Использование рабочих тетрадей как эффективного средства освоения логико-математического содержания детьми дошкольного возраста
статья по математике по теме
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_kozlova_28.04_-_pechat.docx | 73.16 КБ |
Предварительный просмотр:
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему
Использование рабочих тетрадей как эффективного средства освоения логико-математического содержания детьми дошкольного возраста.
выполнена: Козловой Янины Александровны
1.Логико-математическое развитие дошкольников
Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.
Сегодня логико-математические игры конструируются с учётом современного взгляда на пропедевтику у детей 4 – 7 лет математических способностей. К важнейшим из них относят:
- оперирование образами, установление связей и зависимостей, фиксирование их графически;
- представление возможных изменений объектов и предвидение результата;
- изменение ситуации, осуществление преобразования;
- активные результативные действия, как в практическом, так и в идеальном плане.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.[14]
В 90-е годы, ученица А.А. Столяра Е.А. Носова, начала исследования направленные на изучение проявлений детей в играх с блоками Дьенеша и практического опыта реализации идей логико-математической подготовки в условиях детского сада. Стала возможной разработка системы игр и приемов для детей более раннего возраста (3-5лет). Были определены основные линии движения в педагогическом развитии детей дошкольного возраста (в играх с блоками Дьенеша):
- От простых предметных действий к мыслительным действиям (сравнение, обобщение, классификация);
- От действий с одним свойством к действиям с двумя, с тремя свойствами (формой и размером)
Далее была разработана система и технология реализации идей логико-математического развития детей дошкольного возраста. В качестве средств обучения предлагалось использовать: блоки Дьенеша, набор геометрических фигур (плоские блоки Дьенеша) и цветные палочки Кюизенера. Новые подходы к логико-математическому развитию детей среднего и старшего дошкольного возраста были частично уже представлены 1981 году в учебно-методических изданиях З.А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников» и в пособии Носовой Е.А. «Логика и математика для дошкольников». Затем Носовой Е.А. был разработан комплекс игр и упражнений с блоками Дьенеша, процесс освоения которых представлен тремя этапами:
Рассмотрим подробнее средства реализации проблемно-игровых методов:
1) Логические и математические игры - в настоящее время широко используются. Они направлены на плоскостное и объемное моделирование, комбинирование (цвет, форма, размер); составление целого из частей. В каждой из игр ребенок сталкивается с необходимостью осознания цели; осуществления практического действия; получения результата.
Результатом освоения ребенком игр становится развитие у него интереса к познанию («Хочу все знать!»), к участию в играх, заявления ребенка «Хочу играть», «Давайте еще поиграем», «жалко, что так мало» и т.п.
Всё это свидетельствует о наличии у ребенка устойчивого интереса. Значит, у ребенка развивается умение думать, он становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.
2) Проблемные ситуации - в условиях применения проблемно-игрового метода рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения исследовательскими действиями, умение формулировать собственные мысли (предположения) о способах поиска и результате. Одно из основных назначений проблемной ситуации - способствовать развитию творческих способностей ребенка.
Структура проблемной ситуации включает в себя проблемные вопросы (например, педагог спрашивает «Как распределить все блоки по трем обручам?»).
В проблемные ситуации включаются занимательные вопросы, задачи, задачи-шутки (например, на столе лежит две красных палочки, между ними черная. Что нужно сделать для того, чтобы черная палочка стала крайней, не трогая её?).
3) Творческие ситуации, задачи, вопросы – способствуют уточнению и углублению представлений ребенка о разнообразных свойствах, связях, отношениях и зависимостях, развитие творческой инициативности. Например, творческая задача «Как нарисовать солнышко, если у тебя только палочки» (взять побольше маленьких палочек). Или детям предлагается построить дорожки по определенным правилам; нарисовать картину «Зимний лес».
4) Логико-математические сюжетные игры - построены на основе современного взгляда на развитие математического развития ребенка. Для этих игр характерно:
- наличие завязки сюжета, действующих лиц и следование сюжетной линии;
- наличие схематизации, преобразования, познавательных задач;
- овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, группировки, классификации.
Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие (обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением). Например, во время постройки «дома» (игра «Логический домик») ребенок, делая очередной ход, ориентируется на связи между предметами, нарисованными на «кирпичиках» (главном строительном материале). Соблюдение этажности строительства и требований к размеру дома предусматривает установление количественных отношений.
