Знакомство детей старшего дошкольного возраста с искусством и творчеством русского народа в годы Великой отечественной войны
статья
Одной из эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста при освещении темы Великой Отечественной войны, является знакомство детей с искусством и творчеством русского народа этих лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.23 МБ |
текст к презентации | 33.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Литература Музыка Скульптура Народное творчество Живопись Виды искусства
Образовательные: научить владеть инструментами, знать их назначение; приучать детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных партий; научить слушать исполнение друг друга, определять на слух допущенные ошибки, анализировать их; научить использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок. Развивающие: развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве ; развивать ритмический и интонационный слух; развивать способность к элементарной импровизации, представление об ускорении и замедлении темпа; Воспитательные: воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях, но и, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома; воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны, края, воспитывать интерес к прошлому старшего поколения; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам; обогащать духовный мир детей. Задачи дополнительной общеобразовательной программы для детей дошкольного возраста «Веселые ложкари»:
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Введение
Слайд 1
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди во время войны? Как работали и как отдыхали? Что их радовало? Что помогло им выстоять в эти тяжелые годы? Современные дети знают о звездных войнах и суперменах из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность.
То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Слайд 2
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем сформированности целостной личности, при этом нравственное воспитание тесно связано с эстетическим: эстетическое воспитание делает человека более благородным, способствует формированию положительных нравственных чувств, украшает жизнь. Незаменимым средством в эстетическом воспитании и формировании духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. В его основе лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Дети всегда откликаются на прекрасное в искусстве, предметном мире, природе, на добрые чувства людей.
Основная часть.
Одной из эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста при освещении темы Великой Отечественной войны, является знакомство детей с искусством и творчеством русского народа этих лет.
Слайд 3
На базе нашего филиала дети имеют возможность получать дополнительное образование художественно-эстетической направленности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой для детей дошкольного возраста от 3 до 7(8) лет «Веселые ложкари». Данная образовательная услуга оказывается с 2015 года, в 2017 году была успешно лицензирована. Руководителем ансамбля «Веселые ложкари» является музыкальный руководитель нашего ДОУ Дундева Людмила Ивановна. Программа направлена на решение комплекса задач, в том числе: воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны, края, воспитывать интерес к прошлому, уважение к старшему поколению; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; обогащать духовный мир детей, развивать творческие способности; знакомить детей c традициями народной культуры, с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными).
Направление и содержание программы позволяет решать задачи нравственно-эстетического воспитания детей посредством знакомства их с искусством и творчеством русского народа в годы Великой отечественной войны. Для решения данной задачи был осуществлен отбор содержания, методов, приемов и форм организации художественно-эстетической деятельности детей, организованы различные виды деятельности детей:
Слайд 4
Выставочная работа. Включает в себя беседы с детьми, рассматривание репродукций картин, агитационных плакатов времен ВОВ. Дети посещают выставки: «Тема войны в живописи», «Война глазами художников», организованных в детском саду, на которых педагог рассказывает о каждой представленной картине, истории ее создания, о том, почему художник так проникся этой темой, о том, что фронтовые художники всегда имели блокнот и карандаш, чтобы во время короткого отдыха после боев зарисовывать своих товарищей по оружию, города и деревни, пострадавшие от врага, освобожденных от фашистов людей. Слайд 5 Мы используем репродукции картин: А.А. Пластов «Фашист пролетел» (1942 г.), Слайд 6 С.В. Герасимов «Мать партизана» (1943 год), Слайд 7 А.А. Дейнека «Оборона Севастополя», Слайд 8 Г. Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов» (1943 г.) и другие. Слайд 9 Большое впечатление производят на ребят агитационные плакаты времен войны, они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.
«Все для фронта! Все для победы». Лазарь Лисицкий. 1941 год.
Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.
Слайд 10
Чудеса героизма, проявляемые гражданами в тылу, тоже находили отражение в плакатных сюжетах: одна из самых частых героинь — женщина, заменившая мужчин у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что общая победа создается и героической работой в тылу.
«Чем крепче тыл – тем крепче фронт!», 1941 год
Виктор Иванов «Ты вернул нам жизнь!», 1943 год.
