Статья: «Значение дидактических игр по народному творчеству в патриотическом воспитании старших дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)

Партола Ольга Викторовна

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_narodnye_promysly.docx343.2 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Значение дидактических игр по народному творчеству в патриотическом воспитании старших дошкольников»

   Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.

   Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

   Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

  В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

 Одной из важных задач работы по данной теме является создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя. В ходе ознакомления с тем или иным промыслом, в игровые уголки вносится соответствующий материал. Подобран практический материал и методические пособия, куда входят подлинные предметы народных промыслов- хохлома, дымковские игрушки, жостов, матрешки, филимоновская игрушка, городецкие изделия; иллюстрации, альбомы по каждому виду народного искусства.

Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом:

1.«Сортируй узоры» Цель: Знакомство детей с народными промыслами. Прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов.

 

2.«Исправь ошибку» Цель: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных;

развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство.

Описание: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

3. «Найди одежду с национальным узором» (национальные куклы одеты неправильно). Цель: Знакомство с национальной одеждой. Прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю. Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов». 

4. «Узнай по описанию». Цель: Закрепление знаний детей о народных игрушках. Формирование навыков узнавать ту или иную народную игрушку по описанию или по тексту стихотворения. Количество играющих 1 – 3 ребенка. Описание: Дети выбирают картинки с изображением народной игрушки, которую описывает воспитатель или о которой рассказывает стихотворением. Варианты усложнения: Ребенок может сам пытаться описать игрушку, а воспитатель или другой ребенок должен узнать какую игрушку описывает ребенок.

 5. «Узнай элементы узора» Цель: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора,

развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи. 

Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка.

Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями. 

Описание: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты. 

Получив большую карту и нескольких маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания. 

Использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, у детей дошкольного возраста формируются знания о культурном наследии русского народа, эмоционально окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого. Поэтому значение дидактических игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников имеет важное значение для дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная подвижная игра в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Актуальность народных подвижных игр. Это традиционное средство педагогики. Подвижные народные игры развивают  физические данные ребенка, уважительное отношение к культуре своей страны, создается ...

Методическое сопровождение к проекту: "Значение устного народного творчества в развитии речи старших дошкольников"

Методическое сопровождение к проекту:  "Значение устного народного творчества в развитии речи старших дошкольников"....

Статья «Основы патриотического воспитания старших дошкольников»

На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую сторону и актуальность. Любовь к Родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к са...

Семинар - практикум Использование устного народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников

Цель: Обобщить знания педагогов о теоретических основах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, способствовать творческому поиску и совершенствовать профессиональное мастерство....

ПРОЕКТ «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА» гражданско–патриотическое воспитание старших дошкольников

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».Поэтому гражданск...

Круглый стол с родителями "Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников"

Круглый стол с родителями «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»...