Развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста об обычаях и традициях русского народа с использованием разнообразных форм работы
статья (старшая группа) на тему

Сокольникова Наталия Михайловна

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Процесс личностного развития ребёнка начинается с дошкольного детства, наиболее важного периода, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.  К сожалению, опыт работы показывает, что у современных детей эти представления сильно искажены.

Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая известными коммерческими издательскими, анимационными, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир.  Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

 В рамках реализации ФГОС главной целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого, мы считаем, что воспитанию  у детей патриотических чувств, приобщению к миру прекрасного, формированию художественного вкуса, эстетического восприятия, нахождению  каждым ребёнком своего места в окружающем мире  как нельзя лучше способствует  своевременное приобщение  детей  к народной культуре.

 Жизнь русского народа изначально строилась на святоотеческом наследии. Вернуть эту бесценную сокровищницу духовных богатств в нашу жизнь, органично связать ее с современностью и раскрыть во всей полноте – вот одна из основных задач воспитателя и педагога.

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями русского народа, способность видеть красоту и гармонию, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность.

Поэтому одной из важных задач является ознакомление с народными праздниками и обычаями русского народа. Методика нашей работы ориентирована на то, чтобы  дать детям базовые  представления о народных праздниках, обычаях, играх, литературе, музыке,  без чего невозможно приобщение детей  к  народной  культуре. Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Так как дошкольникам свойственно наглядно-образное  мышление,  при ознакомлении с народными праздниками и обычаями необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. Создавать различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю родного края, русского народа.

Необходимо применять творческий подход к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации образовательной деятельности с детьми, к использованию разнообразных методов и приемов воспитания и обучения.  Включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации, что максимально способствует созданию личностно-значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению материала и развитию творчества у детей.

Важное  значение имеет внимательное, тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы; формирование такого же отношения к детскому творчеству и у родителей воспитанников.

Чтобы выяснить, насколько понятно и интересно данное направление детям нашего детского сада,  мы провели несколько пробных мероприятий: праздник Покрова Пресвятой Богородицы «Покрывает все покровом Богородица сама», сценарий спектакля по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом» и другие. В результате было отмечено, что дети эмоционально реагируют на речевой, игровой материал, с интересом слушают педагога, а в свободное время повторяют считалки, песенки и т.д.  Это позволило сделать вывод о том, что русская народная культура доступна, понятна и интересна для детского восприятия.

  Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных праздников: осенью – «Ярмарка», зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица».  Весной – «Наши любимые», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», летом -  «Именины березки», «Троица», «День семьи». Дети вместе со взрослыми исследовали особенности каждого народного праздника,  устанавливали его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важным датами, событиями в общественной жизни.

При разработке сценария народного праздника особое внимание мы уделяли подбору словесно-музыкальных,  драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора.

В работе с детьми широко использовалась русская народная тематика: малый детский фольклор, народная поэзия, сказки, эпос, фразеология и лексика русского языка, многообразие видов русского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина. Наряду с этим мы познакомились с традициями своего края: песнями и частушками, колядками и закличками,  играми и хороводами. В ходе организованной деятельности дети приобрели знания о народном календаре, обычаях, обрядах.

Родители принимали активное участие в  педагогическом процессе – участвовали в праздниках, народных играх, гуляниях, активно обсуждали вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах. Яркой формой, которую полюбили и дети и родители стали семейные праздники. Таким образом, задачи воспитания уважения к своей семье мы решаем в процессе совместных мероприятий детей и родителей.