Слайд 11
Нина Ватолина «С Победой!», 1945 год
«За Родину» А.Кокорекин, 1942 год
Слайд 12
Музыкальная деятельность
Через музыкальную деятельность и прежде всего восприятие, понимание смысла музыкальных произведений у детей развивается эмоциональная отзывчивость, сопереживание к людям, прошедшим и пережившим войну. Дети поют, инсценируют песни, подыгрывают на музыкально-шумовых инструментах вслушиваются в слова и представляют то, о чем поется. С первых же дней войны песня стала истинно народным искусством, голосом героической души народа. Примечательно, что лишь за первые два дня войны московские композиторы написали 40 песен, а через четыре дня их было уже более 100. Для детей мы подобрали репетуар:
Песня «Катюша» (Муз. М.Блантер, сл. М.Исаковский) – одна из самых известных военных песен, на самом деле, была создана в предвоенные годы. У нее довольно непростая история создания, но очень счастливая судьба. Этой незатейливой песенке удалось покорить почти весь мир.
Слайд 13
Песня «Синий платочек» (Музыка Е. Петербургского, слова Я. Галицкого и М. Максимова (1942) стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны.
Песня «На поле танки грохотали» (музыка и слова народные).
Слайд 14
Песни и мелодии на морскую тематику: «Бескозырка белая» (слова З.Александровой, музыка И.Галкина), матросский танец «Яблочко» были известны ещё до войны, дети с интересом изучали движения, которыми впоследствии смогли рассказать целую историю из жизни матросов на корабле, об их подвиге во время Великой Отечественной войны.
Слайд 15
Ну, и конечно же, русские народные песни, частушки особенно поднимали дух солдат, скрашивали досуг в часы затишья между боями: «Калинка», «Во поле берёза стояла», «Ах, вы сени, мои сени» и другие.
Слайд 16-18
С подготовленными номерами дети выступали на праздничных концертах, посвященных Великой победе как в детском саду, так и на других сценах - в Доме культуры с. Новоалексеевское, в Центре «Осень», на городских фестивалях.
После проведенной работы мы предлагаем ребятам отразить свои впечатления в рисунках, аппликациях, творческих рассказах.
Слайд 19
Заключительная часть
Таким образом, получены следующие результаты :
- У воспитанников сформирован интерес к истории своей Родины, событиям прошлых лет, бережное отношение к истории своей страны, малой Родины.
- Обобщаются и систематизируются знания дошкольников о событиях Великой отечественной войны посредством приобщения к искусству и творчеству русского народа тех времен.
- В детях воспитываются такие нравственные качества, как любовь к близким, чувство гордости за свою страну, чувство уважения к защитникам Родины.
- Семьи воспитанников приобщаются к нравственно-патриотическому воспитанию молодого поколения путем вовлечения их в совместную познавательную, творческую и трудовую деятельность, посвященную празднованию Дня победы.
- Сформированы представления детей старшего дошкольного возраста о военных профессиях, родах войск, военной технике, представления о мужестве и героизме защитников Великой Отечественной войны, о том, что Великая Победа стала общим, всенародным делом. Она день и ночь ковалась на фронте и в тылу и свою важную лепту в общее дело внесли и деятели культуры: писатели, художники, музыканты.
Список используемой литературы:
- Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др.. – СПб: «Детсство-пресс»», - 2018
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов,.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011
- Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2008
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Дубровская [и др.] ; под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М. : Академия, 2002. – 256 с.
- Художник на войне. Фронтовой дневник и рисунки В.В.Зимина / под ред. А.И.Акимова. – Свердловск, Средне- Уральское книжное издательство
- Шорыгина Т.А. Беседы о Великой Отечественной войне. – М.:ТЦ Сфера, 2018.
- «Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство». М., Мысль, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста, на примере героизма русского народа в годы Великой Отечественной войны".
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего " М. Горький. Дошкольный возраст – период, в котором закладываются основы, стержень личности человека. Без развития в ре...
Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...
Праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвященный 70-летию Победы над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.
Главной целью данного мероприятия является расширение знаний детей о героях Великой Отечественной войны, воспитание чувства гордости и уважения к их подвигам....
ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ЛЮБИМ, ПОМНИМ, ЧТИМ» К 70-ю Победы в Великой Отечественной войне
Цель: формировать нравственные качества детей через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны.Задачи: -...
Развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста об обычаях и традициях русского народа с использованием разнообразных форм работы
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Процесс личностного развити...
«Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны»
laquo;Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны»...
«Воспитание патриотизма у старших дошкольников на примере подвигов русского народа в годы Великой Отечественной Войны».
Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм. Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина....