Использование рабочих тетрадей как эффективного средства освоения логико-математического содержания детьми дошкольного возраста
статья по математике по теме

Козлова Янина Александровна

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_kozlova_28.04_-_pechat.docx73.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

                                           КУРСОВАЯ РАБОТА

        

                                                    На тему

Использование рабочих тетрадей как эффективного средства освоения логико-математического содержания детьми дошкольного возраста.

                                                выполнена:   Козловой  Янины Александровны

1.Логико-математическое развитие дошкольников

Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.

Сегодня логико-математические игры конструируются с учётом современного взгляда на пропедевтику у детей 4 – 7 лет математических способностей. К важнейшим из них относят:

- оперирование образами, установление связей и зависимостей, фиксирование их графически;

- представление возможных изменений объектов и предвидение результата;

- изменение ситуации, осуществление преобразования;

- активные результативные действия, как в практическом, так и в идеальном плане.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.[14]

В  90-е  годы, ученица  А.А. Столяра   Е.А. Носова, начала  исследования направленные  на  изучение  проявлений  детей  в  играх  с  блоками  Дьенеша  и  практического  опыта  реализации  идей  логико-математической  подготовки  в  условиях  детского  сада.  Стала  возможной  разработка  системы  игр  и  приемов  для  детей  более  раннего  возраста  (3-5лет).  Были  определены  основные  линии  движения  в  педагогическом  развитии  детей  дошкольного  возраста  (в  играх  с  блоками  Дьенеша):

  • От  простых  предметных  действий  к  мыслительным  действиям  (сравнение,  обобщение,  классификация);
  • От  действий  с  одним  свойством  к  действиям  с  двумя,  с  тремя  свойствами (формой  и размером)

   Далее  была  разработана  система  и  технология  реализации  идей  логико-математического  развития  детей  дошкольного  возраста.  В  качестве  средств  обучения  предлагалось  использовать:  блоки  Дьенеша,  набор  геометрических  фигур  (плоские  блоки Дьенеша)  и    цветные палочки  Кюизенера.    Новые  подходы  к  логико-математическому  развитию  детей  среднего и старшего дошкольного возраста  были частично  уже представлены 1981 году в  учебно-методических  изданиях  З.А. Михайловой  «Игровые  занимательные  задачи  для  дошкольников»  и  в  пособии  Носовой  Е.А. «Логика  и  математика  для  дошкольников».  Затем  Носовой  Е.А. был  разработан  комплекс  игр  и  упражнений  с  блоками  Дьенеша,  процесс  освоения  которых  представлен  тремя  этапами:

Рассмотрим  подробнее  средства  реализации  проблемно-игровых  методов:

  1) Логические  и  математические  игры  - в  настоящее  время  широко  используются. Они направлены  на  плоскостное  и  объемное  моделирование,  комбинирование  (цвет,  форма,  размер);  составление  целого  из  частей.  В  каждой из  игр  ребенок  сталкивается  с  необходимостью  осознания  цели;  осуществления   практического  действия;  получения  результата.

Результатом  освоения  ребенком игр  становится  развитие  у  него интереса  к  познанию  («Хочу  все  знать!»),  к  участию  в  играх,  заявления ребенка  «Хочу  играть»,  «Давайте  еще  поиграем»,  «жалко,  что  так  мало»  и т.п.

 Всё  это  свидетельствует  о  наличии  у  ребенка  устойчивого  интереса.  Значит,  у ребенка  развивается  умение  думать,  он  становится  более  настойчивым,  сосредоточенным  в  деятельности,  способным  к  проявлению инициативы. 

2) Проблемные  ситуации -  в  условиях  применения  проблемно-игрового  метода  рассматривается   не  только  как  средство  активизации  мышления,  но  и  как  средство  овладения  исследовательскими  действиями,  умение  формулировать  собственные  мысли  (предположения)  о  способах  поиска  и  результате.    Одно  из  основных  назначений  проблемной  ситуации  -  способствовать  развитию  творческих  способностей  ребенка. 

Структура  проблемной  ситуации включает  в  себя  проблемные  вопросы  (например,  педагог  спрашивает  «Как  распределить  все блоки  по  трем  обручам?»).

В  проблемные  ситуации  включаются  занимательные  вопросы,  задачи,  задачи-шутки  (например, на  столе  лежит  две  красных  палочки,  между  ними  черная.  Что  нужно  сделать  для  того,  чтобы  черная палочка  стала  крайней,  не  трогая  её?).

3) Творческие  ситуации,  задачи,  вопросы – способствуют  уточнению  и  углублению  представлений  ребенка  о  разнообразных  свойствах,  связях,  отношениях  и  зависимостях,  развитие  творческой  инициативности.  Например, творческая  задача  «Как  нарисовать  солнышко,  если  у  тебя  только  палочки»  (взять  побольше  маленьких  палочек).  Или  детям  предлагается  построить  дорожки  по  определенным  правилам;  нарисовать  картину  «Зимний  лес». 

4) Логико-математические  сюжетные  игры  -  построены  на  основе  современного  взгляда  на  развитие  математического  развития  ребенка.  Для  этих  игр  характерно: 

  • наличие  завязки  сюжета,  действующих  лиц  и  следование сюжетной  линии;
  • наличие  схематизации,  преобразования,  познавательных  задач; 
  • овладение  действиями соотнесения,  сравнения,  воссоздания,  группировки,  классификации.

Обязательным  требованием   к  данным  играм  является  их  развивающее  воздействие  (обеспечение  развития  психических  процессов  в  единстве  с  личностным  становлением).  Например,  во  время  постройки  «дома»  (игра  «Логический  домик»)  ребенок,  делая  очередной  ход,  ориентируется   на  связи  между  предметами,  нарисованными   на  «кирпичиках»  (главном  строительном  материале). Соблюдение  этажности  строительства  и  требований  к  размеру  дома  предусматривает  установление  количественных  отношений.

5)  Экспериментирование  и  исследовательская  деятельность – особый  вид  интеллектуально-творческой  деятельности, который  включает  поисковую  активность,  анализ  получаемых  результатов,  их  оценка.  Для  детского  экспериментирования  характерна  чрезвычайная  гибкость.  Она  проявляется,  когда  ребенок  в  процессе  деятельности  получает  неожиданный  результат  и  вследствие  этого  меняет  направление  деятельности.  По  мере  получения  новых  сведений  об  объекте  ребенок  может  ставить  перед  собой  более  новые  сложные цели  и  пытаться  их  достичь.

        Основными способами  познания  цвета,  формы,  размера, длины,  высоты,  количества  и других  признаков,  которые  осваивает  ребенок  в  дошкольном  возрасте,  являются   сравнение,  классификация  и  сериация. 

1)  Сравнение. В  результате  сравнения  дети  обнаруживают,  что  среди  предметов, которые  их  окружают есть  разные,  непохожие,  а  есть  одинаковые.  Успешность  познания  детьми  отношений  групп  предметов  зависит  от  овладения  приемами  сравнения.

  • Предметы  можно  сравнивать  на  глаз
  • Наиболее  эффективные  приемы:  наложение,  приложение  и  соединение  точек)

В  ситуациях,  когда  сравниваемые   предметы  нельзя  пространственно  приблизить  друг  к  другу,  используются  предметы-посредники.  (например,  используя  палочки  Кюизенера,  можно  узнать,  чего  на  участке  больше  деревьев  или  кустов,  дети  кладут  около  дерева  красную  палочку,  а  около  куста  желтую.  Потом  собирают  все  палочки,  считают  и  сравнивают).

2)  Сериация   -  осуществляется  на  основе  выявления  и  упорядочивания  предметов  по  определенному  признаку  (например,  по  длине  или  высоте). Палочки,  выложенные  от  самой  короткой  к  самой  длинной  или  наоборот,  представляют  собой  сериационный  ряд.  Впервые  с  сериацией  дети  встречаются  в  2-3  года (матрешки),  в  этом  возрасте  дети  могут  упорядочивать  по  3 палочки;  в 4  года  дети  упорядочивают  4-5  палочек  (полосок).  Дети  6-7 лет  упорядочивают  до  10  и  более  предметов.

3) Классификация  - сложное  умственное  действие,  представляет  собой  распределение  элементов  множества  по  классам. В  основе  классификации  лежит  разбиение  (разделение)  по  таким  признакам,  как форма, цвет, толщина, размер.   Сначала  разбиение  идет  по  одному  свойству,  затем  по  два  и  более.  Например,  подари  мишке  только  желтые  блоки;  Подари  мишке  желтые  круглые  блоки;  Подари  мишке  желтые  круглые  толстые  блоки. Можно  использовать  для  классификации  ведерки,  домики,  обручи  и т.п.

      Компетентность  педагога  в логико-математического  развития детей:

Математика  -  наука  сложная.  Чтобы  развивать  ребенка-дошкольника  в  логико-математическом  направлении   необходимо  и  педагогу  быть  готовым  к  осуществлению  задач логико-математического  развития детей  дошкольного  возраста.

1)  педагог  должен  знать  цель,  задачи,  содержание  логико-математического  развития  ребенка  на  каждой  возрастной  ступени.

2) знать  способы  педагогической  поддержки  ребенка  в  логико-математической  деятельности.

3) уметь  создавать  условия  для  продуктивного  продвижения  в  логико-математической  деятельности

4)понимать  сущность  и  особенности  освоения  детьми  логических  способов  познания:  сравнение,  сериация,  классификация. 

(Всё  это  подробно  описано  в  пособии  Михайловой  З.А, Носовой  Е.А. «Логико-математическое  развитие  дошкольников» стр. 55- 70)[7,с. 35]

Следовательно, логико-математические игры это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В логико-математических играх и упражнениях используются специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними. Кроме этого, таким играм свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий.

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”.

Один из основных залогов успешного обучения детей – это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала и рабочих тетрадей. На занятиях большое внимание следует уделять его разнообразию, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

2.  Рабочие тетради как эффективное средство освоения дошкольниками логико-математического содержания

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

 Это весьма полезно, а поэтому не только следует этому мешать,

       но нужно принимать меры  к тому, чтобы  всегда у них было что делать.

Я.А.Коменский.

Рабочие тетради для детского сада - это важный и очень необходимый элемент дошкольного образования в наши дни. Многие воспитатели детских садов, а также родители оценили превосходство уникальной формы развивающего обучения. Хорошее качество страниц рабочих тетрадей для дошкольников, яркие и насыщенные картинки тетрадей, интересные логические задания - все это будет полезно вашим малышам при скорой подготовке к учебе в школе.

В раннем возрасте  с развитием некоторых проявлений восприятия особое место в развитии детей начинает играть рассматривание ярких образных книжек-сюрпризов. В книгах-альбомах для данного возраста часто представлены предметы и сюжеты, в которых ярко демонстрируются эталоны формы, цвета, размерные (большой — маленький, длинный короткий) и пространственные отношения (рядом, далеко; у, над, под и т. п.). Дети рассматривают картинки, соотносят их со словами, называемыми взрослыми. Дети могут различать изображения предметов ближайшего окружения, животных; эмоционально реагируют на знакомые предметы (улыбкой, вокализацией, действием — гладят, рвут бумагу и т. п.). Их  привлекает возможность различных действий с книгой (открыть, закрыть, перевернуть страницу), а затем — и сам процесс узнавания предметов. Вместе с тем детям недоступны: мелкое изображение предметов; представление предметов в необычном ракурсе; искаженная передача формы, пропорций предметов.

В младшем дошкольном возрасте дети проявляют ярко выраженный и эмоционально положительно окрашенный интерес к книге (Л. М. Гурович, Н. X. Швачкин и др.). Изображение (иллюстрация) облегчает понимание сюжета, является первичным по отношению к слову (Е. А. Флерина, В. А. Езикеева, В. Я. Кионова). Детей привлекают книги, альбомы, в которых много ярких крупных иллюстраций.

Согласно исследованиям, дети данного возраста не могут адекватно воспринимать мелкие и нереалистичные изображения с большим числом мелких деталей, выполненных темными и ненасыщенными цветами. Сложная композиция рисунка (наличие нескольких планов, заслоняемость предметов, искажение пропорций, неточная передача формы предметов) недоступна для детей. Так как восприятие в данном возрасте ситуативно, эмоционально и «глобально», младшие дошкольники не видят деталей (большого числа углов у фигуры), не замечают разницы пространственного расположения предметов на двух картинках и т. п.

В данном возрасте дошкольники с интересом рассматривают предметы, различающиеся несколькими свойствами; сюжетные картинки в книгах, на которых изображены противоположные проявления свойств и отношений (выше ниже; больше — меньше); в совместной деятельности со взрослыми называют некоторые свойства, но их привлекают действия с реальными предметами. Для успешного различения свойств детям необходимо практическое обследование, «манипулирование» с предметом, так как точность различения свойства зависит напрямую от степени обследования предмета. Дети осваивают некоторые простые способы сравнения — наложение и приложение, что применяется ими в процессе рассматривании иллюстраций книг (приложить полоски, провести пальцем).

Использование рабочих тетрадей осложнено рядом моментов: недостаточный уровень развития моторики в данном возрасте снижает возможность использования заданий на дорисовывание; невысокие показатели произвольности и самостоятельности ограничивают время и автономность выполнения заданий. Дети нуждаются в постоянной активизации действий со стороны взрослого. Не цветные и мелкие элементы и образы не вызывают интереса у младших дошкольников.[8,с. 343]

В среднем дошкольном возрасте в связи с обогащением опыта освоения литературных произведений (сказок, стихотворений) и развитием восприятия иллюстрации дети проявляют яркий интерес к чтению и рассматриванию книг. Они более успешно воспринимают образ, если он близок их опыту. Вместе с тем детям сложно воспринимать многодетальные изображения, рисунки со сложной композицией, с измененным пропорциональным соотношением, нереалистично переданной формой предмета, так как форма предмета является ведущей в его опознании. Повышение самостоятельности, развитие логического мышления, показателей произвольности обеспечивает изменение отношения к занятиям с использованием рабочих тетрадей. Дети начинают ценить наличие «своей собственной» тетради, стремятся аккуратно выполнять задания, гордятся успехами (хвалятся друг перед другом, показывают результаты воспитателю и родителям). Как правило, детей не привлекают однотипные задания, представленные на одной странице. Дошкольники быстро теряют интерес к ним, могут увлечься рассматриванием других страниц, если задания аналогичны.

Использование рабочих тетрадей, основная функция которых заключается в активации самостоятельного выполнения заданий математического содержания; упражнении в умениях; развитии логических операций. На данный момент существуют образовательные программы и методические разработки, в которых предусматривается использование рабочих тетрадей. Например, к образовательной программе «Детство» (раздел «Первые шаги в математику», 3. А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман) разработаны рабочие тетради для разных возрастных групп («Математика — это интересно», сост.: 3. А. Михайлова, И. Н. Чеплакшина, Н. Н. Крутова, Л. Ю. Зуева); к программам «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» (Образовательная система «Школа 2100») (Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, Н. П. Холина) представлены цветные рабочие тетради с большим количеством разнообразных заданий; широко используются тетради к другим программам (Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Математическая тетрадь для дошкольников»; Соловьева Е. В. «Моя математика: Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста»).[8,с. 340]

Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом).

Рабочие тетради содержат задачи, выполнение которых основано на практических действиях (соединить линиями, обвести, дописать и т. п.), что соответствует возрастным возможностям. В тетрадях представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений. Вместе с тем, используя рабочие тетради, следует учитывать необходимость практического освоения окружающего мира (прежде всего обогащения сенсорных впечатлений и тактильно-двигательного способа познания), а, следовательно, ценность действий с предметами (игрушками, играми, объемными и плоскостными фигурами, коробочками разной массы и т. п.). В связи с этим использование рабочих тетрадей не следует рассматривать как самоцель и выстраивать занятия только на основе их применения. Тетради могут являться одним из средств, применяться на некоторых занятиях, составлять основу организации некоторых заданий или использоваться в совместной и самостоятельной деятельности.

Начальные представления о математике на интересных примерах помогут ребенку узнать о мире чисел и счета. Рабочие тетради для дошкольника по математике (Счет от 0 до 10; Игралочка; Раз - ступенька, два – ступенька; Учимся думать; Математическая ступенька) помогут подготовить ребенка к первому классу школы благодаря качественно продуманному материалу.

