Совместная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста «Русский колокольчик»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МДОУ д/с № 4 «Буратино»
Совместная деятельность музыкального руководителя
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Русский колокольчик»
Музыкальные руководители: Демагина Е.В.
г. Тутаев
2014
Задачи приоритетной образовательной области:
- «Художественно-эстетическое развитие»: приобщение к музыкальному искусству; воспитание интереса к музыкальной деятельности; развитие эстетических чувств детей; художественного восприятия образных представлений, воображения, фантазии; обогащение музыкальных впечатлений детей; формирование музыкального вкуса; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыки; развитие музыкальных способностей; развитие детского музыкального творчества; удовлетворение потребности в самовыражении.
Задачи образовательных областей в интеграции:
- «Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, социально-эмоционального интеллекта, развитие эмоциональной отзывчивости, сорадости, сопереживания.
- «Познавательное развитие»: развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, элементарных музыкальных представлений;
музыкально - сенсорное развитие, развитие восприятия, внимания, памяти.
- «Речевое развитие»: владение речью, как средством общения и культуры, обогащение словаря, развитие связной речи.
- «Физическое развитие»: обогащение двигательного опыта детей, развитие координации движений в танцевально-игровой деятельности.
Предпосылки учебной деятельности:
умение внимательно слушать музыкальное произведение до конца, эмоционально откликаться на выраженные в музыке чувства и настроения, умение определять характер и настроение музыкальных произведений, выделять отдельные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, тембр;
умение слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; умение различать звучание колокольчиков по тембру; петь без напряжения лёгким звуком с сопровождением и без него; произносить отчётливо слова, правильно передавать мелодию; умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении музыкальный образ; умение действовать самостоятельно, активно в различных видах музыкальной исполнительской деятельности; играть на ДМИ в ансамбле; умение общаться и взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми.
Оборудование:
экран, проектор, музыкальный центр, фортепиано, колокольчики (валдайский, серебряный, глиняный, деревянный, хрустальный, фарфоровый), диатонические и серебряные по количеству детей, бубенцы, металлофоны, дуга с колокольчиками, портреты композиторов.
Музыкальный материал:
Этюд-импровизация «Козлик» (весёлая, тревожная музыка);
Музыкально-дидактическая игра «Узнай колокольчик по голосу». «Колокольцы-бубенцы» , Журнал «Музыкальный руководитель» № 3, 2014;
В. Моцарт «Колокольчики звенят», П. Чайковский «Фея серебра»;
Попевка «Бубенчики», муз. Е Тиличеевой. «Развитие музыкальных способностей детей» М.А Михайлова;
«Во кузнице» р.н.п.;
П. Чайковский «На тройке»;
«Игра со звоночками», муз. Ю. Ражавской. «Музыка и движение» (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет).
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание НОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Дети заходят в зал под музыку. Музыкальный руководитель здоровается с детьми. Муз. рук-ль: - Ребята, я рада вас всех видеть. А вы хотите узнать, что мы сегодня будем делать? Сегодня я хочу вам рассказать об одном удивительном старинном предмете и его голосе. А что это за предмет, отгадайте? (загадывает загадку) « Язык есть, речей нет, вести подаёт» ( если дети не отгадали загадку, предлагает «волшебный мешочек», в котором дети наощупь определяют предмет – колокольчик, достают). Муз. рук-ль. - Именно о нём я хочу вам сегодня рассказать. Но сначала я хочу узнать, что вы любите делать в детском саду больше всего? Ответы детей. Муз. рук-ль: - Я тоже хочу с вами поиграть в игру «Козлики». Этюд-импровизация «Козлики» Муз. рук-ль: - Под весёлую музыку «козлики» веселятся, прыгают по травке, бодаются рожками. Но козлят подстерегают опасности, если в музыке вы услышите тревогу – остановитесь и замрите. Муз. рук-ль: - Прыгал козлик на лугу, по цветочкам прямо (звучит весёлая музыка, дети изображают весёлых козлят). Вдруг он замер на бегу, он ушёл от мамы. Ой, ой, ой-ой-ой, потерял он маму. (дети замирают). Муз. рук-ль: - Ребята, почему вы замерли. Ответы детей. Муз. рук-ль: - Что делать? Мы