Методическая разработка для развития мелкой моторики детей
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Куприц Кристина Владимировна

                                                                                                                                                  Веселые пальчики.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
       Не случайно в истории развития человечества роль рук подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.
       Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.А.Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
        Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
        Речевые упражнения, которые я предлагаю в данной методической разработке, можно использовать в разных видах занятий (в данном случае в качестве физкультминуток на занятиях по обучению грамоте), в бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе.
       «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики. Координации движений, воображения, образности мышления.
       Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектом или личностными комплексами.
       Предложенные движения не стоит воспринимать как 
догму. Их можно обогащать и видоизменять: показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней. Однако это доступно только детям старшего дошкольного возраста и не со сложными речевыми диагнозами.
      Таким образом, родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие общей и мелкой моторики, координации движений рук детей, решают сразу несколько задач.  Во-первых, положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка; во-вторых, точное динамичное выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы совершенствуют движения артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти; в-третьих, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolye_palchiki.docx42.15 КБ

Предварительный просмотр:

Весёлые пальчики.

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
       Не случайно в истории развития человечества роль рук подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.
       Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.А.Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
        Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
        Речевые упражнения, которые я предлагаю в данной методической разработке, можно использовать в разных видах занятий (в данном случае в качестве физкультминуток на занятиях по обучению грамоте), в бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе.
       «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики. Координации движений, воображения, образности мышления.
       Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектом или личностными комплексами.
       Предложенные движения не стоит воспринимать как 
догму. Их можно обогащать и видоизменять: показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней. Однако это доступно только детям старшего дошкольного возраста и не со сложными речевыми диагнозами.
      Таким образом, родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие общей и мелкой моторики, координации движений рук детей, решают сразу несколько задач.  Во-первых, положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка; во-вторых, точное динамичное выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы совершенствуют движения артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти; в-третьих, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

 

Тема: «Звук и буква «А». Апельсин

Слова

Движения

Мы делили

Плавные движения поочерёдно руками в стороны, ладонью вверх.

                   апельсин,

«Круглые» пальцы, как будто обхватили апельсин.

Много нас,

Развести руки в стороны.

                   а он один.

Показать один палец.

Эта долька-

Плавное движение  рукой в сторону, ладонь вверх.

                   для ежа,

Фигура из пальцев «Ёж».

Эта долька-

Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх.

                   для стрижа,

Фигура из пальцев «Птица».

Эта долька-

Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх.

                   для утят,

Фигура из пальцев «Утята».

Эта долька-

Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх.

                   для котят,

Фигура из пальцев «Котята».

Эта долька-

Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх.

                   для бобра,

Фигура из пальцев «Бобёр».

А для волка…кожура.

Фигура из пальцев «Волк».

Он сердит на нас- беда!

Пальцы напряжены, сгибаем и разгибаем их.

Разбегайтесь, кто куда!

«Бежим» по рукам пальцами.

Чтобы с волком помириться,

Пожимаем себе ладони.

Надо долькой поделиться.

Плавные движения поочерёдно руками в стороны, ладонью вверх.

Тема: «Звуки «Б-Бь», буква «Б». Бабочка
И.п.: голова, руки и плечи опущены, спина расслаблена.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Руки через стороны вверх - вдох.

Больше спать не захотел.

Руки через стороны вниз - выдох.

Шевельнулся, потянулся,

Руки вверх, смотрим на пальцы, встаём на носочки.

Взвился вверх и полетел.

Плавные движения руками.

Солнце утром лишь проснётся,

Вверх поднимаем «круглые» руки.

Бабочка кружит и вьется.

Плавные взмахи руками.

Тема: «Звуки «В-Вь», буква «В». Воробей

Воробья врачи спасли,

Фигура из пальцев «Птица».

В вертолёт его внесли.

Круговые движения кистью сначала одной, потом другой рукой.

Вертолёт вертел винтами,

Круговые движения кистями обеих рук.

Волновал траву с цветами.

Плавные движения руками над головой.

Тема: «Звуки «Г-Гь», буква «Г».  Гуси

Шлёпают гуськом
Гусак с гусаком.

Поочерёдно похлопываем ладонями по тыльной стороне кистей.

Смотрят свысока
Гусак на гусака.

Фигура из пальцев «Гусак».

Ой, щиплет бока
Гусак у гусака.

Щипаем поочерёдно тыльные стороны кистей.

Тема: «Звуки «Д-Дь», буква «Д». Дождик.

Лейся дождик веселей,

Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли.

Мы с тобою дружим.

Обнимаем себя.

Хорошо нам бегать 
Босиком по лужам.

Бег.

Как зелёные лягушки,
Мы попрыгаем по лужам.

Присели и прыгаем, как лягушки.

Всё!

Руки прямые вверх.

Напрыгались,

Руки вниз.

Устали.

Голова, плечи, руки  опущены, спина расслаблена.

Побежим сушиться к маме.

Бег на месте.

Тема: «Звук и буква «Е». Ежиха с ежатами.

Под цветком

Фигура из пальцев «Цветок».

                  ежиха- мать

Фигура из пальцев «Ёж».

Принялась ежат купать.

Плавные движения руками перед собой.

Кап- кап капает роса

Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли.

На мордашку,

Погладить себя по щекам.

                   на глаза.

Погладить себя по глазам.

Не поймёт ежиха- мать,

Развести руки в стороны.

Как им спинки отмывать?

Потираем ладошки.

Тема: «Звук и буква «Ё». Ёжик в бане.

Ёжик в бане вымыл ушки,

Фигура из пальцев «Ёж», трём ладонями уши.

Шею, кожицу на брюшке.

Трём ладонями шею, живот.

И сказал еноту ёж:

Фигура из пальцев «Енот»(собака) и «Ёж».

-Ты мне спинку не потрёшь?

Трём ладошки.

Тема: «Звук и буква «Ж». Жук.

Я увидела жука

Фигура из пальцев «Жук».

На большой ромашке.

Рисуем большой круг руками

Подержу его в руках,

Руки вперёд, ладони вверх.

А потом в кармашке.

Руки на пояс.

Ой, упал, упал мой жук

Наклоны вперёд.

Нос испачкал пылью.

Вытираем носик.

Посажу его на сук,

Подняться на носки, руки вверх.

Пусть расправит крылья.

Плавные взмахи руками.

Тема: «Звуки «З-Зь», буква «З». Зарядка.

 

Каждый день по утрам
Делаем зарядку.

Ходьба на месте.

Очень нравится нам
Делать по порядку:

Руки в стороны: согнуть, выпрямить.

Весело шагать,

Ходьба на месте.

Руки поднимать,

Поднимаем руки вверх 5 раз.

Приседать и вставать,

Приседания 5 раз.

Прыгать и скакать.

Прыжки 5 раз.

Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Ливень.

Ливень, ливень льёт везде.

Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли.

Рады птенчики в гнезде:

Фигура из пальцев «Птенчики в гнезде».

-Мама дома посидит,

Фигура из пальцев «Птица».

Никуда не улетит.

Плавные взмахи руками.

Тема: «Звук и буква  «Й».  Кому - что?

 

Кошке

Фигура из пальцев «Кошка».

           дай

Руки перед собой, ладони вверх.

                молока,

Фигура «Ковшик».

Мишке-

Имитация походки медведя.

           сладкого медка,

Рисуем круг руками - «бочонок».

Дай

Руки перед собой, ладони вверх.

     Травы

Плавные движения руками над головой.

             козлёнку,

Фигура из пальцев «Коза».

Дай

Руки перед собой, ладони вверх.

      попить

Показать, как пьём.

               ежонку.

Фигура из пальцев «Ёж».

А тебе я книжку дам,

Руки перед собой, ладонями к себе, большие пальцы отведены в сторону.

Если прочитаешь сам.

«Игра глазками»: переводим глаза от одного большого пальца к другому и обратно, голову держим прямо.

Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Хорёк

Этот маленький хорёк

Нагнуться.

Очень шустрый был зверёк.

Выпрямиться, руки на пояс.

Он с утра уже успел
Совершить немало дел:

Руки в стороны, сгибаем и разгибаем.

По тропинке пробежаться,

Бег на месте.

И на дерево забраться,

Руки перед собой согнуты в локтях, «взбираемся» на дерево.

