ПРОГРАММА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
материал ( группа) на тему

Рыбакова Ирина Венедиктовна

ПРОГРАММА

РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сал «ЗЁРНЫШКО»

Нижегородская область Сосновский район д. Макасово

ПРОГРАММА

РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2015-2016 учебный год

Составитель:

Рыбакова Ирина Венедиктовна

2015 год

Тема «Изучение и внедрение современных форм работы и технологий в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности».

Цель: изучение и внедрение в практику системы работы по развитию сенсорных способностей детей младшего возраста.

Задачи:

- Выявить актуальность и обосновать пути сенсорного развития детей раннего возраста при помощи использования современных технологий.

- Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт других участников образовательного процесса, занимающихся проблемой сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста с целью повышения собственного уровня знаний.

- Совершенствовать условия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, используя современные направления.

- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для сенсорного развития детей.

- Принимать участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе с целью пропаганды достижений.

Актуальность. На современном этапе развития человеческой цивилизации существенно меняются представления о процессе формирования человека, приоритетах его личностных качеств, жизненных установок и ценностей. К системе образования, через которую проходит практически все подрастающее поколение, предъявляются качественно иные, чем в прошлом, требования, в свете которых сложившаяся в индустриальную эпоху педагогическая парадигма все чаще выявляет свою неэффективность. Новые образовательные технологии — это разработка и общественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательных программ, рассчитанных на повышение эффективности образования и достижение государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями. Поиск новых форм и приемов обучения в наше время — явление не только закономерное, но и необходимое.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения между ними (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Значение сенсорного воспитания высоко оценивали видные представители дошкольной педагогики М. Монтессори, Е.И.Тихеева, Ф.Фребель. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе, и для последующей активной плодотворной трудовой деятельности. Значение сенсорного развития ребенка в его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие "сенсорная культура" вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться только правильно называть то или иное свойство. Усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве своеобразных "единиц измерения" при оценке свойств веществ. Педагогическими исследованиями (О.П. Гаврилушкиной, Т.А. Дорофеевой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Рудаковой и др.) и практическим опытом дошкольных образовательных учреждений доказана необходимость включения сенсорного развития дошкольников во все виды детской деятельности. Пути реализации и содержание задач сенсорного воспитания зависят от степени и характера нарушения зрения, возраста детей и уровня их развития, вида деятельности, от основных закономерностей и особенностей развития у детей с нарушением зрения сенсорных способностей, проявляющихся в восприятии дошкольниками предметов и их свойств.

Тема сенсорного развития детей раннего возраста актуальна для общества в целом, потому что в настоящее время проблема развития детей младшего дошкольного возраста все больше волнует психологов, педагогов, родителей. Это обусловило выбор темы самообразования.

Форма самообразования: индивидуальная.

Практический выход: семинар-практикум.

Форма отчета по проделанной работе: выступления на семинарах, участие в конкурсах.

Этапы проработки материала

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Информационно-аналитический

Изучение литературы по теме:

Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988.

Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003.

Сост. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998.

Смирнова Е.О., Ермолаева Т.В. Мещерякова С.Ю. «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей»- М.: Мозаика-Синтез, 2008г.

Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Коннова и др./ Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000.

Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей- М.: Просвещение, 2006.

Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ Под ред. Н.Н Подъякова, В.Н Аванессовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2001.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета// Первые шаги: (модель воспитания детей раннего возраста) .- М.: Просвещение, 2002.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

 «Ребенок в детском саду»,

«Обруч».

В течение года

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на применение современных форм и технологий в процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Прогнозирование результатов.

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы).

В течение года

Практический

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- самостоятельная деятельность детей.

Методы и приёмы работы:

- пальчиковые гимнастики;

- изготовление дидактических игр, шнуровок;

- использование нестандартного счетного материала;

- использование нетрадиционных техник рисование;

- лепка из пластилина и соленого теста;

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

Разработка комплекта занятий:

1. «Собери пирамидку».

2. «Разноцветное настроение».

3. «Веселое путешествие».

4. «Мишка в гостях у ребят».

5. «Подбери предметы похожего цвета».

6. «Чудесный мешочек».

7. «Большая и маленькая собачка».

Изготовление дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста:

«Из каких фигур состоит»;

«Найди предмет такой же формы»;

«Какая фигура лишняя»;

«Самая длинная, самая короткая»;

«Разноцветные кружки»»

«В какую коробку»;

«Дальше — ближе»;

«Какого цвета предмет»;

«Собери гирлянду»;

«Уточним цвет»;

Панно «Разноцветные пирамидки»;

Оформление центра сенсорного развития;

Взаимодействие с родителями:

-Папка передвижка «Использование дидактических игр в развитии речи ребенка»;

- Семинар «Учимся играя»;

- Информация «Значение дидактической игры в жизни ребенка»;

- Родительское собрание «Игра как средство развитие детей»;

- Мастер класс: «В какие дидактические игры играть дома»;

Составление методических рекомендаций по проведению занятий с детьми.

В течение года

Обобщающий

Подведение итогов. Оформление результатов работы:

Участие в конкурсах федерального и муниципального уровня;

Публикации на официальном сайте ДОУ;

Консультативная помощь воспитателям и родителям, организация мастер-классов.

В течение года

Внедренческий

Распространение опыта работы:

Организация мастер-классов для коллег;

Фотоотчѐты, выставки, информация на стендах;

Доклады, сообщения на педсоветах;

Творческий отчет;

Создание наглядно-иллюстративного материала;

Принимать участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе с целью пропаганды достижений.

Источники самообразования:

Семинары и конференции;  

Мастер-классы;  

Телевидение;  

Газеты, журналы;  

Видео, аудио информация на различных носителях;  

Платные курсы;  

Мероприятия по обмену опытом;  

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);  

Интернет.

Ожидаемые результаты:

- Подобрана и изучена психолого-педагогическая литература и опыт других участников образовательного процесса, занимающихся проблемой сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

- Усовершенствованы условия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, путем использования современных направлений.

- Усовершенствована предметно-развивающая среда группы для сенсорного развития детей.

Изучение выбранной темы поможет мне в организации сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Я научусь использовать современные формы и технологии в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...