Художественно - эстетическое развитие
статья

Газизуллина Самания Рабисовна

 Художественно-эстетическое развитие - важный аспект воспитания дошкольного возраста. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Газизуллина Самания Рабисовна,

воспитатель МБДОУ № 8,

г. Нижнекамск

Художественно-эстетическое развитие - важный аспект воспитания дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Немного освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки, тщательно изучает её. Потом повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, показывает своё восхищение жестами, мимикой и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации. И наш детский сад выбрал направление - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

-обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

-создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);

-организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);

-координация работы с другими учреждениями и организациями.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, психолога, руководителей кружковой работы), заведующей детским садом, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования.

Целенаправленная и согласованная деятельность всех педагогов в области художественно – эстетического образования достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, развитию навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Наша группа эстетически оформлена, имеются театральный, игровой уголок, уголок по изобразительной деятельности. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал; для театрализованной деятельности костюмы, театральные реквизиты, различные виды театра. Эффективно используются раздевалка в групповой комнате и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. В свободное время от занятий мы любим, лепить разные предметы из солёного теста. Детям очень нравится лепить, потом покрасить их в разные цвета и, восхищаться красотой своих работ.

Вместе с детьми ежегодно перед праздниками украшаем группы, строим на участке детского сада снежные фигуры, которые создают у детей чувство радости, ожидания чуда, приближение новогодних праздников, также вместе с родителями организуем выставки; «Дары осени», Мастерская Деда Мороза», «Кукляндия» и т.д. Для успешного освоения МБДОУ № 82 Материалы регионального семинара Нижнекамск «Красота, радость, творчество»

61


программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

- специально организованное обучение;

- совместная деятельность педагогов и детей;

- самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

- групповые и подгрупповые занятия,

- праздники,

- развлечения,

- дидактические игры,

- выставки рисунков и поделок,

- занятия в библиотеке, (метод. кабинете)

- участие в конкурсах детского изобразительного творчества;

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством. В свободное время они очень любят играть в театр (например, некоторые дети со своими игрушками показывают театр озвучивая разные голоса)

В детском саду организована работа дополнительных услуг художественно - эстетической направленности:

- «Добрые руки» – кружок по изобразительной деятельности (руководитель - педагог),

- «До-ми-солька» - вокальные кружки, которые способствуют развитию музыкальных способностей детей ( муз. руководитель.)

Считаем, что имеется больше возможностей развития одаренных детей, если и дальше будем развивать систему кружковой работы. Уверены, что создание дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении, на основе желания и запросов родителей будет способствовать развитию одаренных и талантливых детей.

В ДОУ организуются музыкальные праздники и развлечения («Новогодние приключения», «Мамин праздник», «День защитника Отечества» и др. Традицией в учреждении стало проведение праздника «Масленица», «Навруз», «Сабантуй».

В дошкольном учреждении имеются конспекты занятий, сценарии досугов и праздников; дидактические музыкальные игры, по изобразительной деятельности; библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.

Реализация программы по направлению художественно-эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Она осуществляется в нескольких направлениях:

-повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы («Искусство и дети», «Художественно – эстетическое воспитание дошкольников»),

- мастер – классы («Нетрадиционные методы рисования», «Шаги творчества»),

- семинары – практикумы,

- консультации,

- смотры – конкурсы.

Каждый год, один из педсоветов в нашем ДОУ посвящен творческому развитию воспитанников, на методических днях опытные педагоги проводят консультации по организации работы в данном направлении, практикуем открытые просмотры учебной и культурно-досуговой деятельности, педагоги ежегодно посещают мастер – классы в ДОУ нашего города. В ДОУ проводятся дни открытых дверей для родителей, постоянно организуются выставки детского творчества. Педагоги в ДОУ участвуют в методических МБДОУ № 82 Материалы регионального семинара Нижнекамск «Красота, радость, творчество»

62


мероприятиях различного уровня по художественно эстетическому развитию детей, представляют свой опыт на методических объединениях воспитателей.

Педагоги согласуют усилия дошкольного учреждения и семьи в вопросах художественно – эстетического развития детей. Сотрудничество с семьей осуществляется в двух аспектах:

- для вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми («Кукляндия», «Умелые руки моей мамочки…» и др.); участие в праздниках, театральных спектаклях. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

- повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации, анкетирование и беседы.

ДОУ активно сотрудничает со школой №.5.Воспитанники и сотрудники учреждения принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых в школе. Дети участвуют в концертах, посвященных различным датам. Детский сад является постоянным участником конкурса по изготовлению новогодних игрушек «Мастерская Деда Мороза», осенних поделок «Дары природы».

Традицией детского сада стало участие в фестивале детского творчества. Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей посещают кружки, музыкальную школу (класс по декоративно – прикладному искусству). Коллектив всегда стремится работать, используя современные достижения педагогической науки и, в большинстве, делают все возможное для своего активного развития. В целом наш детский сад работает по эстетическому направлению, организационная работа, соответствует с требованиями этого направления, наш общий труд даёт свои положительные результаты. Есть конечно слабые места, но мы стараемся находить пути решения этих проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...

Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»

В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности «Котенок заблудился» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Чтение литературы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)) (подготовительная к школе группа)

Программное содержание.Закреплять умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.Закреплять знания об особенностях жанра сказки.Закреплять умение эмоционально восп...

Художественно-эстетическое развитие "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"

Консультация "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

Художественно - эстетическое развитие детей в МАОУ СОШ № 26 "Преемственность ООП дошкольного и начального общего образования по художественно-эстетическому развитию

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды о...