Методическая разработка для развития мелкой моторики детей
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Веселые пальчики.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Не случайно в истории развития человечества роль рук подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.А.Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Речевые упражнения, которые я предлагаю в данной методической разработке, можно использовать в разных видах занятий (в данном случае в качестве физкультминуток на занятиях по обучению грамоте), в бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе.
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики. Координации движений, воображения, образности мышления.
Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектом или личностными комплексами.
Предложенные движения не стоит воспринимать как
догму. Их можно обогащать и видоизменять: показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней. Однако это доступно только детям старшего дошкольного возраста и не со сложными речевыми диагнозами.
Таким образом, родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие общей и мелкой моторики, координации движений рук детей, решают сразу несколько задач. Во-первых, положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка; во-вторых, точное динамичное выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы совершенствуют движения артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти; в-третьих, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolye_palchiki.docx | 42.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Весёлые пальчики.
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Не случайно в истории развития человечества роль рук подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.А.Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Речевые упражнения, которые я предлагаю в данной методической разработке, можно использовать в разных видах занятий (в данном случае в качестве физкультминуток на занятиях по обучению грамоте), в бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе.
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики. Координации движений, воображения, образности мышления.
Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектом или личностными комплексами.
Предложенные движения не стоит воспринимать как
догму. Их можно обогащать и видоизменять: показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней. Однако это доступно только детям старшего дошкольного возраста и не со сложными речевыми диагнозами.
Таким образом, родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие общей и мелкой моторики, координации движений рук детей, решают сразу несколько задач. Во-первых, положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка; во-вторых, точное динамичное выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы совершенствуют движения артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти; в-третьих, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Тема: «Звук и буква «А». Апельсин
Слова | Движения |
Мы делили | Плавные движения поочерёдно руками в стороны, ладонью вверх. |
апельсин, | «Круглые» пальцы, как будто обхватили апельсин. |
Много нас, | Развести руки в стороны. |
а он один. | Показать один палец. |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для ежа, | Фигура из пальцев «Ёж». |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для стрижа, | Фигура из пальцев «Птица». |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для утят, | Фигура из пальцев «Утята». |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для котят, | Фигура из пальцев «Котята». |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для бобра, | Фигура из пальцев «Бобёр». |
А для волка…кожура. | Фигура из пальцев «Волк». |
Он сердит на нас- беда! | Пальцы напряжены, сгибаем и разгибаем их. |
Разбегайтесь, кто куда! | «Бежим» по рукам пальцами. |
Чтобы с волком помириться, | Пожимаем себе ладони. |
Надо долькой поделиться. | Плавные движения поочерёдно руками в стороны, ладонью вверх. |
Тема: «Звуки «Б-Бь», буква «Б». Бабочка
И.п.: голова, руки и плечи опущены, спина расслаблена.
Спал цветок и вдруг проснулся, | Руки через стороны вверх - вдох. |
Больше спать не захотел. | Руки через стороны вниз - выдох. |
Шевельнулся, потянулся, | Руки вверх, смотрим на пальцы, встаём на носочки. |
Взвился вверх и полетел. | Плавные движения руками. |
Солнце утром лишь проснётся, | Вверх поднимаем «круглые» руки. |
Бабочка кружит и вьется. | Плавные взмахи руками. |
Тема: «Звуки «В-Вь», буква «В». Воробей
Воробья врачи спасли, | Фигура из пальцев «Птица». |
В вертолёт его внесли. | Круговые движения кистью сначала одной, потом другой рукой. |
Вертолёт вертел винтами, | Круговые движения кистями обеих рук. |
Волновал траву с цветами. | Плавные движения руками над головой. |
Тема: «Звуки «Г-Гь», буква «Г». Гуси
Шлёпают гуськом | Поочерёдно похлопываем ладонями по тыльной стороне кистей. |
Смотрят свысока | Фигура из пальцев «Гусак». |
Ой, щиплет бока | Щипаем поочерёдно тыльные стороны кистей. |
Тема: «Звуки «Д-Дь», буква «Д». Дождик.
