Семинар-практикум для педагогов «Освоение организации проектной деятельности детьми»
материал ( группа) по теме
Практический материал для педагогов ДОУ по ознакомлению с проектной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum.docx | 41.18 КБ |
prezentatsiya_proekta.pptx | 955.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район
Семинар-практикум для педагогов
«Освоение организации проектной деятельности детьми»
Воспитатель
Дулова Татьяна Витальевна
станица Выселки
2016 год
Цель: формирование мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовательной деятельности с детьми, родителями.
Задачи:
- Дать краткий анализ теоретическим основам метода проектов.
- Систематизировать представления педагогов о правильной организации проекта с ребёнком – дошкольником.
- Познакомить с организацией проектной деятельности в группах ДОУ (презентация проектной деятельности)
- Оказать практическую помощь в разработке плана-схемы проекта.
Участники семинара: педагоги дошкольного образовательного учреждения.
Ход семинара – практикума:
1 часть. Организационная.
Уважаемые коллеги! Я приглашаю вас совершить космическое путешествие, на планету "Проект». Уважаемые космонавты, прошу вас, используя «телепатические» способности выбрать космического напарника. ( Тренинговое упражнение «Молчанка». Встать в круг и найти глазами глаза будущего партнера по семинару. Подойти друг к другу.)
*Данная игра позволит быстро сформировать социально активные подгруппы .
Команды готовы - создаем космолеты. ( Каждой паре выдается листок бумаги и 1 карандаш. Задача участников молча нарисовать рисунок при помощи 1 пишущего средства. На это отводится 2 минуты).
*Данная игра развивает чувство делового сотрудничества в участниках.
2 часть. Теоретическая .
Перед запуском на орбиту необходимо пройти инструктаж.
Сегодня инструктаж проводит космонавт высшей квалификационной категории: Дулова Татьяна Витальевна.
«Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от воспитателя изменения подходов к осуществлению образовательной деятельности. В настоящее время воспитателю необходимо развивать качественные стороны личности ребенка. Обучение детей носит комплексно – тематический характер, основой которого является событийность окружающей действительности. Однако для реализации образовательного процесса необходимо соблюсти основные требования: нельзя увеличивать образовательную нагрузку на детей, чтобы не навредить детскому здоровью. Но как же тогда спланировать тематическую деятельность, которая содержит в себе разноплановые направления образования?
Для реализации данной проблемы существует метод проектов.
Основной особенностью данного метода является возможность интеграции содержания разных областей в единое целое.
Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.
Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель в ООД познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, в ООД художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план схему проекта мероприятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта, открытое мероприятие.
(Слайд №1)
Государство ставит перед нами задачу, подготовить совершенно новое поколение: любознательное, активное. Дошкольное учреждение, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Использование инновационных технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
(Слайд №2)
Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952) .
По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться "на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями".
(Слайд №3)
Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
(Слайд №4)
Данный метод интересен и полезен не только детям, но и самим педагогам, т. к. он даёт возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя партнёром детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания интересным, привлекательным и творческим. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а так же заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
(Слайд №5)
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
(Слайд №6)
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
(Слайд №7)
Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
учет интересов ребенка;
деятельность без принуждения;
тематика (проблема) адекватна возрасту;
предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
совместное со взрослыми достижение цели.
(Слайд №8)
Проекты классифицируются по разным признакам:
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
(Слайд №9)
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: исследовательско - творческие, ролево - игровые, информационно – практико-ориентированные, творческие.
(Слайд №10)
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
(Слайд №11)
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
(Слайд №12)
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
(Слайд №13)
творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
(Слайд №14)
Процесс проектирования состоит из нескольких этапов.
Этапы проекта:
постановка цели;
разработка проекта (разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта);
выполнение проекта (практическая часть);
подведение итогов (презентация по деятельности конкретного проекта).
(Слайд №15)
Продолжительность проекта:
краткосрочные (несколько занятий, 1-4 недели);
среднесрочные (до 1 месяца);
долгосрочные (до 1года).
(Слайд №16)
Механизм проектирования
Воспитатель- организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта, при этом - партнер и помощник ребёнка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребёнок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать своё мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно - развивающего пространства группы. В группе помещают предметы, книги, энциклопедии, доступные для их понимания.
(Слайд №17)
Технология проектирования, включённая в организационную систему ДОУ, становится инструментом развития, саморазвития ребёнка, его познавательных и творческих способностей, является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Реализуя данный метод в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов. Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен знать своё место в системе дошкольного образования.