И по веткам поскакать,

Прыжки на месте.

И от мишки убежать,

Имитация походки медведя.

И в речной воде поплавать,

Руки перед собой: «плывём».

И поглубже понырять,

Приседания.

Шубку вычистить и лапки,

Погладить себя по телу, по рукам.

Рыбку к завтраку поймать.

Волнообразное движение рукой перед собой.

Очень шустрый был зверёк

Руки на пояс.

Этот маленький хорёк.

Присесть.

 

Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Корабль

Вёз корабль карамель,

Волнообразные движения перед собой сначала правой, потом левой рукой.

Наскочил корабль на мель.

Прыжок вперёд.

И матросы три недели

Пальцы широко расставлены, рисуем на теле полоски - «тельняшку».

Карамель на мели ели.

Рука согнута в локте перед собой. Круговые движения кистью сначала одной, потом другой руки.


Тема: «Звуки «М-Мь», буква «М».  Мороз

Я мороза не боюсь,

Руки на пояс, качаем головой

С ним я крепко подружусь.

Обнять себя руками.

Подойдёт ко мне мороз,

Ходьба на месте.

Тронет руки,

Гладим себя по рукам.

Тронет нос.

Дотронуться до носа.

Значит надо не зевать,

Развести руки в стороны.

Топать, прыгать и скакать.

Прыжки на месте.

Тема: «Звуки «Н-Нь», буква «Н». Бабушка Ненила

Бабушка Ненила
По воду ходила.

Ходьба на месте.

Полны вёдра набрала

Круг руками снизу вверх.

И домой их понесла.

Круг руками сверху вниз.

Всю посуду перемыла.

Руки прямые перед собой, движение «тарелочки».

Каши внукам наварила,

Круговые горизонтальные движения руками перед собой: «мешаем кашу».

Пол в избе подмела

Наклониться вперёд, движения руками из стороны в сторону.

И присела у окна.

Присесть.

Тема: «Звук и буква «О». Новый дом

Ох, ох!
Ох, ох, что за гром!

Руки к щекам, наклоны в стороны.

Муха строит

Фигура из пальцев «Муха».

                  новый дом.

Фигура из пальцев «Дом».

Молоток: стук- стук.

Стучим кулачком по ладошке одной рукой, потом другой.

Помогать идёт петух.

Руки за спиной, шаги с высоким подниманием ног.

Тема: «Звуки «П-Пь», буква «П».  Чистюли

Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли.

Руки к щекам, наклоны в стороны.

Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.

Руки за спину, топаем ногами.

Надо нам её спасти.

Руки в стороны.

И в порядок привести.

Руки на пояс.

В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем,
Отожмём её, встряхнём.

Выполняем соответствующие движения.

А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках.

Встали на носочки, потянулись.

А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.

Прыжки на месте.

Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р». Семейная зарядка.

Осенью, весною, 
Летом и зимой
Мы во двор выходим 
Дружною семьёй.

Ходьба на месте.

Встанем прямо по порядку,
Каждый делаем зарядку:

Встали прямо, спина прямая, свели лопатки.

Мама руки поднимает,

Руки вверх-вниз.

Папа бодро приседает,

Приседания.

Повороты вправо- влево
Делает мой братик Сева.

Руки на поясе, делаем повороты всем корпусом.

Я сама бегу трусцою

Бег на месте.

И качаю головою.

Наклоны головой в стороны.

Тема: «Звуки  «С- Сь», буква «С». Хвастуны

Тень- тень, потетень,

Хлопки руками.

Выше города плетень.

Руки вверх, встать на носки, потянуться.

Сели звери под плетень,

Присесть.

Похвалялися весь день.

Руки к щекам, наклоны головой в стороны.

Похвалялася лиса:

Фигура из пальцев «Лиса».

-Всему свету я краса!

Наклон вперёд, развести руки в стороны.

Похвалялся зайка:

Фигура из пальцев «Заяц».

-Поди, догоняй-ка!

Прыжки на месте.

Похвалялися ежи:

Фигура из пальцев «Ёж».

-У нас шубы хороши!

Погладить себя по телу.

Похвалялся медведь:
Могу песни я петь!

Имитация походки медведя.