Лейся дождик веселей, | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли. |
Мы с тобою дружим. | Обнимаем себя. |
Хорошо нам бегать | Бег. |
Как зелёные лягушки, | Присели и прыгаем, как лягушки. |
Всё! | Руки прямые вверх. |
Напрыгались, | Руки вниз. |
Устали. | Голова, плечи, руки опущены, спина расслаблена. |
Побежим сушиться к маме. | Бег на месте. |
Тема: «Звук и буква «Е». Ежиха с ежатами.
Под цветком | Фигура из пальцев «Цветок». |
ежиха- мать | Фигура из пальцев «Ёж». |
Принялась ежат купать. | Плавные движения руками перед собой. |
Кап- кап капает роса | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли. |
На мордашку, | Погладить себя по щекам. |
на глаза. | Погладить себя по глазам. |
Не поймёт ежиха- мать, | Развести руки в стороны. |
Как им спинки отмывать? | Потираем ладошки. |
Тема: «Звук и буква «Ё». Ёжик в бане.
Ёжик в бане вымыл ушки, | Фигура из пальцев «Ёж», трём ладонями уши. |
Шею, кожицу на брюшке. | Трём ладонями шею, живот. |
И сказал еноту ёж: | Фигура из пальцев «Енот»(собака) и «Ёж». |
-Ты мне спинку не потрёшь? | Трём ладошки. |
Тема: «Звук и буква «Ж». Жук.
Я увидела жука | Фигура из пальцев «Жук». |
На большой ромашке. | Рисуем большой круг руками |
Подержу его в руках, | Руки вперёд, ладони вверх. |
А потом в кармашке. | Руки на пояс. |
Ой, упал, упал мой жук | Наклоны вперёд. |
Нос испачкал пылью. | Вытираем носик. |
Посажу его на сук, | Подняться на носки, руки вверх. |
Пусть расправит крылья. | Плавные взмахи руками. |
Тема: «Звуки «З-Зь», буква «З». Зарядка.
Каждый день по утрам | Ходьба на месте. |
Очень нравится нам | Руки в стороны: согнуть, выпрямить. |
Весело шагать, | Ходьба на месте. |
Руки поднимать, | Поднимаем руки вверх 5 раз. |
Приседать и вставать, | Приседания 5 раз. |
Прыгать и скакать. | Прыжки 5 раз. |
Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Ливень.
Ливень, ливень льёт везде. | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли. |
Рады птенчики в гнезде: | Фигура из пальцев «Птенчики в гнезде». |
-Мама дома посидит, | Фигура из пальцев «Птица». |
Никуда не улетит. | Плавные взмахи руками. |
Тема: «Звук и буква «Й». Кому - что?
Кошке | Фигура из пальцев «Кошка». |
дай | Руки перед собой, ладони вверх. |
молока, | Фигура «Ковшик». |
Мишке- | Имитация походки медведя. |
сладкого медка, | Рисуем круг руками - «бочонок». |
Дай | Руки перед собой, ладони вверх. |
Травы | Плавные движения руками над головой. |
козлёнку, | Фигура из пальцев «Коза». |
Дай | Руки перед собой, ладони вверх. |
попить | Показать, как пьём. |
ежонку. | Фигура из пальцев «Ёж». |
А тебе я книжку дам, | Руки перед собой, ладонями к себе, большие пальцы отведены в сторону. |
Если прочитаешь сам. | «Игра глазками»: переводим глаза от одного большого пальца к другому и обратно, голову держим прямо. |
Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Хорёк
Этот маленький хорёк | Нагнуться. |
Очень шустрый был зверёк. | Выпрямиться, руки на пояс. |
Он с утра уже успел | Руки в стороны, сгибаем и разгибаем. |
По тропинке пробежаться, | Бег на месте. |
И на дерево забраться, | Руки перед собой согнуты в локтях, «взбираемся» на дерево. |
И по веткам поскакать, | Прыжки на месте. |
И от мишки убежать, | Имитация походки медведя. |
И в речной воде поплавать, | Руки перед собой: «плывём». |
И поглубже понырять, | Приседания. |
Шубку вычистить и лапки, | Погладить себя по телу, по рукам. |
Рыбку к завтраку поймать. | Волнообразное движение рукой перед собой. |
Очень шустрый был зверёк | Руки на пояс. |
Этот маленький хорёк. | Присесть. |
Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Корабль
Вёз корабль карамель, | Волнообразные движения перед собой сначала правой, потом левой рукой. |
Наскочил корабль на мель. | Прыжок вперёд. |
И матросы три недели | Пальцы широко расставлены, рисуем на теле полоски - «тельняшку». |
Карамель на мели ели. | Рука согнута в локте перед собой. Круговые движения кистью сначала одной, потом другой руки. |
Тема: «Звуки «М-Мь», буква «М». Мороз
Я мороза не боюсь, | Руки на пояс, качаем головой |
С ним я крепко подружусь. | Обнять себя руками. |
Подойдёт ко мне мороз, | Ходьба на месте. |
Тронет руки, | Гладим себя по рукам. |
Тронет нос. | Дотронуться до носа. |
Значит надо не зевать, | Развести руки в стороны. |
Топать, прыгать и скакать. | Прыжки на месте. |
Тема: «Звуки «Н-Нь», буква «Н». Бабушка Ненила
Бабушка Ненила | Ходьба на месте. |
Полны вёдра набрала | Круг руками снизу вверх. |
И домой их понесла. | Круг руками сверху вниз. |
Всю посуду перемыла. | Руки прямые перед собой, движение «тарелочки». |
Каши внукам наварила, | Круговые горизонтальные движения руками перед собой: «мешаем кашу». |
Пол в избе подмела | Наклониться вперёд, движения руками из стороны в сторону. |
И присела у окна. | Присесть. |
Тема: «Звук и буква «О». Новый дом
Ох, ох! | Руки к щекам, наклоны в стороны. |
Муха строит | Фигура из пальцев «Муха». |
новый дом. | Фигура из пальцев «Дом». |
Молоток: стук- стук. | Стучим кулачком по ладошке одной рукой, потом другой. |
Помогать идёт петух. | Руки за спиной, шаги с высоким подниманием ног. |
Тема: «Звуки «П-Пь», буква «П». Чистюли
Ох, испачкалась одежда, | Руки к щекам, наклоны в стороны. |
Обращались с ней небрежно, | Руки за спину, топаем ногами. |
Надо нам её спасти. | Руки в стороны. |
И в порядок привести. | Руки на пояс. |
В тазик воду наливаем, | Выполняем соответствующие движения. |
А потом легко и ловко | Встали на носочки, потянулись. |
А пока одежда сушится, | Прыжки на месте. |
Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р». Семейная зарядка.