Рабочие тетради для дошкольников «Солнечные ступеньки» это давно признанный и широко используемый в ежедневной практике многими педагогами и родителями продукт для раннего развития ребенка и подготовки детей к школе.

Его эффективность определена высокой степенью восприимчивости методики развития детей и финансовой доступности для их родителей.

 Под брендом «Солнечные ступеньки» объединен целый комплекс продуктов для занятий с дошкольниками. Продукция «Солнечные ступеньки» получила признание родителей, педагогов и воспитателей более чем 46 субъектов Российской Федерации, Азербайджана, Германии, Кипра. Везде где есть русскоязычные школы. «Солнечные ступеньки» - это набор тетрадей и папок для дошкольного развития ребенка. И этот набор постоянно расширяется, охватывая все новые и новые сферы познания и восприятия окружающего мира. Учитывая современные технические новинки, "Солнечные ступеньки" выходят и в "виртуальный мир". Совмещая в себе черты развивающей игры и детского обучающего приложения программа "Солнечные ступеньки" для Android, обязательно будет полезна родителям, которые хотят использовать мобильное устройство в качестве детского обучающего планшета.

Приложение прошло сертификацию "Институтом информатизации образования" Российской Академии Образования, что подтверждает высокую эффективность использования в образовательных учреждениях. Все игровые задания в тетрадях и папках для дошкольного образования "Солнечные ступеньки" соответствуют задачам умственного развития и воспитания, определенным "Парциальной образовательной программой для детей 3-7 лет в детском дошкольном учреждении". Тетради и папки "Солнечные ступеньки" рекомендуются широкому кругу специалистов, работающих в дошкольно-образовательных учреждениях, могут использоваться родителями, гувернерами. Учитывая разработанные нашими специалистами методики развития детей при проведении занятий, рекомендуется использовать тетради и папки "Солнечные ступеньки" в комплекте. С помощью наших развивающих тетрадей для дошкольников вы сможете с легкостью выполнить всю программу подготовки детей к школе. Каждое занятие - новая солнечная ступенька к вершине дошкольных знаний! Тысячи детишек, обучаясь по данным тетрадям и папкам, смогли успешно поступить в самые престижные школы и лицеи. Поспешите подняться по "Солнечным ступенькам" на вершину знаний!

Авторская парциальная программа развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» уже более 10 лет используется в работе дошкольных образовательных учреждений, в лицеях, гимназиях, родителями и дает высокие результаты при подготовке детей к дальнейшему обучению в школе. Это целостная система математического развития ребенка, в которой решающая роль принадлежит именно его деятельности. Сама Е.В. Колесникова воспитатель, методист, учитель-дефектолог, педагог дополнительного образования, лектор МИОО, автор проектов по развивающему обучению дошкольников, в которые входит более 50 книг. Имеет звание «Отличник народного просвещения». ЕЕ первая книга вышла в 1995 году, и с тех пор Колесникова регулярно выпускает учебно-методическую литературу для развития и обучения дошкольников. Её метод основан на учете возрастных особенностей детей, принципе от простого к сложному, использовании наглядных, словесных, практических методов обучении с внедрением инновационного подхода.

В рабочих тетрадях от автора:

1.Задания, представленные в тетради, предлагают решение совокупности задач образовательных областей, что обеспечивает разностороннее  развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

2.Выполняя задания в тетради, ребенок учится :

-решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту;

-применять усвоенные знания и способности деятельности для решения новых задач;

-планировать свои действия , направленные на достижения конкретной цели;

-овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности

3.Учебно-игровые занятия, предложенные в тетради ,соответствуют принципу развивающего обучения.

4.Наличие учебно-методического комплекта обеспечивает одно из важнейших условий эффективной реализации образовательной программы ДОО в соответствии  с ФГОС ДО.

5.В процессе выполнения заданий в тетради у  ребенка формируются  предпосылки учебной деятельности, которые имеют отношения к развитию ребенка.

