с водой, а магнит приложим к стенке стакана и будем поднимать вверх.

-Достали? У вас получилось! Молодцы!

Вывод: магнит воздействует через стенку стакана.

Заключительная часть

Ну, вот, ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным камнем – магнитом.

Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами, в календаре природы, магнитная доска для рисования).

Воспитатель:  Обсудить с детьми ситуацию: «Как вы сможете помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки? Что нам поможет их быстро собрать?»

Заключительная часть

Итог: Сегодня мы с вами говорили о магните, его свойствах и значении.

Помогли Ивану Царевичу спасти Василису. Молодцы.

На доске прикреплён круг от солнышка, на столе лежат лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – я получил много интересной информации; голубого цвета –  не было никакой полезной информации.
Я рада, что работа в лаборатории сегодня оказалась полезной для вас.

Дома поэкспериментируйте с магнитом: что можно еще сделать с помощью его магнитной силы? Потом с нами поделитесь.

Попрощаемся с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Познание" (формирование целостной картины мира). Тема: "Ушки, ручки, нос - друзья, нам без них никак нельзя".

1 Использование здоровье зберегающих технологий2 Организация предметно-развивающей среды в групповом помещении, обеспечивающая физическое, психическое и нравственное благополучие воспитанников в групп...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: «Путешествие в прошлое одежды»

Программное содержание занятия:Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежд...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Хлеб-наше богатство!»

 Программное содержание: Образовательные задачи:-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;-дать представление, как хлеб пришёл на наш стол;-обратить внимание на содержание труд...

Конспект интегративной непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, тема: "Хлеб-всему голова"

Конспект  интегративного занятия по формированию целостной картины мира, тема: "Хлеб-всему голова"...

конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира. Тема: «Мой Город»

конспект обучающей деятельности  по формированию целостной картины мира Тема: "Мой город"...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира. Тема: «Школа».

Конспект занятия по познавательному развитию. Подготовительная к школе группа....