Народные праздники в этнокультурном воспитании старших дошкольников
статья ( группа) по теме
Народные праздники в этнокультурном воспитании
старших дошкольников
Петрова Тамара Павловна
МДОУ «Детский сад № 4 «Вис – вис» общеразвивающего вида» д. Полевая Волжского района
В современной России стремительно формируется поликультурное общество, актуализирующее проблему готовности представителей различных культур к взаимодействию. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота и сохранение, укрепление и развитие добрых народных традиций и обычаев, забота о передаче подрастающему поколению житейского, мудрого, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Осознание ребенком этнокультурной принадлежности начинается с самого детства, идет оно из семьи, развивается и утверждается в семье, а в дальнейшем поддерживается и дошкольным образовательным учреждением. Через отношение к своему народу формируется и отношение к другим народам. Важно, чтобы оно было доброжелательным, уважительным, позитивным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_prazdniki.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные праздники в этнокультурном воспитании
старших дошкольников
Петрова Тамара Павловна
МДОУ «Детский сад № 4 «Вис – вис» общеразвивающего вида» д. Полевая Волжского района
В современной России стремительно формируется поликультурное общество, актуализирующее проблему готовности представителей различных культур к взаимодействию. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота и сохранение, укрепление и развитие добрых народных традиций и обычаев, забота о передаче подрастающему поколению житейского, мудрого, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Осознание ребенком этнокультурной принадлежности начинается с самого детства, идет оно из семьи, развивается и утверждается в семье, а в дальнейшем поддерживается и дошкольным образовательным учреждением. Через отношение к своему народу формируется и отношение к другим народам. Важно, чтобы оно было доброжелательным, уважительным, позитивным.
В нашем детском саду последние два года работа была направлена на внедрение в воспитательно - образовательный процесс этнокультурного компонента. В старшем дошкольном возрасте этнокультурное воспитание направлено на развитие этнокультурной компетентности. Этнокультурная компетентность дошкольника - формирующееся личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно. От познания своей национальной культуры, понимания и принятия этнокультурных различий – к убеждению, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем к выстраиванию положительного взаимодействия с другими людьми. Значимыми средствами и формами этнокультурного воспитания являются народные праздники и игры, устное народное творчество, танцы, дидактические игры этнокультурного содержания.
В жизни каждого народа праздники занимают важное место. Праздник – это особая и вместе с тем естественная демонстрация народом радости жизни, здоровья, самореализации. Праздник сближает людей, поддерживает чувство коллективизма. Цель народных праздников – через народное искусство познакомить детей с историей родного края, народными традициями и обычаями.
Педагоги нашего детского сада ведут работу по ознакомлению детей с культурным наследием, праздниками, традициями и обычаями марийского народа и других народов, проживающих на территории нашей республики. Наши воспитанники обучаются марийскому языку, занимаются в кружке «Айвика модаш ужеш», где они постепенно знакомятся с произведениями устного творчества марийского народа, произведениями детских писателей и поэтов, с национальными играми, песнями, народно-прикладным и изобразительным искусством, народными музыкальными инструментами. Детям даются историко-географические и природоведческие знания в доступной форме. Эта работа начинается с оформления уголков национальной культуры в группах, создания музея быта «Марийская изба».
Традиционно в детском саду проводим народные праздники: Масленица, Шорыкйол, Пасха, Пеледыш пайрем. В своей педагогической практике мы определяем форму проведения праздника и содержание исходя из местных традиций и традиций учреждения, условий и возможностей, педагогических направлений, основанных на программах, которые использует коллектив учреждения. В подготовке и проведении активное участие принимают не только сотрудники детского сада, но и родители, которые являются полноправными участниками образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДОО. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности. И наша задача состоит в том, чтобы сохранить народные праздники для себя и потомков. Ведь праздники наших прадедов и дедов – это душа народа, это надежда на новое, светлое, счастливое. Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.
Библиографический список
1.Мельникова Л.И., Зимина А.Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
2. Богатеева Е.А. «Приобщение детей к традиционной культуре народов среднего Поволжья». Чебоксары - 2003г;
3.Пантелеева Н. Г. Народные традиции и праздники Руси // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012. №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома
Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Народные праздники в детском саду.
Праздники являются неотъемлемой частью нашей духовной культуры и всей жизни. Узнавая традиции и обряды русского народа, дети учатся различать добро и зло, впитывают все самое лучше...
ПРОЕКТ «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА» гражданско–патриотическое воспитание старших дошкольников
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».Поэтому гражданск...
Педагогический проект "Русские народные праздники в воспитании старших дошкольников"
В данном проекте описаны все 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Также приложены фотографии проделанной работы....
Проект " Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через знакомство с народными праздниками "
Именно традиции русских праздников помогают детей приобщить миру родной культуре.Положительно влияют эстетически и развивают способности каждого ребёнка....
Публичное выступление " Гражданско - патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с этнокультурными особенностями родного края".
Опыт работы на тему: "Гражданско - патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с этнокультурными особенностями родного края" был представлен Мариной А...
Статья: «Значение дидактических игр по народному творчеству в патриотическом воспитании старших дошкольников»
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами....