Рабочая программа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений через не стандартный дидактический материал палочки Кюизенера «Цветная логика»
рабочая программа по математике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Данная программа формирует математическое мышление детей; развивает творческое воображение; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tsvetnaya_logika.docx | 57.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26 «Ягодка» комбинированного вида
Рабочая программа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений через не стандартный дидактический материал палочки Кюизенера
«Цветная логика»
г.Камень-на-Оби
2015г
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей. Программа реализуется на основе примерной ОП «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, а также включает разработки авторов Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера», Е.Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
Актуальность.
Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Его «почему? как? где?» ставят в тупик неискушенных взрослых.
Существует много способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и в игровых действиях.
Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимость, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения. Эффективное применение палочек возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а так же и самостоятельно.
Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности. Игры – занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями. А также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Цветная логика». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приёмов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращаются в творческий процесс педагога и детей.
Цель: Формировать математическое мышление; развивать творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
Задачи:
- Познакомить с понятием цвет (различать по цвету, классифицировать по цвету);
- Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);
- Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
- Осваивать прямой и обратный счет;
- Познакомить составом числа (из единиц двух меньших чисел);
- Усвоить отношения между числами (больше – меньше, больше – меньше на …), пользоваться знаками сравнения >,<;
- Помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания;
- Научить делить целое на части и измерять объекты;
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
- Познакомить со свойствами геометрических фигур;
- Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, и т. д);
- Развивать логическое мышление, память, внимание;
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Методы и приёмы:
- Игровые
- Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей)
- Сенсорная привлекательность материала
- Индивидуальная работа
- Игры – занятия предполагающие поиск решения, коллективное размышление,
- Интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга
- Не травмирующая оценка.
Ожидаемые результаты:
- Дети усвоят эталоны цвета;
- Усвоят отношения по длине, высоте, массе, объёму;
- Совершенствуются навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета;
- Свободно ориентируются по числовому ряду;
- Научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа, познакомятся с составом числа первого десятка;
- Научатся складывать и вычитать числа в пределах первого десятка;
- Научатся решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи, познают действия умножения, деления;
- Совершенствуются представления о геометрических фигурах;
- Успешно научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;
- Повысится уровень знаний в области счёта;
- Появится интерес к новым дидактическим играм, к математике.
Срок реализации программы 3 года.
Продолжительность занятий:
Средняя группа – 20 мин.
Старшая группа – 25 мин.
Подготовительная группа – 30 мин.
Занятия проводятся по подгруппам.
Мониторинг освоения детьми средств и способов познания осуществляется на основе диагностики представленная в методическом пособии З.А. Михайлова,
И.Н. Чеплашкина «Математика это интересно» Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений.
Время проведения | № | Тема | Дидактические задачи | Материал |
Сентябрь | Игры подготовительного этапа: | Найди и покажи палочку такую же по цвету и по длине. Отбери все красные (синие, желтые и т. д.), палочки такой же длины. Отбери по одной палочке разного цвета. Перечисли все цвета всех палочек на столе. Раскрась шарик так, чтобы цвет его и палочки был одинаковым (разным). | Набор палочек. | |