5) Экспериментирование и исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности, который включает поисковую активность, анализ получаемых результатов, их оценка. Для детского экспериментирования характерна чрезвычайная гибкость. Она проявляется, когда ребенок в процессе деятельности получает неожиданный результат и вследствие этого меняет направление деятельности. По мере получения новых сведений об объекте ребенок может ставить перед собой более новые сложные цели и пытаться их достичь.
Основными способами познания цвета, формы, размера, длины, высоты, количества и других признаков, которые осваивает ребенок в дошкольном возрасте, являются сравнение, классификация и сериация.
1) Сравнение. В результате сравнения дети обнаруживают, что среди предметов, которые их окружают есть разные, непохожие, а есть одинаковые. Успешность познания детьми отношений групп предметов зависит от овладения приемами сравнения.
- Предметы можно сравнивать на глаз
- Наиболее эффективные приемы: наложение, приложение и соединение точек)
В ситуациях, когда сравниваемые предметы нельзя пространственно приблизить друг к другу, используются предметы-посредники. (например, используя палочки Кюизенера, можно узнать, чего на участке больше деревьев или кустов, дети кладут около дерева красную палочку, а около куста желтую. Потом собирают все палочки, считают и сравнивают).
2) Сериация - осуществляется на основе выявления и упорядочивания предметов по определенному признаку (например, по длине или высоте). Палочки, выложенные от самой короткой к самой длинной или наоборот, представляют собой сериационный ряд. Впервые с сериацией дети встречаются в 2-3 года (матрешки), в этом возрасте дети могут упорядочивать по 3 палочки; в 4 года дети упорядочивают 4-5 палочек (полосок). Дети 6-7 лет упорядочивают до 10 и более предметов.
3) Классификация - сложное умственное действие, представляет собой распределение элементов множества по классам. В основе классификации лежит разбиение (разделение) по таким признакам, как форма, цвет, толщина, размер. Сначала разбиение идет по одному свойству, затем по два и более. Например, подари мишке только желтые блоки; Подари мишке желтые круглые блоки; Подари мишке желтые круглые толстые блоки. Можно использовать для классификации ведерки, домики, обручи и т.п.
Компетентность педагога в логико-математического развития детей:
Математика - наука сложная. Чтобы развивать ребенка-дошкольника в логико-математическом направлении необходимо и педагогу быть готовым к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста.
1) педагог должен знать цель, задачи, содержание логико-математического развития ребенка на каждой возрастной ступени.
2) знать способы педагогической поддержки ребенка в логико-математической деятельности.
3) уметь создавать условия для продуктивного продвижения в логико-математической деятельности
4)понимать сущность и особенности освоения детьми логических способов познания: сравнение, сериация, классификация.
(Всё это подробно описано в пособии Михайловой З.А, Носовой Е.А. «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 55- 70)[7,с. 35]
Следовательно, логико-математические игры это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В логико-математических играх и упражнениях используются специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними. Кроме этого, таким играм свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий.
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”.
Один из основных залогов успешного обучения детей – это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала и рабочих тетрадей. На занятиях большое внимание следует уделять его разнообразию, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.
2. Рабочие тетради как эффективное средство освоения дошкольниками логико-математического содержания
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а поэтому не только следует этому мешать,
но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
Я.А.Коменский.
Рабочие тетради для детского сада - это важный и очень необходимый элемент дошкольного образования в наши дни. Многие воспитатели детских садов, а также родители оценили превосходство уникальной формы развивающего обучения. Хорошее качество страниц рабочих тетрадей для дошкольников, яркие и насыщенные картинки тетрадей, интересные логические задания - все это будет полезно вашим малышам при скорой подготовке к учебе в школе.
В раннем возрасте с развитием некоторых проявлений восприятия особое место в развитии детей начинает играть рассматривание ярких образных книжек-сюрпризов. В книгах-альбомах для данного возраста часто представлены предметы и сюжеты, в которых ярко демонстрируются эталоны формы, цвета, размерные (большой — маленький, длинный — короткий) и пространственные отношения (рядом, далеко; у, над, под и т. п.). Дети рассматривают картинки, соотносят их со словами, называемыми взрослыми. Дети могут различать изображения предметов ближайшего окружения, животных; эмоционально реагируют на знакомые предметы (улыбкой, вокализацией, действием — гладят, рвут бумагу и т. п.). Их привлекает возможность различных действий с книгой (открыть, закрыть, перевернуть страницу), а затем — и сам процесс узнавания предметов. Вместе с тем детям недоступны: мелкое изображение предметов; представление предметов в необычном ракурсе; искаженная передача формы, пропорций предметов.
В младшем дошкольном возрасте дети проявляют ярко выраженный и эмоционально положительно окрашенный интерес к книге (Л. М. Гурович, Н. X. Швачкин и др.). Изображение (иллюстрация) облегчает понимание сюжета, является первичным по отношению к слову (Е. А. Флерина, В. А. Езикеева, В. Я. Кионова). Детей привлекают книги, альбомы, в которых много ярких крупных иллюстраций.
Согласно исследованиям, дети данного возраста не могут адекватно воспринимать мелкие и нереалистичные изображения с большим числом мелких деталей, выполненных темными и ненасыщенными цветами. Сложная композиция рисунка (наличие нескольких планов, заслоняемость предметов, искажение пропорций, неточная передача формы предметов) недоступна для детей. Так как восприятие в данном возрасте ситуативно, эмоционально и «глобально», младшие дошкольники не видят деталей (большого числа углов у фигуры), не замечают разницы пространственного расположения предметов на двух картинках и т. п.
В данном возрасте дошкольники с интересом рассматривают предметы, различающиеся несколькими свойствами; сюжетные картинки в книгах, на которых изображены противоположные проявления свойств и отношений (выше — ниже; больше — меньше); в совместной деятельности со взрослыми называют некоторые свойства, но их привлекают действия с реальными предметами. Для успешного различения свойств детям необходимо практическое обследование, «манипулирование» с предметом, так как точность различения свойства зависит напрямую от степени обследования предмета. Дети осваивают некоторые простые способы сравнения — наложение и приложение, что применяется ими в процессе рассматривании иллюстраций книг (приложить полоски, провести пальцем).
Использование рабочих тетрадей осложнено рядом моментов: недостаточный уровень развития моторики в данном возрасте снижает возможность использования заданий на дорисовывание; невысокие показатели произвольности и самостоятельности ограничивают время и автономность выполнения заданий. Дети нуждаются в постоянной активизации действий со стороны взрослого. Не цветные и мелкие элементы и образы не вызывают интереса у младших дошкольников.[8,с. 343]
В среднем дошкольном возрасте в связи с обогащением опыта освоения литературных произведений (сказок, стихотворений) и развитием восприятия иллюстрации дети проявляют яркий интерес к чтению и рассматриванию книг. Они более успешно воспринимают образ, если он близок их опыту. Вместе с тем детям сложно воспринимать многодетальные изображения, рисунки со сложной композицией, с измененным пропорциональным соотношением, нереалистично переданной формой предмета, так как форма предмета является ведущей в его опознании. Повышение самостоятельности, развитие логического мышления, показателей произвольности обеспечивает изменение отношения к занятиям с использованием рабочих тетрадей. Дети начинают ценить наличие «своей собственной» тетради, стремятся аккуратно выполнять задания, гордятся успехами (хвалятся друг перед другом, показывают результаты воспитателю и родителям). Как правило, детей не привлекают однотипные задания, представленные на одной странице. Дошкольники быстро теряют интерес к ним, могут увлечься рассматриванием других страниц, если задания аналогичны.
Использование рабочих тетрадей, основная функция которых заключается в активации самостоятельного выполнения заданий математического содержания; упражнении в умениях; развитии логических операций. На данный момент существуют образовательные программы и методические разработки, в которых предусматривается использование рабочих тетрадей. Например, к образовательной программе «Детство» (раздел «Первые шаги в математику», 3. А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман) разработаны рабочие тетради для разных возрастных групп («Математика — это интересно», сост.: 3. А. Михайлова, И. Н. Чеплакшина, Н. Н. Крутова, Л. Ю. Зуева); к программам «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» (Образовательная система «Школа 2100») (Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, Н. П. Холина) представлены цветные рабочие тетради с большим количеством разнообразных заданий; широко используются тетради к другим программам (Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Математическая тетрадь для дошкольников»; Соловьева Е. В. «Моя математика: Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста»).[8,с. 340]
Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом).
Рабочие тетради содержат задачи, выполнение которых основано на практических действиях (соединить линиями, обвести, дописать и т. п.), что соответствует возрастным возможностям. В тетрадях представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений. Вместе с тем, используя рабочие тетради, следует учитывать необходимость практического освоения окружающего мира (прежде всего обогащения сенсорных впечатлений и тактильно-двигательного способа познания), а, следовательно, ценность действий с предметами (игрушками, играми, объемными и плоскостными фигурами, коробочками разной массы и т. п.). В связи с этим использование рабочих тетрадей не следует рассматривать как самоцель и выстраивать занятия только на основе их применения. Тетради могут являться одним из средств, применяться на некоторых занятиях, составлять основу организации некоторых заданий или использоваться в совместной и самостоятельной деятельности.
Начальные представления о математике на интересных примерах помогут ребенку узнать о мире чисел и счета. Рабочие тетради для дошкольника по математике (Счет от 0 до 10; Игралочка; Раз - ступенька, два – ступенька; Учимся думать; Математическая ступенька) помогут подготовить ребенка к первому классу школы благодаря качественно продуманному материалу.
Рабочие тетради для дошкольников «Солнечные ступеньки» это давно признанный и широко используемый в ежедневной практике многими педагогами и родителями продукт для раннего развития ребенка и подготовки детей к школе.
Его эффективность определена высокой степенью восприимчивости методики развития детей и финансовой доступности для их родителей.
Под брендом «Солнечные ступеньки» объединен целый комплекс продуктов для занятий с дошкольниками. Продукция «Солнечные ступеньки» получила признание родителей, педагогов и воспитателей более чем 46 субъектов Российской Федерации, Азербайджана, Германии, Кипра. Везде где есть русскоязычные школы. «Солнечные ступеньки» - это набор тетрадей и папок для дошкольного развития ребенка. И этот набор постоянно расширяется, охватывая все новые и новые сферы познания и восприятия окружающего мира. Учитывая современные технические новинки, "Солнечные ступеньки" выходят и в "виртуальный мир". Совмещая в себе черты развивающей игры и детского обучающего приложения программа "Солнечные ступеньки" для Android, обязательно будет полезна родителям, которые хотят использовать мобильное устройство в качестве детского обучающего планшета.
Приложение прошло сертификацию "Институтом информатизации образования" Российской Академии Образования, что подтверждает высокую эффективность использования в образовательных учреждениях. Все игровые задания в тетрадях и папках для дошкольного образования "Солнечные ступеньки" соответствуют задачам умственного развития и воспитания, определенным "Парциальной образовательной программой для детей 3-7 лет в детском дошкольном учреждении". Тетради и папки "Солнечные ступеньки" рекомендуются широкому кругу специалистов, работающих в дошкольно-образовательных учреждениях, могут использоваться родителями, гувернерами. Учитывая разработанные нашими специалистами методики развития детей при проведении занятий, рекомендуется использовать тетради и папки "Солнечные ступеньки" в комплекте. С помощью наших развивающих тетрадей для дошкольников вы сможете с легкостью выполнить всю программу подготовки детей к школе. Каждое занятие - новая солнечная ступенька к вершине дошкольных знаний! Тысячи детишек, обучаясь по данным тетрадям и папкам, смогли успешно поступить в самые престижные школы и лицеи. Поспешите подняться по "Солнечным ступенькам" на вершину знаний!
Авторская парциальная программа развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» уже более 10 лет используется в работе дошкольных образовательных учреждений, в лицеях, гимназиях, родителями и дает высокие результаты при подготовке детей к дальнейшему обучению в школе. Это целостная система математического развития ребенка, в которой решающая роль принадлежит именно его деятельности. Сама Е.В. Колесникова воспитатель, методист, учитель-дефектолог, педагог дополнительного образования, лектор МИОО, автор проектов по развивающему обучению дошкольников, в которые входит более 50 книг. Имеет звание «Отличник народного просвещения». ЕЕ первая книга вышла в 1995 году, и с тех пор Колесникова регулярно выпускает учебно-методическую литературу для развития и обучения дошкольников. Её метод основан на учете возрастных особенностей детей, принципе от простого к сложному, использовании наглядных, словесных, практических методов обучении с внедрением инновационного подхода.
В рабочих тетрадях от автора:
1.Задания, представленные в тетради, предлагают решение совокупности задач образовательных областей, что обеспечивает разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
2.Выполняя задания в тетради, ребенок учится :
-решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту;
-применять усвоенные знания и способности деятельности для решения новых задач;
-планировать свои действия , направленные на достижения конкретной цели;
-овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности
3.Учебно-игровые занятия, предложенные в тетради ,соответствуют принципу развивающего обучения.