можем как-то помочь козлёнку? (педагог комментирует предложенные детьми ответы и подводит их к выводу, что нужно позвонить в колокольчик). Муз. рук-ль: - Правильно, нужно позвонить в колокольчик. Так раньше и делали: при выпасе скота вешали на шею животных колокольчик. По резкому, далеко слышному звучанию колокольчика можно было отыскать корову, лошадь, козочку (за экраном раздаётся звук колокольчика). Муз. рук-ль: - Слышите, наш козлёнок где-то рядом (на экране слайд с изображением козы с козлёнком, на шее у них колокольчик) - Вот и нашёлся наш козлёнок! | «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | Беседа Этюд-импро-визация | Слово, колоколь-чик Образ, движение под музыку | Развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками;
развитие познавательного интереса; формирование познавательной мотивации Развитие воображения, фантазии и творческой активности, эмоциональной отзывчивости | Проявляет инициативу и самостоятельность в общении, познавательно-исследовательской деятельности. Проявляет инициативу и самостоятельность в музыкально-ритмической творческой деятельности, передаёт в движении игровой образ в соответствии с характером музыки. |
Основная часть (содержательный этап)
Муз. рук-ль: - Ребята, вспомните, где вы слышали ещё звучание колокольчиков? (ответы детей) (на экране изображение оркестра с колокольчиками, скоморохов, звонницы, тройки лошадей с дугой). Муз. рук-ль: - Главное в колокольчике – его голос. Например, валдайский колокольчик, сделанный мастером литейных дел (показывает, звенит) и вылитый из металла, звучит пронзительно, очень звонко. А голосок его младшего брата серебряного колокольчика - звучит тише и ниже. Слепленный гончаром из глины колокольчик – гремит, звук его приглушённый (показывает, звенит). Деревянный колокольчик, сделанный плотником из дерева (показывает, звенит) – стучит. Хрустальный, колокольчик, вылитый из хрусталя, звучит нежно, переливается (показывает, звенит). А звук фарфорового колокольчика более глухой, но игривый (показывает, звенит). Мы с вами услышали, как звучат колокольчики из разных материалов и сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Колокольцы-бубенцы» (Узнай колокольчик по голосу). Музыкально-дидактическая игра «Колокольцы- бубенцы» (Журнал «Музыкальный руководитель», № 3, 2014). Муз. рук-ль. - Мы с вами узнали, что звук колокольчика зависит от материала, из которого он изготовлен, и от размера. Муз. рук-ль: - А сейчас я вам расскажу о поддужных колокольчиках, которые подвешивали под дугой русской тройки (на экране изображение дуги с колокольчиками). Когда на Руси не было железных дорог – люди передвигались на лошади или тройке лошадей, запряженной в сани или повозку ( на экране изображение тройки лошадей с колокольчиками). Почтовой тройке должны были все уступать дорогу и чтобы её было слышно издалека, и кому-то пришла в голову идея повесить под дугой колокольчик. Поддужные колокольчики понравилась людям - ехать с ними веселей, да и слышно их далеко, а в непогоду со звенящими колокольчиками легче было не сбиться с дороги. Русский композитор П.И. Чайковский передал звон колокольчика под дугой мчащейся тройки в музыкальном произведении «На тройке» из цикла «Времена года». Муз. рук-ль: Тройка мчится, тройка скачет, Вьётся пыль из-под копыт. Колокольчик звонко плачет и хохочет, и визжит. По дороге голосисто раздаётся яркий звон, То вдали отбрякнет чисто, То застонет глухо он. (П. Вяземский) Слушание. П.И. Чайковский «На тройке». Ноябрь. Из цикла «Времена года». Муз.рук-ль: - В пьесе Чайковского «На тройке» композитор передаёт картину поздней осени, когда снег уже выпал и зима совсем близко. Уже можно прокатиться на тройке по первому пушистому снегу под звон переливчатых колокольчиков. Муз. рук-ль: - Ребята, а в какой части музыкальной пьесы вы услышали звон колокольчиков? Дети: Колокольчики слышны в середине и в конце. Муз. рук-ль: - Правильно. А какой характер средней части? (ответы детей – весёлый, игривый, радостный) Муз. рук-ль: - Да, музыка изящная, игривая, бойкая, радостная. А в конце музыкальной пьесы колокольчики уже не позвякивают, а заливаются вовсю – тройка помчалась. (повторное слушание) Муз. рук.-ль: - А вы хотите покататься на тройке с колокольчиками? Дети: Да! Динамическая пауза «Покатаемся на тройке с колокольчиками» Муз. рук-ль: - Ребята, а вы хотите узнать, как появился колокольчик? Сначала были деревянные и металлические пластины – билы, они находились там, где обычно собирались люди. (показ слайда) Когда люди слышали звук била – они спешили к этому месту. Среди предков колокольчиков были и бубенцы. (показывает бубенцы) Муз. рук-ль: - Какой формы бубенцы? Из какого материала сделаны? (Ответы детей) А звучат они по-разному. Послушайте. Попевка Т. Тиличеевой «Бубенчики» (Н.Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на ДМИ») Муз. рук-ль: - А ковали бубенцы уважаемые люди - кузнецы. (показ слайда) Они брали пластину металла, молоточек и стучали по наковальне. А чтобы дело спорилось, напевали свою любимую песню. Кто её узнает? (наигрывает мелодию р.н.п. «Во кузнице») Р.н.п. «Во кузнице» (Журнал «Музыкальный руководитель») (пение с сопровождением и без него, с игрой на металлофонах) Муз. рук-ль: - Хотите поиграть в оркестре? Я предлагаю вам колокольчики и бубенцы. Выбирайте, на каком музыкальном инструменте вы будете играть. Музицирование: В. Моцарт «Колокольчики звенят» или П. Чайковский «Фея серебра». | «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Коммуника-тивное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое», «Коммуника-тивное развитие» | Беседа Музыкально-дидакти-ческая игра Слушание музыкального произведения Пение Пение, игра на ДМИ Музици-рование | Слово Колокольчики с разным тембро вым звучани-ем Слово Движение под музыку Попевка Песня, металло-фоны Колокольчики, бубенцы | Формирование представлений о тембре Развитие тембрового слуха Развитие слухового восприятия, воспитание чувства красоты природы, музыки, поэзии. Эмоциональное развитие Развитие звуковысотно-го и ладотонального слуха Формирование певческих навыков, развитие памяти. Развитие ритмического слуха | Различает звучание колокольчиков (глухой, звонкий, стучащий, гремящий) Слушают музыкальное произведение до конца, эмоционально откликаются на характер муз. произведения, различают изобразитель-ность музыки, средства музыкальной выразительности. Активно взаимодействует со сверстниками. Различает звуки по высоте и характеру звучания Поёт выразительно, без напряжения, правильно передаёт мелодию, отчётливо произносит слова Активно взаимодействует со сверстниками, исполняет муз. пьесу в ансамбле |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Игра со звоночками, муз. Ю Рожавской (С.И. Бекина «Музыка и движение»,5-6 лет) Муз. рук-ль: - Ребята, давайте возьмёмся за руки и на счёт 3 поднимем руки вверх. На что похожа наша фигура? (ответы детей – на один большой колокольчик). 1,2,3 – колокольчик наш звени! На счёт 3 опустим руки вниз. Колокольчик затихает, руки все мы опускаем. Скажите, пожалуйста, что вам сегодня запомнилось? (ответы детей) Что понравилось больше всего? | «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» | Игра Общение, игра | Колоколь чики Движение | Обогащение двигательного опыта, развитие координации движения в игровой деятельности, Развитие быстроты реакции Формирование позитивных установок | Проявляет выдержку, волю, соблюдает правила игры Владеет устной речью, выражает свои мысли и желания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Если с другом вышел в путь"
Одним из направлений деятельности педагога-психолога с детьми является работа по формированию у воспитанников навыков общения, доброжелательных отношений, умений конструктивно разрешать конфликтные си...
Конспект совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста. Викторина "Мы друзья природы"
Викторина "Мы друзья природы" в виде соревнования двух команд, которая сопровождается музыкальными играми, централизованной инсценировкой и песнями....
Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Чувств».
В материале представлен конспект открытого занятия в сенсорной комнате...
Конспект совместной деятельности с родителями и детьми старшего дошкольного возраста "Профессии наших мам" (с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии нетрадиционной изобразительной деятельности
Занятие позволит уточнить знание детей о профессиях.Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий....
Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"
Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"...
Статья "Проектная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы музыкального руководителя)
Проектная деятельность музыкального руководителя в ДОУ...
« Русское чаепитие » итоговое мероприятие совместная образовательная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: ознакомление с русскими традициями, связанными с церемониалом чаепития, и народным фольклором. Задачи:...