Проект "В детский сад с радостью"
проект (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
МК ДОУ «Новохопёрский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»
ПРОЕКТ
В детский сад с радостью.
(средняя группа).
Воспитатель;
Рудакова Е.В.
2015 г.
Цель проекта: показать роль предметно-развивающей среды на развитие детей; на их настроение и желание посещать детский сад.
Оформление развивающей среды в группе.
обмен опытом работы по созданию развивающей среды.
Место применения: средняя группа; обмен опытом на педагогических советах, на МО в ДОУ.
Введение
Исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой вклад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е В.Зворыгина и другие. В 90-х годах ставится вопрос о предметно-развивающей среде в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой и др.
Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.
Решение задач личностно - ориентированного образования невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под редакцией В.А.Петровского (1993г.).
Именно в ДОУ возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» (Р.Б. Стеркина) всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника. При этом окружающая среда, в которой живет и воспитывается ребенок, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной или в некоторых случаях - отсюда возникает предположение, что ее правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности педагогического процесса.
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития.
Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Одной из важнейших задач является создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя.
Целью моей работы является определение роли предметной развивающей среды в педагогическом процессе ДОУ для детей средней группы.
Развивающая среда предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Переоценить значение окружающей среды трудно, но не всякая среда может быть развивающей. Сегодня оборудование часто не соответствует ГОСТу. Отсутствует культура цвета и формы, поэтому создаётся впечатление ярмарочного, бессистемного заполнения групп случайными предметами, не создающими предметно-развивающую среду.
Я считаю, что проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. В своей группе стараюсь её развивать и обогащать.
Предметно-развивающая среда выступает как условие полноценного развития ребёнка. С ранних лет идёт интенсивное развитие центральной нервной системы. Формирующийся мозг учится отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами ребёнка. Иными словами, чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий насыщенный впечатлениями мир, вызывающий эмоциональный отклик, активизирующий зрение, слух, тактильную чувствительность, а также речь. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности и творчества.
В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно-развивающей среды.
Под предметно - развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Интерьер и игрушки должны быть удобны в повседневном использовании. Игровое пространство динамично и меняется в зависимости от интересов детей и творческих замыслов педагогов.
Предметный компонент среды подробно описан в работах С.Л. Новосёловой. Она обосновывает понятие развивающей предметной среды как системы материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующих содержание его развития, духовного и физического, и разработала требования к развивающей предметной среде, которые определяются следующим образом:
- учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности;
- среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития;
- должна содержать уже известные ребёнку компоненты, а также и проблемные, подлежащие исследованию;
- постоянно используемые ребёнком знания живут и обогащаются.
Взаимодействуя с окружающей средой, ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он - образец для подражания, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.
Что же является главным для создания предметно-развивающей среды? Она должна комфортно сочетать современный дизайн, т.е. эстетичность и возрастную функциональность. Комфортность рождает покой, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация развивающей среды должна осуществляться на основе: возрастного состава детей, психологической характеристики группы; индивидуальных особенностей детей. Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Она развивающая и развивающаяся, а также обогащающаяся. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка - она воспитывает и развивает его.
По моему мнению, в группой комнате должны быть задействованы все три пространственные зоны: пол, стены, потолок. Исходя из этого, мы, воспитатели 2 – ой младшей группы, зонировали групповую комнату учитывая роль цвета, который способен менять настроение и поднимать жизненный тонус. Ребёнок, заходя в группу, опирается на визуальный анализатор, т.е. в начале оценивает помещение – какими красками оно его встречает, какой дизайн его окружает. С одной стороны, это призвано обеспечить концентрацию внимания детей, а с другой – направлено на обеспечения комфортного пребывания ребенка в ДОУ.
Наша групповая комната разделена на восемь зон:
- в центре конструирования для мальчиков размещен крупный и мелкий конструкторы, большие и маленькие машины. Дети свободно могут подойти к полкам, взять игрушки и поиграть;
- игровой центр для девочек обустроен гримёрной (парикмахерской и уголок ряжания);
- центр отдыха и релаксации. Сидя на креслах или лёжа на удобном диванчике, дети рассматривают книжки, вместе с воспитателем играют в пальчиковые игры;
- центр продуктивной (изобразительной) деятельности, где расставлены столы и дети могут разукрашивать, клеить, рассматривают книги и иллюстрации;
- центр сенсорики заполнен игрушками –вкладышами, с помощью которых дети изучают цвет, форму, величину;
- в центре природы представлен широкий выбор материала, с помощью которого дети знакомятся с животным и растительным миром, временами года, их признаками и тд.;
- центр «Моё настроение» создан для создания положительного эмоционального настроя. Дети хотят, чтобы их фото находилось только у веселого колобка.
- центр взаимодействие с родителями призван обеспечивать информацию о жизни ребят в ДОУ. Актуальную информацию родители воспитанников получают через витрины, на которых выставляются детские работы и поделки.
Созданная развивающая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности детей. Для создания положительного микроклимата в группе широко используются подвески, которые крепятся непосредственно к потолку и отражают сезонные изменения в погоде, природе.
Результаты работы.
Развитие речи, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, концентрации внимания, творческого мышления – важные задачи воспитания детей дошкольного возраста. Решать их помогает развивающая среда, созданная в группе воспитателями.
Согласно результатам диагностики развития, дети успешно прошли четырёхлетний этап, справились с программными задачами данного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)
Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обоснованную причину, которые просто-напросто вами н...
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...
Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»
В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...