Слова | Движения | Мы делили | Плавные движения поочерёдно руками в стороны, ладонью вверх. | апельсин, | «Круглые» пальцы, как будто обхватили апельсин. | Много нас, | Развести руки в стороны. | а он один. | Показать один палец. | Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. | для ежа, | Фигура из пальцев «Ёж». | Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. | для стрижа, | Фигура из пальцев «Птица». | Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. | для утят, | Фигура из пальцев «Утята». | Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. | для котят, | Фигура из пальцев «Котята». | Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. | для бобра, | Фигура из пальцев «Бобёр». | А для волка…кожура. | Фигура из пальцев «Волк». | Он сердит на нас- беда! | Пальцы напряжены, сгибаем и разгибаем их. | Разбегайтесь, кто куда! | «Бежим» по рукам пальцами. | Чтобы с волком помириться, | Пожимаем себе ладони. | Надо долькой поделиться. | Плавные движения поочерёдно руками в стороны, ладонью вверх. |
Тема: «Звуки «Б-Бь», буква «Б». Бабочка И.п.: голова, руки и плечи опущены, спина расслаблена. Спал цветок и вдруг проснулся, | Руки через стороны вверх - вдох. | Больше спать не захотел. | Руки через стороны вниз - выдох. | Шевельнулся, потянулся, | Руки вверх, смотрим на пальцы, встаём на носочки. | Взвился вверх и полетел. | Плавные движения руками. | Солнце утром лишь проснётся, | Вверх поднимаем «круглые» руки. | Бабочка кружит и вьется. | Плавные взмахи руками. |
Тема: «Звуки «В-Вь», буква «В». Воробей Воробья врачи спасли, | Фигура из пальцев «Птица». | В вертолёт его внесли. | Круговые движения кистью сначала одной, потом другой рукой. | Вертолёт вертел винтами, | Круговые движения кистями обеих рук. | Волновал траву с цветами. | Плавные движения руками над головой. |
Тема: «Звуки «Г-Гь», буква «Г». Гуси Шлёпают гуськом Гусак с гусаком. | Поочерёдно похлопываем ладонями по тыльной стороне кистей. | Смотрят свысока Гусак на гусака. | Фигура из пальцев «Гусак». | Ой, щиплет бока Гусак у гусака. | Щипаем поочерёдно тыльные стороны кистей. |
Тема: «Звуки «Д-Дь», буква «Д». Дождик. Лейся дождик веселей, | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли. | Мы с тобою дружим. | Обнимаем себя. | Хорошо нам бегать Босиком по лужам. | Бег. | Как зелёные лягушки, Мы попрыгаем по лужам. | Присели и прыгаем, как лягушки. | Всё! | Руки прямые вверх. | Напрыгались, | Руки вниз. | Устали. | Голова, плечи, руки опущены, спина расслаблена. | Побежим сушиться к маме. | Бег на месте. |
Тема: «Звук и буква «Е». Ежиха с ежатами. Под цветком | Фигура из пальцев «Цветок». | ежиха- мать | Фигура из пальцев «Ёж». | Принялась ежат купать. | Плавные движения руками перед собой. | Кап- кап капает роса | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли. | На мордашку, | Погладить себя по щекам. | на глаза. | Погладить себя по глазам. | Не поймёт ежиха- мать, | Развести руки в стороны. | Как им спинки отмывать? | Потираем ладошки. |
Тема: «Звук и буква «Ё». Ёжик в бане. Ёжик в бане вымыл ушки, | Фигура из пальцев «Ёж», трём ладонями уши. | Шею, кожицу на брюшке. | Трём ладонями шею, живот. | И сказал еноту ёж: | Фигура из пальцев «Енот»(собака) и «Ёж». | -Ты мне спинку не потрёшь? | Трём ладошки. |
Тема: «Звук и буква «Ж». Жук. Я увидела жука | Фигура из пальцев «Жук». | На большой ромашке. | Рисуем большой круг руками | Подержу его в руках, | Руки вперёд, ладони вверх. | А потом в кармашке. | Руки на пояс. | Ой, упал, упал мой жук | Наклоны вперёд. | Нос испачкал пылью. | Вытираем носик. | Посажу его на сук, | Подняться на носки, руки вверх. | Пусть расправит крылья. | Плавные взмахи руками. |
Тема: «Звуки «З-Зь», буква «З». Зарядка. Каждый день по утрам Делаем зарядку. | Ходьба на месте. | Очень нравится нам Делать по порядку: | Руки в стороны: согнуть, выпрямить. | Весело шагать, | Ходьба на месте. | Руки поднимать, | Поднимаем руки вверх 5 раз. | Приседать и вставать, | Приседания 5 раз. | Прыгать и скакать. | Прыжки 5 раз. |
Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Ливень. Ливень, ливень льёт везде. | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли. | Рады птенчики в гнезде: | Фигура из пальцев «Птенчики в гнезде». | -Мама дома посидит, | Фигура из пальцев «Птица». | Никуда не улетит. | Плавные взмахи руками. |
Тема: «Звук и буква «Й». Кому - что? Кошке | Фигура из пальцев «Кошка». | дай | Руки перед собой, ладони вверх. | молока, | Фигура «Ковшик». | Мишке- | Имитация походки медведя. | сладкого медка, | Рисуем круг руками - «бочонок». | Дай | Руки перед собой, ладони вверх. | Травы | Плавные движения руками над головой. | козлёнку, | Фигура из пальцев «Коза». | Дай | Руки перед собой, ладони вверх. | попить | Показать, как пьём. | ежонку. | Фигура из пальцев «Ёж». | А тебе я книжку дам, | Руки перед собой, ладонями к себе, большие пальцы отведены в сторону. | Если прочитаешь сам. | «Игра глазками»: переводим глаза от одного большого пальца к другому и обратно, голову держим прямо. |
Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Хорёк Этот маленький хорёк | Нагнуться. | Очень шустрый был зверёк. | Выпрямиться, руки на пояс. | Он с утра уже успел Совершить немало дел: | Руки в стороны, сгибаем и разгибаем. | По тропинке пробежаться, | Бег на месте. | И на дерево забраться, | Руки перед собой согнуты в локтях, «взбираемся» на дерево. | И по веткам поскакать, | Прыжки на месте. | И от мишки убежать, | Имитация походки медведя. | И в речной воде поплавать, | Руки перед собой: «плывём». | И поглубже понырять, | Приседания. | Шубку вычистить и лапки, | Погладить себя по телу, по рукам. | Рыбку к завтраку поймать. | Волнообразное движение рукой перед собой. | Очень шустрый был зверёк | Руки на пояс. | Этот маленький хорёк. | Присесть. |
Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Корабль Вёз корабль карамель, | Волнообразные движения перед собой сначала правой, потом левой рукой. | Наскочил корабль на мель. | Прыжок вперёд. | И матросы три недели | Пальцы широко расставлены, рисуем на теле полоски - «тельняшку». | Карамель на мели ели. | Рука согнута в локте перед собой. Круговые движения кистью сначала одной, потом другой руки. |
Тема: «Звуки «М-Мь», буква «М». Мороз
Я мороза не боюсь, | Руки на пояс, качаем головой | С ним я крепко подружусь. | Обнять себя руками. | Подойдёт ко мне мороз, | Ходьба на месте. | Тронет руки, | Гладим себя по рукам. | Тронет нос. | Дотронуться до носа. | Значит надо не зевать, | Развести руки в стороны. | Топать, прыгать и скакать. | Прыжки на месте. |
Тема: «Звуки «Н-Нь», буква «Н». Бабушка Ненила Бабушка Ненила По воду ходила. | Ходьба на месте. | Полны вёдра набрала | Круг руками снизу вверх. | И домой их понесла. | Круг руками сверху вниз. | Всю посуду перемыла. | Руки прямые перед собой, движение «тарелочки». | Каши внукам наварила, | Круговые горизонтальные движения руками перед собой: «мешаем кашу». | Пол в избе подмела | Наклониться вперёд, движения руками из стороны в сторону. | И присела у окна. | Присесть. |
Тема: «Звук и буква «О». Новый дом Ох, ох! Ох, ох, что за гром! | Руки к щекам, наклоны в стороны. | Муха строит | Фигура из пальцев «Муха». | новый дом. | Фигура из пальцев «Дом». | Молоток: стук- стук. | Стучим кулачком по ладошке одной рукой, потом другой. | Помогать идёт петух. | Руки за спиной, шаги с высоким подниманием ног. |
Тема: «Звуки «П-Пь», буква «П». Чистюли Ох, испачкалась одежда, Мы её не берегли. | Руки к щекам, наклоны в стороны. | Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли. | Руки за спину, топаем ногами. | Надо нам её спасти. | Руки в стороны. | И в порядок привести. | Руки на пояс. | В тазик воду наливаем, Порошочку насыпаем. Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрём, Постираем, прополощем, Отожмём её, встряхнём. | Выполняем соответствующие движения. | А потом легко и ловко Всё развесим на верёвках. | Встали на носочки, потянулись. | А пока одежда сушится, Мы попрыгаем, покружимся. | Прыжки на месте. |
Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р». Семейная зарядка. Осенью, весною, Летом и зимой Мы во двор выходим Дружною семьёй. | Ходьба на месте. | Встанем прямо по порядку, Каждый делаем зарядку: | Встали прямо, спина прямая, свели лопатки. | Мама руки поднимает, | Руки вверх-вниз. | Папа бодро приседает, | Приседания. | Повороты вправо- влево Делает мой братик Сева. | Руки на поясе, делаем повороты всем корпусом. | Я сама бегу трусцою | Бег на месте. | И качаю головою. | Наклоны головой в стороны. |
Тема: «Звуки «С- Сь», буква «С». Хвастуны Тень- тень, потетень, | Хлопки руками. | Выше города плетень. | Руки вверх, встать на носки, потянуться. | Сели звери под плетень, | Присесть. | Похвалялися весь день. | Руки к щекам, наклоны головой в стороны. | Похвалялася лиса: | Фигура из пальцев «Лиса». | -Всему свету я краса! | Наклон вперёд, развести руки в стороны. | Похвалялся зайка: | Фигура из пальцев «Заяц». | -Поди, догоняй-ка! | Прыжки на месте. | Похвалялися ежи: | Фигура из пальцев «Ёж». | -У нас шубы хороши! | Погладить себя по телу. | Похвалялся медведь: Могу песни я петь! | Имитация походки медведя. |
Тема: «Звуки «Т- Ть», буква «Т». Доброе утро -Доброе утро!- | Руки в стороны. | птицы запели. | Фигура из пальцев «Птица». | Добрые люди встали с постели. | Руки вверх, встать на носки, потянулись. | Прячется вся темнота по углам. | Наклоны в стороны, прикрываем глаза поочерёдно правой и левой рукой. | Солнце взошло | Снизу вверх поднимаем «круглые» руки. | и идёт по делам. | Ходьба на месте. |
Тема: «Звук и буква «У». Музыканты В руки дудочку беру, Туру- туру- туру! | Имитируем игру на дудочке. | Созываю детвору, | Манящие движения руками. | Туру- туру- туру! | Имитация игры на дудочке. | Поиграю на баяне, Гали-гали-гали! | Имитация игры на баяне. | Потанцуйте, зайки, с нами, | Прыжки на месте. | Гали-гали-гали! | Имитация игры на баяне. | Я на скрипочке играю, Тили-тили-тили! | Имитация игры на скрипке. | Скачут зайки на лужайке, | Прыжки на месте. | Тили- тили- тили! | Имитация игры на скрипке. | А потом на барабане, Бам- бам- бам! | Имитация игры на барабане. | В страхе зайки разбежались по кустам! | Бег на месте. |
Тема: «Звуки «Ф- Фь», буква «Ф». Фонтан Может, здесь, а может, там | Повороты в правую и левую стороны, отводим руку в сторону. | Есть один большой фонтан. | Встать на носки, руки вверх, потянуться. | Надо долго прошагать, Чтоб фонтан тот отыскать. | Ходьба на месте. | Дальше надо руки вымыть | По тексту | И лицо своё умыть, | По тексту | Зубы тщательно почистить, | По тексту | Уши дочиста отмыть. | По тексту | Не забыть себя обрызгать | Руки сверху вниз опускаем, «стряхивая» капли. | Той волшебною водой. | Руки снизу вверх поднимаем, «стряхивая» капли. | И тогда ,кто был малышкой, | Присесть. | Станет вдруг большой- большой. | Встать на носочки, руки вверх, потянуться. | Вы всё сделали, как надо. | Руки на пояс. | Сядем, будем ждать чудес. | Присесть. | Ой! Смотрите- ка, ребята, Вы растёте до небес! | Медленно поднимаемся вверх, встаём на носочки, руки вверх. |
Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Бедолага Сердце так и гложет страх! | Ладони приложить к груди на уровне сердца. | Ах! | Руки вверх. | Я по списку дальше всех! | Медленно приседаем. | Эх! | Встать руки в стороны. | Ох, беда уже близка! | Руки к щекам, наклоны в стороны. | Вот и ждёт меня доска! | Рисуем руками прямоугольник. | Притворюсь-ка я, что глух! | Руками прикрываем уши. | Хоть бы в классе свет потух! | Медленно приседаем, прикрывая глаза руками. | Ух! | Руки вперёд. | Ах! | Руки вверх. | Эх! | Руки в стороны. | Ох! | «Круглые» руки вверх. | Ух… | Руки вперёд. | Не вызвали! | Руки вниз, плечи, спина расслаблены. |
