Педагогический проект "Русские народные праздники в воспитании старших дошкольников"
проект (старшая группа)
В данном проекте описаны все 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Также приложены фотографии проделанной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2021.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Новосибирска «Детский сад №390 «Берег детства» Ул. Владимира Заровного, д. 30, Новосибирск, 630083
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: «Русские народные праздники (Коляда, Масленица)
в жизни старших дошкольников»
Автор проекта:
Малахова С.Г. - музыкальный руководитель,
высшая кв. категория;
Новосибирск – 2021
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В. А. Сухомлинский)
Введение
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Детский сад – это культурно-социальная плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя и самореализуется.
Краткая аннотация проекта. Основная идея проекта – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, дошкольного детства. Проект основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление детей с детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен).
Данный проект проводился в подготовительной группе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска "Детский сад № 390 "Берег детства". Учредителем МАДОУ д/с 390 "Берег детства" является муниципальное образование города Новосибирска. В соответствии с Уставом города Новосибирска функции и полномочия учредителя в отношении МАДОУ д/с 390 "Берег детства" осуществляет мэрия города Новосибирска. Департамент образования мэрии города Новосибирска осуществляет функции и полномочия учредителя МАДОУ д/с 390 "Берег детства" в соответствии с правовыми актами.
Основной структурною единицей Учреждения является группа воспитанников дошкольного возраста. Место нахождения Учреждения по адресу: ул.Владимира Заровного, дом 30
В Учреждении сформированы коллегиальные органы управления, к которым относятся:
- Наблюдательный совет;
- Общее собрание работников;
- Педагогический совет;
- Родительский комитет.
Основная образовательная программа разработана рабочей группой педагогов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Новосибирска «Детский сад № 390 «Берег детства».
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования; Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) (http://www.firo.ru); учтены концептуальные положения программы дошкольного образования программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также особенности образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников.
Постановка проблемы: наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.
Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Опираясь на методическое пособие для педагогов «Народный календарь и дети» С.Черноскутовой, «Народная культура и традиции» Н. В. Косаревой, «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т. А.Будариной и О. А. Маркеевой, мы проектируем свою деятельность.
Цель проекта: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками (Коляда, Масленица).
Задачи:
- Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству.
- Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
- Развивать эмоциональное восприятие народной музыки.
- Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
- Собрать картотеку русских народных игр.
- Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, мотивирует на творчество.
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Русские народные фольклорные праздники в жизни старших дошкольников». Для того, чтобы воспитать гармонично развитую личность, необходимо с дошкольного возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые, интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.
Объектом исследования данный проект предусматривает процесс приобщения детей подготовительной группы.
Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения детей к русской народной культуре.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап: с 20 декабря 2020 года – 20 января 2021 года.
Задачи подготовительного этапа:
1) Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
2) Определение цели и задач проекта;
3) Довести до участников проекта важность данной проблемы, создать интерес к проекту, мотивацию к дальнейшей деятельности;
4) Закрепление знаний о Коляде (игры, обычаи);
5) Проведение развлечения «Коляда, Коляда, отворяй ворота!»
6) Составить план мероприятий по данной теме;
7)Подбор литературы, иллюстрированного, игрового, аудио и видеоматериала по данной теме;
8) Составить картотеку песен к праздникам Коляда и Масленица;
Реализация проекта началась со сбора информации по данной теме: мы изучили опубликованные фольклорные источники, литературу по теме, материал из Интернета проанализировали их основные положения.
- Основной этап: с 21 января по 20 февраля 2021 года.
Задачи основного этапа:
- Ознакомление с фольклорным праздником Масленица (рассказы, беседы, видеоролики), проводится беседа «История Масленицы», рассказать детям об истории и обычаях русского народа (познание, коммуникация);
- Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»;
-Разучивание музыкальным руководителем русских народных песен: «Блины» ,«Едет Масленица» , «Вот уж зимушка проходит» , «А я по лугу», «Веснянка», «Ой, бежит ручьем вода», а также разучивание масленичных частушек;
- Провести работу с родителями по изготовлению атрибутов (сковорода, блины, карусель, куклы Масленицы), а также картотеки русских народных игр;
- Заучивание стихов, закличек на Масленицу;
- Изготовление педагогами чучела Масленицы для проведения мероприятий;
- Знакомство с пословицами и поговорками по теме праздника;
- Разучивание русских народных игр «Масленица», «Гори, гори ясно», «Горелки», «Тень, тень, потень», «Веселый бубен» (игровая деятельность), а также игра «Подкинь блин на парашюте», «Катание на лошадях»;
- Проведение воспитателями НОД по данной теме: лепка «Блины», рисование на тему «Ай, да Масленица», аппликация «Масленица»;
- Знакомство с русским бытом (печка, прялка, самовар и т.д.);
- Подготовка к проигрыванию фрагментов каждого дня Масленичной недели: разучивание ролей, песен, частушек, стихов, подготовка атрибутов, костюмов.