1 | Игровое упражнение «Найди и покажи». | |||
2 | Игровое упражнение «Это длинная полоска, а это короткая». | Найди и покажи самую короткую палочку и назови её цвет. Выбрать две палочки и найти среди них длинную. Сравнив две палочки, выбранные ребёнком или взрослым, ответить на вопрос: «Какая это полоска – короткая или длинная?». Сопоставить палочки одновременно по цвету и длине: «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных» и т.д. | ||
Октябрь | 1 | Игровое упражнение «Строим дорожки». Комарова Л.Д. (стр.8) | Учить детей различать и группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная и т. д; развивать зрительный глазомер. | Набор разноцветных палочек - по пять палочек одного цвета: белого, розового, голубого, красного, жёлтого. |
2 | Игра «Ленточки в подарок». Комарова Л.Д. (стр.8) | Учить детей различать и группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная, одинаковые по цвету и по длине и т. д.; развивать зрительный глазомер; способствовать умению понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. | Ограниченный набор разноцветных палочек, по картинке – игрушке на каждого ребёнка. | |
Ноябрь | 1 | Диагностика | ||
2 | Игровое упражнение «Подбираем ленточки к фартучкам». Комарова Л. Д. (стр.10) | Учить детей различать и группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и по длине и т. д.; развивать зрительный глазомер; способствовать умению понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. | Ограниченный набор разноцветных палочек, по картинке – игрушке на каждого ребёнка, фартучки без ленточек по цветам палочек Кюизенера. | |
Декабрь | 1 | Игровое упражнение «Моделируем квадрат». Комарова Л. Д. (стр.11) | Учить детей различать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и по длине и т.д.; развивать представления о квадрате, зрительные глазомер; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. | Палочки по 6 штук: розового (число 2), голубого (число 3), красного (число 4), жёлтого (число 5) по количеству детей. |
2 | Игровое упражнение «Моделируем прямоугольник». Комарова Л. Д. (стр.12) | Учить детей осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова: такая же, тоже розовая, одинаковые по цвету и по длине и т.д.; развивать представление о прямоугольнике, зрительный глазомер; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. | Палочек по 6 штук: розового (число 2), голубого (число 3), фиолетового (число 6), чёрного (число7) цвета. | |
Январь | 1 | Игровое упражнение «Подбираем к домику крышу». Комарова Л. Д. (стр.13) | Учить детей различать полоски по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; развивать зрительный глазомер; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. | Набор домиков: 4x4 см; 6x6 см; 8x8 см; 10x10 см. и палочки по количеству детей. |
2 | Игра – конструирование «Дом и мебель для матрёшки». Комарова Л.Д. (стр.14) | Учить детей выбирать палочки по словесному указанию взрослого, устанавливать соответствие между цветом и числом; развивать воображение, зрительный глазомер; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. Игровые задачи: Обыгрывание построек, сделанных детьми. | Матрёшка или другие мелкие объёмные или плоскостные игрушки; палочки: белые (число 1) – 2; розовые (число 2) – 3; голубые (число 3) – 3; красные (число 4) – 12; жёлтые (число 5) – 3. | |
Февраль | 1 | Игра – конструирование «Собачка». Комарова Л.Д. (стр. 16) | Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа; развивать воображение, зрительный глазомер; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно. | Матрёшка и другие мелкие игрушки; палочки 4 розовых (число 2), одна голубая (число 3) и одна белая (число 1). |
2 | Игра – конструирование «Кошечка». Комарова Л.Д. (стр. 16) | Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа; развивать воображение, зрительный глазомер; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно | Шесть палочек голубого цвета (число 3) и две жёлтого (число 5); матрёшка или любая другая игрушка. | |
Март | 1 | Игра – конструирование «Пирамидка и лесенка». Комарова Л.Д. (стр. 19) | Развивать у детей представление о цвете, длине («длинный», «короткий» и т.д.); развивать умение сравнивать палочки по длине («длиннее – короче» и т.д.), зрительный глазомер; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. | Комплект палочек: белого, розового, голубого, красного и жёлтого цвета. (можно дать комплект из 10 палочек) |
2 | Игровое упражнение «Белочка и Ёжик идут на день рождения».