Осенью, весною, | Ходьба на месте. |
Встанем прямо по порядку, | Встали прямо, спина прямая, свели лопатки. |
Мама руки поднимает, | Руки вверх-вниз. |
Папа бодро приседает, | Приседания. |
Повороты вправо- влево | Руки на поясе, делаем повороты всем корпусом. |
Я сама бегу трусцою | Бег на месте. |
И качаю головою. | Наклоны головой в стороны. |
Тема: «Звуки «С- Сь», буква «С». Хвастуны
Тень- тень, потетень, | Хлопки руками. |
Выше города плетень. | Руки вверх, встать на носки, потянуться. |
Сели звери под плетень, | Присесть. |
Похвалялися весь день. | Руки к щекам, наклоны головой в стороны. |
Похвалялася лиса: | Фигура из пальцев «Лиса». |
-Всему свету я краса! | Наклон вперёд, развести руки в стороны. |
Похвалялся зайка: | Фигура из пальцев «Заяц». |
-Поди, догоняй-ка! | Прыжки на месте. |
Похвалялися ежи: | Фигура из пальцев «Ёж». |
-У нас шубы хороши! | Погладить себя по телу. |
Похвалялся медведь: | Имитация походки медведя. |
Тема: «Звуки «Т- Ть», буква «Т». Доброе утро
-Доброе утро!- | Руки в стороны. |
птицы запели. | Фигура из пальцев «Птица». |
Добрые люди встали с постели. | Руки вверх, встать на носки, потянулись. |
Прячется вся темнота по углам. | Наклоны в стороны, прикрываем глаза поочерёдно правой и левой рукой. |
Солнце взошло | Снизу вверх поднимаем «круглые» руки. |
и идёт по делам. | Ходьба на месте. |
Тема: «Звук и буква «У». Музыканты
В руки дудочку беру, | Имитируем игру на дудочке. |
Созываю детвору, | Манящие движения руками. |
Туру- туру- туру! | Имитация игры на дудочке. |
Поиграю на баяне, | Имитация игры на баяне. |
Потанцуйте, зайки, с нами, | Прыжки на месте. |
Гали-гали-гали! | Имитация игры на баяне. |
Я на скрипочке играю, | Имитация игры на скрипке. |
Скачут зайки на лужайке, | Прыжки на месте. |
Тили- тили- тили! | Имитация игры на скрипке. |
А потом на барабане, | Имитация игры на барабане. |
В страхе зайки разбежались по кустам! | Бег на месте. |
Тема: «Звуки «Ф- Фь», буква «Ф». Фонтан
Может, здесь, а может, там | Повороты в правую и левую стороны, отводим руку в сторону. |
Есть один большой фонтан. | Встать на носки, руки вверх, потянуться. |
Надо долго прошагать, | Ходьба на месте. |
Дальше надо руки вымыть | По тексту |
И лицо своё умыть, | По тексту |
Зубы тщательно почистить, | По тексту |
Уши дочиста отмыть. | По тексту |
Не забыть себя обрызгать | Руки сверху вниз опускаем, «стряхивая» капли. |
Той волшебною водой. | Руки снизу вверх поднимаем, «стряхивая» капли. |
И тогда ,кто был малышкой, | Присесть. |
Станет вдруг большой- большой. | Встать на носочки, руки вверх, потянуться. |
Вы всё сделали, как надо. | Руки на пояс. |
Сядем, будем ждать чудес. | Присесть. |
Ой! Смотрите- ка, ребята, | Медленно поднимаемся вверх, встаём на носочки, руки вверх. |
Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Бедолага
Сердце так и гложет страх! | Ладони приложить к груди на уровне сердца. |
Ах! | Руки вверх. |
Я по списку дальше всех! | Медленно приседаем. |
Эх! | Встать руки в стороны. |
Ох, беда уже близка! | Руки к щекам, наклоны в стороны. |
Вот и ждёт меня доска! | Рисуем руками прямоугольник. |
Притворюсь-ка я, что глух! | Руками прикрываем уши. |
Хоть бы в классе свет потух! | Медленно приседаем, прикрывая глаза руками. |
Ух! | Руки вперёд. |
Ах! | Руки вверх. |
Эх! | Руки в стороны. |
Ох! | «Круглые» руки вверх. |
Ух… | Руки вперёд. |
Не вызвали! | Руки вниз, плечи, спина расслаблены. |
Тема: «Звук и буква «Ц». Цветы
Наши нежные цветки | Щепоть руки смотрит вверх, руки перед собой согнуты в локтях. |
Распускают лепестки. | Медленно раскрываем пальцы. |
Ветерок чуть дышит, | Плавные движения кистями вправо- влево. |
Наши алые цветки | Медленно соединяем пальцы в щепоть. |
Тихо засыпают, | Опускаем кисти вниз, руки согнуты перед собой в локтях. |
Головой качают. | Качаем кистями, руки перед собой согнуты в локтях. |
Тема: «Звук и буква «Ч». Чайник
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, | «Круглые» руки перед собой |
Больше греться не хочу. | Руки к щекам, качаем головой. |
Крышка громко зазвенела: | Руки вверх, имитация- «звеним колокольчиком». |
«Пейте чай, вода поспела!» | Руки в стороны с наклоном вперёд. |
Тема: «Звук и буква «Щ». Щётки
Этой щёткой | Плавное движение левой рукой в сторону, ладонью вверх. |
чищу зубы, | Правой рукой- имитация движения «чистим зубы». |
Этой щёткой- | Плавное движение левой рукой в сторону, ладонью вверх. |
башмаки, | Наклон вперёд, дотронуться руками до пола. |
Этой щёткой | Плавное движение левой рукой в сторону, ладонью вверх. |
чищу брюки, | Гладим руками по ногам. |
Все три щётки | Показать три пальца перед собой. |
мне нужны. | Ладони приложить к груди. |
Тема: «Звук и буква «Ш».
Мы по лесу шли, шли, шли, | Ходьба на месте с высоким подниманием ног. |
Только шишку нашли. | Наклоны вперёд. |
Дети дальше побежали | Бег на месте. |
И лягушку повстречали. | Фигура из пальцев- «лягушка». |
Лягушка-попрыгушка глазки на макушке. | Присесть, руки на полу перед собой, прыгаем как лягушки. |
Прячьтесь от лягушки, комары и мушки. | Бег на месте. |
Тема: «Буквы «Ь,Ъ». Ручеёк
Вьётся недалечко | Плавные, волнообразные движения перед собой сначала левой, потом правой рукой. |
Маленькая речка, | Руки согнуты в локтях, ладонями с силой давим друг на друга (2 раза). |
Ни поплыть, | Руки перед собой - «плывём». |
Ни нырнуть, | Присесть |
Только ножки | Потряхиваем поочерёдно ногами. |
Тема: «Звук и буква «Ы». Пузырь
Надувайся, пузырь, | «Круглые»руки перед собой разводим в стороны. Вдох носом. |
Да не лопайся! | Выдыхаем через нос, «круглые» руки медленно скрещиваем перед собой, постепенно обнимая себя руками. |
Тема: «Звук и буква «Э». Я могу!
-Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти? | Дети повторяют движения за взрослым, сопровождая их словами: «Это тоже я могу». |
Тема: «Звук и буква «Ю». Непоседа
Юра очень утомился- | Руки к щекам, наклоны головой в стороны. |
Целый день юлой крутился! | Кружимся на месте. |
Юра только сел на стул, | Фигура из пальцев – «стул»; присесть, встать. |
Ножки свесил | Потряхиваем поочерёдно ногами. |
И заснул. | Руки вниз, плечи опущены, спина расслаблена. |
Тема: «Звук и буква «Я». Яблоко
Вот так яблоко! | Рисуем руками круг. |
Оно соку сладкого полно. | Поглаживаем руками живот круговыми движениями. |
Руку протяните, | Подняться на носки, руки вверх, потянуться. |
Стал ветер веточку качать, | Плавные движения руками над головой. |
И трудно яблоко достать. | Развести руки перед собой. |
Подпрыгну, руку протяну | Прыжки с поднятыми руками. |
Вот так яблоко! | Рисуем руками круг. |
Оно соку сладкого полно. | Поглаживаем руками живот круговыми движениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского райо...
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Не случайно в...
Собственная методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей«Весёлые пальчики».Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как п...
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Волшебные ручки»
Аннотация к методической разработке развитие мелкой моторики детей «Волшебные ручки». Разработка предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме...
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей "Волшебные ручки".
Материалы посвящены актуальной теме развития мелкой моторики дошкольника, важности развивающей работы с ребенком для его полноценного развития, при этом центральное место отводится роли взрослого в ор...
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей«Весёлые пальчики»....
Методическая разработка по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ второго года жизни.
Данная разработка может быть полезна для родителей, воспитателей и специалистов работающих с детьми раннего возраста....