«Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста через квиз-технологии» отчет по теме самообразования
материал по обж (подготовительная группа)

Посаднова Наталья Валентиновна

«Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста                           через квиз-технологии» отчет по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_samoobrazovanie_22.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

«Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста через квиз-технологии»

                                      Актуальность выбранной темы

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная, природная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у него сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих ученых ( В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, О.Н. Русак, И.М. Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К. Топоров и др.)

Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А.Адлера, П.Маслоу, Б. Паскаля, З.Фрейда, и др. Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Б.Беловой, О.Л.Князевой и др.

Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений, потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ и недостаточным практико-ориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности.

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Работая в детском саду, мы  педагоги замечаем, что дети стали менее самостоятельными, часто безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение,  не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому педагоги стоят перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь.

Тщательно продуманная среда в группе сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволяет успешно формировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения.

Для того, чтобы наша с вами работа дала положительные результаты, необходимо привлекать родителей. Мы, как люди более осведомленные в вопросах воспитания должны объяснить всем воспитывающим взрослым, с помощью каких приемов можно научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку и его родителям приходится сталкиваться в жизни.

Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правилами поведения. Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего в семье.

Я уверена, если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, то в большинстве своем этих опасностей можно избежать.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квиз-технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.  «Квиз» - (от англ. quiz) - это слово означает соревнование, в ходе которого один или несколько участников (команд) отвечают на поставленные им вопросы. Цель внедрения квиз-игр: развитие новых форм работы с детьми, популяризация культурно – содержательного, интеллектуально- обогащенного досуга, содействие повышению интеллектуального уровня детей.

Главное преимущество квиз-игры в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Цель работы: формирование и систематизацию   у детей,  осознанного выполнения общепринятых норм и правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях повседневной жизни,  стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение.

Задачи: изучить теоретические основы воспитания безопасного  поведения детей   дошкольного возраста;

научить детей  выполнять основные правила безопасного поведения:  предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости – действовать;

разработать перспективный план и конспекты по  правилам безопасности жизнедеятельности;

внедрить в воспитательно-образовательный процесс современные игровые технологии и методики по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников;    

создать систему в работе с родителями по формированию основ  безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.

анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников.

Реализация каждой определенной темы проходит через несколько этапов: - рассматривание рисунков, фотографий, использование дидактических игр, знакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные способы поведения и соответственно меры предосторожности; - тематические занятия, тематические дни, встречи - беседы, организация экскурсий, досугов, игры;  продуктивная деятельность, викторины, конкурсы и т. д.

В своей работе стремлюсь не вооружить детей готовыми знаниями, рецептами поведения на все случаи жизни, а стараюсь научить их самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения из сложной ситуации.

Работа по реализации поставленных цели и задач осуществляется следующим образом:

1. Первичный мониторинг детей, родителей, педагогов по вопросам основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ, семье.

2. Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по формированию у детей основ безопасности.

3.Составление перспективного плана работы по ОБЖ  с детьми.

4. Создание предметно-развивающей среды в группе: подбор дидактических игр, картинок и иллюстраций (овощи, фрукты, транспорт, грибы, бытовые приборы, опасные ситуации, опасные предметы), художественной литературы «Книги, которые учат», коллекции «Опасные предметы» и т.п.

 5. Разработка и моделирование игровых ситуаций, экскурсий, наблюдений.

6. Изготовление дидактических игр.

С детьми были проведены мероприятия:

КВН для детей «Огонь-друг, огонь-враг!»

Квиз-игра «Знатоки правил безопасности»

Проект  по безопасности собственной жизнедеятельности  «Один дома»

Квест-игра для детей «Опасные ситуации»

Квиз-игра «Правила дорожного движения».

В работе с родителями проводились следующие мероприятия:

Круглый стол «Безопасность и здоровье наших детей» онлайн;

Онлайн-дискуссия «Родители и дети в безопасном Интернете»;

Совместное мероприятие с родителями и детьми «Хочу все знать!»;

Анкетирование родителей;

Мастер-класс для родителей «Стенгазета «Ребенок и правила безопасности»;

различные консультации, памятки, рекомендации, буклеты  для родителей.

Принимали активное участие во всех муниципальных, областных и всероссийских акциях и открытых уроках. Таких как: «Засветись!», «ВместеЯрче», «Пал сухой травы», «Неделя безопасности», «Пожарная безопасность в лесу» и др. Участвовали в конкурсах.

Результативность  опыта:

Систематическая работа с детьми по обучению основам  безопасности жизни и здоровью детей, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат.

Анализ взаимодействия педагогов показал:

-Повысился интерес к данной теме;

-Появилась мотивация к проведению и использованию теоретических и практических наработок по данной теме;

-Отбор грамотных приемов, которые способствовали решению данной проблемы;

-Подключение педагогов на любом этапе  деятельности.

В ходе совместной деятельности продолжают развиваться детско-родительские отношения. Ребенок стал интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое уже в знакомых ситуациях: как правильно и безопасно развести на отдыхе костер, как оказать первую помощь при получении травмы. Родители понимают необходимость участия в квест и квиз-играх, в экскурсиях, походах и др. мероприятиях ДОУ. С помощью родителей созданы проекты, макеты, творческие  выставки,      домашние копилки по сбору информации по безопасности.

 Все сказанное позволяет сделать вывод, что сегодня мы имеем следующий результат:

В ДОУ  организована, система работы по формированию элементарных основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста:

- Педагоги совместно осуществляют воспитательно-образовательный процесс по данному направлению.

- Родители вовлечены в воспитательно-образовательную деятельность.

- У детей развиваются основы безопасности жизнедеятельности.

Считаю, что комплексная работа  педагогического опыта очень результативна, поэтому буду продолжать её  по данному направлению, внося разнообразные технологии, методы и приёмы. 

Я считаю, что мое направление работы всегда актуально и находится в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике основ безопасности у детей.

В течение всего времени работы в детском саду я стараюсь расширять свой уровень теоретической подготовки и практического педагогического опыта.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                   детский сад №18 «Рябинушка»

                                    Отчет

                   по теме самообразования

«Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста                           через квиз-технологии»

                                                         

                                               

                                                                                       Выполнила:

                                                                    воспитатель высшей кв. категории

                                                                                     Посаднова Н.В.

            2022

                                                      г.о.г. Кулебаки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста"

В данной работе обобщен опыт работы по теме "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста2...

Опыт работы на тему: «Формирование основ патриотизма, у детей старшего дошкольного возраста, через познание своей малой Родины»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному  городу, к родной речи – задача  первостепенной важности, и нет  необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...

Самообразование на тему «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных технологий»

Воспитать творческую, самодостаточную личность может только творческий и талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития. Если задаться вопросом о том, как педагог может постр...

СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование личности ребенка, его социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности и ответст...

Презентация "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста через мультипликацию"

В презентации в краткой и красочной форме рассматриваются формы и методы формирования основ безопасности у дошкольников....

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста»

Самое ценное, что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших детей. Часто, втягиваясь в круговорот повседневной жизни, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает маленьк...