- Заключительный этап: с 21 февраля по 15 марта 2021 года.
- Изготовление стенгазеты на основе фотографий воспитанников;
- Ознакомление с обычаями и традициями Масленичной недели;
- Проигрывание фрагментов каждого дня Масленичной недели;
- Выставка «Чучело Масленицы» (работа с родителями);
- Создание картотеки русских народных игр (работа с родителями).
Итогом нашей работы стало:
- создание стенгазеты «Масленица широкая»;
- создание картотеки песен, частушек, картотеки народных игр и картотеки стихов, закличек и загадок;
- в процессе работы с родителями были созданы атрибуты для праздника Масленица, картотека русских народных игр, а также куклы Масленицы;
- педагогами было сделано чучело Масленицы;
Ожидаемые результаты:
- дети будут знать стихи, заклички, песни и частушки к празднику Масленица;
- дети будут знать обычаи и традиции таких праздников, как Масленица и Коляда;
- дети будут понимать важность фольклорных русских народных праздников – Коляда и Масленица;
- родители также осознали всю важность данных фольклорных праздников, так как принимали непосредственное участие в подготовке.
Сроки реализации проекта: с 20 декабря 2020 года по 15 марта 2021 года.
Участники проекта: в реализации проекта участвуют дети подготовительной группы №8, родители, воспитатель Якубенко Маргарита Васильевна, воспитатель Антонова Светлана Анатольевна, музыкальный руководитель Малахова Светлана Геннадьевна. Педагоги владеют современными методиками и технологиями, позволяющие качественно реализовывать поставленные задачи.
Вид проекта: среднесрочный, групповой, творческий.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Заключение В ходе реализации проекта воспитанники нашей группы познакомились с историей народных праздников Масленица и Коляда, узнали о праздновании Масленицы и Коляды в древней Руси и настоящее время. Дети с удовольствием заучивали песни, заклички , загадки , стихи, поговорки о Коляде и Масленице . В музыкальном зале и на прогулке дети с удовольствием играли в народные игры – забавы. Родители наших детей приняли активное участие в изготовлении различных атрибутов, картотеки русских народных игр, стенгазеты. Проект был направлен на воспитание патриотических чувств через знакомство с национальной культурой и традициями, на расширение знаний о народных праздниках Масленица и Коляда . Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включались в различные виды деятельности.
Литература : 1) «Окружающий мир » В.Ю.Дьяченко ; 2) «Знакомство дошкольников с народной культурой »А.Я.Чебан , Л. Л. Бурлакова ; 3) «Календарные и народные праздники в детском саду » Г.А.Лапшина; 4) «Бабушкины забавушки »Л.Н.Карпова ; 5) «Народные праздники в детском саду 5-7 лет » М. Б . Зацепина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»
Данный проект разработан с целью показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры....
Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»
Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилия...
Проект педагогической технологииТема: «Познавательное развитие и воспитание старших дошкольников через совместную работу ДОУ и семьи по знакомству с Санкт-Петербургом»
Проект предусматривает знакомство детей с Санкт-Петербургом Разработан план НОД и продуктивно-художественной деятельности,а также работа с родителями...
"Народные традиции в воспитании старших дошкольников", 2016/2017 г.
Данный материал - часть работы по самообразованию за период 2016-2017 г. Может быть полезен для педагогов и родителей, позволяет осветить роль народной педагогики в полоролевом воспитании дошкольников...
Представление педагогического опыта работы по экологическому воспитанию старших дошкольников
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам пр...
«Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников
laquo;Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольниковМеркурьева Светлана АнатольевнаТип проекта: творческий, познавательный.Участники проекта:...
Конспект заключительного мероприятия на тему: «Мы за чистоту нашей планеты, нашей страны и города!» в рамках педагогического проекта на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в совместной работе с родителями».
Материал представляет собой конспект занятия по формированию начал экологической культуры у дошкольников....