В качестве образца предлагаю проект «Космос – это интересно» разработан способом «Модель трех вопросов»
Цель проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: 1 -12 апреля
Предполагаемые результаты
- Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
- Повышение уровня мотивации к занятиям.
- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Дети должны знать и называть:
- Наша планета – Земля
- Другие планеты нашей Солнечной системы
- Первые живые существа в космосе – собаки
- Имя первого космонавта – Юрий Гагарин
- Название спутника Земли – Луна
- На чем люди летают и работают в космосе – ракета, космический корабль.
План мероприятий в рамках проекта.
№ | Мероприятия | Ответственные | Сроки |
Подготовительный этап | |||
1. | беседа с детьми и родителями о предстоящей теме работы. | Педагог, родители | апрель |
2. | Подбор литературы о космосе и космонавтах. | Педагог, родители | апрель |
3. | Подбор фотографий с изображением космических кораблей, космонавтов. | Педагог, родители | апрель |
4. | Подбор методической литературы. | Педагог | апрель |
Основной этап | |||
5. | Беседа «12 апреля – день космонавтики» | Педагог, дети | апрель |
6. | Разучивание стихотворений о покорителях космоса. | Педагог, дети. | апрель |
7. | Загадывание и отгадывание загадок. | Педагог, дети. | На протяжении реализации проекта |
8. | Подготовка и просмотр презентации «Утро космической эры» | Педагог, родители, дети. | На протяжении реализации проекта |
9. | ООД «Юрий Гагарин – первый в мире космонавт» | Педагог, дети. | апрель |
Заключительный этап | |||
10. | Выставка рисунков «космические дали». | Педагог, дети. | апрель |
11. | Оформление выставки «Космические корабли». | Родители, дети. | апрель |
14. | Презентация проекта. | Педагог, дети. | апрель |
3 часть. Практическая: «Парад планет»
А сейчас я предлагаю космическим командам выбрать, на какую планету нашей педагогической галактики вы полетите. Для этого нужно разработать проект работы с детьми и родителями по путешествию на выбранную планету.
Возрастная группа выбирается по желанию.
Способ разработки проекта – модель трех вопросов.
(Каждая подгруппа выбирает для себя конверт с заданиями. Предлагаемые темы: Здоровье будущих космонавтов; Музей космоса; Космическая почта.)
- первое творческое задание командам:
1. «Выбор темы проекта. Нужно «переименовать» рабочую тему с использованием деятельностного подхода.
Разработка примерного плана работы воспитателя над проектом». Памятка №1.
2.Формулирование цели проекта ( «погружение в проект»).
Памятка №2
3. Разработка проекта способом «Модель трех вопросов»
Памятка №3
(для работы понадобятся магнитные передвижные доски, маркеры).
4.Подготовка презентации проекта по плану. Памятка №4.
Время на выполнение задания 15-20 мин.
- второе творческое задание командам:
Уважаемые космические путешественники! Из нашего Центра управления полетов видно как сияют необычные планеты! Пригласите нас к себе в гости!
Презентация своего проекта
После презентации педагогами продукта своей деятельности, другими группами даются советы воспитателям по работе.
4 часть. Рефлексия: Уважаемые открыватели новых планет! Посмотрите, как засияло СОЛНЦЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСПЕХОВ! Как вы думаете, почему?
Тренинговое упражнение «Солнце светит МНЕ потому, что...»
На доске изображен круг (солнце без лучей). Задача каждого участника семинара назвать, что нового для себя он освоил (узнал, приобрел…) на семинаре и нарисовать мелом (маркером) солнечный луч; по второму кругу назвать, что еще бы хотел узнать (научиться, освоить..). Участник говорит: «Солнце светит мне потому, что сегодня я ….». Игру стоит продолжать до тех пор, пока сохраняется оживление и интерес группы.
*Данная игра позволит выявить эффективность семинара практикума затруднения педагогов
Памятка №1 для воспитателя по выбору темы проекта.
