ПРОЕКТ «ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ!»
проект (старшая группа) по теме
Сформировать толерантность, через знакомство детей с семейными национальными традициями.
1. Создание в ДОУ условий для приобретения опыта через знакомство с культурой, традициями разных народов.
2. Познакомить с национальными традициями, культурой воспитанников, и семей, посещающих детский сад.
3. Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vse_my_raznye.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 13 «Родничок»
ПРОЕКТ
«ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ!»
Выполнили воспитатель:
Андрощук С.Н.
.
пгт. Высокий, 2015 год
ТЕМА ПРОЕКТА: «ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ!»
Обоснование актуальности проекта:
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно семью рассматривать как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев. В настоящее время в ДОУ складывается система работы с родителями воспитанников, которая предполагает поиск путей и создание условий для становления личности ребенка, раскрытия его индивидуальных особенностей. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается семьей, жизнью семьи. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы. Здесь обозначается его характер. И поэтому жизнь семьи, ее нравы, традиции, влечения, идеалы, развлечения влияют на его дальнейшую судьбу, его гражданскую позицию, подготовку ребенка к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности.
Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего окружения – это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать у детей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему мы стремимся подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности.
Противоречие
Национальность… Она есть у каждого из нас с момента рождения. И это очень просто и здорово. Потому что дает возможность быть разными, и в то же время в чем-то схожими; слышать иную речь и учить других своему языку; удивляться обычаям и привычкам друг друга; радоваться новым знакомствам и переписывать рецепты понравившихся, но прежде неизвестных блюд; поражаться красоте и гармоничности традиционных народных костюмов, а если повезет, то и примерять их на себя.
А еще бывает, что люди разных национальностей влюбляются друг в друга, женятся, и, говорят, у них рождаются самые умные, здоровые и красивые дети. Только, к сожалению, все мы, взрослые, знаем еще и то, что элементарный и непреложный факт наличия у каждого из нас национальности становиться и порой становится причиной неприязни и розни, непонимания и жестокости, конфликтов и даже войн. Правда, все это, как правило, возникает там, где речь заходит о политике, власти и больших деньгах. А значит, вряд ли должно проявляться на детсадовском уровне. И все же… надо ли воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантность к представителям другой национальности?
Система личностных нравственно-ценностных ориентаций дошкольника складывается под воздействием окружающего общества. Вместе с тем в настоящее время у некоторой части взрослого населения наблюдаются негативные установки в отношении лиц других национальностей. В результате наметилось двойственное отношение к необходимости воспитания у детей терпимости, доброжелательности, уважительного отношения к людям других этносов. Это опасная тенденция, поскольку мир детства неотделим от мира взрослых. Детям до 7 лет присуще «впитывающее сознание», когда ребенок открыт, доверчив, присваивает информацию без оценки. Именно семья и педагоги детского сада имеют решающее значение, как в передаче этнокультурной информации, так и в становлении этнотолерантных установок у дошкольников.
Цель: Сформировать толерантность, через знакомство детей с семейными национальными традициями.
Задачи:
- Создание в ДОУ условий для приобретения опыта через знакомство с культурой, традициями разных народов.
- Познакомить с национальными традициями, культурой воспитанников, и семей, посещающих детский сад.
- Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
Объект: Формирование толерантности старших дошкольников.
Предмет: Процесс формирования толерантности к семейным традициям у старших дошкольников.
Теоретические положения проекта:
Одна из задач современного дошкольного образования – помочь ребенку освоить общечеловеческие ценности, среди которых выделяются права человека, свобода и уважение человеческого достоинства, забота о людях, умение сострадать, принимать другого таким, каков он есть.
«Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность — это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека» (из Декларации принципов толерантности, статья 1).
Для отечественной педагогики понятие «толерантность» достаточно новое, однако в государственных документах этот термин звучит уже достаточно устойчиво. Так в Законе РФ «Об образовании» отмечается необходимость содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами независимо от расовой, национальной принадлежности, но с учетом разнообразия мировоззренческих подходов.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» отмечается: при переходе к поиндустриальному, информационному обществу и расширении масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. В ней говорится: «Потенциал образования должен быть в полной мере использован для сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства». Естественно, все эти требования непосредственно касаются и дошкольного образования.
Педагогам необходимо знать, как организовать развитие, образование и воспитание всех детей, независимо от их этнической принадлежности. Именно поэтому нам необходимы знания народных традиций, обычаев, социальных норм, отношений и умение использовать эти знания при организации системы образования подрастающего поколения. Нам необходимо знать исторические корни своего народа и народов других национальностей, уметь принимать их и знакомить с ними детей, учить их понимать и принимать традиции, особенности поведения других народов, привлекать родителей которые должны стать звеном в цепочке решения задач данной проблемы.
Воспитание толерантной личности – сложный процесс, который осуществляется под влиянием социальной действительности и общества, в котором живет ребенок, взаимоотношений в его семье, взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, общения со сверстниками и взрослыми.
Характеристика методов и средств реализации проекта:
1) Занятия, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.- на основе единого содержания.
2) Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми.
3) Развлечения с этнокультурной тематикой.
Сроки: с 16 сентября по 14 октября 2011 год
Место события: п. Высокий, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 «Родничок».
Участники: воспитанники, педагоги, родители.
Дата | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
16.09 | Рисунки на асфальте «Мы все разные» | Листовка «Первые шаги к толерантности» | |
19.09 | Спортивное развлечение «Дружные состязания» | Консультация «Воспитание основ толерантности» | |
20.09 | Комплексное занятие «Семья» | Изготовление фотоальбомов «Где мы отдыхали летом» | |
23.09 – 08.10 | Занятие «Ознакомление с традициями и бытом русского народа» | Картотека «Русские народные игры» | Конкурс между родителями «Семейные традиции» |
26.09 | Игра – викторина «В дружбе наша сила» | ||
28.09 | Беседа «Мы – жители планета Земля» | Выпуск листовок «Мир вокруг нас и толерантное отношение друг к другу» | |
30.09 | Занятие «Уроки доброты» | Родительское собрание «Воспитание в духе толерантности: что это такое?» | |
03.10 – 07.10 | Конкурс рисунков «Мы дружные ребята» | Картотека «Игры народов мира» | |
06.10 | Беседа «Все мы разные» | Буклет «Что такое толерантность?» | |
10.10 | Музыкальное развлечение «Путешествие на остров дружбы» | Консультация «Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании» | |
11.10 | Тематический день «Добрый мир для всех детей» | ||
13.10 | Изготовление книги «Мы – все разные!» | Консультация «Народная игра- как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины» | Тренинг с родителями: «Развиваем толерантность» |
14.10 | Беседа народы России» | Изготовление фотоальбомов «Мы жители планеты Земля» | |
14.10 | Изготовление плаката «На свете живут разноцветные дети» | Выпуск буклета для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре» |
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Мероприятия с детьми»
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Мероприятия с родителями»
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Мероприятия с педагогами»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МИНИ – ПРОЕКТ «МЕДВЕДИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ»
среднесрочный фронтальный творческо-информационный проект для детей 5-6 лет о медведях....
Проект « Выращивание помидор разными способами».
выращивание помидор разными способами».Цель: дать доступные дошкольникам теоритические знания и сформировать навыки выращивания помидор. Развивать мышление, познавательный интерес, способность к...
Проект "Знакомство с разными видами аппликации"
Проектная деятельность для старшего возраста знакомит детей с разными видами аппликации...
Проект. Тема: «Такая разная - страна бумажная»
Проектная деятельность в средней группе №2«Такая разная — страна бумажная»....
учебно – методическая разработка, направленная на формирование толерантности, гармонизацию межнационального и этноконфессионального согласия проект "Мы такие разные"
АннотацияСовременного культурного человека отличает не только уровень образованности и самодостаточности, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей, с точки з...
Проект "Они такие разные- железные,гудящие..."
Этот проект позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям....
Проект "Куклы бывают разные!"
Проектная деятельность-творческая работа, главная цель которой в минимальном объеме дать максимум информации представления детей об истории создания кукол, познакомить с коллекциями различных кук...