Педагогический совет "Метод проектирования в ДОУ " 2015
консультация по теме

Маковецкая Наталья Юрьевна

консультация для педагогов "Метод проектирования в ДОУ "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Метод проектирования в ДОУ

Консультация для воспитателей ДОУ.

Подготовила:Маковецкая Н.Ю.

Москва 2015

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой
автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных. Социально-политических.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек
сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
Переход ДОУ на проектный метод деятельности. Как правило, осуществляется по следующим этапа.
Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и  т.д.
Комплексные тематические занятия.
Интеграция: (взаимопроникновение разделов программы друг в друга).
Метод проектирования.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной
творческой личности ребенка.

     Метод проектирования – можно представить как, способ организации
педагогического процесса, основанными на взаимодействии педагога и 
воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная
практическая деятельность по достижению поставленной цели.
В основе проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе
ребенка, опора на его поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности.
    Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору
адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Т.е. проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования.
     Метод проектов возник 1920 г. В США и связан с развитием гуманистических направлениях в философии и образовании, начало положил американский педагог Д.Ж. Дьюн он предполагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.
      Развитие метод получил в работах В. Килпатрика. Он считал, что только
деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью соответствует детским интересам и предлагает строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.
 Е.Г. Кагаров в 1926 г. Выделил 4 отличительных черты проектного метода:
1. детские интересы – главное;
2. проекты копируют различные стороны бытия;
3. дети сами себе начинают программу занятий и интенсивно ее выполняют;
4. проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их
выполнение.
    Как в 1950 г. Так и сейчас, в садах Монтессори работа с дошкольниками
планируется с учетом индивидуальности каждого и интересов с учетом
индивидуальности каждого и интересов всех. Дети составляют план на день, на неделю, обсуждают их с педагогами и воспитателями, принимают участие в планировании задач на месяц. Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку и ответственность детей.
В форме проектов организована работа с дошкольниками в детских садах г.
Реджено в Италии. Воспитатели относятся к ребенку как к субъекту, вступающему в отношения с другими субъектами. При планировании принимаются во внимание возможности самообучения, связи педагогов и родителей, контекст пространства, а так же распорядок дня.
В американской образовательной программе «Шаг за шагом» - проектный
метод, важная составляющая педагогического процесса, воспитатель и дети могут инсценировать самостоятельные темы или проекты, охватывающие весь детский и педагогический коллектив.
    Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить основные этапы:
Целеполагание – педагог помогает ребенку выбрать наиболее активную и 
посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
Выполнение проекта – практическая часть.
Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.

              КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
     Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить
следующие основные этапы:
Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и 
посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта – практическая часть.
Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

 В настоящее время проекты классифицируются:
А) по составу участников;
Б) по целевой установке;
В) по тематике;
Г) по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие
типы проектов:
1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты
оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн
группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского
дизайна, например «Театральная неделя»).
   Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников,
координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво
направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
    Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в
изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий»,
«Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц»,
«Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
- групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы»,
«Подводный мир», «Веселая астрономия»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты
бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
- исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
    По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько
занятий – 1 – 2 – неделю), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С. Пушкина» - на учебный год).
 Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является
развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется
задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
    Задачи развития:
1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2) развитие познавательных способностей;
3) развитие творческого воображения;
4) развитие творческого мышления;
5) развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности
(практические опыты),
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с 
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.

Поэтапное развитие проектной деятельности.
Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. До 5 лет
ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие
необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять
самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего возраста выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно исполнительском.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный
социальный опят, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень
проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность.
Ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо
выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми:
дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют
совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль,
самооценка. Они принимают проблемы, ставят цель, способы выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.
На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и 
личностным развитием. К концу 6-го и 7-го года жизни формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.
Для проектирования необходима соответствующая организация предметно-
познавательного пространства группы. В пространстве групповой комнаты
воспитатель сосредотачивает документы на различных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира. (Полочка умной книги. Дуб мудрости).
В ДОУ можно оборудовать и детскую библиотеку, включающую абонемент и читальный зал для дошкольников, аудио-видео центры. Здесь дети с помощью взрослого находят необходимые справочники, доступные для их понимания энциклопедии. Воспитатели заботятся о том, чтобы воспитанники могли воспользоваться видеомагнитофоном и посмотреть художественные, учебные фильмы и мультфильмы, получить навыки работы с компьютером, освоить электронные, развивающие игры. Если информационного поля ДОУ недостаточно, возможно выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в библиотеках, музеях и других культурных центрах.
Конкретным результатом работы для дошкольников могут быть рисунки,
поделки, аппликации, альбом, книга, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль. В ходе совместной работы над проектом улучшается микроклимат в детском саду, повышается творчество.
Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к 
познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.
Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом
проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации
профессионального пространства. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Реализация проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомство с  циклами проектирования. В разработке и процессе проектирования участвуют творческие группы ДОУ.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мысль деятельности воспитателей, что позволяет:
- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;
- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе
родителей.
Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни
творчества разной тематики и образовательной направленности, творческие недели, проведение каникул. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности (содержание психолого-педагогической работы)-проектирование воспитательной работы

Перспективное планирование воспитательной работы является залогом успеха всего процесса обучения и  воспитания младших дошкольников....

Педагогический КВН «Театр - дело серьезное» к педагогическому совету № 3 (27.02.2015)

Цель педсовета: Способствовать активизации имеющихся у педагогов  детского сада теоретических знаний, практических умений и навыков. Привлечь внимание педагогов  к рассматриваемому вопросу, ...

Статья "Педагогическая технология проектирования"

Проектный метод как способ реализации образовательного процесса в ДОУ....

Презентация: "Педагогическая технология проектирования музыкально-обогащенной среды в группе ДОУ"

Презентация: "Педагогическая технология проектирования музыкально-обогащенной среды  в группе ДОУ"...

Итоговый педагогический совет "Успехи и достижения педагогического коллектива за прошедший 2014-2015 учебный год"

В презентации отражена работа педагогического коллектива за учебный год....

Педагогический совет "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ"

quot;Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полно...

Педагогический час в форме «Педагогического ринга» "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ООП ДО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим об основной образовательной программе в соответствие с ФГОС ДО.  Предлагаю  разделиться на две группы. Каждой команде нужно выполнить несколько...