Комарова Л.Д. (стр.21) | Учить детей выбирать палочки указанного цвета, составлять из палочек изображения предметов простой формы; развивать зрительный глазомер детей; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. Игровые задачи: Учить детей самостоятельно организовывать игру, «входить» в роль и разыгрывать действия персонажей игры. | Палочки: 5 голубых, 5 жёлтых и 2 розовых; игрушки на каждого ребёнка. Прямоугольники и квадраты белого цвета, размеры которых соответствуют размерам имеющихся у детей палочек. | |
Апрель | 1 | Игровое упражнение «Коврик для кошки». Комарова Л.Д. (стр.22) | Учить детей различать палочки по цвету и длине, составлять квадрат из палочек; развивать зрительный глазомер детей; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. Игровые задачи: Сделать коврик для кошки; выразительно выполнять игровые действия, изображать эмоции персонажей по ходу сюжета игры. | Набор палочек, содержащие не менее 4 красных палочек, игрушечные кошечки по количеству детей. |
2 | Игровое упражнение «Коврик для котёнка». Комарова Л.Д. (стр.23) | Учить детей различать палочки по цвету и длине, составлять квадрат из палочек, сопоставлять два квадрата по размеру; помогать детям освоить понятия «больше», «меньше»; развивать зрительный глазомер детей; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. Игровые задачи: Сделать коврик для кошки; выразительно выполнять игровые действия, изображать эмоции персонажей по ходу сюжета игры. | Не менее трёх полосок голубого цвета (число 3) для каждого ребёнка; игрушечная кошка и готовый коврик для неё; игрушечный котёнок. | |
Май | 1 | Игровое упражнение «Коврик для собачки». Комарова Л.Д. (стр. 24) | Учить детей составлять из палочек прямоугольник и сравнивать их с квадратом; развивать зрительный глазомер детей; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. Игровые задачи: Сделать коврик для собачки; выразительно выполнять игровые действия, изображать эмоции персонажей по ходу сюжета игры. | 4 жёлтых полоски (число 5) для каждого ребёнка; игрушечная собачка. |
2 | Диагностика. |
Время проведения | № | Тема | Дидактические задачи | Материал |
Сентябрь | 1 | Игра-конструирование "Заборы низкие и высокие" Вариант 2 | Развивать у детей представления о цвете, умение называть цвета; представления о высоте; представления о длине; умение сравнивать предметы по высоте и длине; зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. | Домики одной высоты и наборы палочек (по 6 штук каждого цвета-белого, розового, голубого, красного, жёлтого) по количеству детей |
Комарова Л.Д. (стр.29-30) | ||||
2 | Игра-конструирование "Лесенка высокая и лесенка низкая" Комарова Л.Д. (стр.30) | Развивать у детей представления о цвете, умение называть цвета; представления о высоте; умение сравнивать предметы по высоте и длине; зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. | Домики одной высоты (по два на каждого ребёнка) и наборы палочек (по 2 синие, оранжевые, жёлтые и фиолетовые и 6 розовых для перекладин) по количеству детей | |
Октябрь | 1 | Игра-конструирование "Лесенка широкая и лесенка узкая" Комарова Л.Д. (стр.31) | Развивать у детей представления о цвете, умение называть цвета; представления о ширине; представления о толщине; зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. | Наборы палочек (по 2 оранжевые, синие, бордовые; по 3-4 палочки розового, красного цвета для перекладин); изображения худого и толстого человечков по количеству детей. |
2 | Игровое упражнение "Цвет и число" Комарова Л.Д. (стр.35) | Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; подвести детей к выводу, что у палочек каждого цвета есть своё число; развивать у детей представление о ширине, умение сравнивать предметы по ширине, умение подбирать палочки по размеру, зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. | Набор разноцветных палочек, силуэт паровозика на каждого ребёнка. | |
Ноябрь | 1 | Диагностика | ||
2 | Игровое упражнение "Число и цвет" Комарова Л.Д. (стр.36) | Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; подвести детей к выводу, что у палочек каждого цвета есть своё число; | Набор разноцветных палочек, силуэт паровозика на каждого ребёнка. | |
Декабрь | 1 | Игра «Путешествие на поезде» Комарова Л.Д. (стр.37) | Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; развивать у детей зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки; закреплять у детей понятие «который» по счёту; учить ориентироваться в пространстве. | Набор разноцветных палочек, силуэт паровозика на каждого ребёнка. |
2 | Игровое упражнение. «Какие лесенки умеет строить Незнайка» Комарова Л.Д. (стр.40) | Учить детей определять числовое значение цветных палочек, состав числа; формировать у детей умение строить числовой ряд (до 5); развивать у детей зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки; | комплект разноцветных палочек по количеству детей, карточки с цифрами от 1 до 5, картинка с изображением Незнайки. | |
