Конспект занятия "Волшебница зима"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: « Волшебница зима…»
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;
- продолжать знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев;
- учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе;
- учить различать природные явления: метель, вьюга, пурга
- приобщать детей к русской национальной культуре, опираясь на пословицы, поговорки и народные сказки;
- продолжать учить самостоятельно работать с ножницами, бумагой и клеем;
Развивающие:
- развивать способность наблюдать, строить предположения, делать выводы;
- развивать воображение и мимику;
Воспитательные:
- воспитывать чувство эпатии к родной природе
Оборудование:
- магнитофон;
- аудиозапись фрагмента из песни «Три белых коня»;
- иллюстрации с изображением зимней природы: Л.И. Бродская «Морозное утро», И.Э. Грабарь «Иней»;
- аудиозапись;
- магнитная доска;
- мольберт;
- картинки с изображением месяцев: декабрь, январь, февраль;
- ножницы;
- бумага;
- клей;
Предварительная работа:
- разучивание подвижной игры для физкультминутки;
- обучение вырезанию снежинок из бумаги.
Ход занятия
- Доброе утро! Я рада Вас всех приветствовать в этот хороший день!
Ребята сегодня мы с вами отправимся в зимний лес
-Посмотрите , а что изображено на картине (воспитатель обращает внимание детей на картину с изображением зимнего леса).
Ответы детей:
- Послушайте стихотворение о зиме и зимних месяцах:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
- А теперь, давайте поскачем под музыку как белые скакуны и вспомним все зимние месяцы. (Дети встают по трое и скачут на стульчиках).
А теперь отгадайте загадку:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год!
Ответы детей: декабрь.
Воспитатель показывает картинку с изображением декабря.
- Декабрь – первый месяц зимы. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет».
- Как вы думаете, почему люди так говорили?
Ответы детей:
- Скажите, а в какой из дней легче переносится мороз , ветреный или безветренный?
Ответы детей: в безветренный день мороз переносится легче.
- В народе есть пословица «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты».
- Как вы понимаете эту пословицу?
Ответы детей:
Воспитатель ответы детей показывает на картинке.
- Послушайте загадку про следующий месяц:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету,
Что, скажи, за месяц это?
Ответы детей: январь.
Воспитатель показывает картинку с изображением января.
- Январь – второй месяц зимы.
В народе называют январь – просинец. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». И ещё: «В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес».
- Что бы это значило?
Ответы детей:
Воспитатель Ребята скажите
- А греет ли январское солнце?
Ответы детей:
- Январь считается самым холодным месяцем года.
- В народе говорят: «В зимний холод всякий молод».
- В какой сказке мужик мороза не испугался?
Ответы детей: в сказке «Два мороза».
- Почему он даже разделся в сильный мороз?
Ответы детей:
- Зима - время веселых детских игр. Давайте и мы с вами поиграем в одну из них (дети встают на физкультминутку).
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех!
Потом в лес все побежали
И в снежки играть мы стали.
(Во время физкультминутки дети приседают, быстро шагают на месте, руки сзади, потом играют в снежки).
(После физкультминутки дети садятся на свои места).
- Ребята, вот еще одна картинка (воспитатель показывает картинку с изображением февраля). Послушайте загадку:
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
Ответы детей: февраль.
- В феврале зима с весной встречается. В феврале ещё стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз да вьюга».
- Люди приметили, что 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же пасмурный – готовься к поздним заморозкам и метелям.
- В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга.
- Как вы думаете, что такое метель?
Ответы детей: ветер со снегом.
- Правильно, ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Бывает, что метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у Я вью-ю-у-га…». Так метель сама себя назвала.
- Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг.
Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.
- Скажите, как можно описать каждый месяц?
Ответы детей:
Декабрь – это самый темный месяц года.
Январь – это самый холодный месяц года.
Февраль – это самый ветреный месяц года. В этом месяце очень часто бывают метель, вьюга, пурга.
- Ребята, а из чего получается метель, вьюга, пурга?
Ответы детей: из снега, снежинок.
- Давайте сейчас мы как снежинки полетим за столы и там их сделаем из бумаги:
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
(Дети под музыку кружатся, проговаривают слова, делают плавные движения руками и идут садиться на стульчики за столы вырезать снежинки).
- Какие красивые у вас получились снежинки, давайте из ваших снежинок сделаем одеяло (дети свои снежинки прикрепляют на лист ватмана).
Ребята вы сегодня молодцы скажите о каком времени года мы сегодня с вами разговаривали?
Ответы детей: сегодня мы разговаривали о зиме.
- Какие зимние месяцы мы вспомнили?
Ответы детей: декабрь, январь, февраль.
- Какие природные явления мы научились различать?
Ответы детей: мы научились различать метель, вьюгу, пургу.
- Для чего нам это пригодится?
Ответы детей: одеваться соответственно сезонным изменениям в природе.
- Мы узнали много народных пословиц, вспомнили народные сказки. А в следующий раз мы с вами познакомимся с изделиями, которые люди делают своими руками.
- Дети, желаю вам оставаться всегда здоровыми и уметь наблюдать за красотой родной природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"
Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...
Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «
Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...
Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"
Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"...
Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"
Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...
Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием презентации «Зимующие птицы»
Конспект интегрированного занятия«Зимующие птицы"(средняя группа)Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представлений у ...
Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»
Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»Цель: познакомить детей с новым временем года - зимой.1. Формировать первые представления о зиме, ее признаках;2. Раз...