Рабочая программа "Занимательная логика"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Рабочая программа кружка по развитию логического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_logika.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №23
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК
Рабочая программа
кружка по развитию логического мышления
«Занимательная логика»
Воспитатель:Шайхутдинова О.В.
2014
Содержание
- Пояснительная записка.
- Общие сведения о кружке
- Цели и задачи кружка
- Формы организации детей
- Формы работы с детьми
- Методы работы
- Актуальность кружка
- Сведения о руководителе кружка
- Время проведения кружка
- Перспективно-календарный план работы кружка
4.1 детей5-6 лет
- Программно-методическое обеспечение работы кружка
- Ожидаемые результаты
- Мониторинг
- Пояснительная записка
1.1. Общие сведения о кружке
Рабочая программа кружка «Занимательная логика» МАДОУ №23 обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Социальными заказчиками деятельности кружка «Занимательная логика» являются родители воспитанников.
Выяснение потребностей родителей осуществляется на основе результатов анкетирования. Данные сведения позволили определить направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей:
• Интеллектуальное развитие детей
• Подготовка к обучению в школе (Развитие произвольной сферы, развитие логического мышления, внимания, памяти)
Занятия в каждой группе проводятся 1 раза в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год. Продолжительность занятий в старшей группе – 20 минут.
1.2. Цели и задачи кружка «Занимательная логика»
Цель.
Развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.
Задачи.
1. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
2. Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.
3. Обогащение опыта самопознания дошкольников.
4. Формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.
1.3. Формы организации детей
- Индивидуальные
- Подгрупповые
- Групповые
1.4. Формы работы с детьми
- Игра
- Ситуативный разговор
- Беседа
- Рассказ
- Чтение
- Интегративная деятельность
- Проблемная ситуация
1.5. Методы работы с детьми
- Словесные.
- Наглядные.
- Практические.
1.6. Актуальность кружка
Характеристика мышления
Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие.
Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.
Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.
В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).
Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.
Возрастные особенности мышления у дошкольников
За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста. Кроме того ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой. Так рисунок может изображать игрушку, а игрушка – то, что нарисовано. Формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.
По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы – представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное мышление.
Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, так как к умозаключениям еще не готов.
В старшем дошкольном возрасте начинает формировать словесно-логическое мышление.
Мышление – сложный психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка и сопровождается речью – основой абстрактно-понятийного (словесно-логического) мышления.
Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Именно это и является целью занятий с детьми.
- Сведения о руководителе кружка «Занимательная логика»
Фамилия Имя Отчество | Шайхутдинова Ольга Витальевна |
Образование | Среднее специальное |
Должность | Воспитатель ДОУ |
- Время проведения кружка
Среда/ четверг 15.30
- Перспективно-календарный план
Для детей 5-6 лет
Месяц | Неделя | Содержание занятий | Материал к занятию |
Октябрь | 1-я |
| «Развивалки», стр. 173 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 6, № 2; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 4. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.4 |
2-я |
| «Развивалки», стр. 174 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 5. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5 | |
3-я |
| «Развивалки» стр. 173 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 8, № 4; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.6. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.6 | |
4-я |
| «Развивалки», стр. 175 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 9, № 5; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.7. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.7 | |
Ноябрь | 1-я |
| «Развивалки», стр. 182 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 10, № 6; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.8. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.8 |
2-я |
| «Развивалки», стр. 187 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 10, № 7; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.9. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 10 | |
3-я |
| «Развивалки», стр. 223 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 11 | |
4-я |
| «Развивалки», стр. 223 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ.», стр. 11 | |
Декабрь | 1-я |
| «Развивалки», стр. 223, Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 22, № 21; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.11, 12. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ. Старший возраст», стр. 14 |
2-я |
| «Развивалки», стр. 226 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 42, № 38; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.13,14. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.10 | |
3-я |
| «Развивалки», стр. 227 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.15. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.11 | |
4-я |
| «Развивалки», стр. 194 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.16,17. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.35 | |
Январь | 2-я |
| «Развивалки», стр. 227 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.18,19. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.36,37 |
3-я |
| «Развивалки», стр. 250 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.20,21. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ. Старший возраст», стр. 18 | |
4-я |
| «Развивалки», стр. 259 Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.41-42 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.22,23. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ. Старший возраст», стр. 18 простой карандаш Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.38,39 | |
Февраль | 1-я |
| «Развивалки», стр. 260 Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.40 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.24,25. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 15 простой карандаш Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.40,41 |
2-я |
| «Развивалки», стр. 263 Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.41 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.26,27. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 17 простой карандаш Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.42 | |
3-я |
| «Развивалки», стр. 139 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.28,29,30. простой карандаш Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.44 | |
4-я |
| «Развивалки», стр. 260 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.31,32,33. простой карандаш Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.45,47 | |
Март | 1-я |
| «Развивалки», стр. 169 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 64, № 77; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.31,32. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.10. |
2-я |
| «Развивалки», стр. 170 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 80, № 101; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.33,34. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.11,12. | |
3-я |
| «Развивалки», стр. 171 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 85, № 109; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.35,36. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.13,14. | |
4-я |
| «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.38,39. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.15,16. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 20 | |
Апрель | 1-я |
| «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.40,41. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.17,18. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 21 |
2-я |
| «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.42,43. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.19,20. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 25 | |
3-я |
| «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.44,45. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.21,22. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 25 | |
4-я |
| «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.46,47,48. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.23,24,25. |
.
- Программно-методическое обеспечение работы кружка «Занимательная логика».
Цель | Развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества. |
Программно-методическое обеспечение | Перечень программ и технологий |
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. - 2008 с. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. - 224 с. | |
Перечень пособий | |
Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010. – 48с. | |
Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г. – 78 с. | |
Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». - Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.: ил. – (Серия: Развивающее обучение). | |
И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». – М: АРКТИ, 2008 г, - 68 с. | |
В.М. Доскова, А.Г. Прокофьева «Развивающие игры для детей», |
- Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе кружка «Занимательная логика» у детей сформировано:
• умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие
• умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание)
• произвольная память
• мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
• творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.
• интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».
Дети умеют:
1. выделять самое существенное в предметах;
2. видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;
3. пользоваться различными схемами и планами;
4. рассуждать,
5. делать умозаключения в соответствии с законами логики.
- Мониторинг.
Мониторинг развития у детей форсированности логического мышления проводится 1раз в год ( май ).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по развитию логического мышления «Занимательная логика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
Полезная информация для педагогов...
Рабочая учебная программа развития логического мышления у детей 6 – 7 лет на основе занимательной математики «Логика»
Пояснительная запискаВы хотите научить своего ребёнка нестандартно мыслить, развить у него упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения? Участие в кружке даёт детям не только опр...
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ЛОГИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ.
Рабочая программа для работы с детьми 2-4 лет. Программа имеет практическую направленность для использования педагогами в организации совместной деятельности с детьми для активизации и зак...
Рабочая программа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений через не стандартный дидактический материал палочки Кюизенера «Цветная логика»
Данная программа формирует математическое мышление детей; развивает творческое воображение; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость....
Использование рабочих тетрадей как эффективного средства освоения логико-математического содержания детьми дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как науч...
Рабочая программа дополнительно-образовательной деятельности "Цветная логика. Блоки Дьенеша"
рабочая программа...
Рабочая программа «Развитие интеллектуальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр »
Рабочая программа «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» разработана с учётом особенностей современной сис...