Методическая разработка по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ второго года жизни.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Драгомирецкая Ирина Викторовна

Данная разработка может быть полезна для родителей, воспитателей и специалистов работающих с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУЗ «Специализированный психоневрологический дом ребенка №13 Адмиралтейского района»

Методическая разработка

Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ

второго года жизни.

Составитель: учитель-дефектолог

высшей категории Драгомирецкая И.В.

Первые годы жизни – начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. Ни в одном из последующих возрастных периодов ребенок не развивается такими стремительными темпами, как в раннем детстве. Поэтому так важно с момента рождения малыша правильно организовать процесс его воспитания и обучения, последовательно усложнять их задачи, использую разнообразные приемы взаимодействия. Пластичность нервной системы и психической деятельности, большая подражательность и внушаемость, эмоциональность, развитие таких ценных потребностей, как потребность в общении, в получении новых впечатлений, в активной деятельности, является особенностью детей раннего возраста, что облегчает их восприимчивость к воспитанию и обучению.

Из всего выше сказанного можно сделать выводы, что

  • Уровень развития речи у детей всегда зависит от тонких движений пальцев рук.
  • Навыки мелкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, и тем самым помогают ему лучше понять мир, в котором он живет.
  • Эти навыки позволяют ребенку самостоятельно обслуживать себя.
  • Навыки мелкой моторики позволяют ребенку выразить себя через творчество – игру, пластику, продуктивные виды деятельности.
  • Навыки тонкой моторики способствуют повышению самооценки ребенка, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт.

       У детей с особенностями здоровья (с ослабленным зрением, с плохой координацией движений, дети с синдромом Дауна, генетические нарушения, детям с задержкой речевого развития и т.п.) эти процессы протекают замедленнее, не всегда формируются правильно, поэтому таким детям необходима целенаправленная помощь в овладении навыками мелкой моторики. Мелкая моторика тесно связана с физическим и психическим развитием ребенка, Детская любознательность дает интерес к познанию нового. Пытаясь дотянуться до игрушки и взять ее, ребенок делает массу усилий, в том числе пытается звуком приблизить интересную для него игрушку.

      Поэтому в работе используются игры по развитию мелкой моторики, элементы массажа, пальчиковая гимнастика, специальные упражнения. Они вплетены в занятия так, чтобы ребенок с интересом хотел усвоить тот материал, который ему предлагается. Создается специальная развивающая среда, наполненная специально подобранными игрушками, предметами для развития ручной моторики.

     Например: для ребенка второго года жизни предлагаются потешки с использованием различных тактильных предметов: «Я пеку, пеку, пеку. Деткам всем по пирожку» вместе с ребенком хлопаем в ладоши и затем вкладывается в ладошку маленький мягкий мячик, чтобы его сжимать в кулачке. Ниже, приведены таблицы по развитию мелкой моторики детей второго года жизни в течении всего года по лексическим темам.

      В работе с детьми, применяется массаж рук, особенно с детьми имеющих проблемы в развитии, т.к. гипотония, слабый мышечный тонус в руках и кистях рук осложняет формирование захвата, затрудняет удержание предметов и манипулирование ими. Слабость и повышенная эластичность связок приводят к чрезмерной подвижности суставов рук. кистей и пальцев, снижая возможность сделать движение более точным

     На первых этапах развития мелкой моторики малыш вместо движения кистью использует движения плечом и предплечьем. У ребенка со сниженным тонусом при отсутствии специальной работы такой способ выполнения движений может наблюдаться до 4-5 лет.

    При регулярном использовании массажа постепенно у ребенка начинает формироваться стабильность запястья — он учится удерживать ладонь в положении, нужном для выполнения определенного действия. При сниженном тонусе ребенку проще стабилизировать запястье, положив кисть на твердую поверхность большим пальцем вверх. При этом работают большой, указательный и средний пальцы, а ребро ладони и мизинец обеспечивают стабильность.

Затем постепенно развивается умение вращать запястьем в разных плоскостях. Трудность состоит в том, что в этом случае нужно сохранять стабильность запястья без опоры, на весу, а это очень трудно при сниженном тонусе.

     Формирование захвата проходит следующие ступени: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. У детей с синдромом Дауна последовательность сохраняется, однако формирование захвата имеет свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствии специальной работы возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата. До трех-четырех лет может наблюдаться захват без участия большого пальца, пинцетный захват может производиться большим и средним пальцами, а указательный жест - большим пальцем. Сила захвата снижена.

    Массаж необходимо начинать от мягкого поглаживания внутренней и внешней поверхности ладоней. Затем разминаю пальчики от кончика пальца по всей фаланге легким поглаживанием. При необходимости разжимать кулачки легким поглаживанием. Затем использовать маленький игольчатый шарик: катать его по ладошке и пальчикам ребенка. Таким образом, происходит или расслабление, или небольшое повышение тонуса в кистях рук, в зависимости от того какой ребенок передо мной. При проведении массажа можно читать различные стишки связанный с ручками «Пальчик-пальчик». Ребенок охотно пытается повторить слова из этого стишка. Даже если он не говорит, то начинается активное шевеление губами, произнося слова как бы про себя (см. приложение).