Тема: «Звук и буква «Ц». Цветы Наши нежные цветки | Щепоть руки смотрит вверх, руки перед собой согнуты в локтях. | Распускают лепестки. | Медленно раскрываем пальцы. | Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. | Плавные движения кистями вправо- влево. | Наши алые цветки Закрывают лепестки. | Медленно соединяем пальцы в щепоть. | Тихо засыпают, | Опускаем кисти вниз, руки согнуты перед собой в локтях. | Головой качают. | Качаем кистями, руки перед собой согнуты в локтях. |
Тема: «Звук и буква «Ч». Чайник Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, | «Круглые» руки перед собой разводим в стороны. | Больше греться не хочу. | Руки к щекам, качаем головой. | Крышка громко зазвенела: | Руки вверх, имитация- «звеним колокольчиком». | «Пейте чай, вода поспела!» | Руки в стороны с наклоном вперёд. |
Тема: «Звук и буква «Щ». Щётки Этой щёткой | Плавное движение левой рукой в сторону, ладонью вверх. | чищу зубы, | Правой рукой- имитация движения «чистим зубы». | Этой щёткой- | Плавное движение левой рукой в сторону, ладонью вверх. | башмаки, | Наклон вперёд, дотронуться руками до пола. | Этой щёткой | Плавное движение левой рукой в сторону, ладонью вверх. | чищу брюки, | Гладим руками по ногам. | Все три щётки | Показать три пальца перед собой. | мне нужны. | Ладони приложить к груди. |
Тема: «Звук и буква «Ш». Мы по лесу шли, шли, шли, | Ходьба на месте с высоким подниманием ног. | Только шишку нашли. | Наклоны вперёд. | Дети дальше побежали | Бег на месте. | И лягушку повстречали. | Фигура из пальцев- «лягушка». | Лягушка-попрыгушка глазки на макушке. | Присесть, руки на полу перед собой, прыгаем как лягушки. | Прячьтесь от лягушки, комары и мушки. | Бег на месте. |
Тема: «Буквы «Ь,Ъ». Ручеёк Вьётся недалечко реченька- река. | Плавные, волнообразные движения перед собой сначала левой, потом правой рукой. | Маленькая речка, Меньше ручейка: | Руки согнуты в локтях, ладонями с силой давим друг на друга (2 раза). | Ни поплыть, | Руки перед собой - «плывём». | Ни нырнуть, | Присесть | Только ножки окунуть чуть- чуть! | Потряхиваем поочерёдно ногами. |
Тема: «Звук и буква «Ы». Пузырь Надувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой | «Круглые»руки перед собой разводим в стороны. Вдох носом. | Да не лопайся! | Выдыхаем через нос, «круглые» руки медленно скрещиваем перед собой, постепенно обнимая себя руками. |
Тема: «Звук и буква «Э». Я могу! -Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти? Руки вверх я подниму. -Это тоже я могу! -Вправо- влево разведу. -Это тоже я могу! -И, как птица, полечу. -Это тоже я могу! -Головою поверчу. -Это тоже я могу! -А потом присяду, встану. -Это тоже я могу! -И нисколько не устану. -Это тоже я могу! -Я попрыгаю немного. -Это тоже я могу! -И пешком пойду в дорогу. -Это тоже я могу! -Если надо, побегу. -Это тоже я могу! -Всё на свете я могу! | Дети повторяют движения за взрослым, сопровождая их словами: «Это тоже я могу». |
Тема: «Звук и буква «Ю». Непоседа Юра очень утомился- | Руки к щекам, наклоны головой в стороны. | Целый день юлой крутился! | Кружимся на месте. | Юра только сел на стул, | Фигура из пальцев – «стул»; присесть, встать. | Ножки свесил | Потряхиваем поочерёдно ногами. | И заснул. | Руки вниз, плечи опущены, спина расслаблена. |
Тема: «Звук и буква «Я». Яблоко Вот так яблоко! | Рисуем руками круг. | Оно соку сладкого полно. | Поглаживаем руками живот круговыми движениями. | Руку протяните, яблоко сорвите. | Подняться на носки, руки вверх, потянуться. | Стал ветер веточку качать, | Плавные движения руками над головой. | И трудно яблоко достать. | Развести руки перед собой. | Подпрыгну, руку протяну И быстро яблоко сорву! | Прыжки с поднятыми руками. | Вот так яблоко! | Рисуем руками круг. | Оно соку сладкого полно. | Поглаживаем руками живот круговыми движениями. |
|