6.Усвоение образовательных задач осуществляется на знаниях, в общении, в игре, как основных средствах развития ребенка.[12]

Многолетний опыт автора, работающего по программе «Математические ступеньки», показывает, что такой подход позволяет детям хорошо подготовиться к выполнению заданий в рабочей тетради « Я считаю до пяти» математика для детей 4-5 лет, «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет,  « Я читаю до двадцати» математика 6-7лет.[1,с.5]

Книга-тетрадь «Я начинаю считать» и методическое пособие «Математика для детей 3—4 лет» входят в первую часть учебно-методического комплекта (УМК) парциальной образовательной программы «Математические ступеньки». Через систему увлекательных упражнений дети познакомятся с числами до 5, расширят знания о геометрических фигурах, временах года и частях суток, научатся ориентироваться в пространстве и решать логические задачи. Выполнение предложенных заданий решает одну из задач ФГОС ДО — формирование предпосылок учебной деятельности. Совместная работа со взрослым поможет ребенку подготовиться к следующему этапу обучения по тетради «Я считаю до пяти». Новые красочные рисунки превратят занятие в радостное, яркое событие. В издании учтены требования ФГОС ДО к учебно-методическим комплектам парциальных образовательных программ.

В качестве демонстрационного материала используются предметные и сюжетные картинки, с помощью которых детей знакомят с количественными, временными, пространственными понятиями и представлениями, а также с характерными особенностями величины, формой предметов окружающего мира. В пособии широко используется словесная наглядность - образное описание изучаемого объекта (геометрической фигуры, явления окружающего мира). Художественное слово позволяет усваивать понятия большой - маленький, характерные признаки времен года, частей суток. Произведения устного народного творчества (считалки, потешки) способствуют закреплению навыков счета.

Использование демонстрационного дидактического материала на занятиях обогащает зрительные представления ребенка, включает его в практическую деятельность, повышает эффективность обучения, способствует лучшему усвоению поставленных задач.

Тетрадь «Я СЧИТАЮ ДО ПЯТИ». МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ - приложение к методическому пособию "Математика для детей 4-5 лет". Вместе они входят во вторую часть учебно-методического комплекта (УМК) парциальной образовательной программы "Математические ступеньки". Она предназначена для работы с детьми 4-5 лет. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся с числами и цифрами от 1 до 5, расширят свои знания о временах года и частях суток, о геометрических фигурах, научатся решать логические задачи и подготовятся к следующему этапу обучения в группе детей 5-6 лет. В данном издании учтены требования ФГОС ДО к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения Программы. Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Может быть использована родителями при подготовке детей к школе.

Книга «Я считаю до десяти» — цветной вариант популярнейшей в России одноименной черно-белой тетради. Данная тетрадь и методическое пособие «Математика для детей 5-6 лет» входят во вторую часть учебно-методического комплекта (УМК) парциальной образовательной программы «Математические ступеньки». Через систему увлекательных упражнений дети познакомятся с числами и цифрами до 10, расширят знания о геометрических фигурах, временах года и частях суток, научатся ориентироваться в пространстве и решать логические задачи. Выполнение предложенных заданий решает одну из задач ФГОС ДО — формирование предпосылок учебной деятельности.

Совместная работа со взрослым поможет ребенку подготовиться к следующему этапу обучения по тетради «Я считаю до двадцати». Новые цветные рисунки превратят занятие в радостное, яркое событие.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебная тетрадь "Игралочка" является дополнительным пособием к курсу "Игралочка" для детей 4-5 лет.

В них представлен материал, позволяющий закрепить и расширить знания в индивидуальной работе детей с родителями или воспитателями после занятий. Учебно-методический комплект ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике. На сегодняшний день комплект «Игралочка» для каждой возрастной группы включает в себя: учебно-методическое пособие (методические рекомендации) для педагога, рабочие тетради для ребенка, демонстрационный и раздаточный материалы. Пособия части 1 и 2 курса «Игралочка» имеют одноименное название «Игралочка». Пособия же части 3 и 4 этого курса называются «Игралочка – ступенька к школе».

Учебно-методические пособия содержат подробные сценарии образовательных ситуаций (занятий) по математике в технологии деятельностного метода и рекомендованы воспитателям детских садов, но могут быть использованы и для индивидуальной работы родителей с детьми.

