Развитие познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность
материал по окружающему миру
ФГОС ДО требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А поисковая деятельность и экспериментирование способствуют становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, формированию у детей познавательного интереса, развивают наблюдательность и мыслительную деятельность. Экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_soveshchanii_pri_direktore.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательной активности дошкольников
через поисково-исследовательскую деятельность»
(доклад на совещании при директоре из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Долгицкой Аллы Борисовны).
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. ФГОС ДО требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А поисковая деятельность и экспериментирование способствуют становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, формированию у детей познавательного интереса, развивают наблюдательность и мыслительную деятельность. Экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
Этот вид детской деятельности включен в рабочие программы. Он входит в образовательную область Познание. Перспективный план «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» составлен с учетом проведения 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.
Цель: Развитие познавательной активности дошкольников через поисковую и экспериментальную деятельность.
Исходя из цели мной были поставлены задачи:
1. Развивать познавательный интерес в процессе поисковой деятельности.
2. Формировать диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
3. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей).
5. Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость.
Работу по теме провожу в следующих направлениях:
- Создание условий для поисковой и экспериментальной деятельности
- Работа с детьми .
- Работа с родителями.
При реализации ФГОС ДО по ознакомлению с окружающим миром на первый план выступает исследовательская деятельность, собственная активность дошкольника.
Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.
Развитие поисковой деятельности проходит в несколько этапов:
1 этап характеризуется проявлением любопытства.
II этап –восприятие окружающего мира у дошкольников характеризуется резким увеличением его осмысленности
III этап в познании дошкольником окружающего мира-это развитие наглядно-образного мышления и воображения
IV этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности
V этап Доминирующим мотивом выступает познавательный, а не практический.
В группе создана предметно-пространственная развивающая среда для развития экспериментальной деятельности:
-есть наборы инструментов и материалов из серии «Юный исследователь» для экспериментов с магнитом, водой и воздухом.
- - природные материалы: песок, камни, образцы древесины, листья, зёрна;
- приборы: магниты, увеличительные линзы, линейки, весы, микроскоп, термометр, лампы;
- - интерактивные пособия, игры прилагаемые к Connekt проектору;
- сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;
- медицинские материалы: латексные перчатки, пинцет, одноразовые шприцы без иглы, ватные диски, марля и бинт;
- вещества: соль, сахар, пищевые красители, мука;
- фартуки,
- листки наблюдений для фиксирования результатов экспериментирования.
- -картотека опытов;
- - книги для познавательного развития, энциклопедии для дошкольников.
Эти нехитрые приспособления позволяют наглядно показать свойства веществ, материалов и предметов Они безопасны для самостоятельного использования детьми. В уголке экспериментирования в свободном доступе находится лишь часть материалов – лупы, зеркала, линейки, наборы бумаги разной фактуры, ткани. Т.е. те предметы-помощники и материалы, которыми дети могут воспользоваться в самостоятельной деятельности, безопасно для своего здоровья и окружающих детей. Постепенно приучаю малышей самостоятельно использовать оборудование, соблюдать безопасность и тд. Так, чтобы к окончанию дошкольного детства большинство ребят могли самостоятельно пользоваться оборудованием уголка экспериментирования для проведения поисковой или опытнической деятельности.
В школе имеется интерактивная песочница. Это комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами. Здесь можно построить свой собственный подводный или сказочный мир. Дети учатся преобразовывать окружающую действительность для решения проблемной ситуации. Например, что сделать, чтобы рыбка попала из озера в море? Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного общества. Современный процесс информатизации также затрагивает и дошкольные образовательные учреждения. Сегодня предъявляются новые требования к образованию детей дошкольного возраста через внедрение таких подходов, которые способствуют не замене традиционных средств дидактики, а расширению их возможностей. Малыши изучают географию, строение земли, фигуры, учатся ориентироваться в пространстве, развивают память и логику.
Мы с детьми посещаем ее 1 раз в неделю и в те дни, когда из-за погодных условий прогулка на улице отменяется. Развивающие игры в песочнице позволяют развить познавательные, сенсорные способности детей, мелкую моторику, особенно это касается ребят, имеющих нарушения в опорно-двигательном аппарате. Так как действия с песком не доставляют дискомфорта, не требуют физических усилий.
Также на территории прогулочного участка имеется метеостанция для наблюдения за неживой природой (облаками, ветром, солнцем, осадками) и проведения опытов. Наблюдения в метеостанции способствуют развитию у детей навыков исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать. Оборудование площадки позволяет наблюдать за небом и облачностью, с помощью ветромера давать относительную оценку силы ветра, измерять количество осадков с помощью дождемера или снегомера. Благодаря тому, что в метеостанции имеется стол, есть возможность проведения наглядных опытов с водой, снегом и т.д.
6 слайд Основные формы работы с детьми.
7 слайд Методы и приемы работы с детьми представлены на слайде
На протяжении ряда лет активно и успешно использую метод проектов. Проектная деятельность используется в практике дошкольного образования давно, но именно ФГОС предписывает использовать ее для развития познавательных навыков детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Работа над проектами помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои рассказы. Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями.
8 слайд Проект «Спорт-ты мир!»
Нами были реализованы групповые проекты:
- «О, спорт-ты мир» (в ходе проекта дети получили представления о зимних видах спорта, обогатили активный и пассивный словарь, участвовали в соревнованиях, посетили с экскурсией спортивный комплекс Триумф, с родителями посещали базы отдыха для совместного спортивного досуга. Продуктом проекта явилась книга «Олимпиада- 2014» и книжки самоделки про спорт, которые дети совместно с родителями презентовали на собрании)
9 слайд Проект «Сундучок со сказками»
- «Сундучок со сказками» (в течение года мы знакомили детей с русскими народными сказками. Мы делали инсценировки, рисовали, лепили, делали декорации для настольного театра, организовывали выставки, посещали театр Барабашка, совместно с родителями. Масштабно прошла презентация проекта. Все семьи приняли участие. Кто-то показывал сказки, кто-то сделал книгу, кто-то провел викторину на знание героев сказок)
10 слайд Проект «Несколько страниц про зверей и птиц».
- «Несколько страниц про зверей и птиц». (мы выбрали данную тему в год Литературы, т.к. наши воспитанники находились на пороге школьной жизни. В партнерстве с библиотеками №2 и № 14 мы знакомили детей с произведениями разных авторов о животных. На родительское собрание приглашали библиотекаря, она представила вниманию родителей рекомендации по подбору книг, организовала выставку иллюстрированных произведений Чарушина и Бианки. После изучения «Что ни страница, то слон, то львица!» В.Маяковского дети очень заинтересовались животными Африки, и на занятии по ознакомлению с окружающим миром я использовала исследовательский метод, чтобы на практике показать детям особенности строения тела верблюда.
11 слайд видео «Проект Животные Африки»
В конце года, на презентации семейных проектов, мы встретили живой отклик на нашу работу. Варианты семейного творчества отличались разнообразием и серьезным подходом).
12 слайд Индивидуальные проекты
Помимо групповых, я организовывала индивидуальные проекты – «Бездомные коты» (поводом для него послужил случай. Утром Олег пришел и стал эмоционально рассказывать, что возле их дома вечером он встретил кота. Кот был голодным. Мальчик с мамой купили в магазине колбасы и накормили кота. А утром кот снова ждал их возле подъезда. В результате краткосрочного проекта мальчик расширил свои представления о домашних животных,
13 слайд Акция
поучаствовал в благотворительной акции по сбору корма для бездомных животных, приобрел опыт ответственного отношения к питомцам).
14 слайд Выходной вместе с мамой
Проект «Выходной вместе с мамой» родился вследствие активности мамы Полины. И стал своеобразным вектором дальнейшего развития их семейного досуга
Из опыта могу сделать вывод что участие детей в проектной деятельности позволяет к концу дошкольного возраста достичь таких целевых ориентиров, как любознательность, интерес причинно-следственными связями, желание самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Приходится признать тот факт, что уровень развития этого набора детей ниже, чем предыдущий выпуск. Поэтому в развитии поисковой деятельности в общем и в экспериментальной, проектной в частности, мы движемся небольшими шагами. Но положительная динамика все равно есть.
В данный момент мы реализуем проект «Моя любимая игрушка». Работа над ним началась в мае прошлого учебного года. В течении этого года мы настраивали родителей, знакомили их с самим понятием «проект», помогали с выбором темы и объекта проектов. Презентация проектов будет проходить в форме музыкально-литературной гостиной с привлечением музыкального руководителя.
15 слайд Разные виды деятельности, в которых можно использовать элементы поисковой деятельности.
Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятие детьми познавательной задачи.
Я это делаю в разных видах деятельности, например в начале занятия, как мотивационный момент. «Ребята, кукла Катя хочет пойти с нами на прогулку. Посмотрите на нее, можно ей так идти? (почему нет? Какое время года? Что надо сделать?) и т.д. В игровой деятельности, как проблемная ситуация (Будем играть в магазин. Но у нас нет денег? Что делать? Из чего можно сделать деньги? Нарезать из бумаги, использовать круглые фишки от настольной игры. В ходе продуктивной деятельности- надо нарисовать апельсин, а у нас нет оранжевого цвета. Конструктивной деятельности – какое здание будет устойчивее – высокое или низкое?
Важно отметить, что необходимо учитывать каждое предположение детей; если они не выдвигают идей, тогда это делаю я сама.
16 слайд фиксация выводов
Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов и их фиксация. К самостоятельному формулированию выводов детей необходимо побуждать. Так в младшем дошкольном возрасте выводы воспитатель озвучивает сам, а к 4 и 5 году обучения при планомерной систематической работе некоторые дети самостоятельно их формулируют. На данном этапе развития детей выводы фиксирую я сама пиктограммами, условными знаками.
17 слайд Опыт как снег в воду превратился.
Опыты, моделирование, целенаправленное наблюдение могут быть использованы для решения познавательных задач на установление причин природных явлений, связей и отношений.
Например, весной на прогулке днем обращаю внимание детей на то, что с сосулек капает вода. Предлагаю детям догадаться почему. А вечером обращаю их внимание на те же сосульки, и спрашиваю, почему нет капели. Своими вопросами направляю их на правильные высказывания. Дети (некоторые) догадываются, что причиной стало похолодание, отсутствие солнца.
18 слайд Опыт «Цветной лед»
Организуя экспериментальную деятельность, я имею возможность помочь детям усвоить не только общие закономерности природных явлений, но и видеть их конкретные проявления.
19 слайд Правила безопасного поведения»
При организации опытов или экспериментов я уделяю большое внимание соблюдению правил безопасности детьми.
Объясняю правила проведения опытов с опорой на плакат, и повторяем их каждый раз перед экспериментированием.
Требования к безопасной организации экспериментальной деятельности:
Во-первых, все опыты должны быть безопасными для детей и представлять то или иное явление окружающего мира наглядно и ярко.
Во-вторых, хорошо продумана организация опыта и прежде всего участие дошкольников. Для этого заранее даю детям инструкцию, знакомлю с последовательностью всех действий.
Пробуждение детской пытливости и любознательности-это основная задача в младшем и среднем дошкольном возрасте.
20 слайд видео Игры эксперименты
21 слайд Видео «Окрасим листья капусты»
Участие детей в опытах строится от простого к сложному. Например, сначала дети экспериментируют с плавучестью предметов «тонет-не тонет», а на следующем занятии выбирают материал (деревянные палочки от мороженного или металлические пластины от конструктора) для того, чтобы построить плот для зайчика и отправить его плавать.
22 слайд «Свойства бумаги!»
Или сначала мы знакомим детей со свойствами бумаги (рвется, мнется, звучит-шуршит, а на последующих занятиях знакомим с практическим предназначением бумаги, исходя из ее свойств – учим складывать веер, чтобы обмахиваться в жару (свойство – мнется и складывается), использовать салфетки, чтобы вытереть разлившуюся воду (свойство-вода намокает), делаем бумажные самолетики и даем детям поиграть (свойство-бумага легкая, ее можно сдуть).
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Мой опыт показал, что поисковая и экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводили консультацию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей дома»; мастер-класс для родителей в рамках Дня открытых дверей на тему «Занимательные игры из подручных материалов», консультации «Лаборатория чудес на кухне», «Опыты- это интересно», «Как развить любознательность» целью которых было рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра является ведущим видом деятельности дошкольников, повысить компетентность родителей в вопросах развития поисковой деятельности детей. Ну и конечно же активное вовлечение семей в проектную деятельность.
Можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности, так как обеспечивают наиболее высокую степень активности и самостоятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей посредством театрализованной деятельности
Театрализованные игры - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя....
Развитие познавательной активности дошкольника в исследовательской деятельности и играх - экспериментах
Представлены педагогические советы по развитию познавательной активности детей....
Развитие познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:o Как я это делаю?o Почему я это делаю именно так, а не иначе?o...
Выступление из опыта работы на МО на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности».
В современном мире свою актуальность имеет развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, так как на каждом возрастном этапе ребенок неизбежно сталкивается с чем-то новым, и когда ма...
Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы, внесённй в районный банк данных....
Консультация для родителей "Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности"
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...
Выступление на педсовете. Доклад "Развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектный метод"
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему помогают взрослые. Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информ...