Развитие предметно-орудийной деятельности у детей в раннем возрасте
статья на тему
Статья раскрывает этапы развития предметно-орудийной деятельности у детей раннего возраста. Статья будет интересна воспитателям, работающим в группах раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_predmetno-orudiynoy_deyatelnosti_u_detey_v_rannem_vozraste.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие предметно-орудийной деятельности у детей в раннем возрасте
Ранний возраст - стадия психического развития ребенка, охватывающая возраст от 1 года до 3 лет. За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство.
Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, в конце первого жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В это время ребенок приобретает некоторую автономии и самостоятельности, но, конечно, в очень ограниченных пределах. На грани между возрастами в кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий – как предпосылки перехода на качественно новую ступень развития.
- В это время речь ребенка носит автономный характер (слова ситуативны, многозначны, они лишь сколки слов взрослых), что само по себе содержит противоречие: как средство общения эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений. Как разрешение противоречия важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими.
- Развитие самостоятельной ходьбы, которую ребенок начал осваивать к концу младенчества.
- До сих пор почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом присутствует взрослый человек. И прежде всего – через конструирование предметов, с которыми ребенок манипулирует. Это явление встречается только в конце младенческого периода. Самостоятельно манипулируя предметом и ориентируясь на его физические свойства, ребенок ни при каких условиях не сможет открыть его общественно закрепленного назначения. Это противоречие разрешается при построении новой социальной ситуации развития, а именно - ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов.
Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок – предмет – взрослый» (вместо прежней «ребенок – взрослый»).
Для того чтобы понять, как происходит становление предметного действия, необходимо представить его структуру. Человеческое действие состоит из ориентировочной и исполнительной частей. Оно всегда контролируется и оценивается. У него есть цель. Действие выполняется ради другого человека, а в этом и состоит его смысл.
В совместном предметном действии первоначально слиты его цель, предметная ориентация, исполнение и оценка. Сам способ ориентации действия, подобно цели, также дан не в виде какого-то отвлеченного образца, а существует внутри действия ребенка со взрослым. Постепенное расчленение действия и переход его различных компонентов на сторону ребенка происходит в ходе развития. На основе предметного действия формируются все психические процессы, поэтому понять предметное действие – означает понять развитие.
Д.Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем возрасте по двум основным направлениям. Это, во-первых, развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения, и, во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.
Первая линия развития предметных действий – переход от совместности к самостоятельности. На начальных этапах развития предметного действия освоение общественных функций предмета и тех целей, которые могут быть достигнуты при определенном общественно установленном способе употребления предмета, возможно только в ходе совместной деятельности. И ориентация, и исполнение, и оценка действия находятся на стороне взрослого. Затем возникает частично-совместное, или совместно-разделенное действие. Взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его. Как только появляется совместное разделенное действие, можно говорить, можно говорить, что цель предметного действия выявилась: ребенок знает, что произойдет в результате выполнения действия. Далее возникает возможность исполнения действия на основе показа. Дальше следует речевое указание, и все действие ребенок выполняет самостоятельно. Такова первая линия развития предметного действия – линия движения от совместности к самостоятельности. По этой линии развития взрослый впервые выступает для ребенка как носитель образцов человеческих действий, он больше не «закрыт» для ребенка предметом, как это было в начале возраста.
Вторая линия развития предметных действий – линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ним у самого ребенка. К концу первого года жизни у ребенка формируются функциональные действия, когда он употребляет орудия, ориентируясь на физические свойства предмета, следовательно, в этом возрасте имеет место неспецифическое использование предмета. Затем наблюдаются попытки специфического использования предметов при отсутствии сформированного способа его применения.
Однако на этом процесс развития предметного действия не заканчивается. Ребенок начинает использовать действие в новой, неутилитарной ситуации. Можно наблюдать два типа переноса:
- перенос действия с одного предмета на другой, функционально тождественный. Например, ребенок научился пить из чашки, а затем пьет из стаканчика и т.п. На основании такого переноса происходит обобщение действия, выделение его функции;
- перенос действия по ситуации, научившись пользоваться ботиночками, ребенок натягивает их на мячик и т.п. Здесь ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях. На основе такого переноса действия ребенка схематизируется, в нем выделяется то, что сохраняется при многократном повторении в разных ситуациях. Благодаря этим двум переносам возможен отрыв действия от ситуации и, более того, отрыв действия от самого ребенка.
Отрыв действия от объекта, от ситуации, от самого ребенка ведет к схематизации действия, его обобщению. У ребенка складывается образ собственного действия.
Ребенок начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрослого человека. Таким образом, перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отождествлению себя с взрослым. Социальная ситуация начинает меняться, теперь её можно представить так: «ребенок – предмет – ВЗРОСЛЫЙ».
Все основные новообразования связаны с орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности зарождается новый тип деятельности, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-отобразительная игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»
«Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание. Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...
Консультация для родителей "Развитие предметно-орудийной деятельности у детей в раннем возрасте"
Консультация для родителей....
Конспект по художественно-эстетическому развитию (конструктивно-модельной деятельности) во 2 группе раннего возраста. Тема: «Башенка из кубиков».
Цель: формирование у детей навыка конструирования башенок по образцу совместно со взрослым. Задачи:- Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность.- Упражнять в умении ...
Развитие предметно-орудийной деятельности у детей в раннем возрасте
Развитие предметно-орудийной деятельности у детей в раннем возрасте...
Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию ( конструктивно - модельная деятельность) во 2 группе раннего возраста. Тема: « Поможем построить теремок»
Тема: « Поможем построить теремок»...