«Развитие творческой активности дошкольников средствами театрализовано-игровой деятельности».
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
центр развития ребенка – детский сад №758
Тема: «Развитие творческой активности дошкольников средствами театрализовано-игровой деятельности».
Воспитатель:
Круглякова Светлана Викторовна
Москва, 2012 год
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые…. Но всех их объединяет одна, и с моей точки зрения, беда - они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: куклы Винкс, Барби, Бакуганы, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Чем можно увлечь чистую детскую душу? Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни? Размышляя над этими вопросами, пришла к выводу: помочь может театрально - игровая деятельность, так как она является самым увлекательным и популярным направлением в дошкольном воспитании. Это объясняется и спецификой этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольников.
Издавна театр признавался важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.
Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир (Г. И. Мерзлякова). Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию, раскрыть духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
Взаимосвязь театральной и игровой деятельности естественна, поскольку без правильно организованной игры трудно добиться значительных результатов в эмоциональном и творческом развитии ребёнка.
Театрально-игровая деятельность — это одна из самых доступных и демократичных видов деятельности в детском саду, которая осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей.
Театрально - игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем развития ребёнка. Творческая активность детей зависит от правильной организации обучения на занятиях, а также в повседневной жизни детского сада. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.
Как известно, театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Именно в игре малыш чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Все дети обладают одаренностью, которая обнаруживается в игре и проявляется и в наблюдательности, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, и в необыкновенно развитом инстинкте подражания. Указанные особенности ребёнка - эмоциональность и подражание - являются основой развития творческих (сценических) способностей детей.
Считаю, что тема «Развитие творческих способностей детей средством театрально-игровой деятельности», в настоящее время особо актуальна.
В чём же её актуальность?
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта. С этим связано стремление родителей дать детям знания, а не способность чувствовать, думать и творить.
Цель работы - создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей детей.
Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:
1. Поддерживать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, поощряя их участие в ней.
2. Вести детей к пониманию эмоционального состояния других людей и живых существ и развивать умение выразить своё, учить передавать мимикой, позой, жестом некоторые эмоциональные состояния (весёлый, грустный, сердитый, удивлённый).
3. Развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в знакомых произведениях.
4. Сформировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.
Также использую в работе следующие методы и приёмы обучения:
Показ и объяснение;
Знакомство с правилами игр и их разучивание;
Рассматривание предметов и атрибутов;
Чтение и рассказывание художественных произведений;
Беседы;
Вопросы;
Заучивание стихов, песенок, потешек, чистоговорок и скороговорок ;
Пальчиковая гимнастика;
Загадывание и отгадывание загадок;
Работа над этюдами;
Имитация движений и звукоподражание.
Учитывая требования ФГТ, использую интеграцию театрально-игровой деятельности в образовательные области.
Подготовительный этап длиться на протяжении длительного времени перед, в процессе и после постановки.
Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.
Игры - драматизации
Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.
Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации
Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей
Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого
Подвижные речевые игры с персонажами сказок
Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия.
Интеграция в художественно-эстетическую область развития: рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография, рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т. д. Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку.
Интеграция с познавательной областью развития: конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «Лего» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние (например: волшебный мешочек)
Интеграция с коммуникативной областью – чтение художественной литературы.
Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.
Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, опробование ролей. Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.
Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:
Выразительное чтение литературного произведения
Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные)
Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).
Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.)
Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль
Распределение ролей
Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки
Работа над ролью
составление словесного портрета героя
фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр
сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя
работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста
- работа над речью
работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации
- работа над характером роли
- работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли
Третий этап посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т. д. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.
Заключительный этап. Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.
Из практики работы сделала вывод, что любая задача любого занятия решается детьми легче и проще, быстрее, если её обыграют. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведения занятий. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны, и следовательно, не играют особой роли в его развитии. Например: знакомя детей с представлением деления предмета на равные части по математике можно очень много времени потратить на объяснения этого процесса, а можно просто разыграть сценку деления сыра лисой из сказки о двух медвежатах. Причем разыграть в лицах, на сцене. В итоге результат получается эффективнее и знания гораздо прочнее. Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.
При обучении детей средствам речевой выразительности, использую, знакомые и любимые сказки, которые представляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться выразительными средствами в сочетании (речь, напев, мимика, движения)
Но не сразу и не каждый ребёнок согласен был выступать в той или иной роли какого-либо персонажа. И чтобы развить у детей уверенность в себе и социальные навыки поведения старалась строить работу так, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли.
Для этого в группе созданы благоприятные условия:
Имеется уголок театрализованной деятельности. В нём широко представлены:
- различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, театр игрушки, плоскостной театр)
- реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (различные ширмы, набор кукол, элементы костюмов, маски, игровой реквизит)
Также в группе есть книжный уголок, музыкальный центр.
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями воспитанников. Стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие родители изготавливают вместе с детьми костюмы, помогают в заучивании текстов, ролей. Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы. Одной интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлений в качестве актеров и в совместно – проектной деятельности «Театр и семья». Целью, которой является объединить детсад и семью в единый коллектив, а так же развить интерес к театру. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации ввиду консультаций. Всё это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное - учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Со слов детей узнали, что во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Делимся своим опытом с коллегами.
Переспективу работы вижу в том, чтобы сформировать у детей чувство причастности к театру, как виду большого искусства. В том, чтобы от возраста к возрасту у ребёнка увеличивался объём представлений, знаний изобразительных умений через своё понимание мир, свой личный опыт, через своё «Я». Чтобы познанное ребёнком творчески трансформировалось и приобретало свой колорит, свои особенности, индивидуальность и способствовало развитию его духовности. Через несколько лет наши дети вырастут, станут взрослыми полноценными жителями России. Искорки творческого мастерства, заложенные в детстве, могут разгореться в настоящий взрослый интерес к творчеству.
Приобщая детей к театральному искусству, стремлюсь воспитывать у них художественный вкус, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе, сделает жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества.
Источник:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
4. Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
5. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
6. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
7. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевой творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности
Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Типовая программа определяет задачи развития языка и речевой деятельности дошкольника как умение формировать ...
Консультация для педагогов: «Театральная деятельность как одно из средств развития творческой активности дошкольников»
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем ...
развитие творческой активности дошкольников средствами искусства
Интеграция музейной педагогики в образовательную систему ДОУ помогает приобщению детей к миру прекрасного, обогащает их мировосприятие красотой и лиризмом музыки, живописных и поэтических произведений...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
Данная методическая разработка будет полезна воспитателям, музыкальным руководителям при проведении интегрированных занятий по Музейной педагогике....
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАНО - ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагогический проект...
Доклад "Развитие познавательной активности дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности."
Развитие познавательной активности дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности....
Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство развития творческой активности дошкольников"
Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство творческой активности дошкольников"...