Методическая разработка для развития мелкой моторики детей "Волшебные ручки".
методическая разработка (младшая группа) на тему
Материалы посвящены актуальной теме развития мелкой моторики дошкольника, важности развивающей работы с ребенком для его полноценного развития, при этом центральное место отводится роли взрослого в организации пальчиковой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 40.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Волшебные ручки»
Аннотация к методической разработке развитие мелкой моторики детей «Волшебные ручки». Разработка предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме развития мелкой моторики дошкольника, важности развивающей работы с ребенком для его полноценного развития, при этом центральное место отводится роли взрослого в организации пальчиковой игры. Разработка включает перечень пальчиковых гимнастик в алфавитном порядке, которые можно использовать в занятиях по грамматике, в непосредственной деятельности в течение дня.
Для своевременного развития речи ребенка и подготовки его к школе необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев), что она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь, что необходимо для подготовки к школе.
Речевые упражнения, предложенные мной в данной методической разработке, можно использовать в разных видах занятий в качестве физ. минуток на занятиях, в бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе.
Заучивание стихов с использованием рук всегда вызывает у детей большой интерес, повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, общей и мелкой моторики.
Предложенные движения можно обогащать и видоизменять: показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней.
Пальчиковая гимнастика на букву «А» - Апельсин (1, 2 мл. группы)
Слова | Движения |
Мы делили апельсин.
| Рука сжата в кулачок |
Много нас, а он один! | Крутим кулачком вправо-влево |
Эта долька для ежа, | Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого. |
Эта долька для чижа, | Разгибаем указательный пальчик |
Эта долька для утят | Разгибаем средний пальчик |
Эта долька для котят, | Разгибаем безымянный пальчик |
Эта долька для бобра, | Разгибаем мизинчик |
Ну, а волку - кожура. | Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево |
Он сердит на нас - беда!
| Двумя руками показываем волчью пасть |
В домик прячемся - сюда! | Складываем руки домиком |
Пальчиковая гимнастика на букву «Б» - Белочка (1, 2 мл. группы)
Сидит белка на тележке, | В самом начале кулачек сжат. |
Продаёт она орешки: | Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого |
Лисичке-сестричке, |
|
Воробью, синичке, |
|
Мишке толстопятому, |
|
Заиньке усатому… |
|
Пальчиковая гимнастика на букву «В» - Воробей (2 мл., средняя группы)
Воробья врачи спасли, | Кисть разжата, пальцы в сторону. |
В вертолёт его внесли. | Круговые движения кистью сначала одной, потом другой рукой. |
Вертолёт вертел винтами, | Круговые движения кистями обеих рук. |
Волновал траву с цветами. | Плавные движения руками над головой. |
Пальчиковая гимнастика на букву «Г» - Гуси (2 мл., средняя группы)
Шлёпают гуськом Гусак с гусаком. | Поочерёдно похлопываем ладонями по тыльной стороне кистей. |
Смотрят свысока Гусак на гусака. | Поочерёдно похлопываем ладонями по коленям. |
Ой, щиплет бока Гусак у гусака. | Щипаем поочерёдно тыльные стороны кистей. |
Пальчиковая гимнастика на букву «Д» - Дом для пчел (старшая, под. группы)
Домик маленький на ёлке,
| Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке". |
Дом для пчёл, а где же пчёлки? | Заглядываем в "улей". |
Надо в дом постучать | Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга. |
Раз, два, три, четыре, пять. |
|
Я стучу, стучу по ёлке, Где же, Где же эти пчёлки? | Стучим кулаками друг о друга (сверху), чередуя руки. |
Стали вдруг вылетать: | Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают. |
Раз два, три, четыре, пять. |
|
Пальчиковая гимнастика на букву «Е» - Ежиха с ежатами (2 мл., средняя группы)
Под цветком | Руки собраны в замок. |
ежиха- мать | «Качаем» замок из стороны в сторону. |
Принялась ежат купать. | Руки расцепили. Плавные движения руками перед собой. |
Кап- кап капает роса | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли. |
На мордашку, | Погладить себя по щекам. |
на глаза. | Погладить себя по глазам. |
Не поймёт ежиха - мать, | Развести руки в стороны. |
Как им спинки отмывать? | Потираем ладошки. |
Пальчиковая гимнастика на букву «Ё» - Ёжик в бане (1, 2 мл. группы)
Ёжик в бане вымыл ушки, | Трём ладонями уши. |
Шею, кожицу на брюшке. | Трём ладонями шею, живот. |
И сказал еноту ёж: |
|
- Ты мне спинку не потрёшь? | Трём ладошки. |
Пальчиковая гимнастика на букву «Ж» - Жук (2 мл. группа)
Я увидела жука | Руки лежат на коленях. |
На большой ромашке. | Рисуем большой круг руками |
Подержу его в руках, | Руки вперёд, ладони вверх. |
А потом в кармашке. | Руки на пояс. |
Ой, упал, упал мой жук | Наклоны вперёд. |
Нос испачкал пылью. | Вытираем носик. |
Посажу его на сук, | Подняться на носки, руки вверх. |
Пусть расправит крылья. | Плавные взмахи руками. |
Пальчиковая гимнастика на букву «З» - Здравствуй (1, 2 мл. группы)
Здравствуй, указательный!
| Расположить ладонь перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы.
|
- Привет, средний! | Кончиком большого пальца поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. |
- Здорово, безымянный! | Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем - другой, после - двумя руками одновременно. |
- Как дела, мизинец? | "Здороваясь", большой палец обращается по имени к другим пальцам: |
Пальчиковая гимнастика на букву «К» - Кораблик (2 мл., средняя группы)
По реке плывёт кораблик, | Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик" |
Он плывёт издалека, | Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль" |
На кораблике четыре очень храбрых моряка. | Показать 4 пальца |
У них ушки на макушке, | Приставляем обе ладошки к своим ушам |
У них длинные хвосты, | Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны |
И страшны им только кошки, только кошки да коты! | Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки") В конце этой игры можно спросить у ребёнка: - Что за моряки были на кораблике? Ответ: мышки |
Пальчиковая гимнастика на букву «Л» - Ливень (2 мл. группы)
Ливень, ливень льёт везде. | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли. |
Рады птенчики в гнезде: | Руки собраны в «ковш». |
-Мама дома посидит, | «Ковш» качается вправо-влево. |
Никуда не улетит. | Плавные взмахи руками. |
Пальчиковая гимнастика на букву «М» - Мышка (2 мл., средняя группы)
Мышка в норку пробралась, | Делаем двумя ручками крадущиеся движения |
На замочек заперлась. | Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками |
В дырочку она глядит, | Делаем пальчиками колечко |
На заборе кот сидит! | Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками |
Пальчиковая гимнастика на букву «Н» - Бабушка Ненила (2 мл. группы)
Бабушка Ненила По воду ходила. | Ходьба на месте. |
Полны вёдра набрала | Круг руками снизу вверх. |
И домой их понесла. | Круг руками сверху вниз. |
Всю посуду перемыла. | Руки прямые перед собой, движение «тарелочки». |
Каши внукам наварила, | Круговые горизонтальные движения руками перед собой: «мешаем кашу». |
Пол в избе подмела | Наклониться вперёд, движения руками из стороны в сторону. |
И присела у окна. | Присесть. |
Пальчиковая гимнастика на букву «О» - Обезьянки (2 мл. средняя группы)
Обезьянки вышли погулять, | Руки показывают «фонарики». |
Обезьянки стали танцевать, | Сжимаем и разжимаем пальчики. |
И одна из них вдруг пошла домой поспать, | Ладони вместе прислонили к ушку. |
Потому что надоело танцевать! | Встряхнули ручки. |
Пальчиковая гимнастика на букву «П» - Паучок (средняя, старшая группы)
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. | Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. |
Дождик с неба вдруг полил, | Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик |
Паучков на землю смыл. | Хлопок ладонями по столу/коленям. |
Солнце стало пригревать, | Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит. |
Паучок ползёт опять, | Делаем движения такие же, как и в самом начале. |
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке | "Паучки" ползают по голове. |
Пальчиковая гимнастика на букву «Р» - Рыбки (старшая, под. группы)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
| Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. |
Лежало большое бревно на песке, | Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок. |
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
| Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.) |
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко".
| Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест). |
А третья сказала: "Мне хочется спать!" | Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.) |
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. | Быстро качаем ладонями – дрожь.) |
А пятая крикнула: "Здесь крокодил! Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» | Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.) Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.) |
Пальчиковая гимнастика на букву «С» - Хвастны (средняя, старшая группы)
Тень - тень, потетень, | Хлопки руками. |
Выше города плетень. | Руки вверх, встать на носки, потянуться. |
Сели звери под плетень, | Присесть. |
Похвалялися весь день. | Руки к щекам, наклоны головой в стороны. |
Похвалялася лиса: | Руки на пояс, ноги на ширине плеч. |
- Всему свету я краса! | Наклон вперёд, развести руки в стороны. |
Похвалялся зайка: | Руки на пояс, ноги на ширине плеч. |
- Поди, догоняй-ка! | Прыжки на месте. |
Похвалялися ежи: | Руки на пояс, ноги на ширине плеч. |
-У нас шубы хороши! | Погладить себя по телу. |
Похвалялся медведь: Могу песни я петь! | Имитация походки медведя. |
Пальчиковая гимнастика на букву «Т» - Доброе утро (средняя, старшая группы)
-Доброе утро!- | Руки в стороны. |
птицы запели. | Шевелим пальчиками. |
Добрые люди встали с постели. | Руки вверх, встать на носки, потянулись. |
Прячется вся темнота по углам. | Наклоны в стороны, прикрываем глаза поочерёдно правой и левой рукой. |
Солнце взошло | Снизу вверх поднимаем «круглые» руки. |
и идёт по делам. | Ходьба на месте. |
Пальчиковая гимнастика на букву «У» - Музыканты (средняя, старшая группы)
В руки дудочку беру, Туру- туру- туру-ру! | Имитируем игру на дудочке. |
Созываю детвору, | Манящие движения руками. |
Туру- туру- туру-ру! | Имитация игры на дудочке. |
Поиграю на баяне, Гали-гали-гали-ли! | Имитация игры на баяне. |
Потанцуйте, зайки, с нами, | Прыжки на месте. |
Гали-гали-гали-ли! | Имитация игры на баяне. |
Я на скрипочке играю, Тили-тили-тили! | Имитация игры на скрипке. |
Скачут зайки на лужайке, | Прыжки на месте. |
Тили- тили- тили-ли! | Имитация игры на скрипке. |
А потом на барабане, Бам- бам- барарам! | Имитация игры на барабане. |
В страхе зайки разбежались по кустам! | Бег на месте. |
Пальчиковая гимнастика на букву «Ф» - Фонтан (2 мл., средняя группы)
Может, здесь, а может, там | Повороты в правую и левую стороны, отводим руку в сторону. |
Есть один большой фонтан. | Встать на носки, руки вверх, потянуться. |
Надо долго прошагать, Чтоб фонтан тот отыскать. | Ходьба на месте. |
Дальше надо руки вымыть | Трём ладони |
И лицо своё умыть, | Трём лицо |
Зубы тщательно почистить, | Показали зубки |
Уши дочиста отмыть. | Трём ушки |
Не забыть себя обрызгать | Руки сверху вниз опускаем, «стряхивая» капли. |
Той волшебною водой. | Руки снизу вверх поднимаем, «стряхивая» капли. |
И тогда ,кто был малышкой, | Присесть. |
Станет вдруг большой- большой. | Встать на носочки, руки вверх, потянуться. |
Вы всё сделали, как надо. | Руки на пояс. |
Сядем, будем ждать чудес. | Присесть. |
Ой! Смотрите- ка, ребята, Вы растёте до небес! | Медленно поднимаемся вверх, встаём на носочки, руки вверх. |
Пальчиковая гимнастика на букву «Х» - Трусишка (средняя, старшая группы)
Сердце так и гложет страх! | Ладони приложить к груди на уровне сердца. |
Ах! | Руки вверх. |
Я по списку дальше всех! | Медленно приседаем. |
Эх! | Встать руки в стороны. |
Ох, беда уже близка! | Руки к щекам, наклоны в стороны. |
Вот и ждёт меня доска! | Рисуем руками прямоугольник. |
Притворюсь-ка я, что глух! | Руками прикрываем уши. |
Хоть бы в классе свет потух! | Медленно приседаем, прикрывая глаза руками. |
Ух! | Руки вперёд. |
Ах! | Руки вверх. |
Эх! | Руки в стороны. |
Ох! | «Круглые» руки вверх. |
Ух… | Руки вперёд. |
Не вызвали! | Руки вниз, плечи, спина расслаблены. |
Пальчиковая гимнастика на букву «Ц» - Цветы (старшая, под. группы)
Наши нежные цветки | Щепоть руки смотрит вверх, руки перед собой согнуты в локтях. |
Распускают лепестки. | Медленно раскрываем пальцы. |
Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. | Плавные движения кистями вправо- влево. |
Наши алые цветки Закрывают лепестки. | Медленно соединяем пальцы в щепоть. |
Тихо засыпают, | Опускаем кисти вниз, руки согнуты перед собой в локтях. |
Головой качают. | Качаем кистями, руки перед собой согнуты в локтях. |
Пальчиковая гимнастика на букву «Ч» - Чайник (средняя, старшая группы)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, | «Круглые» руки перед собой разводим в стороны. |
Больше греться не хочу. | Руки к щекам, качаем головой. |
Крышка громко зазвенела: | Руки вверх, имитация- «звеним колокольчиком». |
«Пейте чай, вода поспела!» | Руки в стороны с наклоном вперёд. |
Пальчиковая гимнастика на букву «Щ» - Щетки (2 мл., средняя группы)
Этой щёткой | Плавное движение левой рукой в сторону, ладонью вверх. |
чищу зубы, | Правой рукой- имитация движения «чистим зубы». |
Этой щёткой- | Плавное движение левой рукой в сторону, ладонью вверх. |
башмаки, | Наклон вперёд, дотронуться руками до пола. |
Этой щёткой | Плавное движение левой рукой в сторону, ладонью вверх. |
чищу брюки, | Гладим руками по ногам. |
Все три щётки | Показать три пальца перед собой. |
мне нужны. | Ладони приложить к груди. |
Пальчиковая гимнастика на букву «Ш» - Шарик (средняя, старшая группы)
Надуваем быстро шарик. | Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить |
Он становится большой. | Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут |
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
| Соприкасаем ладошки друг с другом полностью |
Стал он тонкий и худой! | Смыкаем вместе пальчики |
Пальчиковая гимнастика на букву «Ь, Ъ» - Ручеек (старшая под. группы)
Вьётся недалечко реченька- река. | Плавные, волнообразные движения перед собой сначала левой, потом правой рукой. |
Маленькая речка, Меньше ручейка: | Руки согнуты в локтях, ладонями с силой давим друг на друга (2 раза). |
Ни поплыть, | Руки перед собой - «плывём». |
Ни нырнуть, | Присесть |
Только ножки окунуть чуть- чуть! | Потряхиваем поочерёдно ногами. |
Пальчиковая гимнастика на букву «Ы» - Пузырь (средняя, старшая группы)
Надувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой | «Круглые» руки перед собой разводим в стороны. Вдох носом. |
Да не лопайся! | Выдыхаем через нос, «круглые» руки медленно скрещиваем перед собой, постепенно обнимая себя руками. |
Пальчиковая гимнастика на букву «Э» - Этот пальчик (1, 2 мл. группы)
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка. Этот пальчик - это Я. Вот и вся моя семья.
| Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.
|
Пальчиковая гимнастика на букву «Ю» - Непоседа (средняя, старшая группы)
Юра очень утомился- | Руки к щекам, наклоны головой в стороны. |
Целый день юлой крутился! | Кружимся на месте. |
Юра только сел на стул, | Фигура из пальцев – «стул»; присесть, встать. |
Ножки свесил | Потряхиваем поочерёдно ногами. |
И заснул. | Руки вниз, плечи опущены, спина расслаблена. |
Пальчиковая гимнастика на букву «Я» - Яблоко (средняя, старшая группы)
Вот так яблоко! | Рисуем руками круг. |
Оно соку сладкого полно. | Поглаживаем руками живот круговыми движениями. |
Руку протяните, яблоко сорвите. | Подняться на носки, руки вверх, потянуться. |
Стал ветер веточку качать, | Плавные движения руками над головой. |
И трудно яблоко достать. | Развести руки перед собой. |
Подпрыгну, руку протяну И быстро яблоко сорву! | Прыжки с поднятыми руками. |
Вот так яблоко! | Рисуем руками круг. |
Оно соку сладкого полно. | Поглаживаем руками живот круговыми движениями |
Вывод: Значение пальчиковых игр очень велико для формирования всесторонне развитой личности. Играйте с ребенком как можно чаще. Этим вы будете способствовать активации мыслительных процессов, развитию речи и фантазии малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию мелкой моторики у детей
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является разви...
Методическая разработка по развитию мелкой моторики пальцев рук с детьми 3 - 4 лет
Методическая разработка представляет собой комплекс игр, упражнений посредством которых осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способств...
Методическая разработка по развитию мелкой моторики у детей с моторной алалией.
Способы развития мелкой моторики у детей с моторной алалией....
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Весёлые пальчики».
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского райо...
Методическая разработка для развития мелкой моторики детей «Волшебные ручки»
Аннотация к методической разработке развитие мелкой моторики детей «Волшебные ручки». Разработка предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме...
Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...
Методическая разработка "Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей"
Методическая разработка "Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей"...