ПРОГРАММА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
материал ( группа) на тему
ПРОГРАММА
РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сал «ЗЁРНЫШКО»
Нижегородская область Сосновский район д. Макасово
ПРОГРАММА
РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Рыбакова Ирина Венедиктовна
2015 год
Тема «Изучение и внедрение современных форм работы и технологий в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности».
Цель: изучение и внедрение в практику системы работы по развитию сенсорных способностей детей младшего возраста.
Задачи:
- Выявить актуальность и обосновать пути сенсорного развития детей раннего возраста при помощи использования современных технологий.
- Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт других участников образовательного процесса, занимающихся проблемой сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста с целью повышения собственного уровня знаний.
- Совершенствовать условия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, используя современные направления.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для сенсорного развития детей.
- Принимать участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе с целью пропаганды достижений.
Актуальность. На современном этапе развития человеческой цивилизации существенно меняются представления о процессе формирования человека, приоритетах его личностных качеств, жизненных установок и ценностей. К системе образования, через которую проходит практически все подрастающее поколение, предъявляются качественно иные, чем в прошлом, требования, в свете которых сложившаяся в индустриальную эпоху педагогическая парадигма все чаще выявляет свою неэффективность. Новые образовательные технологии — это разработка и общественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательных программ, рассчитанных на повышение эффективности образования и достижение государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями. Поиск новых форм и приемов обучения в наше время — явление не только закономерное, но и необходимое.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения между ними (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Значение сенсорного воспитания высоко оценивали видные представители дошкольной педагогики М. Монтессори, Е.И.Тихеева, Ф.Фребель. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе, и для последующей активной плодотворной трудовой деятельности. Значение сенсорного развития ребенка в его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие "сенсорная культура" вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться только правильно называть то или иное свойство. Усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве своеобразных "единиц измерения" при оценке свойств веществ. Педагогическими исследованиями (О.П. Гаврилушкиной, Т.А. Дорофеевой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Рудаковой и др.) и практическим опытом дошкольных образовательных учреждений доказана необходимость включения сенсорного развития дошкольников во все виды детской деятельности. Пути реализации и содержание задач сенсорного воспитания зависят от степени и характера нарушения зрения, возраста детей и уровня их развития, вида деятельности, от основных закономерностей и особенностей развития у детей с нарушением зрения сенсорных способностей, проявляющихся в восприятии дошкольниками предметов и их свойств.
Тема сенсорного развития детей раннего возраста актуальна для общества в целом, потому что в настоящее время проблема развития детей младшего дошкольного возраста все больше волнует психологов, педагогов, родителей. Это обусловило выбор темы самообразования.
Форма самообразования: индивидуальная.
Практический выход: семинар-практикум.
Форма отчета по проделанной работе: выступления на семинарах, участие в конкурсах.
Этапы проработки материала
Этап | Содержание деятельности | Сроки |
Информационно-аналитический | Изучение литературы по теме: Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003. Сост. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Смирнова Е.О., Ермолаева Т.В. Мещерякова С.Ю. «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей»- М.: Мозаика-Синтез, 2008г. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Коннова и др./ Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей- М.: Просвещение, 2006. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ Под ред. Н.Н Подъякова, В.Н Аванессовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2001. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета// Первые шаги: (модель воспитания детей раннего возраста) .- М.: Просвещение, 2002. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч». | В течение года |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на применение современных форм и технологий в процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Прогнозирование результатов. Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы). | В течение года |
Практический | Формы работы с детьми: - совместная работа с детьми; - индивидуальная работа; - самостоятельная деятельность детей. Методы и приёмы работы: - пальчиковые гимнастики; - изготовление дидактических игр, шнуровок; - использование нестандартного счетного материала; - использование нетрадиционных техник рисование; - лепка из пластилина и соленого теста; - игры с кубиками, конструкторами; - рисование с использованием шаблонов, трафаретов. Разработка комплекта занятий: 1. «Собери пирамидку». 2. «Разноцветное настроение». 3. «Веселое путешествие». 4. «Мишка в гостях у ребят». 5. «Подбери предметы похожего цвета». 6. «Чудесный мешочек». 7. «Большая и маленькая собачка». Изготовление дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста: «Из каких фигур состоит»; «Найди предмет такой же формы»; «Какая фигура лишняя»; «Самая длинная, самая короткая»; «Разноцветные кружки»» «В какую коробку»; «Дальше — ближе»; «Какого цвета предмет»; «Собери гирлянду»; «Уточним цвет»; Панно «Разноцветные пирамидки»; Оформление центра сенсорного развития; Взаимодействие с родителями: -Папка передвижка «Использование дидактических игр в развитии речи ребенка»; - Семинар «Учимся играя»; - Информация «Значение дидактической игры в жизни ребенка»; - Родительское собрание «Игра как средство развитие детей»; - Мастер класс: «В какие дидактические игры играть дома»; Составление методических рекомендаций по проведению занятий с детьми. | В течение года |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы: Участие в конкурсах федерального и муниципального уровня; Публикации на официальном сайте ДОУ; Консультативная помощь воспитателям и родителям, организация мастер-классов. | В течение года |
Внедренческий | Распространение опыта работы: Организация мастер-классов для коллег; Фотоотчѐты, выставки, информация на стендах; Доклады, сообщения на педсоветах; Творческий отчет; Создание наглядно-иллюстративного материала; Принимать участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе с целью пропаганды достижений. |
Источники самообразования:
Семинары и конференции;
Мастер-классы;
Телевидение;
Газеты, журналы;
Видео, аудио информация на различных носителях;
Платные курсы;
Мероприятия по обмену опытом;
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
Интернет.
Ожидаемые результаты:
- Подобрана и изучена психолого-педагогическая литература и опыт других участников образовательного процесса, занимающихся проблемой сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
- Усовершенствованы условия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, путем использования современных направлений.
- Усовершенствована предметно-развивающая среда группы для сенсорного развития детей.
Изучение выбранной темы поможет мне в организации сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Я научусь использовать современные формы и технологии в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...