     Вначале выполняется поглаживание ручек, пальчиков, затем - растирание и разминание, Массаж производится одним, двумя, тремя пальцами от кончиков пальцев к плечу. Массаж должен вызывать только положительные эмоции у ребенка. Можно произносить потешку:

«Где же, где же наши пальчики- Вот наши пальчики

Где же, где же наша ладошка – Вот наша ладошка

 Где же , где же наша ручка – Вот наша ручка»

Комплексный подход в развитии мелкой моторики рук детей с ОВЗ второго года жизни.

1. Развитие мелкой моторики рук

Используются игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов, потешек, скороговорок, игры направленные на развитие ловкости пальцев рук.

- Массаж пальчиков, ладошек.

- Захват, перекладывание мелких и крупных предметов.

- Пальчиковый бассейн.

- Шнуровки, завязки, ленточки- закрутки.

- Ширма, оборудованная для развития мелкой моторики рук.

- Игры на тактильное восприятие предмета.

- Геометрические игрушки-вкладыши

- Разнообразные музыкальные игрушки бубен, колокольчик,

барабан, шарманка, пианино

- Пальчиковые игры с бумагой.

-  Игры с прищепками.

- Игры на нанизывание.

2. Развитие и коррекция неречевых процессов.

- слуховая память и внимание.

- оптико-пространственные представления.

- зрительная ориентация

- координация движений, чувств темпа и ритма движений.

Используются хлопки, игры с пальцами на столе, шаг, бег, прыжки, изобразительная деятельность, игры с мячом.

3. Развитие речи и коррекция речевых нарушений.

- развитие орального праксиса

- развитие просодического компонента речи.

- развитие темпа и ритма дыхания.

- развитие фонематического слуха.

Для этого используются фольклорные произведения, игры с пением, хороводы.

 При развитии движений учитывается поэтапность:

 - пассивные движения

- совместные движения

- движения по подражанию

- движения по словесной инструкции.

4. В дальнейшем необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координированных движений рук.

Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости:

  • Запускать пальцами мелких волчков;
  • Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре;
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки;
  • Закручивать крышки, гайки;
  • Заводить механические игрушки ключиками;
  • Игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
  • Игры с вкладышами;
  • Игры с песком и водой;  
  • «Игры с пальчиками»»
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики;
  • Нанизывать крупные бусины, пуговицы, шарики на нитку;
  • Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку;
  • Разминать пальцами пластилина, глины;

Развитие мелкой моторики открывает широкий спектр использования в различных видах деятельности: рисование, развитие элементарных математических представлений, конструирование, развитие речи (лексики и грамматики), развитии общей моторики.


Лексическая тема: «Мебель»

Тема

Название игры

Цель

Оборудование

(материал)

Речевое сопровождение

                         Мебель

«Построй диван для мишки»

«Украшаем занавески»

- учить брать кирпичик и делать постройку по показу и слову взрослого, после складывать материал обратно в коробку.  Учить строить диван- 2 кирпичика.2 кубика

 –учить координировать движение обоих рук. Игрушка мишки.

- учить точечно прикладывать пальчики к листу бумаги ориентируясь на рисунок.

Кирпичики, кубики

-на листе нарисовано окно с занавеской.

Сладко спал топтыжка лежа на диване, улыбнулся Миша.

Лексическая Тема «Игрушки»

Тема

Название игры

Цель

Оборудование

(материал)

Речевое сопровождение

Игрушки

«Соедини половинки»

«Украсим наш мячик»

-учить составлять из частей целое, координировать движение рук на поверхности стола, поднимать картинку со стола.

- формирование движений указательного и большого пальцев (ощипывание от большого куска пласт. мал. кусочки, отрабатывание пинцетного захвата

- разрезные картинки (собака, медведь, неваляшка, лошадь, заяц, кукла, мяч)

- кукла, мяч, пластилин, блестки

«Половинка, половинка, вот и целая картинка»

«Кукла Маша

Не грусти,

Мы тебе поможем,

Расцветим, мячик

Твой, как сможем.

Будет он красивый, яркий и счастливый»


Лексическая Тема «Одежда, обувь»

Тема

Название игры

Цель

Оборудование

(материал)

Речевое сопровождение

Одежда, обувь

«Собери бусы»

«Пуговички»

-учить нанизывать бусинки на шнурок, отработка пинцетного захвата, координация обоих рук, развитие зрительного сосредоточения.

- учить подбирать пуговицу в зависимости от размера прорези в банке, развитие пинцетного захвата.

-  крупные бусинки,

шнурок, кукла.

- пуговицы двух размеров (большие и маленькие), две банки с прорезями.

«Я шнурок в руки возьму и бусинку на него насажу, вот какие бусы сделал для Маруси»

«Пуговичку ты возьми, в нужную баночку опусти»

Лексическая Тема «Игрушки (животные)»

Тема

Название игры

Цель

Оборудование

(материал)

Речевое сопровождение

Игрушки (живот

«Покорми петушка»

«Кошка»

- формирование движений указательного и большого пальцев (отщипывание от большого куска пласт. мал. кусочки, отрабатывание пинцетного захвата, формирование представления о цвете зеленый.

- учить следовать движениям по тексту повторяя за взрослым, сгибать и разгибать пальцы рук

-  пластилин зеленого цвета, игрушка петуха.

«Петя, Петя

Петушок, золотой гребешок, Выйди на дорожку, дам тебе горошку.

«как у нашей кошки лапки, а на лапках цап-царапки. Цап-царапки коготки, очень острые они.


Лексическая Тема «Овощи»

Тема

Название игры

Цель

Оборудование

(материал)

Речевое сопровождение

Овощи

«Морковка на грядке»

«Чудесный мешочек»

«Улитка»

- учить втыкать мозаику в отверстия, учить понимать название действий «вынуть-воткнуть»

- развитие тактильного восприятия.

- учить шевелить указательным пальцем и мизинцем. Остальные пальчики в кулачке.

-  мозаика желтого цвета.

- мешочек, огурец, морковка, помидор, капуста.

«У улитки крошки

Подрастают ножки. Научу ее ходить, если будут ножки».


Лексическая Тема «Фрукты»

Тема

Название игры

Цель

Оборудование

(материал)

Речевое сопровождение

Фрукты

«Яблонька»

«Вылови груши из воды»

«Жук»

- учить располагать яблоки на заранее нарисованном дереве, развитие пинцетного захватывания.

- учить координировать свои движения. Сочком вылавливать шарики из воды.

- учить шевелить указательным пальцем и мизинцем. Остальные пальчики в кулачке.

-  краски, кисточка, заранее нарисованное дерево.

- тазик с водой, шарики желтого и красного цвета, сочок.

.

«Жук летит, жужжит, жужжит, и усами шевелит.»


Лексическая Тема « Игрушки (транспорт)

Тема

Название игры

Цель

Оборудование

(материал)

Речевое сопровождение

Игрушки (транспорт

«Паровозик»

«Поезд»

- учить ориентироваться в пространстве, координировать движение рук.

- развитие мелкой моторики, умение выполнять движения в соответствии с текстом.

-  изображение паровоза без колес, колесики

«Вот поезд наш едет, колеса стучат. А в поезде этом ребята сидят. Гу-гу-гу, Гу-гу-гу- пыхтит паровоз, Далеко, далеко. Детей он повез.


Лексическая Тема «Посуда»

Тема

Название игры

Цель

Оборудование

(материал)

Речевое сопровождение

Посуда

«Сервиз для куклы»

«Варя пьет чай»

- развитие мелкой моторики, пинцетного захвата, развитие тактильных ощущений.

- развитие тонких движений пальцев рук, учить действовать с предметом ориентируясь на наглядное изображение.

-  трафареты чашки, блюдца, чайника, краски, губка, кукла

- картинка с изображением блюдца, чашки фасоль, (палочки, горох, камушки)

«В гости приглашаю, на стол накрываю».


Лексическая Тема «Части тела»

Тема

Название игры

Цель

Оборудование

(материал)

Речевое сопровождение

Игрушки (животные)

«Как у нашей дочки»

«Гусеница»

- развитие мелкой моторики, умение выполнять движения в соответствии с текстом, показывать части тела.

- учить катать комок пластилина в шарик круговыми движениями, создавать положительно-эмоциональное настроение.

-зеркало. кукла

- пластилин зеленого цвета.

«Как у нашей дочки розовые щечки, Как у нашей птички, темные реснички, Как у нашей крошки, тепленькие ножки, как у нашей лапки, ноготки-царапки».


Лексическая Тема «Игрушки»

Тема

Название игры

Цель

Оборудование

(материал)

Речевое сопровождение

Игрушки

«Построй лесенку для мышки»

«Кто в травке?»

- развитие мелкой моторики, учить выкладывать палочки по образцу.

-развитие мелкой моторики, учить выкладывать палочки по образцу.

-счетные палочки, игрушка мышки

счетные палочки, картинка собаки

Вот я палочку беру, быстро лесенку соберу.


Лексическая Тема «Зима»

Тема

Название игры

Цель

Оборудование

(материал)

Речевое сопровождение

Зима»

«Снеговик»

«Снегопад»

- развитие мелкой моторики, составлять из частей целое с опорой на картинку, развивать умение брать плоскостное изображение со стола.

- развитие мелкой моторики рук, умение ориентироваться на листе, развитие координации обоих рук.

-картинка снеговика, части снеговика

(объемные и плоскостные)

- картинка с изображением зимы, краски, кисточка.

«Снеговик, снеговик.

Появился во дворе, нос морковкой, рот-морковкой, и ведро на голове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского райо...

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.       Не случайно в...

Собственная методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей«Весёлые пальчики».Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как п...

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей

                                                      ...

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Волшебные ручки»

Аннотация к методической разработке развитие мелкой моторики детей «Волшебные ручки». Разработка предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме...

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей "Волшебные ручки".

Материалы посвящены актуальной теме развития мелкой моторики дошкольника, важности развивающей работы с ребенком для его полноценного развития, при этом центральное место отводится роли взрослого в ор...

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».

Методическая разработка для развития мелкой моторики детей«Весёлые пальчики»....