«Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников в дошкольной организации»
консультация ( группа) на тему
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) по ФГОС ДО:
часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. п. п.1.1, 1.4, 1.6, 3.3, 3.6 ФГОС ДО Цели организации (РППС ДОО):
• обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;
• обеспечение полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых;
• обеспечение реализации различных общеобразовательных программ. Среда должна 1. выполнять развивающую, образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социализация и индивидуализация развивающей среды ДОУ | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников в дошкольной организации»
«Социализация и индивидуализация средового пространства в ДОУ»
Детские сады и другие детские учреждения являются первыми институтами социализации ребенка и представляют мини-социум, который становятся основой для построения его отношений с социальным окружением. Здесь важная роль принадлежит родителям и воспитателям, которые и открывают картину мира ребенку. От того, какую воспитатели и родители в домашних условиях и в дошкольном учреждении построят среду, чем ее наполнят, какие правила и модель поведения дадут ребенку, с какими социальными ролями познакомят как научат общаться с взрослыми, со сверстниками зависит реализация ребенка в обществе как уникальной индивидуальности личности. Социализация осуществляется в игре, в организуемом пространстве, где дети учатся сотрудничать, осваивают социальные навыки, а контакты по поводу игрушек – как поделить, с кем, и надо ли вообще позволяют приобрести первый ценный опыт социального общения со сверстниками. Играя, ребенок не только моделирует социальные отношения, но и через эмоциональные переживания, отношение к сюжету, осваивает их – все это развивает способность действовать в разных ситуациях общения, коммуникации. Сюжетно-ролевая игра в детском саду и дома помогает ребенку выстраивать межличностное общение, сплачивать детский коллектив, устанавливать позитивное сотрудничество с взрослыми, в игре познаются законы функционирования общества, ребенок социализируется. Моделируя образовательную среду важно понимать: С какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка и какой она окажется развивающей и воспитывающей, стимулирующей творчество, самостоятельность и инициативу или догматической, воспроизводящей ограничения – все зависит от ее содержания и целей, факторов, которые напрямую зависят от нас, педагогов. Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС ДО – обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности.
Среда, которую вы создаете, является показателем вашего профессионального развития. Ее создание в соответствии с возрастными возможностями и учетом принципов построения по ФГОС ДО, наполнение материалами и компонентами входит в профкомпетентность педагогов. Социализация и индивидуализация средового пространства напрямую связана с социализацией ребенка. Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, определяет точки развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построения эффективного индивидуального стиля поведения и общения. Педагогам важно осознать, что созданная среда и ее компоненты влияют на формирование гражданской идентичности личности, а социализация здесь обеспечивается путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, создания этнокультурной среды. Куда можно пойти и куда запрещено в созданной среде, где и когда можно действовать самостоятельно и проявить свое творчество, или можно действовать только по указанию воспитателя, имеется ли возможность у детей проявлять самостоятельность, инициативу в выборе детских видов деятельности (не хотят лепить, а их заставляют, не хотят заниматься делом, которое предлагает воспитатель), имеют ли возможность играть и действовать не только с разрешения взрослого, могут в созданном развивающем пространстве действовать, искать и познавать новое, следовать нормам и правилам, которые вы разработали, есть ли уединенное пространство – все это способствует либо положительной социализации ребенка либо вызывает у ребенка постоянные переживания!
Образовательная среда призвана помочь ребенку определить свое место в обществе, в котором он растет и реализовать ее во взаимодействии с социумом. В созданной среде ребенок развивает представления о себе как о личности: Какой я? Какими качествами обладаю? Как ко мне относятся окружающие? Какие правила надо соблюдать, чтобы быть принятым? Необходимо создать такой микроклимат и пространство, где дети найдут индивидуальное местечко разместить свою коллекцию, материалы, продукты своей деятельности, уединиться один, или с другом организовать занятие по интересам, проявить себя в какой либо роли и показать свои лучшие качества, лишь тогда можно сказать что социализация ребенка пройдет успешно. Необходимо понять, что образовательная среда должна быть развивающей и способствовать развитию необходимых умений и навыков, а педагог, создавший ее, задавать направление социализации детям. Созданные педагогами социальные ритуалы, т.е устойчивые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, когда дети знают способ действия, его изучили в группе и это есть общественные нормы. Всегда проводите анализ своей деятельности и задавайте себе вопрос: Уважаете ли детей на самом деле или создаете видимость, сравниваете ли результаты одного ребенка с другим, позволяете ли в присутствии других детей унижать ребенка,- (что ты плачешь, как девочка! Только ты так и можешь, кто бы сомневался!) смеяться над его неумением, акцентировать внимание на то, что кто-то сделал не так, как задумал воспитатель , вовремя не гасите конфликт, в присутствии детей позволяете нелицеприятные высказывания в адрес коллег, родителей, детей, говорите с угрозой ( попробуйте не сделать!)– может получиться, что эту модель поведения дети возьмут в свою взрослую жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников в детском саду в соответствии с ФГОС.
Социализация - от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвов...
Организация развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников в ДОУ
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре образовательной программы ДО она должна быть направлена на создание: 1.Условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, ...
Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников
Среда создаёт условия для поддержания разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства через игру, познавательную и исследовательскую деятельность....
Формы эффективного взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ, в рамках создания условий социализации и индивидуализации дошкольников.
Необходимым условием для комплексного подхода к воспитанию личности ребенка является взаимное влияние общественного и семейного воспитания.Согласно статье 44 Федерального закона РФ «Об образован...
Театр Ложек как средство для создания развивающей образовательной среды, направленной на социализацию и индивидуализацию дошкольников в условиях инклюзивного образования
Театр Ложек как средство для создания развивающей образовательной среды, направленной на социализацию и индивидуализацию дошкольников в условиях инклюзивного образования...
Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников
Из общих положений ФГОС дошкольного образования можно выделить принципиальные характеристики образовательной среды как среды социализации и индивидуализации ребенка. Стандарт предусматр...