Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников
статья (младшая группа)

Семёнова Александра Викторовна

Из общих положений ФГОС дошкольного обра­зования можно выделить принципиальные харак­теристики образовательной среды как среды соци­ализации и индивидуализации ребенка. Стандарт предусматривает формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивиду­альным, психологическим и физиологическим осо­бенностям детей. Такая среда создает условия для поддержания разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства через игру, познавательную и исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 71 Невского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

Семёнова Александра Викторовна, воспитатель

Санкт-Петербург

2021

Из общих положений ФГОС дошкольного образования можно выделить принципиальные характеристики образовательной среды как среды социализации и индивидуализации ребенка. Стандарт предусматривает формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Такая среда создает условия для поддержания разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства через игру, познавательную и исследовательскую деятельность.

Предметная среда не должна быть уменьшенной (детской) копией взрослого мира, но должна формироваться с целью решения общих задач возрастного развития ребенка, закладывать фундамент для становления психики и актуализации личности. Цель организуемой среды - создание условий для самоценного развития дошкольника: формирование первичной картины мира и иерархии мотивов личности, начальных этических ориентиров, презентация обществу индивидуальных качеств.

Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования, - обеспечение разнообразия форм и этнокультурного компонента образовательной среды - ориентация на патриотизм, гражданскую идентичность, с одной стороны, и толерантность, интернациональность, с другой. Основой такого подхода является уважение прав и свобод человека. Человек с самого рождения готов к восприятию окружающего мира. Обеспечить его успешную социализацию и гармоничное развитие помогает предметно-развивающая среда группы. При проектировании центров детской активности учитываю особенности дошкольников: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав групп, личностные характеристики. Так появились в группах интересные многофункциональные центры детской активности:

Центр краеведения “Моя малая Родина”;

Интеллектуальный центр “В гостях у Почемучки”;

Центр искусства “Творческая мастерская”;

Центры сюжетно-ролевых игр;

Эколого-экспериментальный центр;

Центр речевого творчества “Речецветик”;

Центр по ОБЖ “Островок ПДД” и др.

Все элементы среды легко трансформируются при сохранении общей смысловой целостности. Зонирование, нестандартное оборудование, игры, дидактические пособия, изготовленные умелыми руками позволяют одновременно включить детей в активную познавательно-творческую деятельность, в рамках которой происходит развитие социального опыта, формирование навыков общения. Центры детской активности задают определенные требования, которые оформлены в виде правил, но их свойства удивительны: они задают нормы деятельности в конкретном центре, обеспечивая становление у детей социально-значимых личностных качеств.

Я творчески подхожу к реализации принципов педагогического воздействия, поэтому каждый ребенок ощущает на себе внимание,  заинтересованность в его успешности, любовь, помощь и поддержку. В нашей группе существуют определенные традиции (утреннее приветствие, групповые ритуалы, коллективные творческие дела, читательский четверг, коммуникативные игры, день именинника, мини-вернисажи…).

Одним из основных составляющих социального развития ребенка является развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками, так как для ребенка очень важно их внимание и сотрудничество, признание его достоинств. С целью решения данных задач в группе созданы условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействие между детьми разного пола и возраста, завоевание личностного статуса и возможность транслировать окружающим свой собственный опыт. Я использую широкий спектр средств и методов, обеспечивающих освоение положительного социального опыта и ценностных ориентаций. А именно: поисковые ситуации, ситуации непосредственной помощи, игровые упражнения, тематические и авторские детские выставки, презентации детских коллекций, творческие объединения детей из разных возрастных групп, совместные праздники, развлечения, межгрупповые проекты и пр

Социализация дошкольника осуществляется, прежде всего, в игре. Ведь она обеспечивает вхождение ребенка в социальный мир – мир социальных и межличностных отношений и его непосредственное освоение (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

 В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие между ними контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой социального общения со сверстником, формируется опыт координации своих действий и взаимопонимания. В игре действия дошкольника направлены не столько на внешний предмет, сколько на изображение действия как такового. С целью расширения игрового опыта детей провожу тематические игровые дни, неделю игры, игры-погружения, внедряю  игровые проекты, которые представляют собой длительные сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра в дошкольной образовательной организации обладает большим потенциалом развития межличностного общения и сплочения детского коллектива. Включаясь в детскую игру на правах партнера, умение профессионально решать задачи руководства ею с учетом способа организации игры в зависимости от возраста, позволяет получать высокие результаты. Для поддержки детской игры, я вместе с детьми создаю макеты, что способствует моделированию реалистических и вымышленных событий, активизации сюжетосложения и социальному развитию детей.