- В младших группах выбор темы проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
- В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
Памятка №2 для воспитателя по выбору цели проекта:
- в младших группах - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом, родителями) ;
- для старших групп – это развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Памятка №3 по разработке проекта с использованием
способа
«Модель трех вопросов»
Что мы знаем | Первый этап выявления известных детям фактов и сведений. Воспитатель под рубрикой «Известно» фиксирует высказывания каждого ребёнка, подписывая под ним имя автора высказывания. |
Что мы хотим узнать | Воспитатель записывает идеи и факты, о которых им было бы интересно узнать. Из полученной информации создают карту проекта, где показана взаимосвязь дополняющих друг друга тем. |
Что мы узнали | Третий этап - на котором происходит совместное исследование проекта тема за темой, день за днём. Ежедневно во время утренней встречи или утреннего круга воспитатель спрашивает детей о том, что они вчера узнали. Что им запомнилось и понравилось. Однако окончательное заполнение рубрики произойдёт только после завершения темы или блока. Окончание проекта происходит в процессе итогового мероприятия (выпуск газеты, развлечение, …) на котором выявляется новая ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕМА НОВОГО ПРОЕКТА. |
Памятка № 4 по подготовке презентации проекта
-Название проекта.
-Цель и задачи. Под целью понимается конечный результат. Под задачами – способы реализации и достижения результата.
-Возраст детей, для которых он предназначен.
-Погружение в проект с помощью технологии
-Разработка схемы проекта. Презентация проекта.
-Возможные результаты. Ожидания.
-Перспектива проекта
Литература:
- Материалы семинара – практикуму для начинающих воспитателей МБДОУ «Проекты, как форма интеграции содержания образовательной деятельности с детьми в детском саду» А.Г.Фунтовой.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным образовательным учреждением .№4, 2004
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.
- Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.
- Интернет- ресурсы: zagadki-pro-kosmos-dlya-detej ; doshvozrast.ru ; smayls.ru/animashki-kosmos.html ; nsportal.
1. Выбор темы проекта. Нужно «переименовать» рабочую тему с использованием деятельностного подхода.
Разработка примерного плана работы воспитателя над проектом». Памятка №1.
2.Формулирование цели проекта ( «погружение в проект»).
Памятка №2
3. Разработка проекта способом «Модель трех вопросов»
Памятка №3
4.Подготовка презентации проекта по плану. Памятка №4.
СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ:
- Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно – пространственную развивающую среду.
- Создавать игровую мотивацию. Опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта. Поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком. Используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта. Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом. Создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Литература:
1. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2009. - 202 с. : ил.
2. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
3. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова – М. : Айрис-пресс, 2008. –208 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952). По мнению Д.Дьюи , обучение должно строиться "на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями".
Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Данный метод интересен и полезен не только детям, но и самим педагогам, т.к. он даёт возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя партнёром детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания интересным, привлекательным и творческим.
развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Основная цель проектного метода в ДОУ -
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков. Общие задачи развития (специфичные для каждого возраста):
Д етское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия: учет интересов ребенка деятельность без принуждения тематика (проблема) адекватна возрасту предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы совместное со взрослыми достижение цели
Проекты классифицируются по разным признакам: по тематике по составу участников по целевой установке по срокам реализации
Виды проектов творческие ролево - игровые исследовательско - творческие информационно – практико-ориентированные
Исследова - тельско - творческие проекты Дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
Ролево - игровые проекты Ролево - игровые с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы.
Информационно - практико - ориентированные проекты Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
Творческие проекты Оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя».
Э т а п ы п р о е к т а Постановка цели Разработка проекта (разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта) Выполнение проекта (практическая часть) Подведение итогов (презентация по деятельности конкретного проекта)
Продолжительность проекта краткосрочные (1-4 недели) среднесрочные(до 1 месяца) Долгосрочные (до 1 года)
Организатор детской продуктивной деятельности Источник информации Консультант Эксперт Партнёр Помощник Основной руководитель проекта Механизм проектирования
Т ехнология проектирования, включённая в организационную систему ДОУ, становится инструментом развития, саморазвития ребёнка, его познавательных и творческих способностей, является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Реализуя данный метод в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов. Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен знать своё место в системе дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар - практикум "Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"
" Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"...
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Осуществление проектной деятельности с детьми в ДОУ»
Семинар-практикум для педагогов...
Семинар-практикум «Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых»
Сценарий семинара - практикума для педагогов ДОУ ....
«Семинар-практикум для родителей раннего возраста Организация игровой деятельности в семье процессе адаптации к ДОУ»
Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей в вопросах адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....
Семинар-практикум Рекомендации педагога-психолога по организации работы с детьми с ОВЗ
Семинар-практикум для педагогов ДОО. Разработан с целью повышения психологической компетентности педагогов сдетьми с ОВЗ....
Семинар-практикум «Использование технологии сотрудничества в организации совместной деятельности с детьми» для педагогов ДОУ
Семинар-практикум «Использование технологии сотрудничества в организации совместной деятельности с детьми» для педагогов ДОУ...