Январь | 1 | Игровое упражнение. «Состав чисел из единиц» Комарова Л.Д. (стр.42) | Учить детей составлять число из единиц; развивать у детей зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки; | Набор из 20 белых палочек и наборы домиков по количеству детей. |
2 | Игровое упражнение. «Как ещё растут дома из чисел?» (состав чисел из двух меньших чисел) Комарова Л.Д. (стр.43) | Учить детей составлять число из двух меньших чисел; развивать у детей зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. | Два комплекта палочек, два набора цифр от одного до пяти, «домик» числа 5. | |
Февраль | 1 | Игровое упражнение. «Кто в домике живёт?» Комарова Л.Д. (стр.44) | Учить детей составлять число из двух меньших чисел; развивать у детей зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. | Два комплекта палочек и по два незаселённых «домика» для чисел 5 и 6 на каждого ребёнка, изображение клоуна. |
2 | Игровое упражнение. «Как узнать номера домов на новой улице?» Комарова Л.Д. (стр.45) | Учить детей составлять число из двух меньших чисел; развивать у детей зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. | Набор палочек, домики без номеров на крыше и набор карточек с цифрами по количеству детей. | |
Март | 1 | Игровое упражнение. «Как Белочка и Ёжик играли числами» Комарова Л.Д. (стр.48) | Продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить называть «соседей» данного числа; учить устанавливать логические связи и закономерности; развивать у детей зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. | Набор палочек, набор карточек с цифрами, изображение Белочки и Ёжика. |
2 | Игровое упражнение. «Сломанная лесенка» Комарова Л.Д. (стр.49) | Продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить называть «соседей» данного числа; учить устанавливать логические связи и закономерности; развивать у детей зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. | Набор палочек, набор карточек с цифрами. | |
Апрель | 1 | Игровое упражнение. «Измерь дорожки шагами» Комарова Л.Д. (стр.52) | Учить устанавливать логические связи и закономерности; развивать у детей зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. | Набор палочек, картинки с изображением ежихи ежонка. |
2 | Игровое упражнение. «Узнай длину ленты» Комарова Л.Д. (стр.53) | Учить детей понимать количественные отношения между числами первого десятка; учить детей находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения; учить устанавливать логические связи и закономерности; развивать у детей зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. | Палочка розового цвета, две ленты разной длины. | |
Май | 1 | Игровое упражнение. «Измеряем разными мерками» Комарова Л.Д. (стр.54) | Учить детей измерять с помощью двух условных мерок длину предмета; учить находить зависимость между измеряемой величиной, меркой и результатом; устанавливать логические связи и закономерности; развивать у детей зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. | красные и розовые палочки – мерки, ленты разной длины. |
2 | Диагностика. |
Время проведения | № | Тема | Дидактические задачи | Материал |
Сентябрь | 1 | Логические задачи на цветовую последовательность. | Учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации; учить детей понимать предложенную задачу и решать её самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. | Набор палочек Кюизенера. |
Комарова Л.Д. (стр.60) | ||||
2 | Логические задачи «Детская железная дорога» Комарова Л.Д. (стр.61) | Учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации; понимать условие предложенной задачи и выполнять её решение самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. | Набор палочек Кюизенера. | |
Октябрь | 1 | Дидактические игры: «Дополни», «Запомни» Панова Е.Н. (стр.11) | Упражнять в счёте в пределах 10; учить сравнивать рядом стоящие числа; закреплять знания о составе числа; развивать внимание, мышление, память, наблюдательность. | Набор палочек Кюизенера. Карточки со схемами расположения палочек. |
2 | Дидактические игры: «Подбери цифру», «Цветные числа» Панова Е.Н. (стр.13) | Закреплять знания о цифрах в пределах 10; упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой; упражнять в счёте; развивать внимание, память, логическое мышление. | Набор палочек Кюизенера. Карточки с цифрами от 1 до 10 на каждого ребёнка, карточки с изображением предметов от 1 до 10 на каждого ребёнка. | |
Ноябрь | 1 | Диагностика | Оценка индивидуального развития детей | Карточки - задания |
2 | Дидактическая игра: «Измерение с помощью палочки – мерки» Панова Е.Н. (стр.10) | Учить детей измерять объекты; знакомит с условными мерками; закреплять состав числа, умение считать. | Набор палочек Кюизенера. Разнообразные предметы в группе. | |
Декабрь | 1 | «Улица разноцветных палочек» Панова Е.Н. (стр.44) | Продолжать знакомить детей с принципом окраски палочек – «цветные семейки», с соотношением «цвет – длина – число»; развивать внимание, логическое мышление, воображение, фантазию, речь детей. | Набор палочек Кюизенера. разноцветные цифры (карточки), цветные человечки. |
2 | Игровое упражнение «Поезда» Панова Е.Н. (стр.47) | Закреплять знания детей об образовании чисел 6 и 7; упражнять в количественном счёте в пределах 7, в упорядочении палочек по длине, в различении цифр, цвета; развивать умение мыслить, рассуждать. | Набор палочек Кюизенера. | |
Январь | 1 | «Мы играем и считаем» Панова Е.Н. (стр.72) | Закреплять счёт в пределах десяти; развивать навыки работы с палочками Кюизенера; развивать логическое мышление, память, внимание. | Набор палочек Кюизенера, мяч, «чудесный» мешочек, карточки с цифрами от 1 до 10. |
2 | «Цветные числа» Панова Е.Н. (стр.73) | Упражнять детей в решении задач на сообразительность; закреплять состав числа с помощью палочек Кюизенера; развивать логическое мышление, внимание. | Набор палочек Кюизенера, карточки – схемы «Заяц». | |
Февраль | 1 | «Сюрприз» Панова Е.Н. (стр.68) | Закреплять счет от одного до десяти и формировать представление о смежных числах; развивать умение решать логические и арифметические задачи. | Набор палочек Кюизенера, Карточки с цифрами, листы в клетку. |
2 | Дидактическая игра: «Больше – меньше» Панова Е.Н. (стр.18) | Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда; познакомить и научить пользоваться знаками <,>. Совершенствовать знания детей о палочках Кюизенера; приучать в речи не цвет палочки, число, которое оно обозначает. | Набор палочек Кюизенера, Карточки с знаками <,> и с цифрами. | |
Март | 1 | Дидактическая игра: «Разведчики» Панова Е.Н. (стр.19) | Развивать умение детей работать с палочками Кюизенера; упражнять в выполнении арифметических действий; развивать навыки сложения и вычитания чисел; совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой. | Набор палочек Кюизенера, Схемы фигур для конструирования из палочек, карточки со знаками +, -, = |
2 | Дидактическая игра: «Цветные коврики -2» Панова Е.Н. (стр.8) | Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел; развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения; развивать логическое мышление, внимание. | Набор палочек Кюизенера. | |
Апрель | 1 | Дидактическая игра: «Число – головоломка» Панова Е.Н. (стр.20) | Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера; развивать умения соотносить число с цифрой; развивать образное, логическое мышление. | Набор палочек Кюизенера, Карточки – комбинации цветных чисел, карточки с цифрами. |
2 | «Палочки – считалочки» Панова Е.Н. (стр.75) | Учить детей выполнять арифметические действия на сложение; учить моделировать с помощью палочек Кюизенера; упражнять детей в обозначении результата сложения числом; развивать внимание, память, мышление. | Набор палочек Кюизенера, карточки с примерами, игрушка Буратино. | |
Май | 1 | Дидактическая игра «Кростики» Панова Е.Н. (стр.45) | Развивать представление о числе, комбинаторные способности, внимание, мелкую моторику рук, сенсорные способности, навыки работы со схемами, воображение; учить измерениям с помощью условной мерки | Игра «Кростики» |
2 | Диагностика. | Оценка индивидуального развития детей | Карточки - задания |
Методическое обеспечение:
- Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?».
- Е.Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
- З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина «Математика это интересно» Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений.
- В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» для работы с детьми 3-7лет. (Раздаточный материал)
- Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера).
- Б.Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиками». Альбом-игра (Палочки Кюизенера).
- Цветные схемы-карточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивационные возможности ИКТ в формировании у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений
В последнее время в связи введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования изменилась форма и структура образовате...
«Использование развивающих и дидактических игр при формировании у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений"
Закрепление знаний о геометрических фигур....
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
в статье подробно описаны формы организации обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям...
Формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр и ИКТ
В современной жизни компьютеры уже давно стали привычной и даже неотъемлемой частью. Постепенно они вошли и в повседневность и в образовательном процессе. И если в вузах и школах педагоги их уже хорош...
Система работы по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством игры
Цель:Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры с математическим содержанием....
Презентация Использование дидактических игр при формировании у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений
Цель:формировать у детей интерес к математике с помощью интересных заданий и игр, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности....
«Формирование у детей дошкольного возраста элементарных научных знаний через занимательную физику» (Из опыта работы)
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни ребенка. Явления и объекты природы и окружающего мира п...