Рабочие тетради «Игралочка» (ч. 1, 2), предназначены специально для индивидуальной работы родителей с детьми. При переходе в старшую, а затем подготовительную к школе группу часть заданий в тетради «Игралочка – ступенька к школе» (ч. 3, 4) дети выполняют вместе с воспитателем в группе, однако данные тетради также могут быть полностью использованы для индивидуальной работы родителей с детьми. В конце тетрадей даются подробные методические комментарии к заданиям, которые помогут родителям самим заниматься со своим ребенком.

Раздаточный и демонстрационный материал для каждой возрастной группы используются на занятиях по математике в детском саду. Оба набора укомплектованы наглядно-дидактическим материалом в точном соответствии с содержанием занятий учебно-методического пособия. Данные комплекты также могут быть использованы и в домашних условиях при организации индивидуальных занятий родителей с детьми в тех случаях, если занятия проводятся по учебно-методическому пособию. Если родители занимаются с ребенком лишь по рабочей тетради, то раздаточный и демонстрационный материал не требуется.

Рабочая тетрадь по математике для детей 6 + входит в библиотечку из серии программы " От рождения до школы". Она предназначена для воспитанника подготовительной группы детского сада. Это современный образовательный стандарт. Математика для дошкольников рекомендована к использованию для воспитанников подготовительной группы и не только работающим по программе Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, но и другим программам.

На странице от одного до трёх заданий, обозначенных буквами. Все задания расположены внизу каждой странице на жёлтом фоне, с соответствующими буквами.

Такие занятия помогают детям получить представление о составе чисел в пределах 10 и счёте до 20. Хотя некоторые дошкольники умеют считать до ста и более. Но, главное, чтобы ребёнок понимал, из каких чисел складывается десяток. Рабочая тетрадь поможет наглядно с помощью красочных картинок составить задачи и решить их, записав ответ-цифру в квадрате. Пособие своей наглядностью способствует запоминанию цифр, а так же их написанию. На его страницах расширяет знания о геометрических телах и фигурах и выполняет с интересом задания. Чтобы правильно выполнить задание детям нужно своевременное руководство. В задании Б ребёнок сам правильно записал ответы. Но задание предполагает в квадрате нарисовать столько геометрических фигур, сколько фруктов.

Я считаю, что рабочая тетрадь " Математика для дошкольников", подходит не только для занятий в детском саду, но и для индивидуальных занятий с ребёнком в семье.

Многолетний опыт доказывает, что использование и курса «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, и курса «Раз – ступенька, два – ступенька…» авторов Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной в практике дошкольного образования способствуют достижению высоких результатов не только интеллектуального развития ребенка-дошкольника, но и развития его личностных качеств.


3. Методические приёмы обучения детей логико-математическому содержанию с использованием рабочих тетрадей

В. А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”.

Используя рабочие тетради основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

  1. развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
  2. развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
  3. освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
  4. развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация)';
  5. овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  6. развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
  7. развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
  8. развитие активности и инициативности детей;
  9. воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Каждое математическое задание в рабочих тетрадях,  всегда связано с темой и целью занятия и предполагает включение ребенка в выполнение заданий практического характера в тетради.

Перед тем, как вы предложите детям задания в тетради, можно провести с ними аналогичные задания с раздаточным материалом (объемным, плоскостным). Например,:

  1. Положить перед собой одну матрешку и много кубиков.
  2. Положить перед собой две матрешки и два кубика.
  3. Поставить маленькую матрешку на маленький кубик, а большую матрешку — на большой.
  4. Из множества геометрических фигур найти только круги.

Проведение занятий по данному пособию предполагает работу с подгруппами из 6—8 детей.

Педагог может провести на одну тему не одно, а два занятия, если в этом будет необходимость.

Ребенку предоставляется возможность выполнять задания самостоятельно, а самое главное — оценить правильность выполнения задания и также самостоятельно исправить ошибки.

Иллюстративный материал в рабочей тетради не только связан с решением математической задачи, но и позволяет вовлечь детей в увлекательный процесс отгадывания загадок, закрепить знания о сказках, предметах и явлениях окружающего мира.

Интерес детей к художественному слову используется для повышения эффективности обучения.

Сценарии занятий и тетрадь для выполнения заданий ребенком позволят педагогу широко использовать словесный, наглядный, проблемно-поисковый методы обучения, а также метод практических заданий.


Заключение

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

Логико-математическое развитие детей невозможно осуществить вне исключения их в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поэтому педагогам предлагается проблемно-игровые методы. Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска являются принятые ребёнком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, ведущих к результату.

Использование демонстрационного дидактического материала на занятиях обогащает зрительные представления ребенка, включает его в практическую деятельность, повышает эффективность обучения, способствует лучшему усвоению поставленных задач.

Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом). Каждое математическое задание в рабочих тетрадях,  всегда связано с темой и целью занятия и предполагает включение ребенка в выполнение заданий практического характера в тетради.

Выбирая тетрадь, следует учитывать: цели и задачи образовательной программы, по которой осуществляется развитие и обучение дошкольников; соответствие возрасту детей; возможность сочетания работы с использованием других пособий (развивающих и дидактических игр, современных полифункциональных пособий ит. п.). Использование рабочей тетради подразумевает применение и дополнительных средств (цветных и простых карандашей, фломастеров, резинок и т. п.), которые в достаточном количестве должны быть предоставлены детям.


Список литературы

1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320

 2.Колесникова Е.В. «Математика для детей 4-5 лет:Учеб.-метод.пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти».-4-е изд.перераб. и доп.-М.,2017.-80с.

3.Колесникова, Е. В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для выполнения заданий по книге «Математика для дошкольников 5-6 лет». - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 65 с.

4. Колесникова, Е. В. Диагностика математических способностей детей 5-6 лет. [Текст]/ Е. В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 32 с.

5.Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет [Текст]: сценарии занятий по развитию матем. представлений / Е. В. Колесникова. - М.: Сфера, 2003. - 80 с. 54

6.Колесникова, Е. В. Программа «Математические ступеньки» [Текст] / Е. В. Колесникова. - М.: Сфера, 2007. - 64 с.

 7.Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет [Текст]: сценарии занятий по развитию матем. представлений / Е. В. Колесникова. - М.: Сфера, 2003. - 88 с.

8. Лелявина, Н. О. Давайте вместе поиграем : методические советы по использованию дидактических игр с блоками и логическими фигурами / Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. – СПб. : Корвет, 2004.

9.Михайлова З. А., Носова Е. А. «Логико-математическое развитие дошкольников». – СПб.: ОООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 128 С.

10. Михайлова З.А., Носова E.Д., Столяр А.А.,Полякова М.Н., Вербенец А.М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. –  384 С.

11.Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая   Логика и математика для дошкольников: методическое пособие. – СПб.: Акцидент, 1996; СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

12.  Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей: Учебно-методическое пособие - СПб.: ОООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 112 с.

13.Сухомлинский В.А. 'О воспитании' - Москва: Политическая литература, 1982. – 270.C.

14.  Консультации для воспитателей. Тема: Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр. Автор: Макарова Р. Х. http://www.moi-detsad.ru/konsultac553.html

15.«Солнечные Ступеньки» Математика Малышам. Издательство: Кировская областная типография Серия: Рабочие тетради дошкольника. Дата выпуска: 2017 г. формат: 60x90/16 (145x215 мм)

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как эффективное средство в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Всем известно, что речь человека является показателем уровня развития его мышления, интеллекта, общей культуры. Кроме этого речь выполняет не только коммуникативную функцию, но и служит средством позн...

Рабочие тетради как эффективное средство освоения дошкольниками логико-математического содержания

Рабочие тетради как эффективное средство освоения дошкольниками логико-математического содержания...

Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста...

Логопедические игры как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста

Логопедические игры как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста...

Дидактические игры с использованием Лего - конструктора, как эффективное средство развития речи у воспитанников среднего дошкольного возраста.

Дидактические игры для детей среднего возраста по развитию речи с использованием Лего - конструктора....

Мастер-класс для педагогов "Использование степ-платформ как эффективного средства развития физических качеств у детей дошкольного возраста"

Использование степ-платформ как эффективного средства развития физических качеств у детей дошкольного возраста в условиях реализации содержания образовательной области "Физическое развитие"...