Проект Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями марийского народа в Тоншаевском районе
проект (подготовительная группа) на тему
Образовательный проект
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста
с традициями и культурой марийского народа
в Тоншаевском районе»
(из опыта работы)
- Общие сведения о проекте.
- Тема проекта «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой марийского народа в Тоншаевском районе».
- Авторы проекта: воспитатели подготовительной группы
- Актуальность проекта:
Анализ результатов диагностики знаний детей по краеведению, их познавательной деятельности в этой области, показал недостаточный уровень, отсутствие мотивации и интереса к изучению природы, культуры и традиций родного края. Это свидетельствует о том, что огромный пласт возможностей краеведения воспитательного, образовательного, развивающего значения в воспитательно-образовательном процессе педагогами, к сожалению, не используется.
Анализ имеющейся литературы, показал, что ни определенной системы работы, ни методических пособий по ознакомлению дошкольников с основами краеведения нашего региона не существует.
Анализ результатов анкетирования родителей показал, что интерес их к материалам краеведческого содержания также низок. Привлечь, внимание родителей к совместной деятельности по воспитанию любви к родному селу, можно только через определенные формы работы, те, которые пользуются наибольшей популярностью: активные формы взаимодействия - различные конкурсы, выставки и спортивные соревнования.
Народ жив, пока жива его культура и язык. К ценностям национальной культуры в первую очередь необходимо приобщать детей дошкольного возраста. Детство – это время, когда возможно наиболее полное погружение в истоки национальной культуры, самый синзетивный этап в развитии личности. Важная роль в воспитании детей дошкольного возраста отводится художественно-эстетическому развитию средствами искусства, народной культуры и художественной деятельности как важному социально-педагогическому фактору. Возрождение национальной культуры возможно путем введения в педагогический процесс разных видов искусства марийского народа: фольклора, народно-прикладного искусства, одежды, интерьера и т.д.
3. Тип проекта:
по составу участников: детско-взрослый;
по типу: познавательно – творческий, игровой;
по сроку реализации – среднесрочный.
- Участники проекта: воспитатели подготовительной группы, дети подготовительной группы, родители, работник библиотеки МОУ БСОШ.
5. Цель: Создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с историей, культурой и бытом марийского народа.
Задачи:
- Расширять представление детей о предметах народного быта, о народном костюме.
- Организовать развивающую среду детского сада для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста многогранной жизни марийского народа.
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к своему родному краю, к его народу.
- Способствовать формированию знаний детей об историческом прошлом своей малой родины, о традициях и культуре марийского народа.
6. Планируемые результаты:
- У детей будут сформированы знания об историческом прошлом, родного поселка, края.
- Расширится представление детей о предметах народного быта, о народном костюме
- Дети и родители примут активное участие: в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
- Дошкольники приобретут навыки социального общения с взрослыми.
- Педагоги и родители пополнят знания о Тоншаевском крае, о своём поселке.
7. Работа с родителями:
- помощь родителей в оформлении фотоальбомов о поселках Буреполом и Тоншаево, сбора фотоматериалов о прошлом нашего поселка.
- участие в создании выставки «Быт марийского населения»
- посещение, совместно с детьми, краеведческого музея.
Описание этапов работы над проектом.
- Подготовительный этап:
а) проведение устного анкетирования родителей группы и беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном поселке, анализ имеющейся литературы по данной теме;
Анализ результатов диагностики знаний детей по краеведению, их познавательной деятельности в этой области, показал недостаточный уровень, отсутствие мотивации и интереса к изучению природы, культуры и традиций родного края. Это свидетельствует о том, что огромный пласт возможностей краеведения воспитательного, образовательного, развивающего значения в воспитательно-образовательном процессе педагогами, к сожалению, не используется.
Анализ имеющейся литературы, показал, что ни определенной системы работы, ни методических пособий по ознакомлению дошкольников с основами краеведения нашего региона не существует.
Анализ результатов анкетирования родителей показал, что интерес их к материалам краеведческого содержания также низок.
б) подборка материалов из еженедельной районной газеты «Край родной» и других информационных источников;
в) оснащение предметно-развивающей среды в группе, пополнение личной библиотеки о родном поселке и крае.
2.Осуществление деятельности.
