Проект Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями марийского народа в Тоншаевском районе
проект (подготовительная группа) на тему

Яровикова Наталья Германовна

Образовательный проект

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста

 с традициями и культурой марийского народа
в Тоншаевском районе»

(из опыта работы)

 

  1. Общие сведения о проекте.

 

  1. Тема проекта «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с традициями и культурой  марийского народа в Тоншаевском районе».
  2. Авторы проекта: воспитатели подготовительной группы
  3. Актуальность проекта:

Анализ результатов диагностики знаний детей по краеведению, их познавательной деятельности в этой области, показал недостаточный уровень, отсутствие мотивации и интереса к изучению природы, культуры и традиций родного края. Это свидетельствует о том,  что огромный пласт возможностей краеведения воспитательного, образовательного, развивающего значения в воспитательно-образовательном процессе педагогами, к сожалению, не используется.

Анализ имеющейся литературы, показал, что ни определенной  системы работы, ни методических пособий по ознакомлению дошкольников с основами краеведения нашего региона не существует.

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что интерес их к материалам краеведческого содержания также низок. Привлечь, внимание родителей к совместной деятельности по воспитанию любви к родному селу, можно только через определенные формы работы, те, которые пользуются наибольшей популярностью: активные формы взаимодействия -  различные конкурсы, выставки и спортивные соревнования.

Народ жив, пока жива его культура и язык. К ценностям национальной культуры в первую очередь необходимо приобщать детей дошкольного возраста. Детство – это время, когда возможно наиболее полное погружение в истоки национальной культуры, самый синзетивный этап в развитии личности. Важная роль в воспитании детей дошкольного возраста отводится художественно-эстетическому развитию средствами искусства, народной культуры и художественной деятельности как важному социально-педагогическому фактору. Возрождение национальной культуры возможно путем введения в педагогический процесс разных видов искусства марийского народа: фольклора, народно-прикладного искусства, одежды, интерьера и т.д.

3. Тип проекта:

по составу участников: детско-взрослый;  

по типу: познавательно – творческий, игровой;

по сроку реализации – среднесрочный.

  1. Участники проекта: воспитатели подготовительной группы, дети подготовительной группы, родители, работник библиотеки МОУ БСОШ.

5. Цель: Создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с историей, культурой и бытом   марийского народа.

Задачи:

- Расширять представление детей о предметах народного быта, о народном костюме.

- Организовать развивающую среду детского сада для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста многогранной жизни марийского народа.

- Воспитывать чувство патриотизма, любви к своему родному краю, к его народу.

- Способствовать формированию знаний детей об историческом прошлом своей малой родины, о традициях и культуре марийского народа.

 

6. Планируемые результаты:

- У детей будут сформированы знания об историческом прошлом, родного поселка, края.

- Расширится представление детей о предметах народного быта, о народном костюме

- Дети и родители примут активное участие:  в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.

- Дошкольники приобретут навыки социального общения с взрослыми. 

- Педагоги и родители пополнят знания о Тоншаевском  крае, о своём поселке.

 

7. Работа с родителями:

- помощь родителей в оформлении фотоальбомов о поселках Буреполом и Тоншаево, сбора фотоматериалов о прошлом нашего поселка.

- участие в создании выставки «Быт марийского населения»

- посещение, совместно с детьми, краеведческого музея.

 

Описание этапов работы над проектом.

  1. Подготовительный этап:

а) проведение устного анкетирования родителей группы и беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном поселке, анализ имеющейся литературы по данной теме;

   Анализ результатов диагностики знаний детей по краеведению, их познавательной деятельности в этой области, показал недостаточный уровень, отсутствие мотивации и интереса к изучению природы, культуры и традиций родного края. Это свидетельствует о том,  что огромный пласт возможностей краеведения воспитательного, образовательного, развивающего значения в воспитательно-образовательном процессе педагогами, к сожалению, не используется.

   Анализ имеющейся литературы, показал, что ни определенной  системы работы, ни методических пособий по ознакомлению дошкольников с основами краеведения нашего региона не существует.

   Анализ результатов анкетирования родителей показал, что интерес их к материалам краеведческого содержания также низок.

б) подборка материалов из еженедельной районной газеты «Край родной» и других информационных источников;

в) оснащение предметно-развивающей среды в группе, пополнение личной библиотеки о родном поселке и крае.

 

2.Осуществление деятельности.

 

ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Месяц

Вид деятельности

Цель

Пополнение ПРС

Сентябрь

Рассказ воспитателя « История возникновения родного посёлка Буреполом».

Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего посёлка. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному посёлку

Презентация «История нашего поселка»

Целевая прогулка по улицам поселка

Расширить представления детей об улицах родного поселка, формировать умение замечать красоту сельских улиц

Фотоальбом «Мой родной поселок»

Беседа «Мой родной Буреполом».

Закрепить понятие - малая Родина. Расширять представления детей о родном посёлке его значении в жизни многих людей. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю

Рассказ воспитателя « Мы живем в Тоншаевском районе».

Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего посёлка. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Познакомить с гербом и картой Тоншаевского района.

 

 

Карта и символика Тоншаевского района.

Фотоальбом «Поселок Тоншаево»

Октябрь

Рассказ-беседа «Кто такие Тоншаевские мари?»

Познакомить детей с предками - марийцами, с их культурой и традициями.

 

 

Комбинированное занятие: «Знакомство с национальной марийской одеждой»

 

Познакомить детей с женской и мужской национальной марийской одеждой, головными уборами, народным творчеством, бытом народа мари, неповторимыми узорами марийской вышивки.

Презентация.

Мини выставка «Быт марийского народа»,

Посещение выставки «Быт и культура народа мари»

( библиотека МОУ БСОШ)

Познакомить детей с женской и мужской национальной марийской одеждой, головными уборами, народным творчеством, бытом народа мари.

Презентация.

 

Просмотр презентации «Марийская национальная кухня»

НОД. Лепка из теста марийского национального блюда - подкоголь (вареники с мясом)

Познакомить детей с марийскими национальными блюдами.

 

Презентация.

 

Ноябрь

 

Рассказ «Священные рощи – как памятники культуры народа мари»

НОД. Изготовление макета «Марийский лес»

Продолжать знакомить со священными рощами.

 

 

Иллюстрации памятников культуры марийского населения-священные рощи.

 

Прослушивание песен на марийском языке, произведений марийских композиторов. Разучивание движений национальных танцев.

Приобщать детей к музыкальной культуре марийского народа.

Фонотека марийских песен и произведений марийских композиторов

Экскурсия в краеведческий музей.

Закрепление знаний о Тоншаевских мари.

 

 

 

  1. Презентация проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный проект

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста

 с традициями и культурой марийского народа
в Тоншаевском районе»

(из опыта работы)

  1. Общие сведения о проекте.

  1. Тема проекта «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с традициями и культурой  марийского народа в Тоншаевском районе».
  2. Авторы проекта: воспитатели подготовительной группы
  3. Актуальность проекта:

Анализ результатов диагностики знаний детей по краеведению, их познавательной деятельности в этой области, показал недостаточный уровень, отсутствие мотивации и интереса к изучению природы, культуры и традиций родного края. Это свидетельствует о том,  что огромный пласт возможностей краеведения воспитательного, образовательного, развивающего значения в воспитательно-образовательном процессе педагогами, к сожалению, не используется.

Анализ имеющейся литературы, показал, что ни определенной  системы работы, ни методических пособий по ознакомлению дошкольников с основами краеведения нашего региона не существует.

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что интерес их к материалам краеведческого содержания также низок. Привлечь, внимание родителей к совместной деятельности по воспитанию любви к родному селу, можно только через определенные формы работы, те, которые пользуются наибольшей популярностью: активные формы взаимодействия -  различные конкурсы, выставки и спортивные соревнования.

Народ жив, пока жива его культура и язык. К ценностям национальной культуры в первую очередь необходимо приобщать детей дошкольного возраста. Детство – это время, когда возможно наиболее полное погружение в истоки национальной культуры, самый синзетивный этап в развитии личности. Важная роль в воспитании детей дошкольного возраста отводится художественно-эстетическому развитию средствами искусства, народной культуры и художественной деятельности как важному социально-педагогическому фактору. Возрождение национальной культуры возможно путем введения в педагогический процесс разных видов искусства марийского народа: фольклора, народно-прикладного искусства, одежды, интерьера и т.д.

3. Тип проекта:

по составу участников: детско-взрослый;  

по типу: познавательно – творческий, игровой;

по сроку реализации  среднесрочный.

  1. Участники проекта: воспитатели подготовительной группы, дети подготовительной группы, родители, работник библиотеки МОУ БСОШ.

5. Цель: Создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с историей, культурой и бытом   марийского народа.

Задачи:

- Расширять представление детей о предметах народного быта, о народном костюме.

- Организовать развивающую среду детского сада для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста многогранной жизни марийского народа.

- Воспитывать чувство патриотизма, любви к своему родному краю, к его народу.

- Способствовать формированию знаний детей об историческом прошлом своей малой родины, о традициях и культуре марийского народа.

6. Планируемые результаты:

- У детей будут сформированы знания об историческом прошлом, родного поселка, края.

- Расширится представление детей о предметах народного быта, о народном костюме

- Дети и родители примут активное участие:  в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.

- Дошкольники приобретут навыки социального общения с взрослыми.  

- Педагоги и родители пополнят знания о Тоншаевском  крае, о своём поселке.

7. Работа с родителями:

- помощь родителей в оформлении фотоальбомов о поселках Буреполом и Тоншаево, сбора фотоматериалов о прошлом нашего поселка.

- участие в создании выставки «Быт марийского населения»

- посещение, совместно с детьми, краеведческого музея.

Описание этапов работы над проектом.

  1. Подготовительный этап:

а) проведение устного анкетирования родителей группы и беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном поселке, анализ имеющейся литературы по данной теме;

   Анализ результатов диагностики знаний детей по краеведению, их познавательной деятельности в этой области, показал недостаточный уровень, отсутствие мотивации и интереса к изучению природы, культуры и традиций родного края. Это свидетельствует о том,  что огромный пласт возможностей краеведения воспитательного, образовательного, развивающего значения в воспитательно-образовательном процессе педагогами, к сожалению, не используется.

   Анализ имеющейся литературы, показал, что ни определенной  системы работы, ни методических пособий по ознакомлению дошкольников с основами краеведения нашего региона не существует.

   Анализ результатов анкетирования родителей показал, что интерес их к материалам краеведческого содержания также низок.

б) подборка материалов из еженедельной районной газеты «Край родной» и других информационных источников;

в) оснащение предметно-развивающей среды в группе, пополнение личной библиотеки о родном поселке и крае.

2.Осуществление деятельности.

ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Месяц

Вид деятельности

Цель

Пополнение ПРС

Сентябрь

Рассказ воспитателя « История возникновения родного посёлка Буреполом».

Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего посёлка. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному посёлку

Презентация «История нашего поселка»

Целевая прогулка по улицам поселка

Расширить представления детей об улицах родного поселка, формировать умение замечать красоту сельских улиц

Фотоальбом «Мой родной поселок»

Беседа «Мой родной Буреполом».

Закрепить понятие - малая Родина. Расширять представления детей о родном посёлке его значении в жизни многих людей. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю

Рассказ воспитателя « Мы живем в Тоншаевском районе».

Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего посёлка. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Познакомить с гербом и картой Тоншаевского района.

Карта и символика Тоншаевского района.

Фотоальбом «Поселок Тоншаево»

Октябрь

Рассказ-беседа «Кто такие Тоншаевские мари?»

Познакомить детей с предками - марийцами, с их культурой и традициями.

Комбинированное занятие: «Знакомство с национальной марийской одеждой»

Познакомить детей с женской и мужской национальной марийской одеждой, головными уборами, народным творчеством, бытом народа мари, неповторимыми узорами марийской вышивки.

Презентация.

Мини выставка «Быт марийского народа», 

Посещение выставки «Быт и культура народа мари»

( библиотека МОУ БСОШ)

Познакомить детей с женской и мужской национальной марийской одеждой, головными уборами, народным творчеством, бытом народа мари.

Презентация.

Просмотр презентации «Марийская национальная кухня»

НОД. Лепка из теста марийского национального блюда - подкоголь (вареники с мясом)

Познакомить детей с марийскими национальными блюдами.

Презентация.

Ноябрь

Рассказ «Священные рощи – как памятники культуры народа мари»

НОД. Изготовление макета «Марийский лес»

Продолжать знакомить со священными рощами.

Иллюстрации памятников культуры марийского населения-священные рощи.

Прослушивание песен на марийском языке, произведений марийских композиторов. Разучивание движений национальных танцев.

Приобщать детей к музыкальной культуре марийского народа.

Фонотека марийских песен и произведений марийских композиторов

Экскурсия в краеведческий музей.

Закрепление знаний о Тоншаевских мари.

  1. Презентация проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Знакомые незнакомцы" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и бытом народов Приамурья

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...

Педагогический проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья"

Познавательно-творческий проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста страдициями и культурой народов Поволжья. Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной ...

Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России.  Задача  современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его с...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Среднего Поволжья посредствам информационных технологий

Проблема ознакомление дошкольников с культурой народов Среднего Поволжья на современном этапе развития общества актуально- в связи с необходимостью реализовывать социальный заказ общества, так как сам...

Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Поволжья"

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Поволжья"...

Долгосрочный познавательно-творческий проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии"

Паспорт проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ как условие реализации интегрированного...