Тема: «Звуки «Т- Ть», буква «Т».  Доброе утро

-Доброе утро!-

Руки в стороны.

                     птицы запели.

Фигура из пальцев «Птица».

Добрые люди встали с постели.

Руки вверх, встать на носки, потянулись.

Прячется вся темнота по углам.

Наклоны в стороны, прикрываем глаза поочерёдно правой и левой рукой.

Солнце взошло

Снизу вверх поднимаем «круглые» руки.

               и идёт по делам.

Ходьба на месте.

Тема: «Звук и буква «У».  Музыканты

В руки дудочку беру,
Туру- туру- туру!

Имитируем игру на дудочке.

Созываю детвору,

Манящие движения руками.

Туру- туру- туру!

Имитация игры на дудочке.

Поиграю на баяне,
Гали-гали-гали!

Имитация игры на баяне.

Потанцуйте, зайки, с нами,

Прыжки на месте.

Гали-гали-гали!

Имитация игры на баяне.

Я на скрипочке играю,
Тили-тили-тили!

Имитация игры на скрипке.

Скачут зайки на лужайке,

Прыжки на месте.

Тили- тили- тили!

Имитация игры на скрипке.

А потом на барабане,
Бам- бам- бам!

Имитация игры на барабане.

В страхе зайки разбежались по кустам!

Бег на месте.

 

Тема: «Звуки «Ф- Фь», буква «Ф». Фонтан

Может, здесь, а может, там

Повороты в правую и левую стороны, отводим руку в сторону.

Есть один большой фонтан.

Встать на носки, руки вверх, потянуться.

Надо долго прошагать,
Чтоб фонтан тот отыскать.

Ходьба на месте.

Дальше надо руки вымыть

По тексту

И лицо своё умыть,

По тексту

Зубы тщательно почистить,

По тексту

Уши дочиста отмыть.

По тексту

Не забыть себя обрызгать

Руки сверху вниз опускаем, «стряхивая» капли.

Той волшебною водой.

Руки снизу вверх поднимаем, «стряхивая» капли.

И тогда ,кто был малышкой,

Присесть.

Станет вдруг большой- большой.

Встать на носочки, руки вверх, потянуться.

Вы всё сделали, как надо.

Руки на пояс.

Сядем, будем ждать чудес.

Присесть.

Ой! Смотрите- ка, ребята,
Вы растёте до небес!

Медленно поднимаемся вверх, встаём на носочки, руки вверх.

Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х».  Бедолага

Сердце так и гложет страх!

Ладони приложить к груди на уровне сердца.

Ах!

Руки вверх.

Я по списку дальше всех!

Медленно приседаем.

Эх!

Встать руки в стороны.

Ох, беда уже близка!

Руки к щекам, наклоны в стороны.

Вот и ждёт меня доска!

Рисуем руками прямоугольник.

Притворюсь-ка  я, что глух!

Руками прикрываем уши.

Хоть бы в классе свет потух!

Медленно приседаем, прикрывая глаза руками.

Ух!

Руки вперёд.

Ах!

Руки вверх.

Эх!

Руки в стороны.

Ох!

«Круглые» руки вверх.

Ух…

Руки вперёд.

        Не вызвали!

Руки вниз, плечи, спина расслаблены.

Тема: «Звук и буква «Ц».  Цветы

Наши нежные цветки

Щепоть руки смотрит вверх, руки перед собой согнуты в локтях.

Распускают лепестки.

Медленно раскрываем пальцы.

Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.

Плавные движения кистями вправо- влево.

Наши алые цветки
Закрывают лепестки.

Медленно соединяем пальцы в щепоть.

Тихо засыпают,

Опускаем кисти вниз, руки согнуты перед собой в локтях.

Головой качают.

Качаем кистями, руки перед собой согнуты в локтях.

Тема: «Звук и буква «Ч». Чайник

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

«Круглые» руки перед собой
разводим в стороны.

Больше греться не хочу.

Руки к щекам, качаем головой.

Крышка громко зазвенела:

Руки вверх, имитация- «звеним колокольчиком».

«Пейте чай, вода поспела!»

Руки в стороны с наклоном вперёд.