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Месяц | Вид деятельности | Цель | Пополнение ПРС |
Сентябрь | Рассказ воспитателя « История возникновения родного посёлка Буреполом». | Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего посёлка. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному посёлку | Презентация «История нашего поселка» |
Целевая прогулка по улицам поселка | Расширить представления детей об улицах родного поселка, формировать умение замечать красоту сельских улиц | Фотоальбом «Мой родной поселок» | |
Беседа «Мой родной Буреполом». | Закрепить понятие - малая Родина. Расширять представления детей о родном посёлке его значении в жизни многих людей. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю | ||
Рассказ воспитателя « Мы живем в Тоншаевском районе». | Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего посёлка. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Познакомить с гербом и картой Тоншаевского района.
| Карта и символика Тоншаевского района. Фотоальбом «Поселок Тоншаево» | |
Октябрь | Рассказ-беседа «Кто такие Тоншаевские мари?» | Познакомить детей с предками - марийцами, с их культурой и традициями.
|
|
Комбинированное занятие: «Знакомство с национальной марийской одеждой»
| Познакомить детей с женской и мужской национальной марийской одеждой, головными уборами, народным творчеством, бытом народа мари, неповторимыми узорами марийской вышивки. | Презентация. Мини выставка «Быт марийского народа», | |
Посещение выставки «Быт и культура народа мари» ( библиотека МОУ БСОШ) | Познакомить детей с женской и мужской национальной марийской одеждой, головными уборами, народным творчеством, бытом народа мари. | Презентация.
| |
Просмотр презентации «Марийская национальная кухня» НОД. Лепка из теста марийского национального блюда - подкоголь (вареники с мясом) | Познакомить детей с марийскими национальными блюдами.
| Презентация.
| |
Ноябрь
| Рассказ «Священные рощи – как памятники культуры народа мари» НОД. Изготовление макета «Марийский лес» | Продолжать знакомить со священными рощами.
| Иллюстрации памятников культуры марийского населения-священные рощи.
|
Прослушивание песен на марийском языке, произведений марийских композиторов. Разучивание движений национальных танцев. | Приобщать детей к музыкальной культуре марийского народа. | Фонотека марийских песен и произведений марийских композиторов | |
Экскурсия в краеведческий музей. | Закрепление знаний о Тоншаевских мари. |
|
- Презентация проекта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста
с традициями и культурой марийского народа
в Тоншаевском районе»
(из опыта работы)
- Общие сведения о проекте.
- Тема проекта «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой марийского народа в Тоншаевском районе».
- Авторы проекта: воспитатели подготовительной группы
- Актуальность проекта:
Анализ результатов диагностики знаний детей по краеведению, их познавательной деятельности в этой области, показал недостаточный уровень, отсутствие мотивации и интереса к изучению природы, культуры и традиций родного края. Это свидетельствует о том, что огромный пласт возможностей краеведения воспитательного, образовательного, развивающего значения в воспитательно-образовательном процессе педагогами, к сожалению, не используется.
Анализ имеющейся литературы, показал, что ни определенной системы работы, ни методических пособий по ознакомлению дошкольников с основами краеведения нашего региона не существует.
Анализ результатов анкетирования родителей показал, что интерес их к материалам краеведческого содержания также низок. Привлечь, внимание родителей к совместной деятельности по воспитанию любви к родному селу, можно только через определенные формы работы, те, которые пользуются наибольшей популярностью: активные формы взаимодействия - различные конкурсы, выставки и спортивные соревнования.
Народ жив, пока жива его культура и язык. К ценностям национальной культуры в первую очередь необходимо приобщать детей дошкольного возраста. Детство – это время, когда возможно наиболее полное погружение в истоки национальной культуры, самый синзетивный этап в развитии личности. Важная роль в воспитании детей дошкольного возраста отводится художественно-эстетическому развитию средствами искусства, народной культуры и художественной деятельности как важному социально-педагогическому фактору. Возрождение национальной культуры возможно путем введения в педагогический процесс разных видов искусства марийского народа: фольклора, народно-прикладного искусства, одежды, интерьера и т.д.
3. Тип проекта:
по составу участников: детско-взрослый;
по типу: познавательно – творческий, игровой;
по сроку реализации – среднесрочный.
- Участники проекта: воспитатели подготовительной группы, дети подготовительной группы, родители, работник библиотеки МОУ БСОШ.
5. Цель: Создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с историей, культурой и бытом марийского народа.
Задачи:
- Расширять представление детей о предметах народного быта, о народном костюме.
- Организовать развивающую среду детского сада для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста многогранной жизни марийского народа.
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к своему родному краю, к его народу.
- Способствовать формированию знаний детей об историческом прошлом своей малой родины, о традициях и культуре марийского народа.
6. Планируемые результаты:
- У детей будут сформированы знания об историческом прошлом, родного поселка, края.
- Расширится представление детей о предметах народного быта, о народном костюме
- Дети и родители примут активное участие: в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
- Дошкольники приобретут навыки социального общения с взрослыми.
- Педагоги и родители пополнят знания о Тоншаевском крае, о своём поселке.
7. Работа с родителями:
- помощь родителей в оформлении фотоальбомов о поселках Буреполом и Тоншаево, сбора фотоматериалов о прошлом нашего поселка.
- участие в создании выставки «Быт марийского населения»
- посещение, совместно с детьми, краеведческого музея.
Описание этапов работы над проектом.
- Подготовительный этап:
а) проведение устного анкетирования родителей группы и беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном поселке, анализ имеющейся литературы по данной теме;
Анализ результатов диагностики знаний детей по краеведению, их познавательной деятельности в этой области, показал недостаточный уровень, отсутствие мотивации и интереса к изучению природы, культуры и традиций родного края. Это свидетельствует о том, что огромный пласт возможностей краеведения воспитательного, образовательного, развивающего значения в воспитательно-образовательном процессе педагогами, к сожалению, не используется.
Анализ имеющейся литературы, показал, что ни определенной системы работы, ни методических пособий по ознакомлению дошкольников с основами краеведения нашего региона не существует.
Анализ результатов анкетирования родителей показал, что интерес их к материалам краеведческого содержания также низок.
б) подборка материалов из еженедельной районной газеты «Край родной» и других информационных источников;
в) оснащение предметно-развивающей среды в группе, пополнение личной библиотеки о родном поселке и крае.
2.Осуществление деятельности.
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Месяц | Вид деятельности | Цель | Пополнение ПРС |
Сентябрь | Рассказ воспитателя « История возникновения родного посёлка Буреполом». | Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего посёлка. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному посёлку | Презентация «История нашего поселка» |
Целевая прогулка по улицам поселка | Расширить представления детей об улицах родного поселка, формировать умение замечать красоту сельских улиц | Фотоальбом «Мой родной поселок» | |
Беседа «Мой родной Буреполом». | Закрепить понятие - малая Родина. Расширять представления детей о родном посёлке его значении в жизни многих людей. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю | ||
Рассказ воспитателя « Мы живем в Тоншаевском районе». | Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего посёлка. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Познакомить с гербом и картой Тоншаевского района. | Карта и символика Тоншаевского района. Фотоальбом «Поселок Тоншаево» | |
Октябрь | Рассказ-беседа «Кто такие Тоншаевские мари?» | Познакомить детей с предками - марийцами, с их культурой и традициями. | |
Комбинированное занятие: «Знакомство с национальной марийской одеждой» | Познакомить детей с женской и мужской национальной марийской одеждой, головными уборами, народным творчеством, бытом народа мари, неповторимыми узорами марийской вышивки. | Презентация. Мини выставка «Быт марийского народа», | |
Посещение выставки «Быт и культура народа мари» ( библиотека МОУ БСОШ) | Познакомить детей с женской и мужской национальной марийской одеждой, головными уборами, народным творчеством, бытом народа мари. | Презентация. | |
Просмотр презентации «Марийская национальная кухня» НОД. Лепка из теста марийского национального блюда - подкоголь (вареники с мясом) | Познакомить детей с марийскими национальными блюдами. | Презентация. | |
Ноябрь | Рассказ «Священные рощи – как памятники культуры народа мари» НОД. Изготовление макета «Марийский лес» | Продолжать знакомить со священными рощами. | Иллюстрации памятников культуры марийского населения-священные рощи. |
Прослушивание песен на марийском языке, произведений марийских композиторов. Разучивание движений национальных танцев. | Приобщать детей к музыкальной культуре марийского народа. | Фонотека марийских песен и произведений марийских композиторов | |
Экскурсия в краеведческий музей. | Закрепление знаний о Тоншаевских мари. |
- Презентация проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Знакомые незнакомцы" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и бытом народов Приамурья
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...
Педагогический проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья"
Познавательно-творческий проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста страдициями и культурой народов Поволжья. Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной ...
Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его с...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Среднего Поволжья посредствам информационных технологий
Проблема ознакомление дошкольников с культурой народов Среднего Поволжья на современном этапе развития общества актуально- в связи с необходимостью реализовывать социальный заказ общества, так как сам...
Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Поволжья"
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Поволжья"...
Долгосрочный познавательно-творческий проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии"
Паспорт проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ как условие реализации интегрированного...