Сюжетно-ролевая игра пронизана духом коллективизма и желанием постичь законы функционирования общества. Государственная образовательная политика декларирует сегодня в качестве ведущей социальной ценности патриотизм как вершину социализации личности российского гражданина. В нашей группе организуется работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Творческой группой разработали  долгосрочный проект «Воспитание любви к Родине средствами литературно – художественного наследия России»,  который предусматривает познавательные маршруты для каждого определенного этапа. В рамках этого проекта параллельно включена работа по гражданскому воспитанию дошкольников, нацеленная на формирование у воспитанников активной социальной позиции, осознание себя участником и созидателем общественной жизни. Я очень надеюсь, что наши воспитанники вырастут достойными гражданами своей страны.                                                                                              В пространственно-развивающей среде должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определенные  функциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, реализуется с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, ширм, модульных конструкторов, мольбертов, магнитных досок и т.п. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т.д.                              Помимо социализации, игра предоставляет возможности для других направлений развития – индивидуализации. Индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников Г.М. Коджаспирова

С целью индивидуализации развивающей предметно- пространственной среды и создания системы методической работы, направленной на повышение компетентности педагогов в социально-

эмоциональном развитии детей, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно ориентированной модели. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая развивающую предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, я постоянно учитываю  особенности его развития, определяю свою роль в ней относительно каждого ребенка. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае я выбираю роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, я выступаю в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют  совершенствоваться. «Звезда дня» - на самом видном месте вывешивается плакат с фотографией ребенка, избранного «Звездой дня». Каждый ребенок группы должен по очереди занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я- концепции», развитие самосознания и самооценки. «Моё настроение» - в специально организованном уголке помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением

дошкольников. Дети учатся определять не только свое настроение: плохое, хорошее отличное, в старших группах можно усложнить, используя для этого пиктограммы эмоционального состояния. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

В этом году в нашей группе мальчиков больше, чем девочек поэтому в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, гаражи не только на полу, но и за столами. В группе есть зона для психологической разгрузки воспитанников для уединения (ширма с мягкой мебелью, групповыми фотографиями, мягкими игрушками). В уголке для уединения дети могут «спрятаться» от внешнего мира, отдохнуть от детского коллектива, просто посидеть или полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в групповом альбоме. Используя переносную ширму, дети создают «своё» личное пространство, комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.

В работе с семьей также использую наглядные формы: стенды для информации, журналы, памятки, буклеты, тематические выставки детских и совместных с родителями работ, презентации работы ДОУ посредством слайд-шоу, видеопросмотров. Взаимодействие с родителями строится на основе анализа особенностей и возможностей семей воспитанников детского сада.

Дети нашей группы приняли участия во Всероссийских конкурсах «Мое яркое лето», «Они меня берегут», в викторинах «Приключение трех богатырей», «Азбука дорожного движения», также совместно с родителями выпустили плакат и выполнили макет «Наша улица» к конкурсу, выставке «Осенние фантазии» и др.

Среда группы, организованная с учетом социализации и  индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки, таким образом, среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Литература:

  • Т.П. Авдулова, «Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников» Справочник старшего воспитателядошкольного учреждения, №8, 2014 г.
  • Здор Марианна Григорьевна «Детский сад – школа социального развития ребенка» 
  • Федянина Галина Николаевна Родионова Валентина Николаевна «Проект индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников в детском саду в соответствии с ФГОС.

Социализация - от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвов...

Организация развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников в ДОУ

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре образовательной программы ДО она должна быть направлена на создание: 1.Условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, ...

«Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников в дошкольной организации»

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) по ФГОС ДО:часть образовательной среды, представленная специально  организованным пространством, мат...

Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников

Среда создаёт условия для поддержания разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства через игру, познавательную и исследовательскую деятельность....

Формы эффективного взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ, в рамках создания условий социализации и индивидуализации дошкольников.

Необходимым условием для комплексного подхода к воспитанию личности ребенка является взаимное влияние общественного и семейного воспитания.Согласно статье 44 Федерального закона РФ «Об образован...

Театр Ложек как средство для создания развивающей образовательной среды, направленной на социализацию и индивидуализацию дошкольников в условиях инклюзивного образования

Театр Ложек как средство для создания развивающей образовательной среды, направленной на социализацию и индивидуализацию дошкольников в условиях инклюзивного образования...