Оценивая результаты проведенной работы, мы отметили, что дети стали принимать осмысленное и активное участие в мероприятиях, посвященных народным праздникам. Они демонстрируют знания праздников, поют песни, используют частушки, читают стихи. У детей появились знания об обычаях празднования основных праздников, обрядах, игровом фольклоре, связанном с природным календарем. Дети умеют играть совместно, соблюдая правила игры, используют считалки, организуют подвижные игры и хороводные, объединяясь в коллектив, соблюдающий правила и последовательность ролевых действий. Составляют рассказы по сюжетной картине, по нескольким картинам с изображением праздников, обычаев. Знают и умеют играть в русские народные игры, используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Таким образом, игровая, театральная и другие виды детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у них не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы успешного обучения ребенка в школе, развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей. Положительный результат в работе свидетельствует об эффективности разработанной нами системы.

Дети, изучающие корни своей родословной, изучающие историю своего края, будут любить своих ближних, с уважением относиться к предкам, к той земле, на которой живут, ценить заслуги своего народа, гордиться их достижениями.  Таких детей никогда не назовут «Иванами, не помнящими родства своего». Эти дети – в свою очередь - воспитают поколение настоящих патриотов.

Список литературы:

1.        Бударина,Т.А. Знакомство детей с русским народным  творчеством/Т.А.Бударина.-Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004, - 158с.

2.        Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/О.Л.Князева, М.Д.Маханёва. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004, -  243с.

3.        Кокуева А.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: АРКТИ, 2005г, - 148с.

4.        Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей/ В.М.Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. - М.: Творческий центр «Сфера», 1998, -  260с.

5.        Соколова, Л., Некрылова А. Воспитание ребёнка в русских традициях/ Л.Соколова, А.Некрылова. - М.: Айрис пресс, 2003, - 240с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx462.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сокольникова Н.М.,

воспитатель,

 «МАДОУ детский сад №1 «Снежинка»

п. Троицкий

Губкинский район

Белгородская область

Развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста об обычаях и традициях русского народа с использованием разнообразных форм работы

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Процесс личностного развития ребёнка начинается с дошкольного детства, наиболее важного периода, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.  К сожалению, опыт работы показывает, что у современных детей эти представления сильно искажены.

Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая известными коммерческими издательскими, анимационными, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир.  Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

 В рамках реализации ФГОС главной целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого, мы считаем, что воспитанию  у детей патриотических чувств, приобщению к миру прекрасного, формированию художественного вкуса, эстетического восприятия, нахождению  каждым ребёнком своего места в окружающем мире  как нельзя лучше способствует  своевременное приобщение  детей  к народной культуре.

 Жизнь русского народа изначально строилась на святоотеческом наследии. Вернуть эту бесценную сокровищницу духовных богатств в нашу жизнь, органично связать ее с современностью и раскрыть во всей полноте – вот одна из основных задач воспитателя и педагога.

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями русского народа, способность видеть красоту и гармонию, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность.

Поэтому одной из важных задач является ознакомление с народными праздниками и обычаями русского народа. Методика нашей работы ориентирована на то, чтобы  дать детям базовые  представления о народных праздниках, обычаях, играх, литературе, музыке,  без чего невозможно приобщение детей  к  народной  культуре. Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Так как дошкольникам свойственно наглядно-образное  мышление,  при ознакомлении с народными праздниками и обычаями необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. Создавать различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю родного края, русского народа.

Необходимо применять творческий подход к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации образовательной деятельности с детьми, к использованию разнообразных методов и приемов воспитания и обучения.  Включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации, что максимально способствует созданию личностно-значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению материала и развитию творчества у детей.

Важное  значение имеет внимательное, тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы; формирование такого же отношения к детскому творчеству и у родителей воспитанников.

Чтобы выяснить, насколько понятно и интересно данное направление детям нашего детского сада,  мы провели несколько пробных мероприятий: праздник Покрова Пресвятой Богородицы «Покрывает все покровом Богородица сама», сценарий спектакля по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом» и другие. В результате было отмечено, что дети эмоционально реагируют на речевой, игровой материал, с интересом слушают педагога, а в свободное время повторяют считалки, песенки и т.д.  Это позволило сделать вывод о том, что русская народная культура доступна, понятна и интересна для детского восприятия.

        Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных праздников: осенью – «Ярмарка», зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица».  Весной – «Наши любимые», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», летом -  «Именины березки», «Троица», «День семьи». Дети вместе со взрослыми исследовали особенности каждого народного праздника,  устанавливали его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важным датами, событиями в общественной жизни.

При разработке сценария народного праздника особое внимание мы уделяли подбору словесно-музыкальных,  драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора.

В работе с детьми широко использовалась русская народная тематика: малый детский фольклор, народная поэзия, сказки, эпос, фразеология и лексика русского языка, многообразие видов русского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина. Наряду с этим мы познакомились с традициями своего края: песнями и частушками, колядками и закличками,  играми и хороводами. В ходе организованной деятельности дети приобрели знания о народном календаре, обычаях, обрядах.

Родители принимали активное участие в  педагогическом процессе – участвовали в праздниках, народных играх, гуляниях, активно обсуждали вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах. Яркой формой, которую полюбили и дети и родители стали семейные праздники. Таким образом, задачи воспитания уважения к своей семье мы решаем в процессе совместных мероприятий детей и родителей.

Оценивая результаты проведенной работы, мы отметили, что дети стали принимать осмысленное и активное участие в мероприятиях, посвященных народным праздникам. Они демонстрируют знания праздников, поют песни, используют частушки, читают стихи. У детей появились знания об обычаях празднования основных праздников, обрядах, игровом фольклоре, связанном с природным календарем. Дети умеют играть совместно, соблюдая правила игры, используют считалки, организуют подвижные игры и хороводные, объединяясь в коллектив, соблюдающий правила и последовательность ролевых действий. Составляют рассказы по сюжетной картине, по нескольким картинам с изображением праздников, обычаев. Знают и умеют играть в русские народные игры, используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Таким образом, игровая, театральная и другие виды детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у них не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы успешного обучения ребенка в школе, развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей. Положительный результат в работе свидетельствует об эффективности разработанной нами системы.

Дети, изучающие корни своей родословной, изучающие историю своего края, будут любить своих ближних, с уважением относиться к предкам, к той земле, на которой живут, ценить заслуги своего народа, гордиться их достижениями.  Таких детей никогда не назовут «Иванами, не помнящими родства своего». Эти дети – в свою очередь - воспитают поколение настоящих патриотов.

Список литературы:

1.        Бударина,Т.А. Знакомство детей с русским народным  творчеством/Т.А.Бударина.-Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004, - 158с.

2.        Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/О.Л.Князева, М.Д.Маханёва. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004, -  243с.

3.        Кокуева А.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: АРКТИ, 2005г, - 148с.

4.        Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей/ В.М.Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. - М.: Творческий центр «Сфера», 1998, -  260с.

5.        Соколова, Л., Некрылова А. Воспитание ребёнка в русских традициях/ Л.Соколова, А.Некрылова. - М.: Айрис пресс, 2003, - 240с.

D:\непоседы выпуск\SAM_5800.JPG

D:\Фото Сокольниковой\S5000420.JPG

D:\непоседы выпуск\SAM_5830.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Календарно – тематический план по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о театре, как о виде искусства.

Примерный календарно – тематический план по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о театре, как о виде искусства....

Проект Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями марийского народа в Тоншаевском районе

Образовательный проект«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой марийского народав Тоншаевском районе»(из опыта работы) Общие сведения о проекте....

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с искусством и творчеством русского народа в годы Великой отечественной войны

Одной из эффективных форм работы  с  детьми дошкольного возраста при освещении темы Великой Отечественной войны, является знакомство детей с искусством и творчеством русского народа этих лет...

Досуг для детей старшей и подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа» (посиделки)

Сценарий досуга для детей старшей и подготовительной группы  «Обычаи и традиции русского народа»(посиделки)....

Мой успешный проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и традициями русских деревень «У самовара»

Творческий проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и традициями русских деревень «У самовара»...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа...