Рабочая программа «Развитие интеллектуальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр »
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» разработана с учётом особенностей современной системы образования, в соответствии с образовательной программой. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и тонкой моторики рук.
Программа рассчитана на 2 года обучения (старшая и подготовительная группы) представляет собой цикл, последовательно выстроенных усложняющихся занятий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Принято: на заседании Педагогического совета МКДОУ «Детский сад №4 «Радуга» (корпус «Ракета») _____2018 г. Протокол № ____ | Согласовано: Заместитель заведующего МКДОУ «Детский сад №4 «Радуга» (корпус «Ракета») ____________ Воронина Л.А. «____»________ 2018 г. | Утверждено приказом заведующего МКДОУ «Детский сад №4 «Радуга» ______________ О.В. Сумченко от ________2018 года № ____ |
Рабочая программа
«Развитие интеллектуальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр »
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» (корпус «Ракета»)
Поспелихинского района, Алтайского края
Составила: Шандер Елена Николаевна
воспитатель высшей квалификационной категории
МКДОУ «Детский сад «Радуга» (корпус «Ракета»)
с. Поспелиха
2018-2020год
Содержание
Пояснительная записка
Актуальность
Цель
Задачи
Продолжительность, участники
Формы организации
Предполагаемые результаты.
Этапы (подготовительный, основной, заключительный)
Перспективное планирование
Сотрудничество с родителями
ПРП
Результативность
Список методического обеспечения
«Математика … выполняет порядок,
симметрию и определённость.
А это важнейшие виды прекрасного»
Пояснительная записка.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для воспитанников, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные воспитанников манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает воспитанникам использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание становятся максимально действенными. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - развитие интеллектуальных способностей воспитанников дошкольного возраста.
Рабочая программа «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» разработана с учётом особенностей современной системы образования, в соответствии с образовательной программой. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и тонкой моторики рук.
Программа рассчитана на 2 года обучения (старшая и подготовительная группы) представляет собой цикл, последовательно выстроенных усложняющихся занятий
Занятия с группой проводятся во второй половине дня 2 раза в неделю, в течение учебного года. Продолжительность занятий 25-30 минут.
Актуальность
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Одной из проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных способностей дошкольников
Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Воспитанники с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Поиск новых путей в развитии интеллектуальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством логико-математических игр.
Вид проекта: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.
Цель: Создать условия для усвоения интеллектуальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр.
Образовательные
-Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП;
-Научить образовательной технологии «Цветные палочки Кюизенера»;
Развивающие
-Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
-Развивать творческие способности воспитанников;
-Решать самостоятельно проблемные ситуации;
-Научить дошкольников сочетать игровую и практическую деятельность;
- Развитие способности к моделированию и конструированию;
Воспитательные
- Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Воспитания самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели;
Форма организации детской деятельности:
- индивидуально
-группой
-учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия),
- игровой тренинг.
Методы, используемые для реализации программы:
1. Математические развлечения:
- игры на плоскостное моделирование
- игры головоломки,
- задачи-шутки,
- кроссворды,
- ребусы.
2. Дидактические игры:
- сенсорные;
- моделирующего характера;
- специально придуманные педагогами для обучения детей.
3. Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений использованиепалочек Кюизенера
4.Художественое слово.
Чтение математических рассказов и стихотворений.
Практические методы:
Реализация через разные виды деятельности:
НОД
Игровая
Художественно-речевая
Досуг
Срок реализации – 2года (сентябрь 2018год – май 2020год)
Предполагаемые результаты:
- Развивают зрительную и слуховую память, внимание и мышление – пространственное и логическое;
- Формируют первоначальные математические представления;
- Закрепляют основы логического мышления;
- Учатся сравнивать, обобщать, выделять, размышлять;
- Развивают познавательные интересы;
- Проявляют индивидуальные способности;
- Приобретают навыки самостоятельности и общения со сверстниками;
Этапы реализации проекта:
I этап
1. Изучение уровня знаний старших дошкольников.
2. Определение методики педагогической диагностики.
3. Подбор методической литературы.
4. Подбор художественной литературы, мультимедийного материала по данной теме.
5. Подбор материалов, пособий, атрибуты для дидактической, игровой деятельности.
6. Разработка конспектов занятий, развлечений, досуга.
7. Составление перспективного плана мероприятий.
II этап Основной
1.Опробирование перспективного плана мероприятий
IIIэтап Заключительный
1.Мониторинг математического развития воспитанников
2.Презентация проекта «Палочки Кюизенера» для воспитателей ДОУ и родителей
При условии реализации , ожидаем следующие результаты по областям интеграции:
Социально-коммуникативное развитие: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности.
Познавательное развитие: развитие психических процессов у воспитанников: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение кругозора воспитанников, сенсорное развитие.
Речевое развитие: развитие словаря воспитанников, умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания и мнения. Чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
Художественно-эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности воспитанников.
Физическое развитие: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток
Перспективное планирование образовательной работы 1 год обучения
Месяц | Формы работы | ||
с воспитанниками | с педагогами | взаимодействие с родителями | |
Сентябрь | Знакомствос палочками Кюизенера Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету» (с показом, без показа). Д/и « Волшебный мешочек». Д/и «Что изменилось». Д/и «Найди и покажи» | Анкетирование родителей. Определение позиции родителей о необходимости внедрения инновационной технологии | |
Октябрь | НОД №1 «Разноцветные заборы» («Спрячь игрушку») НОД № 2 «Мосты через реку» (коллективное). Д/и «Найди не такую». Д/и «4-й лишний». Д/и «Продолжи ряд». Д/и «Строим дорожки» | Презентация и участие в районном конкурсе проектов «Играем и развиваемся» | Консультация для родителей «Как мы работаем с палочками Кюизенера» |
Ноябрь | НОД №3 «Какие лесенки умеет строить Зайка» НОД № 4«Путешествие в Страну Цветных чисел» Д/и «Найди пару». Д/и «Второй ряд». Д/и «Подбираем ленточки к фартучкам» | Наглядная консультация «Развивающие игры-как средство интеллектуального развития» | |
Декабрь | НОД № 5 «Сказка о натуральном ряде» Игра-занятие № 6 «Три котёнка» Д/и «Клад». Д/и « Игра с одним обручем». Д/и «Чего не хватает». Д/и «Игра с двумя обручами» Д/и «Дом и мебель для матрёшки» | Консультация «Сложна ли работа с палочками Кюизенера» |
|
Январь | № 7 «Переполох» НОД №8 «Тимошка-озорник» Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Д/и «Кто быстрее соберет». Д/и «Заселим в домики».(2 признака) Д/и «Белочка и Ёжик идут на день рождения» | Наглядная консультация «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». | |
Февраль | НОД№9 «Оле-Лукое» НОД № 10 «Винни-Пух и его друзья» Д/и «Переводчик». Д/и «Художник». Д/и « На свою веточку». Д/и «Путешествие на поезде» | Провести КВН среди педагогов (развивающие игры) | Родительское собрание «Развитие интеллектуальных способностей с помощью палочек Кюизенера» |
Март | НОД №11 «Весёлый счёт» НОД № 12 «Соседи» Д/и «Кто хозяин». Д/и «Игра с двумя обручами». Д/и «Твой любимый цветок | Проведение обучающих семинаров «Разноцветные палочки. Играем в детском саду и дома». | Совместный альбом с зарисовками придуманных из палочек изображений или сюжетов, сказок. «Научи меня, мама!» «Папа может всё!» |
Апрель | НОД № 13 «Лесные мастера» Игра-занятие № 14 «Полёт на необитаемую математическую планету» Д/и «На свою веточку». Д/и «Заселим в домики».(3 признака) Д/и «Как разговаривают числа?» | Открытое занятие «Путешествие в сказку Гуси-лебеди» | |
Май | Повторение НОД Д/и «Волшебный мешочек». Д/и «Художник». Д/и «Игра с Винни-Пухом» КВН среди старших воспитанников «Путешествие в страну математики» | . | Просмотр видео на собрании «Наши достижения в математике» |
Перспективное планирование образовательной работы 2 год обучения
Месяц | Формы работы | ||
с воспитанниками | с педагогами | взаимодействие с родителями | |
Сентябрь | «Улица разноцветных палочек» (дом белой, черной, синей семейки) 1 «Улица разноцветных палочек» (дом красной, желтой семейки) Игра «Какой фигуры не стало?» | Анкетирование родителей. Определение позиции родителей о необходимости внедрения инновационной технологии | |
Октябрь | «Измерь дорожки шагами» «Узнай длину ленты» «Измеряем разными мерками» Д/и «Продолжи ряд». Д/и «Строим дорожки» | Фотовыставка «Как мы работаем с палочками Кюизенера» | |
Ноябрь | «Для вас девочки», «Это Вам мальчики» Д/и «3 ряд». Д/и «Ленточки для кукол» | Наглядная консультация «Развивающие игры-как средство интеллектуального развития» | |
Декабрь | «Портрет, коврик, автобус трактор» «Цветок, бабочка, троллейбус, грузовая машина» Д/и «Какой фигуры не хватает». Д/и «Игра с 3 обручами» | Консультация «Сложна ли работа с палочками Кюизенера» |
|
Январь | «Птичка, собачка, корабль, самолет» « Горка, коврик для кошки, кран, экскаватор» Д/и «Заселим в домики».(4-5 признака) Д/и «Медведь и зайчик идут на день рождения» | Наглядная консультация «Развивающие игры дома ». | |
Февраль | «Математические действия с палочками» «Палочки можно складывать» «Палочки можно вычитать» Д/и «Повар». Д/и « На свой стульчик». Д/и «Путешествие на автобусе» | ||
Март | «Деление целого на части»«Цифры» Д/и «Игра с 3 обручами». Д/и «Твоё любимое дерево» | Проведение обучающих семинаров «Разноцветные палочки. Играем в детском саду и дома». | Наглядная консультация «Подготовка к школе» |
Апрель | «Выкладываем с помощью палочек. Буквы» Выложи из палочек (человек, дружок, заяц, медведь) Выложи из палочек (лодка, подводная лодка, лодка с флажком, ракета) Д/и «На свой стульчик». Д/и «Заселим в домики».(4 признака) Д/и «Как разговаривают цифры?» | Открытое занятие | |
Май | Повторение НОД Д/и «Волшебный мешочек». Д/и «Повар». Д/и «Игра с Винни-Пухом» КВН среди старших воспитанников «Путешествие в страну математики» | . | Просмотр видео на собрании «Наши достижения в математике» |
Предметно – развивающая среда
Уголок «Занимательной математики»:
- Настольно-печатные игры по математике;
-Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
-Геометрические мозаики и головоломки;
-Занимательные книги по математике;
- Тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы;
-Тетрадь в крупную клетку;
-Простой карандаш, набор фломастеров, ручка шариковая;
-Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;
-Счетный материал;
- Набор цифр;
-Наборы палочек Кюизенера;
- Художественная литература.
Результативность:
-Расширились и систематизировались знания воспитанников по разделу ФЭМП;
-Научились использовать игры с помощью цветных палочек Кюизенера и повысило интерес к образовательной деятельности ;
-Развились познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
-Развились творческие способности воспитанников;
-Решают самостоятельно проблемные ситуации;
-Научились воспитанники сочетать игровую и практическую деятельность;
- Развились способности к моделированию и конструированию;
- Сформировались у воспитанников интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Воспитали самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели.
Методическое обеспечение
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы в соответствии ФГОС , Мозаика-Синтез, 2014.
2.Попова Г. П., В. И. Усачёва. Занимательная математика: Материалы для занятий и уроков с дошкольника и младшими школьниками. – В.: Изд. «Учитель», 2011.
3.Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. – М.: Учитель, 2011
4.Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2010.
5.Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
6..В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
7. Л.Д. Комарова «Как правильно работать с палочками Кюизенера?»
8.www.maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр.
Цель мастер-класса: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию логического мышления дошкольников.Задачи: - Познакомить педаг...
Из опыта работы "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредствам логико-математических игр"
Передо мной стоит задача - развивать интеллектуальные способности младших дошкольников посредством игр логико-математического содержания.Развивающие игры создают своеобразный микроклим...
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр
Одна из актуальных проблем современности - развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современно...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...
Выступление на педсовете. Развитие логическогомышления детей старшего дошкольноговозраста посредством логико-математических игр
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий....
Мастер-класс для педагогов: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр
Актуальный раздел математического развития детей...