4.Наличие учебно-методического комплекта обеспечивает одно из важнейших условий эффективной реализации образовательной программы ДОО в соответствии с ФГОС ДО.
5.В процессе выполнения заданий в тетради у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности, которые имеют отношения к развитию ребенка.
6.Усвоение образовательных задач осуществляется на знаниях, в общении, в игре, как основных средствах развития ребенка.[12]
Многолетний опыт автора, работающего по программе «Математические ступеньки», показывает, что такой подход позволяет детям хорошо подготовиться к выполнению заданий в рабочей тетради « Я считаю до пяти» математика для детей 4-5 лет, «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, « Я читаю до двадцати» математика 6-7лет.[1,с.5]
Книга-тетрадь «Я начинаю считать» и методическое пособие «Математика для детей 3—4 лет» входят в первую часть учебно-методического комплекта (УМК) парциальной образовательной программы «Математические ступеньки». Через систему увлекательных упражнений дети познакомятся с числами до 5, расширят знания о геометрических фигурах, временах года и частях суток, научатся ориентироваться в пространстве и решать логические задачи. Выполнение предложенных заданий решает одну из задач ФГОС ДО — формирование предпосылок учебной деятельности. Совместная работа со взрослым поможет ребенку подготовиться к следующему этапу обучения по тетради «Я считаю до пяти». Новые красочные рисунки превратят занятие в радостное, яркое событие. В издании учтены требования ФГОС ДО к учебно-методическим комплектам парциальных образовательных программ.
В качестве демонстрационного материала используются предметные и сюжетные картинки, с помощью которых детей знакомят с количественными, временными, пространственными понятиями и представлениями, а также с характерными особенностями величины, формой предметов окружающего мира. В пособии широко используется словесная наглядность - образное описание изучаемого объекта (геометрической фигуры, явления окружающего мира). Художественное слово позволяет усваивать понятия большой - маленький, характерные признаки времен года, частей суток. Произведения устного народного творчества (считалки, потешки) способствуют закреплению навыков счета.
Использование демонстрационного дидактического материала на занятиях обогащает зрительные представления ребенка, включает его в практическую деятельность, повышает эффективность обучения, способствует лучшему усвоению поставленных задач.
Тетрадь «Я СЧИТАЮ ДО ПЯТИ». МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ - приложение к методическому пособию "Математика для детей 4-5 лет". Вместе они входят во вторую часть учебно-методического комплекта (УМК) парциальной образовательной программы "Математические ступеньки". Она предназначена для работы с детьми 4-5 лет. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся с числами и цифрами от 1 до 5, расширят свои знания о временах года и частях суток, о геометрических фигурах, научатся решать логические задачи и подготовятся к следующему этапу обучения в группе детей 5-6 лет. В данном издании учтены требования ФГОС ДО к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения Программы. Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Может быть использована родителями при подготовке детей к школе.
Книга «Я считаю до десяти» — цветной вариант популярнейшей в России одноименной черно-белой тетради. Данная тетрадь и методическое пособие «Математика для детей 5-6 лет» входят во вторую часть учебно-методического комплекта (УМК) парциальной образовательной программы «Математические ступеньки». Через систему увлекательных упражнений дети познакомятся с числами и цифрами до 10, расширят знания о геометрических фигурах, временах года и частях суток, научатся ориентироваться в пространстве и решать логические задачи. Выполнение предложенных заданий решает одну из задач ФГОС ДО — формирование предпосылок учебной деятельности.
Совместная работа со взрослым поможет ребенку подготовиться к следующему этапу обучения по тетради «Я считаю до двадцати». Новые цветные рисунки превратят занятие в радостное, яркое событие.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебная тетрадь "Игралочка" является дополнительным пособием к курсу "Игралочка" для детей 4-5 лет.
В них представлен материал, позволяющий закрепить и расширить знания в индивидуальной работе детей с родителями или воспитателями после занятий. Учебно-методический комплект ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике. На сегодняшний день комплект «Игралочка» для каждой возрастной группы включает в себя: учебно-методическое пособие (методические рекомендации) для педагога, рабочие тетради для ребенка, демонстрационный и раздаточный материалы. Пособия части 1 и 2 курса «Игралочка» имеют одноименное название «Игралочка». Пособия же части 3 и 4 этого курса называются «Игралочка – ступенька к школе».
Учебно-методические пособия содержат подробные сценарии образовательных ситуаций (занятий) по математике в технологии деятельностного метода и рекомендованы воспитателям детских садов, но могут быть использованы и для индивидуальной работы родителей с детьми.
Рабочие тетради «Игралочка» (ч. 1, 2), предназначены специально для индивидуальной работы родителей с детьми. При переходе в старшую, а затем подготовительную к школе группу часть заданий в тетради «Игралочка – ступенька к школе» (ч. 3, 4) дети выполняют вместе с воспитателем в группе, однако данные тетради также могут быть полностью использованы для индивидуальной работы родителей с детьми. В конце тетрадей даются подробные методические комментарии к заданиям, которые помогут родителям самим заниматься со своим ребенком.
Раздаточный и демонстрационный материал для каждой возрастной группы используются на занятиях по математике в детском саду. Оба набора укомплектованы наглядно-дидактическим материалом в точном соответствии с содержанием занятий учебно-методического пособия. Данные комплекты также могут быть использованы и в домашних условиях при организации индивидуальных занятий родителей с детьми в тех случаях, если занятия проводятся по учебно-методическому пособию. Если родители занимаются с ребенком лишь по рабочей тетради, то раздаточный и демонстрационный материал не требуется.
Рабочая тетрадь по математике для детей 6 + входит в библиотечку из серии программы " От рождения до школы". Она предназначена для воспитанника подготовительной группы детского сада. Это современный образовательный стандарт. Математика для дошкольников рекомендована к использованию для воспитанников подготовительной группы и не только работающим по программе Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, но и другим программам.
На странице от одного до трёх заданий, обозначенных буквами. Все задания расположены внизу каждой странице на жёлтом фоне, с соответствующими буквами.
Такие занятия помогают детям получить представление о составе чисел в пределах 10 и счёте до 20. Хотя некоторые дошкольники умеют считать до ста и более. Но, главное, чтобы ребёнок понимал, из каких чисел складывается десяток. Рабочая тетрадь поможет наглядно с помощью красочных картинок составить задачи и решить их, записав ответ-цифру в квадрате. Пособие своей наглядностью способствует запоминанию цифр, а так же их написанию. На его страницах расширяет знания о геометрических телах и фигурах и выполняет с интересом задания. Чтобы правильно выполнить задание детям нужно своевременное руководство. В задании Б ребёнок сам правильно записал ответы. Но задание предполагает в квадрате нарисовать столько геометрических фигур, сколько фруктов.
Я считаю, что рабочая тетрадь " Математика для дошкольников", подходит не только для занятий в детском саду, но и для индивидуальных занятий с ребёнком в семье.
Многолетний опыт доказывает, что использование и курса «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, и курса «Раз – ступенька, два – ступенька…» авторов Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной в практике дошкольного образования способствуют достижению высоких результатов не только интеллектуального развития ребенка-дошкольника, но и развития его личностных качеств.
3. Методические приёмы обучения детей логико-математическому содержанию с использованием рабочих тетрадей
В. А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”.
Используя рабочие тетради основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:
- развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
- развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
- освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
- развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация)';
- овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
- развитие активности и инициативности детей;
- воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Каждое математическое задание в рабочих тетрадях, всегда связано с темой и целью занятия и предполагает включение ребенка в выполнение заданий практического характера в тетради.
Перед тем, как вы предложите детям задания в тетради, можно провести с ними аналогичные задания с раздаточным материалом (объемным, плоскостным). Например,:
- Положить перед собой одну матрешку и много кубиков.
- Положить перед собой две матрешки и два кубика.
- Поставить маленькую матрешку на маленький кубик, а большую матрешку — на большой.
- Из множества геометрических фигур найти только круги.
Проведение занятий по данному пособию предполагает работу с подгруппами из 6—8 детей.
Педагог может провести на одну тему не одно, а два занятия, если в этом будет необходимость.
Ребенку предоставляется возможность выполнять задания самостоятельно, а самое главное — оценить правильность выполнения задания и также самостоятельно исправить ошибки.
Иллюстративный материал в рабочей тетради не только связан с решением математической задачи, но и позволяет вовлечь детей в увлекательный процесс отгадывания загадок, закрепить знания о сказках, предметах и явлениях окружающего мира.