Тема: «Звук и буква «Щ». Щётки

Этой щёткой

Плавное движение левой рукой в сторону, ладонью вверх.

                   чищу зубы,

Правой рукой- имитация движения «чистим зубы».

Этой щёткой-

Плавное движение левой рукой в сторону, ладонью вверх.

                      башмаки,

Наклон вперёд, дотронуться руками до пола.

Этой щёткой

Плавное движение левой рукой в сторону, ладонью вверх.

                     чищу брюки,

Гладим руками по ногам.

Все три щётки

Показать три пальца перед собой.

                      мне нужны.

Ладони приложить к груди.

Тема: «Звук и буква «Ш».

Мы по лесу шли, шли, шли,

Ходьба на месте с высоким подниманием ног.

Только шишку нашли.

Наклоны вперёд.

Дети дальше побежали

Бег на месте.

И лягушку повстречали.

Фигура из пальцев- «лягушка».

Лягушка-попрыгушка  глазки на макушке.

Присесть, руки на полу перед собой, прыгаем как лягушки.

Прячьтесь от лягушки, комары и мушки.

Бег на месте.

Тема: «Буквы  «Ь,Ъ». Ручеёк

Вьётся недалечко 
реченька- река.

Плавные, волнообразные движения перед собой сначала левой, потом правой рукой.

Маленькая речка,
Меньше ручейка:

Руки согнуты в локтях, ладонями с силой давим друг на друга (2 раза).

Ни поплыть,

Руки перед собой - «плывём».

Ни нырнуть,

Присесть

Только ножки 
окунуть чуть- чуть!

Потряхиваем поочерёдно ногами.

Тема: «Звук и буква «Ы». Пузырь

Надувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой

«Круглые»руки перед собой разводим в стороны. Вдох носом.

Да не лопайся!

Выдыхаем через нос, «круглые» руки медленно скрещиваем перед собой, постепенно обнимая себя руками.

Тема: «Звук и буква  «Э». Я могу!

-Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
-Это тоже я могу!
-Вправо- влево разведу.
-Это тоже я могу!
-И, как птица, полечу.
-Это тоже я могу!
-Головою поверчу.
-Это тоже я могу!
-А потом присяду, встану.
-Это тоже я могу!
-И нисколько не устану.
-Это тоже я могу!
-Я попрыгаю немного.
-Это тоже я могу!
-И пешком пойду в дорогу.
-Это тоже я могу!
-Если надо, побегу.
-Это тоже я могу!
-Всё на свете я могу!

Дети повторяют движения за взрослым, сопровождая их словами: «Это тоже я могу».

Тема: «Звук и буква «Ю». Непоседа

Юра очень утомился-

Руки к щекам, наклоны головой в стороны.

Целый день юлой крутился!

Кружимся на месте.

Юра только сел на стул,

Фигура из пальцев – «стул»; присесть, встать.

Ножки свесил

Потряхиваем поочерёдно ногами.

И заснул.

Руки вниз, плечи опущены, спина расслаблена.

Тема: «Звук и буква  «Я».  Яблоко

Вот так яблоко!

Рисуем руками круг.

Оно соку сладкого полно.

Поглаживаем руками живот круговыми движениями.

Руку протяните, 
яблоко сорвите.

Подняться на носки, руки вверх, потянуться.

Стал ветер веточку качать,

Плавные движения руками над головой.

И трудно яблоко достать.

Развести руки перед собой.

Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!

Прыжки с поднятыми руками.

Вот так яблоко!

Рисуем руками круг.

Оно соку сладкого полно.

Поглаживаем руками живот круговыми движениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского райо...

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.       Не случайно в...

Собственная методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей«Весёлые пальчики».Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как п...

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Волшебные ручки»

Аннотация к методической разработке развитие мелкой моторики детей «Волшебные ручки». Разработка предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме...

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей "Волшебные ручки".

Материалы посвящены актуальной теме развития мелкой моторики дошкольника, важности развивающей работы с ребенком для его полноценного развития, при этом центральное место отводится роли взрослого в ор...

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей«Весёлые пальчики»....

Методическая разработка по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ второго года жизни.

Данная разработка может быть полезна для родителей, воспитателей и специалистов работающих с детьми раннего возраста....