Развитие познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
статья (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
Актуальность.
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Ребёнок в дошкольном возрасте познаёт мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на мир широко открытыми глазами. Детям всё интересно, их всё манит и привлекает, их познавательные способности которые можно выразить девизом: «Хочу всё знать!». Желание получать новые впечатления, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что познавательная активность детей недостаточно высока, и это отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другим видам деятельности. Поэтому возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.
Цель: развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.Создать условия для развития познавательной деятельности детей.
2. Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной активности дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность.
3. Вовлекать ребенка в процесс познавательного поиска.
4. Организовывать работу с родителями по развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей дошкольного возраста, мы выбрали проведение элементарных опытов.
В качестве важного условия познавательного развития Федерального государственного образовательного стандарта названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами. В группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка.
В нашей группе оборудован «Центр экспериментирования». Этот центр своего рода мини-лаборатория детских исследований. Экспериментальный центр оснащен:
- природным материалом (камни, глина, песок, ракушки, перья, шишки, спил и листья деревьев, семена и т. д.);
- утилизированным материалом (кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.);
- медицинским материалом (пипетки, колбы, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши, и т. д.);
- приборами-помощниками (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды);
- прочим материалом (зеркала, масло, мука, соль, сахар, ситечки, линейки, сантиметровые ленты и т. д.);
- дополнительным оборудованием (детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения). В центре организовано место для хранения приборов и материалов, а также место для проведения опытов. Материал, находящийся в центре экспериментирования соответствует особенностям развития детей. Центр экспериментирования пополняется материалами в зависимости от возраста детей.
Работа в центре экспериментирования требует соблюдение правил техники безопасности. Мы их составили совместно с детьми и игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются:
* С песком: Если сыплешь ты песок, рядом веник и совок.
* С огнем: Помни правило: огонь. Никогда один не тронь!
* С водой: Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.
* Пролил воду - не беда: Тряпка под рукой всегда.
* По окончании работы: Ты работу завершил? Все на место положил?
Свою работу по опытно-экспериментальной деятельности с детьми строим по трём взаимосвязанным направлениям:
* живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
* неживая природа (воздух, вода, бумага, почва, мир ткани.);
* человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую активно используем, являются опыты. Их проводим как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах. При ознакомлении детей с объектами неживой природы разработан перспективный план, который мы поделили на семь блоков: 1.Камни. 2.Почва. 3.Песок, глина. 4.Вода. 5.Воздух. 6.Бумага. 7.Мир ткани.
При знакомстве с камнями было проведено ряд занятий, одним из которых является познавательное «Разные камушки». Детям показали презентацию о местонахождении камней, проводили опыты. А дома родителям вместе с детьми посоветовали изготовить различные поделки из камней.
В блоке «Почва», мы рассматривали землю через лупу, беседовали, как она влияет на рост растений и в группе организовали мини-огород, где наблюдали за ростом растений.
В блоке «Песок, глина» - рассматривая их через лупу, обнаружили, что песок состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. А мокрая глина имеет свойства - вязкости.
При ознакомлении со следующим блокам «Вода» проводили опыты: «Наливаем -выливаем», «Закрасим воду», «Превращение воды в лёд,» «Тонет - не тонет» и др.
В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Выявили, что вода - является жидкостью, не имеет запаха, цвета, формы, может замерзать.
Эти опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, умение общаться и находить пути решения проблемных ситуаций.
В блоке бумага дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Наша работа с родителями была основана на взаимном сотрудничестве и уважении, ну а дети, видя, что это все интересно не только им, но и их родителям с еще большим воодушевлением занимались экспериментальной деятельностью. Кроме того, чтобы повысить компетенцию родителей, нами проводятся консультации по исследовательской деятельности. Привлекаем родителей к оформлению центра экспериментирования и его пополнения материалами. Разрабатываем совместные образовательные маршруты в сети Интернет на экологическую тему. Взаимодействие с родителями увеличило интерес детей к исследовательской деятельности.
На сегодняшний день у нас разработаны технологические карты опытов и экспериментов в работе с детьми в условиях ДОО и семьи.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованиям, развивает мыслительные операции (стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка).
Мы считаем, что опыт работы по детскому экспериментированию эффективен.
Ожидаемым результатом от внедрения метода экспериментирования является приобретение детьми опыта видения предметов и явлений; всматривание в них;
развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Мы уверены в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят - любознаек и почемучек.
Список используемой литературы
1. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004
2. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
4. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
6. Материалы Интернет-сайтов.
7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., 2002.
8. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.
9. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. Рекомендации. – М. АРКТИ,2003.
10. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие. – М. АРКТИ,2003.
11. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.
12. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами – М., 20
13. О,В. Дыбина, Н,П.Рахманова,В.В.Щетинина "Неизведанное рядом", Занимательные опыты и эксперементы для дошкольников.
14. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.
15. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-340256-1384170335.jpg)
Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-340256-1384170335.jpg)
Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания, "активными делателями", эт...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-563375-1422259976.jpg)
Развитие познавательной активности дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательско...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/25/picture-657411-1440501026.jpg)
Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность
Презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/17/picture-768513-1458197215.jpg)
Авторская программа:"Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность"
Авторская программа:"Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/07/picture-863247-1481094727.jpg)
"Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность"
Масстер - класс для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/15/picture-157861-1671071376.jpg)
Развитие познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность
ФГОС ДО требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А поисковая деятельность и экспериментирование способствуют ста...