Интерес детей к художественному слову используется для повышения эффективности обучения.
Сценарии занятий и тетрадь для выполнения заданий ребенком позволят педагогу широко использовать словесный, наглядный, проблемно-поисковый методы обучения, а также метод практических заданий.
Заключение
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
Логико-математическое развитие детей невозможно осуществить вне исключения их в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поэтому педагогам предлагается проблемно-игровые методы. Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска являются принятые ребёнком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, ведущих к результату.
Использование демонстрационного дидактического материала на занятиях обогащает зрительные представления ребенка, включает его в практическую деятельность, повышает эффективность обучения, способствует лучшему усвоению поставленных задач.
Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом). Каждое математическое задание в рабочих тетрадях, всегда связано с темой и целью занятия и предполагает включение ребенка в выполнение заданий практического характера в тетради.
Выбирая тетрадь, следует учитывать: цели и задачи образовательной программы, по которой осуществляется развитие и обучение дошкольников; соответствие возрасту детей; возможность сочетания работы с использованием других пособий (развивающих и дидактических игр, современных полифункциональных пособий ит. п.). Использование рабочей тетради подразумевает применение и дополнительных средств (цветных и простых карандашей, фломастеров, резинок и т. п.), которые в достаточном количестве должны быть предоставлены детям.
Список литературы
1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320
2.Колесникова Е.В. «Математика для детей 4-5 лет:Учеб.-метод.пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти».-4-е изд.перераб. и доп.-М.,2017.-80с.
3.Колесникова, Е. В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для выполнения заданий по книге «Математика для дошкольников 5-6 лет». - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 65 с.
4. Колесникова, Е. В. Диагностика математических способностей детей 5-6 лет. [Текст]/ Е. В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 32 с.
5.Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет [Текст]: сценарии занятий по развитию матем. представлений / Е. В. Колесникова. - М.: Сфера, 2003. - 80 с. 54
6.Колесникова, Е. В. Программа «Математические ступеньки» [Текст] / Е. В. Колесникова. - М.: Сфера, 2007. - 64 с.
7.Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет [Текст]: сценарии занятий по развитию матем. представлений / Е. В. Колесникова. - М.: Сфера, 2003. - 88 с.
8. Лелявина, Н. О. Давайте вместе поиграем : методические советы по использованию дидактических игр с блоками и логическими фигурами / Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. – СПб. : Корвет, 2004.
9.Михайлова З. А., Носова Е. А. «Логико-математическое развитие дошкольников». – СПб.: ОООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 128 С.
10. Михайлова З.А., Носова E.Д., Столяр А.А.,Полякова М.Н., Вербенец А.М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384 С.
11.Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников: методическое пособие. – СПб.: Акцидент, 1996; СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
12. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей: Учебно-методическое пособие - СПб.: ОООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 112 с.
13.Сухомлинский В.А. 'О воспитании' - Москва: Политическая литература, 1982. – 270.C.
14. Консультации для воспитателей. Тема: Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр. Автор: Макарова Р. Х. http://www.moi-detsad.ru/konsultac553.html
15.«Солнечные Ступеньки» Математика Малышам. Издательство: Кировская областная типография Серия: Рабочие тетради дошкольника. Дата выпуска: 2017 г. формат: 60x90/16 (145x215 мм)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как эффективное средство в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Всем известно, что речь человека является показателем уровня развития его мышления, интеллекта, общей культуры. Кроме этого речь выполняет не только коммуникативную функцию, но и служит средством позн...
Рабочие тетради как эффективное средство освоения дошкольниками логико-математического содержания
Рабочие тетради как эффективное средство освоения дошкольниками логико-математического содержания...
Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста
Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста...
Логопедические игры как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста
Логопедические игры как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста...
«Использование ИКТ и дидактических средств на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста, как эффективное средство в работе над интонационной выразительностью речи»
Материал можент быть полезен работникам дошкольных организаций....
Дидактические игры с использованием Лего - конструктора, как эффективное средство развития речи у воспитанников среднего дошкольного возраста.
Дидактические игры для детей среднего возраста по развитию речи с использованием Лего - конструктора....
Мастер-класс для педагогов "Использование степ-платформ как эффективного средства развития физических качеств у детей дошкольного возраста"
Использование степ-платформ как эффективного средства развития физических качеств у детей дошкольного возраста в условиях реализации содержания образовательной области "Физическое развитие"...